Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. ВЫБОР ЛИНИИ ДВИЖЕНИЯ

Правильный выбор линии движения для плотов из-за их низкой маневренности имеет гораздо большее значение, чем для других судов. Если генеральная линия движения, т. е. основные правила и положения, разрабатывается еще при подготовке похода, то выбор линии движения на каждом конкретном видимом участке пути (курса) производится руководителем похода - лоцманом непрерывно. Таким образом, корректирование линии движения по существу сводится к прокладке курса плота на видимом участке реки в соответствии с генеральной тактической линией и конкретными условиями, в которых находится судно.

Поскольку плот движется со скоростью потока, то естественно желание находиться в той его части, где эта скорость больше. На участках прямого русла максимальная скорость обычно бывает посередине потока над наиболее глубокой его частью. На поворотах реки центробежные силы отжимают поток ближе к внешне выгнутому, берегу, сюда же сдвигается фарватер - участок, где скорость течения наибольшая. Известно также, что на повороте поток вращается вокруг своей продольной оси и поверхностные слои воды на бегают на вогнутый берег. Это становится тем заметнее, чем больше скорость потока, его уклон и расход воды. В таких местах возникает опасность навала на берег. Поэтому вы бор основной линии движения на различных реках не одинаковый.

На малых горно-таежных и больших равнинных реках курс плота прокладывают по фарватеру, т. е. в месте с наибольшей глубиной и скоростью потока. На малых горно-таежных реках к этому вынуждает их незначительная глубина, частые мели в перекаты, а на равнинных - низкая скорость течения. Линия движения при спуске через пороги на малых реках также, как правило, проходит по фарватеру, т. е. через вершину конуса слива и далее по гребням стоячих волн. Обычно здесь не только больше глубина, но и русло лучше расчищено силой потока. Центробежные силы на крутых поворотах малых рек невысоки, применяемые на этих реках небольшие салики имеют незначительный вес. Поэтому, проходя такой поворот, удается избежать навалов на берег, отталкиваясь шестами, и удержать салик у внутренней стороны фарватера.

рис. 41На рис. 41 показана линия движения салика на малой горно-таежной реке с шириной русла около 25 м и средним уклоном 1,5 на 1 км. На плесе курс плота идет по середине русла, а на поворотах отходит к вогнутому берегу. Пороги салик преодолевает через середину слива, вершину конуса и гребни стоячих волн. Наиболее сложен третий поворот у скалистого берега. Проходя его, нос салика поворачивают на 20 - 30° от линии курса во внутреннюю сторону поворота и удерживают судно от навала на берег, отталкиваясь шестами с левого борта.

На больших и средних горных и таежных реках генеральная линия движения плота проходит иначе. Выбор ее, в основном, обусловлен соображениями безопасности плавания. Большая скорость течения приводит к заметному росту центробежных сил на крутых поворотах. На таком повороте, находясь в главной струе, очень трудно преодолеть эти силы и отойти к внутреннему (выпуклому) берегу. Движение же от внутреннего берега к внешнему происходит очень легко, поскольку оно совпадает с направлением действия сил потока.

рис. 42Быстро пристать к внешнему, вогнутому, берегу на крутом повороте трудно, а иногда и небезопасно. Такая потребность может неожиданно возникнуть на любом повороте, если за ним следует достаточно сложное препятствие. В таких условиях плавания основное правило прокладки курса плота - проходить поворот вблизи внутреннего отмелого берега, для чего на плесах между поворотами необходимо пересекать фарватер. При движении плота по указанному курсу всегда есть возможность и время причалить к внутреннему берегу поворота, если из-за него открылось препятствие, требующее разведки, или перейти под противоположный берег (рис. 42).

Перейдем к рассмотрению курса плота при прохождении естественных препятствий и некоторых других сложных участков реки.

Острова и протоки требуют от лоцмана очень большого внимания и опыта. Ошибка в выборе протока легко может привести к аварии или даже потере плота. На рис. 43 показан встречающийся на реках участок расширяющегося русла с островами. Левый проток, вначале более широкий, вскоре начинает дробиться на многочисленные более мелкие протоки. Плот, попавший в один из таких карманов, нередко безвозвратно теряется. Для выбора правильного хода по протокам надо иметь опыт и интуицию. Полезно знать следующие признаки, которые большей частью оправдывают себя.

рис. 43С верхнего плеса обычно заметно, что основной, в данном случае правый, проток имеет более крутой уклон, чем левый. Следовательно, через некоторое расстояние уровень в нем будет ниже, чем в соседнем протоке, и вода будет собираться в него. Кроме того, в нем должна быть более высокая скорость течения, в то время как в фальшивом протоке вода как бы слегка подпружена. Наконец, иногда удается заметить общий уклон островов в сторону основного потока. При подходе к разветвлению потока надо держать курс на изголовье острова до тех пор, пока позволяет мель, и пытаться разгадать характер проток. Находясь у изголовья острова, плот легко можно запустить и в правую и в левую протоку. Если есть сомнения в проходимости проток, следует пристать к острову и произвести разведку.

Линия движения через пороги должна идти так, чтобы экипаж не боролся против силы потока, а использовал его для успешного обхода препятствий. Перемещение плота из одной струи в другую также должно проходить с наименьшим противодействием потоку.

Чтобы наметить оптимальную линию движения через порог, необходимо предварительно изучить характер водного потока и расположение камней в русле - произвести разведку. Во время разведки определяются направление и скорость течения струй в разных местах потока. Существенную помощь оказывают сухие ветки, палки и бревна, брошенные в воду на верхнем плесе у начала слива: они помогают уяснить траекторию различных участков потока. Особое внимание надо обращать на те из них, где вода с поверхности уходит в глубину, проходя под массой воды другой струи. Камни, лежащие у поверхности, значительно легче обнаружить, просматривая слив снизу, с подпорожицы.

На больших реках при разведке порога очень полезен хороший бинокль.

После того как структура порога выяснена и намечена линия движения, необходимо выбрать ориентиры, по которым будет удобно вести плот. Видимость препятствий с плота во время спуска через порог значительно хуже, чем с берега. Искусственные ориентиры (затесы на деревьях, ветки, туры из камней) располагают так, чтобы они были хорошо видны лоцману, т. е. впереди и слева по курсу.

Разведка сложных порогов там, где может потребоваться разгрузка плота, начинается с выяснения подступов к ним. При неизвестном характере берега первый раз приставать надо достаточно далеко от порога, чтобы иметь возможность перегнать плот к противоположному берегу и вернуться обратно, если этого потребует обстановка. Не следует забывать, что у больших порогов заметное увеличение скорости течения ("тягун") иногда начинается за 100-150 м от слива.

Особо тщательной разведки требуют каскады близко расположенных друг за другом порогов общей протяженностью в несколько километров. Пороги такого типа часто образуются на месте конечных морен бывших ледников (например, Убинские пороги на реке Казыр). Большая скорость течения (средний уклон 8 м на 1 км) и малые расстояния между ступенями каскада заставляют прокладывать курс плота с учетом расположенных ниже не видимых с судна препятствий. Если не делать этого и пройти первый порог по наиболее удобному сливу, то перед вторым плот оказывается против совершенно непроходимой гряды камней, а времени переместиться к имеющемуся в них проходу или пристать к берегу не остается. для таких порогов надо намечать общую для всего каскада, компромиссную линию движения.

Линия движения через порог, расположенный на повороте реки, как это ясно из рассмотренных ранее примеров, проходит как можно ближе к внутреннему (выпуклому) берегу. На прямых порогах можно идти как через главный слив, так и через второстепенные, если в них достаточно воды. Сильные валы парализуют работу передней гребью и могут сбить пренебрегающих страховкой людей, но надо всегда помнить, что для плота гораздо более серьезным противником является не кипящий грозный вал, а невидимые подводные камни и мели.

При выборе линии движения через большие сложные пороги приходится учитывать влияние уровня воды, ветра и освещения. Не следует проходить в утренние и вечерние часы пороги, ориентированные против солнца. Каскады брызг и лучи низко стоящего солнца сильно слепят глаза и резко ухудшают ориентировку. Еще более коварным может оказаться боковой ветер. На сложном пороге, где часто идет напряженная борьба буквально за несколько сантиметров расстояния в поперечном направлении, забывать о ветре нельзя. Наконец, линия движения через один и тот же порог может сильно измениться при разных уровнях воды.

Опытные экипажи могут преодолевать простые пороги и шиверы с ходу, если те расположены на прямом участке реки. В этом случае линия движения намечается с наплыва. Лучше просмотреть предстоящий путь можно, сдвинув плот в сторону от главной струи при подходе к такому порогу - "затормозив" движение судна, на пример, отойдя к верхнему "улову". При этом надо следить, чтобы судно не оказалось перед явно непроходимыми препятствиями и чтобы оно могло потом быстро вернуться в основную струю.

Тактика преодоления порога меняется в зависимости от его сложности: спуск с хода с просмотром пути с наплыва; проход на груженом плоту с разведкой с берега; сплав с разведкой, но без груза и лишних людей; наконец, сбрасывание плота без людей или разборка его и спуск по отдельным бревнам.

рис. 44Если плот при спуске через порог может опрокинуться или глубоко зарыться в воду, его сбрасывают без людей. Так, например, поступают на водопадах и водоскатах с высотой падения больше 2 м (этот предел может быть выше для многоставных плотов).

Поимка плота ниже порога подчас осложняется низкой температурой воды и большой скоростью течении. В подобном случае будет полезна резиновая лодка, даже одноместная (ее всегда рекомендуется иметь в путешествиях на плотах).

На коротких порогах плот можно сбросить, привязав его веревкой так, чтобы образовался маятник. Веревка для таких целей должна быть очень прочной. Управлять плотом с берега при помощи веревок невозможно из-за большого веса этого судна и большого давления воды за т его глубокой посадки.

На непроходимых порогах, где есть опасность посадить плот на камни (например, первый порог на реке Кизир его разбирают и сбрасывают в поток по бревнам: отдельное бревно проходит значительно легче.

На рис. 44 показана линия движения плота через порог, похожий на Верхне-Китатский на реке Казыр. Плот пускают в порог по правому краю главных ворот слива (ориентиром служит камень №1). Далее курс держат на вешку №2, чтобы не наскочить на камень №3. На траверзе вешки № 4, работая обеими гребями, пересекают главную струю вправо, обходя камень № 5 поворотом с ударом левым бортом у кормы плота.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу