Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №8-1965

СЕВАН УТОЛЯЕТ ЖАЖДУ

Л. ЧЕШКОВА, наш спец. корр.

Рисунки Д. ВИНИЦКОГО

Она явится на свет не горным ручейком из-под толщ ледника. И не прозрачным ключом на дне лесного оврага. Мощным потоком вырвется будущая река... из недр Кавказских гор. На южном берегу Севана близ села Цовинар стоит утес. Рассеченный глубокими трещинами-морщинами, он кажется древним, как сама земля. Веками созерцает он плывущую перед ним синь озера и гряду далеких заснеженных вершин. Он — свидетель многих событий, которые вершились на берегах Севана, и свидетель не безмолвный.

...На низко нависшем лбу великана — полустершиеся черточки. Урартская клинопись. 27 столетий назад высекли ее слуги могущественного царя Руса I, чтобы прославить, верно, его деяния, чтобы каждый трепетал перед памятью грозного правителя. Глядя на эти едва различимые знаки, переносишься мыслью в те далекие и трагические времена, когда воздух звенел от ударов мечей, — то оружием в жестоких битвах с ассирийцами и мидийцами добывалась слава и независимость древнего Урарту.

...Белая полоса, словно ватерлиния, опоясывает глыбу. Было время, когда утес этот стоял подобно кораблю в гавани и волны озера бились о его борта. Теперь они откатились, обнажив плоский желто-серый берег, оставив светлую метку на камне. За этой меткой кроются события, которые еще живы в памяти многих, встает история, наполненная трудом и радостью созидания. Но к этой радости примешивалась и горечь утраты Севана...

Тридцатые годы. Маленькая горная Армения брала разбег, чтобы шагнуть из вчерашнего дня в сегодняшний. И ей прежде всего нужна была электроэнергия. Ее ждали строящиеся заводы, города и поселки, не знавшие до этого электричества. Самым верным и самым богатым источником был Севан. На реке Раздан, единственной реке, которая питается водами озера, началось создание энергетического каскада. Одна за другой вступали в строй гидростанции...

Севан вдохнул жизнь не только в промышленность. Цепкие «руки» ирригационных систем направляли воды озера на страдавшие от засухи земли...

Севан щедро дарил себя людям и... мелел с каждым годом. «Жемчужина Армении», как часто называют озеро, теряла свой блеск, и не было, наверно, человека, у которого не сжималось бы сердце при взгляде на оголенные, проступавшие из воды берега. А со временем Севан из озера-моря вообще превратился бы в озеро-блюдце — по проекту тридцатых годов он в конечном итоге должен был потерять 80 процентов своего зеркала, на 50 метров понизился бы его уровень.

Но то, что задумывалось несколько десятилетий назад, оказалось возможным пересмотреть сегодня. Как, используя в хозяйстве воды озера, уберечь его от обмеления? Как сохранить единственное «море» горного края для будущих поколений?

Над сложной комплексной проблемой Севана думали гидростроители, экономисты, энергетики, ирригаторы. Прежде всего отказались от осуществления последней части проекта тридцатых годов — тех именно мероприятий, которые понизили бы уровень озера на 50 метров. И далее — было решено соединить Севан с одной из крупных рек Армении — Арпой. Тоннель длиной в 48 километров прорежет недра гор, что стоят стеной между озером и рекой, и по его бетонированному руслу без помощи механизмов воды Арпы хлынут в Севан.

Севан будет отдавать жаждущим землям и гидростанциям лишь воду Арпы и ту севанскую, что приносят в озеро ручейки и родники. И ни каплей больше. Но этого потока не хватит, чтобы Севан трудился, как сейчас, без отдыха — и зимой и летом. Значит, придется пойти на то,

чтобы каскад работал, как говорят энергетики, «в режиме орошения», то есть только летом, когда вода особенно нужна полям и виноградникам. А зимой Севан будет «копить» воду — выход со стороны Раздана закроют для нее крепко-накрепко. И тогда летние траты Севана не коснутся его основных богатств. Как будет компенсироваться энергия, которую недодаст Севан, об этом пойдет речь дальше.

К моменту ввода Арпа-Севанского тоннеля озеро потеряет (и это за три десятка лет) 12 процентов своего зеркала, на 18 метров понизится его уровень, и восемнадцатый метр будет последним, отданным Севаном из его вековых запасов.

Строительство тоннеля — новая страница в жизни Севана. И хотя она только пишется, знаменитый утес может рассказать о ней. По счастливой для него случайности он сам «участвует» в стройке: возле каменного великана расположится выходной портал тоннеля, его конечная точка.

Начинается же тоннель в глубине Кавказских гор, в долине Арпы, там, где снежные вершины стоят плечом к плечу и острые выступы скал преграждают дорогу машине, где пахнет снегом и камнем и река шумит так, что трудно разговаривать с человеком, даже если стоишь рядом.

Черная раскрытая пасть горы влечет непреодолимо. Трудно представить, что ты идешь под горами и над тобой миллионы тонн породы, шагаешь по руслу будущей реки. В конце длинного тоннеля смутно виднеются фигуры в робах и шахтерских касках.

— Доску!

— Быстрей!

— Пригоняй!

Доска бежит по живому конвейеру рук. Черных, грубых рук проходчиков. Свет электрических лампочек выхватывает из тьмы тоннеля лишь эти руки, доску и переплет крепежных лесов. На лесах — двое. Сильные удары молотка. Доска соединилась с другими. Они гнутся, но держат шевелящуюся нависшую глыбу.

— Еще доску! Еще!

И снова конвейер рук. Снова глухие удары.

Горы коварны. Подземные воды, и подземные газы, и вот такие «живые», готовые рухнуть многотонные глыбы... Особенно мягкие породы в голове тоннеля. Почти метровые бетонные стены будут удерживать их натиск, когда воды Арпы ринутся в тоннель. Правда, в основном трассу прокладывают в скальных породах — порфиритах. Они не грозят обвалом, зато каким упорством надо обладать, чтобы пробиться хотя бы на метр в этих стальной крепости породах!

Проходка — это поединок человека с каменной стеной. Не выпуская перфоратора, смахнет проходчик струйки пота, бегущие из-под шахтерки, и снова гудит, вибрирует камень под его рукой. Каждый метр — это десятки просверленных шпуров, это грохот взрыва и вагонетки породы, вывезенные из-под сводов тоннеля. Усталость и радость на лицах проходчиков, когда они — перекур! — выходят гурьбой из тоннеля. Радость, которую испытывает человек от чистого воздуха, от солнца и красок дня, — ведь даже за полчаса работы под землей от них отвыкают глаза.

Проектировщики Арпа-Севанского тоннеля много думали над тем, как приступить к штурму Кавказских гор. Был проект — пойти в обход Барденисского хребта, в обход, так сказать, главного препятствия на пути к озеру. Но это удлинило бы трассу на 20 километров. А если все-таки пробиться сквозь хребты?

Намеченную трассу тоннеля пересекает крупный приток Арпы — река Элегис. Это не случайность, а точный расчет. Мало того, что часть воды Элегиса при помощи целого комплекса сооружений будет поступать в тоннель, присоединяясь к водам Арпы. Берега Элегиса — отличный плацдарм для наступления на недра гор. Тоннель тем самым естественно делится на два участка: от Арпы до Элегиса — 18 километров и от Элегиса до Севана — 30. Но трассы такой длины тоже не проложишь единым махом. Решено было атаковать горы с вершин — пробить четыре шахты и через эти вертикальные коридоры спуститься с вершин в глубь гор, чтобы прокладывать тоннель от каждой шахты в обе стороны. Многокилометровое русло будущей реки как бы разбивается на ряд коротких «дистанций».

Решение интересное, но опять-таки нелегкое. Не столько потому, что шахты для Армении дело новое — помочь строителям взялись опытные белорусские проходчики. Скорее потому, что общая глубина шахт немалая, более полутора километров, и закладывать их приходится на большой высоте, где даже в апреле бушуют бураны и мороз пробирается сквозь телогрейку. Где нет, точнее, не было ни дорог, ни селений, ни гудящих на ветру проводов — лишь в летнее время пастухи гнали сюда отары овец.

...«Газик» торопится на третью шахту, самую высокогорную. Дорога вьется по краю отвесных пропастей, бежит среди высоких снежных стен.

Впереди черно-белая мощь хребтов. Кажется, ничто не может нарушить этот холодный, отрешенный от жизни человека пейзаж гор. Где-то глубоко внизу, в долине, остался шум селений, и дома из серого камня, и каменные заборы, и пирамиды серого кизяка, прилепившиеся к ним.

И вдруг — как мираж — на фоне снежного склона уходящий в небо силуэт копра.

Шахта номер четыре — самая близкая к Севану — перевалочный пункт на пути к третьей. Мысленно видишь, как рождалась эта сплетенная из металла, одетая в дерево «голова» шахты. Вот повис над пропастью щит бульдозера — иначе машинам не разойтись; вот буксует на крутом подъеме тяжелый самосвал, доверху наполненный взрывчаткой; вот на специальных лафетах медленно, бережно тянут железобетонные конструкции...

«Газик» ползет по долинке. Из-под колес летят камни, звонко бомбардируя бока машины. Мотор рычит на скользком от снега и грязи подъеме и неожиданно замолкает. А третья шахта где-то совсем рядом!

Долинка носит ласковое имя Азизнер — «Милое местечко». Рассказывают, однажды «газик» ехал по этому же маршруту. Уже больше недели люди на третьей шахте не видели человека из «большого мира» и мрачно шутили по телефону: «Нас навещают лишь медведи». «Газик» вез хлеб. Снег, подогретый весенним солнышком, разбуженный шумом мотора, то и дело сползал с гор языками. Когда «газик» выскочил в эту «милую» долину, раздался страшный грохот. Шофер понял — лавина! Машина взревела и рванулась вперед. Руки приросли к рулю. В голове одна мысль — скорее! Лавина несется неудержимо. Вот она прихватила обломок скалы и метнула этим каменным ядром в машину...

Проскочил-таки «газик». Довез хлеб. А каменный зуб весом в несколько тонн — вот он торчит справа от дороги — остался, как напоминание о том, что каждый рейс — это тяжелый труд и немалый риск.

Впрочем, у каждого на этой стройке — будь он шофером или проходчиком, горным инженером или строителем — немало на счету своих трудных «рейсов» и своих «лавин». Ведь эти люди осуществляют грандиозный замысел — соединяют воды, разделенные горами высотой около трех тысяч метров.

В глубине гор, рядом с трассой будущего тоннеля, лежит поселок Элегис. Пока его даже поселком назвать трудно. И все-таки он запомнился.

Несколько вагончиков стоят на краю пропасти, такой глубокой, что не слышно даже шума Элегиса. Белой змейкой — так кажется с высоты — вьется река по дну ущелья. Ветер злой, с хлопьями мокрого снега, порывами налетает на вагончики, словно пытаясь столкнуть их в пропасть. А рядом с этими времянками уже поднялись солидные «оседлые» дома. В красном уголке, комнате, которая еще пахнет свежестругаными досками, пришпилена к стене «молния»: «Привет передовикам проходки!» Оживают в памяти разговоры, лица. Немолодой черноглазый ереванец — потомственный проходчик, и такой же черноглазый парнишка, только что сменивший гимнастерку на шахтерскую робу; будущий горный инженер, комсомолец из Подмосковья, и обожженный сибирскими морозами гидростроитель из Дивногорска. .

В форточку врывается стук топора и тарахтенье трактора. Красно-желтой букашкой ползет он по наклонной стене пропасти. Он везет аммонит и бревна тем, кто работает на дне ущелья. Там, внизу, по обе стороны бурного Элегиса гремят взрывы. Там проходчики из глубины подземного коридора, проложенного в правом берегу Элегиса, видят сквозь пронизанное светом облако водяных брызг уходящий в недра горы тоннеле на другой стороне реки. Кажется, что гора разговаривает с горой. Это единственное место, где трасса прерывается и видишь тоннель, словно разрезанный поперек. Здесь явственно ощущаешь всю сложность стройки: узенькое горло тоннеля, а над ним махина хребта.

Вагончики строителей — предвестники больших перемен. Уже опутан серпантином дорог седоглавый Варденисский хребет, уже бегут в горах столбы новых линий электропередачи (более чем на 180 километров растянутся они!), растут двухэтажные дома из розового туфа в поселке строителей Варденик близ Севана, а поселок Кечут, возле которого начинается тоннель, готовится стать филиалом курорта Джермук.

Маленький поселок Элегис — словно увеличительное стекло, через которое виден размах стройки. Новая река принесет воду Севану и жизнь туда, где ее не было!

Почему же только сегодня республика смогла пойти на то, чтобы отказаться отчасти от добрых услуг Севана? Сейчас в Армении создается новая энергетическая база: строятся три тепловые электростанций, которые будут работать на азербайджанском газе и мазуте, проектируется новая большая ГРЭС, возводится Татевская ГЭС — одна из трех будущего каскада на реке Воротан...

Это и даст возможность перевести Севано-Разданский каскад на «сокращенный рабочий день», использовать воды озера в основном для ирригации. Ну и, конечно, осуществить столь технически сложный проект, как строительство подгорного тоннеля, стало возможным лишь в наши дни.

Арпа-Севанский тоннель должен вступить в строй в 1970 году. И тогда на серых боках утеса-летописца рядом с урартской клинописью, рядом с белой ватерлинией появится новая надпись: «Спасибо, Севан!»

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу