Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №8-1965

«ЛИТУАНИКА»ЛЕТИТ СКВОЗЬ БУРЮ

ИОНАС ДАВИДАЙТИС

Н евдалеке от городка Аникшчяй среди леса возвышается гранитный валун высотой в три человеческих роста. В незапамятные времена его прикатили сюда ледники и, исчезнув, оставили на литовской земле. Имя великана — Пунтукас.

В 1943 году этот уникальный памятник природы стал гордостью Советской Литвы.

«Все свои сбережения, все свое имущество мы затратили на покупку самолета. Но чтобы подготовить его в дальний путь, у нас уже нет средств...

Почти треть века тому назад такое обращение опубликовали в американской печати Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас. Дальний путь, задуманный ими, был трансатлантическим перелетом из США в родную Литву. Кто же были эти смельчаки, собиравшиеся совершить столь рискованный по тем временам воздушный прыжок?

Родители Дарюса попали в Америку, когда Стяпонасу было восемь лет. Совсем мальчишкой ему пришлось работать посыльным в магазине братьев Райт. Уилбур и Орвилл Райты — первые американцы, поднявшиеся в воздух на аппарате тяжелее воздуха, торговали авиационными принадлежностями, моделями, изображениями самолетов. Здесь началось увлечение мальчика аэронавтикой. В 1920 году, вернувшись в родную Литву, Дарюс стал пилотом. Через семь лет он снова уехал в Америку и, проезжая через Францию, видел, как Париж восторженно встречал Линдберга, преодолевшего Атлантику на спортивном одноместном самолете.

В Америке Дарюс познакомился со своим земляком Стасисом Гиренасом. Стасис за океаном уже успел сменить несколько профессий. Он был наборщиком, рулевым, шофером такси, а незадолго до встречи с Дарю-сом вместе с двумя компаньонами купил старый самолет и возил пассажиров. Пилоты подружились. Однажды Гиренас сказал:

— Думаю лететь через океан. В Ирландию. С одним ирландцем.

— В Ирландию? Мы с тобой литовцы. Давай полетим в Каунас.

Несколько лет проработал Дарюс в авиакомпании, возил пассажиров и грузы, скопил 1600 долларов. Такую же сумму внес и Гиренас. За 3200 долларов друзья приобрели подержанный одномоторный аппарат «Белланка», который окрестили в честь родного края «Литуаннкой».

Для дальнего перелета надо было удлинить крылья, поставить более вместительные бензиновые баки, обзавестись навигационными приборами. Но денег больше не было. Тогда они обратились к своим соотечественникам, эмигрировавшим в США. За год удалось собрать около 8 тысяч долларов.

На эти более чем скромные средства Дарюс и Гиренас — в основном. собственноручно — отремонтировали самолет, купили новый мотор, самые необходимые приборы. Пришлось отказаться от таких важных вещей, как пропеллер с переменным шагом, автопилот и даже рация, с помощью которой летчики могли бы узнать о на-

двигающихся циклонах и бурях, подать сигнал бедствия в случае аварии.

8 мая 1933 года Дарюс и Гиренас прилетели на аэродром Беннет, расположенный на побережье вблизи Нью-Йорка. Возле взлетной дорожки ревел бескрайний океан. «Литуанику» поставили в ангар, где уже сверкал самыми дорогими и усовершенствованными приборами «Уинни мэ» — самолет, снаряженный по последнему слову техники богатейшими американскими фирмами. На нем должен был облететь вокруг света американский пилот Вилли Пост. Свой вылет литовские летчики специально приурочили к вылету Поста, чтобы воспользоваться составленными для него данными метеослужбы. Сами они получить этих данных не могли, так как не имели официального разрешения на полет от американского госдепартамента. По той же причине для вылета им пришлось инсценировать тренировочный взлет, якобы с целью проверки грузоподъемности самолета.

Подготовленная к трансатлантическому перелету «Литуаника» весила 3668 килограммов (вес без груза — 1209 кг). Мотор в 365 лошадиных сил. Средняя скорость — 194 километра в час.

Ранним утром 15 июля 1933 года Дарюс и Гиренас прибыли на аэродром. Первым стартовал Вилли Пост. Мощный «Уинни мэ» взмыл в воздух, пробежав всего половину взлетной дорожки. Затем на старт вывели оранжевую «Литуанику». Впоследствии страницы американских газет пестрели сенсационными заголовками: «Самый отважный и самый рискованный старт в истории трансатлантических перелетов», «Подъем в воздух литовских летчиков Дарюса и Гиренаса был таким, что у зрителей волосы встали дыбом!»

...Самолет начинает разбег. И сразу становится ясно — «Литуаника» перегружена. Ревущий на предельных оборотах мотор не может оторвать колеса от цементной ленты. Четверть мили, полмили, миля... До конца взлетной полосы — каких-нибудь десять метров. Дальше — камни, океан... смерть. И в этот момент под колесами появляется просвет. Железная воля и мастерство пилотов вырывают машину из цепких лап земного притяжения. Оранжевая птица набирает высоту и исчезает в утреннем тумане.

До полудня о «Литуанике» не было никаких известий. В полдень идущие в Нью-Йорк корабли передали по радио, что наблюдали одинокий оранжевый самолет, направлявшийся в открытый океан. На Ньюфаундленде Да-рюс и Гиренас сбросили красный вымпел с запиской на английском языке. Летчики просили передать в Нью-Йорк, что все идет хорошо. Это была последняя весть...

«Литуанику» встретила в Атлантике буря. Дарюс , и Гиренас вели свой самолет сквозь дождь и молнии. Прошел день, ночь, настало утро 16 июля. А одинокий оранжевый самолет все еще летел над океаном. Лишь к вечеру 16 июля Дарюс и Гиренас достигли берегов Северной Шотландии.

Впоследствии их маршрут вызывал величайшее изумление. «Авиационные эксперты, — передавало агентство Ассошиэйтед Пресс, — чрезвычайно удивлены точностью, с которой летчики управляли «Литуаникой», используя только компасы, безо всяких модернизированных летных устройств, они вели самолет по самому прямому направлению к своей цели. Их смелый полет дает им право быть причисленными к величайшим пилотам мира».

В ночь с 16 на 17 июля над Германией «Литуаника» попала в новый омут бури. Оставалось всего несколько сот километров до Каунаса...

И вот Солдинский лес в провинции Бранденбург. Около 5 часов утра местная крестьянка наткнулась в чаще на разбитый оранжевый самолет. Кругом были разбросаны карты, письма. Ничком в мох уткнулся мертвый Дарюс. Притиснутое обломками «Литуа-ники», застыло тело Гиренаса. Одной рукой он еще держал штурвал, второй прикрывал глаза. Мертвая тишина. Только тикали часы в кармане Дарюса. Как выяснили врачи, Дарюс при катастрофе получил тяжелые ранения, он прожил еще четыре часа и умер на заре. Он еще пытался отползти от обломков.

За 35 часов 35 минут Дарюс и Гиренас пролетели 6411 километров, заняв в 1933 году по дальности перелета второе место в мире. До их цели — Каунаса оставалось 650 километров — три часа полета...

Катастрофа с «Литуаникой» произошла в запретной зоне, где находились концлагеря. Место падения самолета было немедленно оцеплено усиленными караулами, и более 10 часов туда не допускали даже прибывших из Литвы представителей. Тела летчиков были выданы в закрытых металлических гробах. Комиссия, образованная буржуазным правительством Литвы, опубликовала сообщение, что катастрофа произошла из-за неблагоприятных атмосферных условий и дефектов мотора.

Сообщению никто не поверил — слишком много в нем было противоречий и туманных мест. По всей Литве из уст в уста передавалась весть — «Литуанику» сбили фашисты. Германский посол в Каунасе потребовал от литовского правительства опровергнуть версию об обстреле самолета и заткнуть рты всем, кто об этом говорит.

В 1941 году оккупировавшие Литву гитлеровцы решили стереть всякую память о Дарюсе и Гиренасе. Было решено сжечь останки героев, хранившиеся в Каунасском медицинском институте. И тогда в одну из ночей группа патриотов проникла в окруженное немецкой стражей здание института. Гробы с телами героев были перенесены в институтский подвал и замурованы в стене. Долго и безуспешно занималось этим делом ге-стяпо. Палачам не удалось расправиться с патриотами, не удалось обнаружить и тела летчиков.

А в это время в Аникшчяйском бору под носом у фашистов скульптор Бронюс Пундзюс восемь месяцев подряд работал над памятником летчикам-героям. На легендарном Пунтукасе он высек барельеф Стяпо-наса Дарюса и Стасиса Гиренаса и несколько строк из их завещания:

«Молодое поколение Литвы! Вдохновленные Тобой, мы постараемся осуществить избранную нами задачу. Если добьемся успеха, пусть это укрепит Твой дух и уверенность в своих силах и способностях».

Летом 1964 года останки Дарюса и Гиренаса были торжественно преданы земле на каунасском кладбище. Советская Литва воздала должное людям благородным и смелым.

Перевел И. КАПЛАНАС

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу