Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ

Даже омут на небольшой речонке, которую на перекатах вброд переходят коровы, иногда становится местом аварии. В то же время водная стихия и на самых грозных порогах может быть знаниями и опытом, волей и выдержкой, хладнокровным расчетом опытного туриста. Водный поток не прощает легкомыслия и лихачества - рано или поздно за них приходится расплачиваться. На плотах, как ни на каком другом судне, оплошность и расхлябанность одного может привести к тяжелому увечью или даже гибели других членов эки пажа.

При плавании на плотах действуют те же правила и законы, что и при плавании на других судах, и человек, который решил самостоятельно путешествовать на плоту, должен знать их. Ему следует ознакомиться с соответствующей спортивной литературой и "Правилами плавания по внутренним водным путям СССР".

Особенно ответственно плавание по горным и таежным рекам, где препятствия могут неожиданно встретиться на каждом шагу. Безопасность здесь обеспечивается знаниями свойств потока, техники и тактики плавания на плотах, тщательной разведкой препятствий, самостраховкой и помощью товарищу. Серьезный залог успеха - постепенное увеличение фактической сложности проходимых рек и порогов (существующая классификация трудности водных походов совершенно не отражает действительной сложности препятствий на реке).

В одном из первых походов новичку полезно пройти участок в 100-200 км на горной реке против течения на лодке или байдарке с бечевой или шестами. Медленное движение против водного потока способствует усвоению основных свойств его, дает время осмыслить их и почувствовать всесокрушающую силу даже небольшой горной речки. Систематическое обучение помогает избежать лихачества, причиной которого часто являются полная безграмотность и беспомощность. Известен случай, когда Усть-Коинские пороги на реке Вымь группа проходила на плоту, сидя в палатке, - управлять плотом все равно никто из туристов не мог. Все же плот благополучно миновал порог, на котором не раз гибли люди. Потом эта история дала пищу для многих "героических" повествований. В чем причина удачного преодоления?

Если наблюдать некоторое время распределение и ход отдельных струй потока на пороге, то можно заметить, что они не постоянны. Поток как бы пульсирует, причем с разной частотой в различных местах. Возникают биения этих колебаний с переменной частотой и амплитудой, установить закономерность которых, а тем более сознательно ее использовать очень трудно. Такой порог в одни моменты проходим, а в другие - нет. Автору пришлось наблюдать, как в большую воду через Гуляевский порог на реке Казыр проходили лесосплавные плоты. Первый плот, который вели опытные плотогоны, врезался в скалу, и полтора става рассыпались, как спички. После этого десять плотов были пущены без людей примерно из одного и того же положения. Три из них также сильно разбило, четыре были повреждены незначительно, а три даже не зацепились о камни. Очевидно, что такой порог надо считать непроходимым.

Требования к руководителю и участникам водных туристских путешествий изложены в многочисленных инструкциях и литературе. Следует лишь добавить, что опыт участия в наиболее сложном водном походе на байдарках и лодках и даже руководства им не дает всей суммы знаний, необходимых для серьезных путешествий на плотах. Это надо учитывать при выборе реки и утверждении маршрута. Вместе с тем, любое спортивное плавание на байдарках, лодках, парусных судах и особенно водный слалом создают прочную базу знаний, на основе которых техника и тактика путешествия на плотах могут быть быстро освоены. Занятие спортивной греблей - наилучшая тренировка в период между походами. Само собой разумеется, что каждый отправляющийся в водное путешествие должен хорошо плавать не только раздетым, но и в одежде.

Как и всякое другое судно, плот снабжается спаса тельными средствами. На каждом плоту должны быть индивидуальные средства (надувные жилеты или пояса) - по числу членов экипажа. Наиболее удобны жилеты, надуваемые при необходимости при помощи капсулы с углекислотой (предложены московским туристом П. Воротниковым). Для этих же целей можно использовать камеры от волейбольных мячей, поместив их в матерчатые мешки или сетки и соединив попарно. Кроме этого, на плоту надо иметь конец спасательной веревки с легкостью на конце. На больших порожистых реках необходима небольшая надувная резиновая лодка. В качестве спасательных средств могут быть применены герметичные мешки из прорезиненной ткани с одеждой, спальными принадлежностями и другими легкими вещами.

рис. 45Основное правило самостраховки - во что бы то ни стало удерживаться на плоту, во всяком случае до тех пор, пока он движется с потоком. Опасность быть сбитым с плота особенно велика при ударах его о камни и большие стоячие волны. При проходе больших валов переднюю гребь, как уже описывалось выше, втаскивают на плот и закрепляют веревочными петлями, за которые держится передняя пара гребцов. При этом они стоят пригнувшись или даже на одном колене, чтобы "меньшей площадью" встречать набегающую волну (рис. 45). Вторая пара, продолжающая управлять задней гребью, подстраховывается также веревочными петлями, которые надеваются на руку.

Опыт показал, что веревочные петли, особенно намотанные на руку,- надежная страховка; ее широко применяют плотогоны Сибири. Держаться за палки и бревна нельзя: когда человек бывает сбит с ног, они выскальзывают из рук.

На сложных реках может потребоваться и принуди тельная страховка. Для этого по периметру плота протягивают прочную веревку, на которую через кольца пристегивают поводки-петли длиной по 1,5-2 м. Каждый член экипажа обвязывается трудной обвязкой репшнуром, широко применяемой в альпинизме, и при помощи карабина пристегивается к своему поводку. Если его и собьет в воду, то он не отстанет от плота, и ему будет легко помочь. В то же время такой вид страховки обеспечивает свободу движения, необходимую для работы гребями, смены их и т. п. При принудительной страховке все члены экипажа должны иметь ножи на поясе, чтобы, когда это потребуется, быстро перерезать поводок.

Если по какой-либо причине человек оказался за бортом, ему сразу же бросают индивидуальные спасательные средства (пояс, камеры и т. п.), а также коней спасательной веревки с легкостью. Веревка должна всегда быть тщательно уложена на кормовой подгребице. На воду немедленно спускают надувную резиновую лодку, а если ее нет, в воду бросается наиболее искусный пловец, предварительно привязавшийся к плоту достаточно длинным и прочным шнуром. Оставшиеся на судне, энергично работая гребями и шестами, переводят его в ту часть струи, где плывет пострадавший, а, если он сзади, то затормаживают плот.

Посадка плота на мель или подводный камень - еще не авария. Авария бывает, если у севшего на камень плота возникает дифферент на корму и водный поток, набегая на нее, прижимает судно к препятствию и дну русла. То же может произойти у скал и завалов. Наиболее опасно, когда плот, развернувшись лагом, упирается в препятствие бортом. При этом он стоит почти вертикально. Такая авария обычно кончается гибелью судна.

Если плот затоплен лишь частично или сила потока невелика, следует попытаться развернуть его по течению при помощи ваг, шестов и "оплеух" При неудаче нужно разгрузить плот и покинуть его. Если расстояние до берега невелико, иногда удается навести применяемую в альпинизме так называемую "навесную переправу". Для этих целей надо иметь достаточной длины конец основной альпинистской веревки и карабин. Чтобы навести переправу, два человека добираются до берега на резиновой лодке, используя индивидуальные спасательные средства или части плота, сделанные из сухой древесины. Так как аварии происходят обычно на быстром течении, то покидать плот без плавательных средств не допустимо. Если навести переправу невозможно, следует попытаться освободить хотя бы часть плота, перерубив связи (ронжины или стрелы), и, используя спасательные пояса, части плота, резиновую лодку и другие плавающие части снаряжения, переправлять на берег людей и груз, Особенно тяжелые аварии такого характера бывают у отвесных скал, главным образом в каньонах и у завалов, но и здесь обычно на поверхности остается часть плота.

Как уже указывалось, наиболее полно обеспечить безопасность и взаимную страховку можно при плавании группы плотов. Плоты проходят пороги по очереди, и свободные экипажи располагаются вдоль берега в опасных местах или непосредственно ниже их со спасательными веревками и спасательными поясами. Иногда бывает необходимо перебраться на камни, находящиеся в потоке, для чего незаменима надувная лодка. Если порог проходят этапами, следует организовать помощь при швартовке.

Но чтобы путешествовать вообще без аварий, туристам надо накапливать опыт плавания на плотах, разрабатывать технику и тактику их применения, передавать свой опыт другим. Попытка обобщить туристскую практику применения плотов была сделана в предлагаемой читателю книге. Хочется думать, что эта работа будет продолжена многочисленными любителями увлекательных водных путешествий, армия которых растет с каждым годом.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу