Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Аверкиева яма (пещера)


Область Челябинская обл.
Район САТКИНСКИЙ РАЙОН
Тип пещера
Дата обновления 2006-04-10
карта района


Название ООПТАверкиева яма (пещера)
КатегорияГеологический памятник природы
УровеньРегиональный
Год создания1987
Площадь (га)0
РегионЧелябинская область
Дата(на 19.05.1997)
РайонСаткинский
Категория МСОПIII, IV
Междунар. Программы

Для вступления приведу две выдержки-свидетельства о пещере.

А. В. Лопатин, А. А. Мурзагулов, «Туристские маршруты Башкирии» (Москва, 1972 г.): «К северу от посёлка Сулея, у села Айлино, находится Айлинская пещера, известная у местного населения под названием «Аверкина яма». Эта пещера имеет вид глубокого колодца (около 25 м). Она почти не исследована, но, по разным сообщениям, в ней имеются гроты, подземные озёра. Посещение её опасно, так как неровные стены колодца могут легко перерезать верёвку.» Г. Н. Матюшин, «Яшмовый пояс Урала» (Москва, 1977 г.): «Выезжая из Златоуста, нельзя не обратить внимания на живописные скалы и горы с поэтическими названиями: Увильды – «Золотая гора», Мисяш – «Место свидания», Таганай – «Подставка для луны» и т.д. Места эти овеяны легендами и сказаниями. Особенно много рассказов о кладах, а их в окрестностях Златоуста и Сатки до сих пор иногда ещё пытаются искать. Следует заметить, что кладоискательство на Урале было широко распространено. Объяснялось это действительной возможностью отыскать самородки золота, драгоценные камни и редкие металлы. В ночь на Ивана Купалу молодёжь уходила в горы искать цветок папоротника, искали свечу, зажжённую на месте клада, полоза и т.п. Много слухов породили пещеры, «Аверкина яма» и другие места. Много таких мест у города Кусы, что в 15 километрах севернее Златоуста между Златоустом и Саткой».

Аверкина яма известна давно. В 1771 г. её посетил академик И. И. Лепехин, автор монографии «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» (Санкт-Петербург, 1785 г.). Этот факт подтверждает статья Г. А. Максимовича «Карстовые шахты и колодцы Урала» («Пещеры», выпуск 7-8, Пермь, 1969 г.).

Много преданий бытует об Аверкиевой пещере (Аверкиной яме). Уже в глубокой старине она была овеяна завесой какой-то мифической таинственности. Одни говорили, что давным-давно в ней жили фальшивомонетчики, связанные с Е. И. Пугачёвым, другие утверждали, что в пещере скрывался раскольник Аверкий, чьим именем она и поныне называется. Как будто бы несколько лет тому назад Аверкиева пещера чуть было не поведала свои тайны двум любопытным, но последние этого открытия не смогли перенести. Недалеко от пещеры они отвалили большую плиту и заглянули туда. После этого случая один из них навсегда остался заикой и помешанным, а второй не захотел рассказать об увиденном под камнем и всегда отмалчивался, когда его пытались об этом расспросить. Так они в страхе бежали от тайн Аверкиной ямы, захоронив их всё той же плитой. Никто не может конкретно подтвердить, было ли это. Однако следует сказать, что тем, кто неоднократно её посещал, пещера не представляется такой уж таинственной, хотя некоторые факты не совсем объяснимы. Не ясно, например, почему в пещере много костей в обоих гротах. Кому нужно было выкладывать каменную лестницу со многими ступеньками в дальний конец первого грота в полной темноте и сырости почти на 30-метровой глубине? Тайны Аверкиной ямы уже более ста лет привлекают к себе внимание жителей окрестных деревень и сёл – Старой Пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой Пристани. Пробовал ли кто приоткрыть завесу над интригующими загадками мрачных, сырых подземелий? Безусловно. Но тайны так и остаются до конца не раскрытыми, хотя некоторые детали пещерной истории всё же немножко прояснились.

Пещера находится в 3-х км от дер. Старая Пристань, на левом берегу р. Ай, в лесистом склоне горы, примерно в 300 м от так называемого Винокурного ключа, которому Аверкина яма обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 метра, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере имеются два просторных грота. У обоих пол неровный и засыпан крупным обломочным известняком и доломитом, перемешанным с глиной. В первом гроте имеется небольшое мелководное озерко с чистой ключевой водой. Оно сохраняется круглый год. Во втором гроте озеро появляется только весной. Его глубина достигает 1,5-2 м, высота потолков – 6 и более метров. Этот грот оканчивается тремя тупиковыми ходами длиной от 8 до 15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости – 28 м. В пещере сыро. Местами наблюдается обильный капёж с потолков, кое-где по каменным стенам бегут мелкие струйки воды. Влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.

Теперь установлено, что пещера названа именем раскольника-кержака Аверкия (Аверки), который появился на айских берегах свыше ста лет назад (около 1874 г.). Аверкий прожил в этой пещере несколько лет, а потом вдруг неожиданно исчез. Его таинственное исчезновение вызвало множество толков, догадок, легенд. Почему же на него было обращено такое повышенное внимание? Автор этой статьи многие годы занимался исследованием пещеры и её истории. Многочисленные предания и слухи заинтересовали меня, заставили неоднократно посетить её, внимательно проверить. В это же время я узнал, что историей пещеры ранее был заинтересован житель с. Айлино Д. С. Чебыкин, который позднее уехал в Белорецк. Я ему написал письмо. Вот что он ответил мне: «Чудес в пещере никаких не произошло. В ней жил Аверкий, скрывавшийся от православной веры и бежавший из сибирской ссылки. Его поддерживали прежние жители Айлино – Иосиф Соснин и его братья. Они были кержаки. Аверкий им представился тоже как кержак. Соснины снабжали его питанием, а он занимался столярным ремеслом и делал нательные кресты из пещерного «текучего камня». Когда я учился в школе в 1910-1911 годах, мы ходили на экскурсию в пещеру, приносили сосульки «текучего камня» и отпечаток с медной иконы. Внутри пещеры мы обнаружили верстак и обрезки железа. Там же, внутри пещеры, есть ключ, из которого течёт холодная вода. Когда ушёл Аверкий из пещеры, никому не известно, и куда ушёл, тоже не знали его кормильцы Соснины. Но вылезти из пещеры одному по ущелью не представлялось возможным. Пещера, вероятно, имела выход где-то у Ая. Там, внутри спуска, должно быть отверстие, которое со временем захламилось. Его нужно раскопать. Это примерно в первом уступе». А вот ныне покойная жительница Айлино Елена Михайловна (Акулина) Шляпина (в девичестве Соснина), внучка Саввы Соснина (брата Иосифа Соснина) так рассказала об Аверкии:

- Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, а один глаз выколот напрочь. Он был чёрен лицом и с густой подстриженной бородой. Аверкий занимался конокрадством и был посажен в тюрьму, но бежал и скрывался за Аем. Да, Иосиф Соснин был его покровителем. Савва Соснин тоже не таил, что тот прятался в пещере. Он же позднее рассказал, что Аверкий вышел из повиновения, ушёл из пещеры тайком, шатался по лесам, занимался грабежами. Его схватили при угоне ягуновских лошадей, связали и сдали в полицию.

Аверкий ещё раз появлялся в наших местах. Айлинскне мужики видели его около Винокурного ключа. Он сидел на камнях, был печален, худой, плохо одет, почти босой. А потом Аверкий исчез. Слухи о нём больше не поступали. Времена неудержимо менялись, но пещеру люди не забывали. Разные о ней ходили толки и кривотолки. Были и вымыслы и домыслы. Так, например в 1972 г. в Челябинске вышла книга А. И. Лазарева «Поэтическая летопись заводов Урала». В этом фольклорном издании изложены сомнительные сведения об Аверкиевой пещере: «Много слухов породила "Аверкина яма" в Саткинском районе Челябинской области, в которой будто бы жил старец Аверкий, учивший народ, как бороться с заводчиками. (Этнографическая экспедиция ЧГПИ в 1965 г. обследовала эту яму - естественный провал в породе глубиной 35 м. На дне было найдено небольшое озерцо с чистой водой, рядом – каменное ложе, на котором лежит скелет человека)».

Некоторые старопристанинские жители слыхали об Аверкии интереснейшие подробности. Айлинские богачи Соснины приветили его не случайно, не по сердечной, не по христианской доброте, а из собственных алчных побуждений. Дело оказалось в том, что старый раскольник привёз из Сибири немало золота. Этот драгоценный металл и стал тайной приманкой для зажиточных мельников-кержаков, которые и поселили его в пещере. Между молитвами Аверкий занимался столярным ремеслом и делал нательные крестики из пещерного «текучего камня» - сталактитов. По натуре он был человек деятельный, энергичный, любил повинокурить, благо деньги у него водились. Поэтому и соседний с пещерой ключ старопристанинцы и айлинцы стали называть Винокурным. Слишком набожные старушки были недовольны Аверкием и распускали слухи, будто одинокий старец являлся «великим прелюбодеем» и «сущим диаволом во Христе», коих по тем религиозным временам было не так уж много на великой и святой Руси. Поговаривали, будто к Аверкию в пещеру тайком похаживали незамужние женщины, вольные монашки и «окаянные девки». ...Между прочим, пещера и теперь волнует людей своими неразгаданными тайнами и сюрпризами. Ещё до недавнего времени ходили разговоры, что в ней существовали не два больших грота, а целых восемь. Кто-то находил старинную икону.

В 1974 г. в газ. «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в котором описываемые события касались и Аверкиной ямы. Автором этой статьи был я. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слышал о подземных тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал. Например, жительница Айлино Зинаида Илларионовна Бонина (в детстве Соснина) утверждала, что история, связанная с Аверкиной ямой, изложена в основном верно. Другие опровергали её и стояли на том, что всё было не так. Споры дошли до Курганской области и заинтересовали бывшего айлинца П. Накорякова. В своём письме айлинскому библиотекарю и краеведу Валентине Ивановне Кожевниковой он высказал своё мнение о «Золотой трагедии». Письмо заслуживает внимания, а некоторые его выдержки проливают дополнительный свет на личность самого старца Аверкия: «Наконец-то выкроил свободную минутку, чтобы написать Вам письмецо и отблагодарить за присланные вырезки из газеты "Саткинский рабочий" о "Золотой трагедии". В одну из поездок в Златоуст мне такого наговорили об этих «записках краеведа», что захотелось проверить, так ли это. И когда с Вашей помощью сам прочитал эти записки, я многого не нашёл из того, что слышал в разговорах. Ещё лишний раз убедился, что «молва народная богата на выдумки». Я слыхал даже о том, что в пещере оказался замурованным человек, который, пролежав сотни лет, хорошо сохранился. Я согласен с тем, что о статье краеведа В. Чернецова можно спорить. Если судить по его запискам, то это не такое уж старинное предание, ибо история этого предания доведена до дней коллективизации, даже до дней Великой Отечественной войны, т.е. почти до наших сегодняшних дней. Преувеличены и размеры пещеры. Я бывал в ней несколько раз. Разговоры о засыпанной лестнице, как и о втором нижнем выходе из пещеры, остаются лишь разговорами. Если бы действительно была лестница, то она бы сохранилась или от неё остались бы признаки. Правда внутри пещеры в её второй половине на полу видны две гладкие каменные площадки. Они-то и дают разговоры, что там начало лестницы. Мы делали попытки раскопок и дальше вглубь, но никаких признаков лестницы не обнаружили. Тогда мы пришли к выводу, что эти площадки наподобие начала лестницы служили для обитателя: нижняя - для сидения, верхняя - столом.

С молодёжью Айлино мы совершали походы в эту пещеру в 1923 и 1924 годах. В 1926 г. я приходил с группой молодых рабочих инструментального цеха Златоустовского механического завода. В 1936 г. был с группой златоустовских охотников. Когда организовывалась в двадцатых годах самая первая экскурсия, то был разговор, что в этой пещере жил какой-то фальшивомонетчик Аверка, именем которого она и стала называться. Есть книга, в которой описываются дела фальшивомонетчика. Но мне такой книги найти не удалось. После нашего первого похода была опубликована заметка в златоустовской газете «Пролетарская мысль». Писал её секретарь айлинской парторганизации тов. Долгов, главный вдохновитель изучения Аверкиной ямы. Позднее я слышал несколько различных легенд об Аверкиной пещере. Хорошо помнится услышанная мною легенда, когда фальшивомонетчик Аверка именовал себя «проповедником божьей правды», и с ним имели тайные связи монашки единоверческого монастыря. Но больше всего понравилась легенда о большой любви лучшей верхнеайской красавицы к Аверке. Помнятся мне и другие легенды. Ох как хочется побывать в Айлино! С уважением бывший айлинец П. Накоряков. 25.06.1974 г.».

Одну из легенд удалось вспомнить, восстановить. Она рассказывает о пылкой любви бедной верхнеайской девушки Кати к Аверке. Но Аверка не захотел жениться на забеременевшей красавице, сославшись, что он несёт в себе «божественный сан», который, дескать, запрещает ему вступать в брачные узы. Затосковала Катя, а потом узнала, что Аверка встречался с блудными монашками Воскресенского монастыря, водил с ними лесные хороводы. Вовсе расстроилась, разочаровалась девушка, возненавидела Аверку и вскоре на почве любви, ревности и измены «наложила на себя руки» - утопилась в одном из айских омутов. С тех пор этот тёмный омут стали называть «Катиной ямой» в память о безвременно ушедшей из жизни красавицы. Он находится возле правого берега реки Ай, недалеко от бывшего верхнеайского совхозного сада и кузницы. После смерти Кати стали поговаривать, что в омуте поселилась русалка - водяная девка с рыбьим хвостом. Будто бы в русалку (очаровательную нимфу) превратилась верхнеайская красавица Катя, на которую она была очень похожа. Иногда она показывалась людям на глаза. Русалку видели возлежавшей на берегу. У Кати отросли длинные волосы, которые она аккуратно и медленно расчёсывала костяным гребешком.

История с превратностями Катиной ямы имеет продолжение и в наши дни. Жил в селе Айлино молодой холостой мужик или парень Петя Пашков. Любил он, грешник, выпить и при том обильно. П. Пашков был заядлый рыбак. Весной 1987 г. П. Пашков и его знакомый Борис Бисеров пошли на рыбалку на реку Ай и остановились у Катиной ямы. Неожиданно Петя увидел в омуте странную, красивую рыбу, которая смотрела на него завораживающей девичьей улыбкой.

- Смотри, рыбка смеётся! – захохотал Петя и показал на неё пальцем своему товарищу Б. Бисерову.

А потом полупьяный П. Пашков как-то слишком быстро и проворно разделся до нижнего белья и нырнул в холодную вешнюю воду. Б. Бисеров не успел остановить его. Вскоре от Пети пошли пузыри. Он утонул, замёрзнув в ледяной апрельской воде.

Позднее Б. Бисеров рассказывал, что он лично он сам никакой смеющейся рыбки не видел. Вероятнее всего Петю затолкали в воду «хмельники» или какие-то другие призрачные волосатые химеры, а уж в свои подводные чертоги его заманила, а потом и затащила силой очаровательная русалка Катя. Тело Пети Пашкова похоронили на Айлинском кладбище, но его душа так и осталась на дне Катиной ямы, где до сих пор живёт одинокая русалка с хвостом рыбы и лицом девушки. Верхнеайцы с горечью рассказывают, что и в наши дни в холодном полумраке омута среди тугих спиралеобразных водоворотов мечется грешная и несчастная душа холостого айлинского парня Пети Пашкова, просится на волю, на свет, к людям, но не в силах этого сделать.

Память об Аверкии осталась ещё в одном географическом названии. Ниже места впадения в Ай Винокурного ключа, на том же левом берегу реки возвышается мощная известняковая скала «Аверкин камень». Возле этой скалы Аверкий обычно рыбачил, встречался с женщинами, вёл с ними тайные беседы и катался на лодке с монашками Воскресенского единоверческого монастыря. Иначе Аверкин камень называют Дезертирским камнем, так как возле него скрывались дезертиры — «Зелёные». «Зелёные» — крестьянские партизанские отряды, действовавшие в годы гражданской войны. Они вели лесную жизнь. Отсюда и название. «Зелёные» воевали как против белых, так и против отрядов Красной Армии, объявляя себя сторонниками демократии. По рассказам старожилов-айлинцев, дезертиры «зелёные» действительно «водились» в районе Аверкиной ямы, Винокурного ключа и этого участка левобережья Ая. По указанной причине и камень (скалу) называли Дезертирским. Частенько дезертиры посещали Аверкину яму, особенно в дожди и большую стужу.

В письме П. Накрякова упоминалась книжечка о делах фальшивомонетчика. Такая книжечка действительно есть. Это один из рассказов Д. Н. Мамина-Сибиряка. К сожалению, наименование рассказа я не запомнил. В нём описаны деяния одного беглого каторжника. События происходили на Среднем Урале и к Саткинскому району никакого отношения не имели.

Сравнительно недавно я обнаружил новый любопытный материал об Аверкиевой пещере - статью Долгова «Путешествие к (святым отцам)», напечатанную в Златоустовской окружной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924 г. Вот что в ней сказано:

«Айлинская молодёжь 15 июня постановила, а 29-го осуществила экскурсию на р. Ай и в Аверкину пещеру.

Пещера эта находится в 6-ти верстах от Айлино, на левом берегу Ая в горах. Спуск в пещеру вертикальный, сажен 10 в глубину.

Ребята создали экскурсионную комиссию, которая запаслась керосином, спичками, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землёй. Придя к пещере, молодёжь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате начала спускаться.

Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина полтора в диаметре, дальше шире и шире.

На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, брёвен и камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. Но вот нашлись «смельчаки».

Привязали их к канату ремнём, устроили сиденье, дали фонарь, топор и спустили. Смельчаки ушли в глубину и голоса их не слышно.

Пришлось спустить других. Снизу подают голос, чтобы спустились все, кто желают.

А на глубине примерно 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идёт каменная лестница, дальше обширное каменное помещение, в котором сохранились остатки избушки.

Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, каменная кровать. Ещё сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много разных костей, среди них часть человеческих.

Дальше от первого «большого» зала имеется спуск опять по лесенке в глубину сажен еще на 10, направо коридор и третье помещение.

Время берет свое – все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник.

Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он сам выходил, но так, чтобы не видели.

Имел знакомых женщин, которые вместе с ним пребывали «в посте и молитве», а иногда катались на лодке или совершали «святую прогулку» по лесу. Передают, что после смерти «отца Аверьки» там жили фальшивомонетчики, а не так давно скрывались там «зелененькие» и дезертиры.

Если судить по имеющимся внутри пещеры углублениям, заваленным теперь и занесенным илом, то можно предполагать и дальнейшие ходы и выходы. Но, чтобы раскопать, необходимо снарядить специальную экспедицию с кирками и лопатами. Провозившись целый день, просмотрев все «достопримечательности», молодежь поднялась наружу. Спускались человек 20.

Ходили в пещеру врач, учитель, агроном, ячейка РКП, женотдел и молодежь. Главная цель экскурсии - изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».

Интересная статья! Есть о чем подумать нынешним саткинским спелеологам. И еще одна современная загадка.

Примерно в 1978-1980 годах около Аверкиной ямы поселился какой-то сулеинский мужик – на вид придурок или слегка помешанный. Жил он там около трех лет. Построил возле ключа полуземлянку или избушку в форме шалаша, завел небольшой огород, где выращивал картофель. Но этот мужичок был не такой уж простой, а особого сорта «жук», который, видимо, «прошел огни и воды, и медные трубы». Туристы замечали, что он проявлял определённый интерес к пещере. Находили перевернутые камни, какие-то раскопы. Наверное, сулеинский «жук» что-то знал о тайнах Аверкиной ямы. Не исключено, что он искал пещерное золото. Иначе к чему бы ему лесное или горное уединение?! На деятельность мужика обратила внимание милиция, которая вытолкала его с айских берегов. Из этого эпизода можно сделать вывод, что тайны пещеры еще ждут своих разгадок.

Монотонно и гулко стучат в пустоте капли воды, ударяясь о холодные плиты и отсчитывая бесконечное время. В кромешном мраке незримо витают тени прошедших событий, но тайны так и остаются неразгаданными до конца. Пещера еще во многом остается загадочной, как загадочен и фантастичен подземный мир мертвого камня.

Кажется. Аверкиной ямой опять заинтересовались саткинские спелеологи. 12 октября 1991 г. в газ. «Саткинский рабочий появилась статья А. Казановского под названием «Снова Аверкиева яма». Привожу её без сокращения:

«Учащиеся школы № 13 из секции юных спелеологов опять взялись за очистку входного колодца пещеры «Аверкиева яма». Входной колодец завален стволами деревьев, которые бросают туда горе-туристы. Но не только экологическую цель преследуют ребята. Дно входного колодца находится под настилом из брёвен, веток и земли, среди брёвен попадаются сбитые коваными гвоздями, такие гвозди сейчас не делают. Недавно извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служившее жёлобом для стока воды. Всё это позволяет предположить, что избушка Аверкия (или какой-то настил) находились непосредственно в колодце. В пещеру предстоит совершить ещё не одну экспедицию по очистке. Но даже если мы не добавим ничего нового к существующей легенде, мы просто сделаем эту пещеру более безопасной для посещения спелеологами, так как торчащие стволы и ветки уже однажды послужили причиной травмы, а этого не должно быть. А. Казановский. Руководитель секции».

Пока невозможно предсказать результаты поисков, так как находки ещё не обрели конкретные формы. Что будет дальше? Поживем-увидим.



Интернет - сайты - всего 0 [ внести новую запись ]

Фотографии - всего 3[ добавить фотографию ]
Аверкна яма изнутри На пути к Аверкиной яме Долина реки Ай
Аверкна яма изнутриНа пути к Аверкиной ямеДолина реки Ай
[ показать все фотографии ] [ добавить фото ]




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу