Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
[13.07.07-19.07.07] [20.07.07-27.07.07] [28.07.07-03.08.07] [04.08.07-11.08.07]

13 июля 2007 - 11 августа 2007

Ну вот наконец-то сбылась давняя-предавняя мечта - попасть на Путорана. Место, сами понимаете, сильно удалённое не только от Москвы, но и от других населённых пунктов, поэтому основная сложность заключалась не столько в самом маршруте (хотя и он оказался совсем не простым), сколько в заброске в точку старта. Дополнительная сложность состоит в том, что наиболее интересные места плато (центр плато - оз.Аян, г.Камень) расположены в наиболее охраняемой зоне Путоранского заповедника, поэтому без разрешения попасть туда малореально. Этому воспрепятствуют егери, МЧС, да и вертолётчики просто не повезут группу в район без разрешения дирекции заповедника. Плюс ко всему желательно заранее выяснить необходимо ли разрешение погран. служб на пребывание на территории г.Норильска. Во время нашего путешествия (2007 год) такое разрешение необходимо было только для иностранных граждан, россиян пускали без ограничений (паспорта проверяли при выходе из самолёта. Что делают с иностранцами без разрешения не знаю).

Учитывая всё вышесказанное, в подготовке похода мы не смогли бы обойтись без помощи следующих замечательных людей, коим огромное наше спасибо:
- Ларину Владимиру Владимировичу, директору Путоранского заповедника
- Петрову Олегу Вадимовичу, начальнику МЧС Норильска
- Чайникову Павлу Ивановичу, начальнику авиаперевозок а/к "Таймыр"
- Ткаченко Ольге Ивановне, директору магазина "Клёвое место".

Вообще, чуть забегая вперёд, хочу сказать, что поход оставил неоднозначное впечатление. Очень необычные места, но при этом однообразные. Очень красиво, но в хорошую погоду. Очень интересно, но тяжело. И много-много таких же "очень" и "но". А в целом поход мне напомнил сказку "Принцесса на горошине". И не только потому, что спать почти всё время приходится на камнях, хотя одно из навязчивых желаний к середине похода - это поспать на ровной горизонтальной поверхности. А почему - расскажу к концу описания.

Состав группы с момента озвучивания идеи похода поменялся на 40%. Вот он, список героев:
Бисиркин Сергей Иванович (фото)
Дембицкий Леонид Николаевич
Зайцев Андрей Дмитриевич
Колесниченко Константин Всеволодович kvkonst@mail.ru
Титов Михаил Станиславович

фото группы а/к Таймыр Валёк Ленин

Первоначальный план похода предполагал старт в районе г.Камень (заброска на вертолёте), дальше мы планировали двигаться на восток, пройти всё плато, сплавиться по р.Маймеча и финишировать в г.Хатанга. Однако по поводу аэропорта в Хатанге мы получили кучу противоречивой информации, но в основном всё сводилось к тому, что аэропорт практически не работает и вероятность улететь оттуда достаточно низка. Кстати, Хатанга - погран. зона и разрешение на пребывание там, безусловно, нужно. Поэтому был разработан новый маршрут, согласно которому мы забрасывались вертолётом в район впадениия р.Канда в р.Хибарба и дальше двигались на запад мимо г.Камень, оз.Аян и финишировали на оз.Лама, откуда на катере выбрасывались обратно в Норильск.

Т.к. в этом случае весь маршрут пролегал по территории заповедника, ещё в Москве (мы это сделали за месяц. По-хорошему, конечно, это надо делать месяца за три, т.к. существует жёсткое квотирование групп) созвонились с директором заповедника, Лариным В.В. (+7(3919)48-17-09) (plato@norcom.ru) с просьбой выдать разрешение на пребывание группы на территории заповедника. Следующим вопросом, который необходимо было решить, был газ для горелок, т.к. провозить его в самолёте, естественно, запрещено, а большая часть маршрута приходилась на безлесную зону. В этом нам сильно помогла Ткаченко Ольга Ивановна. Душевнейший человек, на чью помощь и совет всегда можно рассчитывать. Ольга Ивановна директор магазина "Клевое место". Расположен магазин в Норильске, в ТЦ "Метелица", ул.Орджоникидзе, 4В. Тел.: 8-903-918-5268. Помимо газовых баллонов накупили в этом же магазине кучу снастей, блёсен и т.п. На первом этаже ТЦ расположен продуктовый магазин, в котором, в принципе, можно закупить недостающие продукты. Ассортимент практически московский, цены тоже не сильно отличаются.

Поисками вертолёта тоже озаботились заранее. Перевозками занимается только (фото) а/к "Таймыр". Начальник авиаперевозок Чайников П.И. (р.т.:+7(3919)47-05-58), моб.:+7(3919)49-30-35). Его заместитель Горяев Рамис Заляфович (8-913-530-1819). Как выяснилось, МИ-2 для нас мал, т.к. на такие расстояния (около 300 км) не летает. В результате нас уломали на МИ-8МТ, что чуть дороже по сравнению с МИ-8Т, но летит он вроде бы быстрее. Т.е. по деньгам вроде бы получается примерно столько же. Среди нас не оказалось специалистов по вертолётным ТТХ, поэтому пришлось довериться специалистам. Расчетное время лёта в одну сторону около 1,5 часов, соответственно оплачиваем 3 лётных часа. Час стоит 79800 руб. Жуть. Общую сумму писать не буду - до сих пор страшно.

В Москве (впервые! со школьных времён) зарегистрировались в МКК. Выдали маршрутную книжку, всё честь по чести.

По прилёту зарегистрировались в МЧС. Начальник отряда Петров О.В. (р.т.:+7(3919)41-21-27, моб.:8-902-915-6060), его заместитель Мезенцев Максим Алексеевич. С Олегом Вадимовичем тоже заранее созванивались из Москвы и договаривались о регистрации. Он же выдал нам фальшфейеры и сигнальные ракеты (на всякий случай, да и от медведей помогают). Располагается база МЧС не в Норильске, а в пос. Оганер, пригороде Норильска. Доехать можно на автобусе №40. Стоимость билета во всех автобусах 20 руб.

Кстати, о медведях. После долгих раздумий мы всё-таки отказались от огнестрельного оружия в качестве самообороны, о чём и не жалеем. Возможностей его применить, к счастью, не было. Однако если у вас будет желание всё-таки оружие взять, об этом необходимо заранее поставить в известность директора заповедника - Ларина.В.В.

Срок отлёта назначили, как нам казалось, на самый удачный день - на пятницу, 13-го числа. Кстати о сроках похода. Выбрали мы именно этот промежуток, исходя из описаний и рекомендаций друзей. По статистике именно в этот период в тех местах разгар лета. Полярный день, минимум осадков, максимум тепла. Во что мы вляпались в результате будет ясно из описания.

13-14.07. Летели мы а/к "S7". Самые дешёвые билеты обошлись нам в обе стороны в 22500 руб. Из-за погоды вылет задержали часа на 4. Всё Домодедово забито ожидающими пассажирами, но сам полёт прошёл нормально. Норма багажа 20 кг/место. Большую часть продуктов мы закупили и расфасовали в Москве, чтобы не тратить время в Норильске - надеялись на то, что ждать вертолёта нам не придётся. Поэтому перевес пришлось оплачивать. Однако практически все продукты можно закупить, как я уже говорил, в Норильске.

Из аэропорта Алыкель, в котором мы приземлились, до Норильска можно добраться либо на автобусе (20 руб./чел., ходит редко, успеть с самолёта сложно), либо на маршрутке (200 руб./чел., + что-то за багаж), либо на частниках (300 руб./чел. с учётом багажа). На машине до города ехать минут 40-50.

По прилёте выяснилось, конечно же, что улететь в этот же день нам не удастся. Объясняют это не летной погодой. Ночевать поехали, по совету Чайникова, в профилакторий "Валёк" (фото) , расположенный в паре километров от одноимённого аэропорта, с которого нам и предстоит улетать. Добраться до профилактория можно на автобусе №22 до одноимённой остановки. Профилакторий практически пустой, одноместные номера за 70 руб./чел./сут. Никаких предприятий общепита рядом нет, поэтому поесть можно либо в Норильске (ближайшая недорогая столовая расположена по адресу: ул.Пушкина, 5), либо в пос.Талнах (ещё один пригород Норильска, езды от профилактория на том же автобусе минут 15-20), либо готовить что-то самим. (К сожалению, халява с профилакторием закончилась. Когда, по окончании маршрута, мы хотели там же переночевать одну ночь, выяснилось, что это не возможно. Сначала нам начали говорить, что пансионат закрыт, потом что он обслуживает только по предварительным записям, потом что оплата возможна только по безналу. потом что минимальный срок заселения 1 месяц. В общем, полный бардак!).

Уже в Норильске выяснилось ещё, что дом отдыха на оз.Лама тоже находится в процессе реорганизации и уехать оттуда, "вписавшись" в какое-либо плавсредство вряд ли получится, т.к. в этом году они туда практически не ходят. Пришлось созваниваться с пожалуй, единственным капитаном-владельцем катера, который ходит из Норильска до оз.Лама. Зовут его Вадим Воронцов. Обязательный, ответственный мужик. Тел.: 8-913-531-4580 (Есть ещё один человек, если что, Сергей, 8-905-091-4166). К сожалению, оказалось, что забрать с озера он нас сможет только 9-го августа, а не 10-го, как мы изначально планировали. Т.е. сроки сокращаются ещё на сутки. Но вариантов нет - приходиться соглашаться.

Город встретил нас "хорошей тёплой погодой" - +7 С, облачно, ветер.

15.07. С утра выяснилось, что погоды сегодня тоже не будет. (Странно, над Норильском голубое небо, а над горами, как утверждает метеослужба, низкая облачность). Поэтому поехали гулять по Норильску.

Главная улица конечно же носит имя Ленина. В начале проспекта ему (Ленину) установлен памятник (фото) . Вообще Норильск наиболее антропогенный из всех виденных мной городов. Заводы (никельный - только один из них) видны практически из любой точки города. Точнее даже не сами заводы, а трубы (фото) , извергающие разноцветный дым. На первый взгляд, да ещё и издалека, это может даже показаться красивым (фото) . Синеватый смог висит над городом практически постоянно, жители называют его просто "газ". (Интересно, что по прилёту из Москвы никакого постороннего запаха в городе мы не учуяли, а вот вернувшись с плато запах этого "газа" чувствуешь сразу. Это я к экологической ситуации в Москве). Несколько спасает ситуацию роза ветров, благодаря которой основные выбросы от заводов относит в сторону. Ну вы понимаете, что из себя представляет местность в этой стороне. Река Рыбная, принимающая на себя основной удар заводов - это, по словам жителей, мёртвая пустыня.

В городе очень много недостроенных и выселенных домов (фото) . Оставшиеся, похоже, не ремонтируют вовсе (фото) , только вешают таблички: "Осторожно, возможно обрушение фасада" (фото) . Куски отвалившейся штукатурки на тротуарах, много остатков фундаментов разрушенных домов - все сооружения построены на сваях, мерзлота же выпирает их не равномерно, вот не все дома и выдерживают такую "качку" (фото) .

трубы заводов дым из труб издалека разрушающийся дом

И вообще руководство комбината не скрывает своей политики выселения "лишнего" населения. По их подсчётам для обслуживания заводов необходимо 150 тыс.чел. (за точность цифр не ручаюсь, информация почерпнута из местных СМИ), а проживает в городе около 200 тысяч. Поэтому программа переселения жителей в другие регионы идёт полным ходом, а пока сам город медленно разрушается. Не исключён также вариант вахтового города, что, естественно, ещё выгоднее. Не надо тратиться на соц. объекты и т.п.

Видели только одно не отремонтированное, но хоть покрашенное здание в начале пр-та Ленина, гостиница написано. Напротив точно такое же здание с явно брошенными квартирами (фото) .

Что ещё поразило, так это количество разнообразных труб, что-то перекачивающих, идущих параллельно земле. Особенно много их вдоль дорог. Из труб периодически что-то капает, фонтанирует и парит. Оказалось, что это вода (питьевая и техническая), пульпа и что-то, чего никто не знает. Прикольно, в общем.

Днём немного потеплело +10, +13 С, облачность 7 баллов.

16.07. С утра сходили в аэропорт, Чайников клятвенно пообещал завтра с утра организовать вертолёт. Пока же опять ссылается на отсутствие благоприятного метеопрогноза.

Ребята съездили в Талнах, посмотрели. Оказался довольно приятный чистый городок.

Сидим, пьём, ждём.

Температура +13 С., облачность 5 баллов.

17.07. Вечером надуло-таки тучки, периодически начинал накрапывать дождик, поднялся ветер. Вертолёт, естественно, лететь не может. Опять сидим, опять ждём. опять...

По закону подлости погода разгулялась после 19-00, т.е. тогда, когда полёты уже закончены, а ночью вертолёты не летают, хотя солнце светит во всю. Инструкция!

+11 С, облачность днём 10 баллов, вечером 2 балла.

типичное здание обрушение фасада дом на подпорках остатки сталинской архитектуры завтрак на аэродроме
река сверху Норильск сверху река сверху Путораны в снегу

18.07. Встали пораньше, чтобы быть в аэропорту к открытию и не пропустить рейс. Пришли к 8-30. Оказалось, что, как ни странно, нас-таки собираются сегодня забросить в район, однако вылет назначен не раньше, чем на 12-00. Пока ждали, приготовили завтрак, поели (фото) .

Вертолёт-таки подали, оформили все документы, прошли контроль, взлетели!!!!!!!!!

Почти для всех из нас это был первый полёт на вертолёте. Первое ощущение - очень шумно (после приземления мы ещё часа два кричали друг другу), но потом всё перекрывает вид проплывающих внизу Путоран. (фото) Очень много воды. Кажется, что и город, и посёлки стоят просто в болоте (фото) , хотя это, конечно, не так. (фото) Вода разноцветная, видимо, от размываемых пород. (фото) Наверху полно снега, на что мы, конечно, не рассчитывали. (фото) Необъятные просторы, столовые горы, (фото) грандиознейшие ущелья. В общем, это надо видеть!!!

Оставили заброску в избушке на оз.Аян (фото) . Об избушке расскажу ниже. И, не задерживаясь, полетели дальше, время-то ограниченно.

Путораны из вертолёта каньон Путоран база на оз.Аян вертолёт, говорит, на совсем улетел...

Высадили нас на р.Канки (фото) , примерно в 2 км. от места её впадения в р.Хибарба (69,15'1924"N, 96, 13'6300"E). Место хорошее, ровное, умеренно продуваемое, вода рядом.

Время лёта - 1 час 58 мин. (с учётом посадки для заброски), расстояние по прямой 310 км.

Солнечно, +18 С, но ветер холодный. (Ветер там всегда холодный. Даже если на градуснике +20, то всё равно форма одежды под рюкзаком - флисовка и ветрозащитная куртка. Холодно, в общем).

комары каньон реки Канки водопады на реке Канки спуск к реке Хибарба

Несмотря на существенное сокращение сроков, точку старта решили не менять и всё-таки увидеть самый высокий водопад России. 108-метровый водопад на р.Канда, правом (здесь и далее берега - орографические) притоке р.Хибарба. Впадает он практически напротив устья р.Канки, на которой нас высадили.

Поэтому, чтобы не терять время, высадившись из вертолёта, оставили вещи в месте высадки и с необходимым снаряжением начали спуск к Хибарбе. Спускались по ЛБ р.Канки. В месте нашей высадки (выше ГЗЛ) с насекомыми терпимо, но как только спускаешься до леса (лиственницы высотой 2-3 метра) начинается слегка заболоченная тундра и комаров там ну очень много (фото) . Примерно за 1 км. до устья, р.Канки уходит в впечатляющий глубокий каньон, (фото) не обозначенный на карте. В каньоне мы насчитали три водопада, (фото) метров по 20 каждый. Красиво!

Двигаясь дальше по ЛБ реки вышли к единственному, как оказалось, месту спуска к р.Хибарба. Спуск представляет из себя склон, крутизной 30-35 град., мелкая "сыпуха", чередующаяся скальными выходами высотой 3 - 7 метров (фото) . В скальных выходах есть широкие проходы, хорошо "читающиеся" сверху. Спускались по склону с самостраховкой альпенштоками, через проходы в скальных выходах, соблюдая необходимую ТБ,. Ближе к реке склон слегка выполаживается, появляются деревья, камни сменяются мхом, травой. Сложность спуска, по нашим оценкам, 1Б.

Спустились непосредственно к стрелке рек Хибарба и Канда (фото) . В этом месте Хибарба несколько расширяется, глубина уменьшается, что позволило перейти реку вброд. Глубина около 0,8 - 1 м., скорость течения примерно 2 м/с, ширина реки порядка 20 - 30 м. Переходили "стенкой". (фото) Сложно. Верёвку натянуть проблематично - не за что крепить, ближайшие деревья далеко, камни не достаточно крупные. Как потом выяснилось, с бродом нам повезло, видимо до нашего приезда дождей практически не было и уровень воды снизился. Обычно, как говорят, перейти Хибарбу в этом месте очень проблематично.

устье реки Канда брод через Хибарбу водопад реки Канда самый высокий водопад России верхняя ступень водопада

Р.Канда впадает в Хибарбу 42-метровым водопадом (фото) , несколько отстоящим от устья (69, 16'2802"N, 96, 15'4011"E). Это был первый увиденный нами водопад, потому он, конечно, поразил. Красиво, мощно. На водопад поднимались по ПБ, перейдя р.Канда вброд (глубина 0,3 м., ширина 15 м., скорость около 1 м/с). Подъём по крупному куруму. Дальше двигались вверх по течению, периодически переходя с берега на берег. Ущелье постепенно углубляется, сужается, становится всё более и более грандиозным. Слоистые разноцветные стены, уходящие в голубое небо, останцы, мелкие водопадики по склонам и вдруг перед поворотом ущелья возникает столб водяной пыли, подкрашенный солнцем в жёлтый цвет. Ещё пару минут и вдали становится виден сам 108-метровый водопад (фото) . Ущелье заканчивается грандиознейшим цирком, в торце которого стоит столб водопада. Состоит водопад как минимум из двух ступеней. (фото) Верхнюю (меньшую) можно увидеть, не доходя до водопада метров 200. Возможно, есть и ещё одна ещё выше. Расход реки не очень большой (по нашим прикидкам около 10 куб.м.), но зрелище от этого ничуть не проигрывает. С погодой в этот день повезло - солнце находилось прямо за нами. Радуги стоят через всё ущелье (фото) . Красота!!!

Обратно возвращались тем же путём (фото) .

радуга на водопаде вниз по реке Канда птица стоянка

Готовили на дровах, экономя газ. Насобирать дрова возможно, хотя для этого и надо побегать по окрестностям. Вообще, там, где на карте обозначена зона кустарника, дрова почти везде гарантированы.

Видели нескольких птиц (фото) . Практически не пуганные, подпускают метров на 10 - 20. На обратном пути перебежал дорогу какой-то наглый заяц.

К ночи температура упала до +10 С (к счастью, при этом пропали комары), ветер не сильный, облачность 3 балла. 3 мкр./час.

Общее время радиального выхода - 8 часов (с фото- и киносъёмкой), 10 км.

19.07. С утра проснулись не столько по будильнику, сколько от жары. +20 С (без ветра), облачность 2 балла. Позавтракали и выдвинулись по маршруту - вверх по р.Канки. Поднимались по ЛБ сначала вдоль реки, затем постепенно забирая к западу, слегка "срезая" поворот реки. Ветра практически нет, очень много комаров. Исчезли они только на высоте около 800 метров, да и то, как потом оказалось, в основном из-за ветра с плато. Под ногами - травяной покров, иногда встречаются мелкие болотца. Ближе к истокам травяной покров исчезает, уступая место мелкому куруму.

Река Канки берёт начало в каньоне, что не обозначено на карте. На плато вышли в точке 69,13'6967"N, 96,2'2205". По плато двигались общим азимутом 300. Полочка, по которой мы двигались, представляет из себя курум с камнями средних размеров, чередующийся твёрдыми ровными площадками из мелкой гальки или дёрна. Часто встречаются небольшие, слегка заболоченные участки, много мелких ручьёв, но это может быть связано с таянием снега, выпавшего на плато за пару недель до нашего приезда.

Ветер на полочке уже гораздо сильнее, чем внизу, в долине. Натянуло облака, начался дождь. Похолодало.

Встали лагерем на отроге вершины 1577 (фото) , укрывшись от ветра за небольшим "бруствером" из камней (69,15'2405"N, 95,58'4305"E). Воду брали из небольшого ручейка, вытекающего из снежника. Дров, конечно, нет совсем. С этого дня и до момента спуска в долину р.Капчуг готовка осуществлялась только на газу.

ЧХВ 3,5 ч, 15 км.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу