Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №5-1965

ФЕБ НА ЧЕРНОМ РЫНКЕ

Г. ГАЕВ

Рисунок А. ГУСЕВА

По материалам зарубежной печати.

Италия — Швейцария. Граница. В длинном последней модели «бьюике» двое. Туристы. Возле машины учтивый таможенник.

— У синьора, конечно, есть документы, разрешающие вывоз этой скульптуры?

— О, все в порядке. Мы купили этого парня во Флоренции. Вот бумага — этрусский бог, седьмой век до нашей эры, печать.

— Все правильно, синьор... Только... тысяча извинений — это не этрусский, это поздний Рим. копия...

— Проклятье! Зачем мне нужен этот Рим?! Ведь сейчас в моде именно этруски.

И «бьюик» уносит разъяренных туристов в Швейцарию. Таможенный офицер смотрит им вслед: «Когда-нибудь туристы увезут в своих чемоданах Колизей.. »

БОГИ И БИЗНЕС

Вряд ли когда-нибудь древние ваятели думали, что их произведения будут не только предметом поклонения, но и жертвами прихотливой моды. А уж если мода на узконосые туфли и этрусских богов, то будьте уверены — будут и туфли и боги. Туфлями завалит магазины предприимчивый фабрикант, а откуда появятся этруски — это никого не интересует. Разве только полицию.

Тридцать пять лет городок в Сицилии, Кастельветрано, собирал обильную дань с тех, кто приезжал посмотреть замечательную бронзовую статую Феба, изваянную в V веке до нашей эры. Она стояла на мраморном пьедестале перед зданием мэрии. В ночь на 30 октября 1962 года статую похитили. За «поимку» Феба была назначена премия в три тысячи долларов, но пьедестал пустует и по сей день.

Кража . предметов искусства уже давно перестала быть занятием одиночек и переросла в большой, хорошо поставленный бизнес.

При обыске у молодого фотографа Аппио Марсела, пойманного на краже старинного распятия, было найдено большое количество фотографий картин и скульптур музея виллы Джулия. Эти снимки предназначались не для какого-нибудь искусствоведческого журнала или рекламных открыток.

Следствие установило, что банда расхитителей, в которую входил Марсела, прежде чем украсть что-либо из музея, обеспечивала себя «официальным» заказом. Какому-нибудь толстосуму показывали фотографии. «Коллекционер» выбирал что-нибудь подходящее для себя — и банда приступала к выполнению операции. Воры крали, контрабандисты переправляли краденое за границу, клерки одного из швейцарских банков записывали на текущий счет банды солидную сумму.

МАДОННА ИДЕТ С МОЛОТКА

Для расхитителей исторических ценностей, как и для всяких бизнесменов, и «святость» церкви не служит препятствием.

Полтора года назад в церкви Капелла делла Цисцине в Бьенно (Северная Италия) пропали две деревянные статуи — мадонны и ангела.

Неусыпная слежка за антикварными дельцами в Швейцарии позволила найти эти статуи в июне прошлого года. Гораздо менее удачными оказались поиски мадонны, украденной из церкви в Лугьяно в ноябре 1963 года. Несмотря на усилия международной полиции, статуя не найдена до сих пор.

Воруют и сбывают краденое и сами служители церкви.

Монашенки одного закрытого монастыря во Флоренции продали решетку алтаря за 30 тысяч лир. Покупатель сделал из решетки изголовье для кровати. В одной шикарной гостинице в Риме резная деревянная исповедальня превращена в телефонную будку. Сотни скамеек церковных хоров прекрасной работы были оптом проданы «любителям старины» по пять долларов за штуку. Дельцы вырезают из скамеек отдельные сиденья и продают иностранцам — для кресел в модных гостиных — по 500 долларов за штуку!

«Я посетил несколько церквей в небольших городах Италии; и ризничий, когда он видел, что мне что-нибудь нравится, спрашивал, не хочу ли я это купить, — рассказывает один итальянский чиновник. — Служители церкви с охотой продают «старое барахло», чтобы купить, например, электрический орган или неоновый нимб для святого».

Наиболее скандальный случай продажи церковных ценностей произошел в Неаполе в церкви Героломини, построенной в

XVII веке. Во время войны церковь была повреждена взрывом бомбы.

И спустя десять лет, потеряв вся кую надежду привести церковь в подходящий для богослужений вид, священники начали продавать церковную утварь. Торговцы древностями, потирая руки, разбили по соседству штаб-квартиру и начали скупать чаши, канделябры, лампы и даже трубки из органа. Более четырехсот золотых и серебряных изделий XVII века общей стоимостью в полтора миллиона долларов были расплавлены и проданы в слитках.

«ЭТРУСК»... В ТРЕУГОЛКЕ

Что и говорить, масштабы расхищений далеко не дилетантские. Но конъюнктура такова, что спрос превышает предложение. Количество произведений известных мастеров античности много меньше числа туристов, бродящих по Италии в поисках «чего бы подревнее». И вот на «античный» рынок выбрасывается огромное количество подделок.

Торговцы, например, скупают вазы по всей Италии и, припорошив их пылью, продают за двойную цену. Любимый трюк жуликов— закапывать подделки в погребение, которое потом находит взволнованный профан, заплативший большие деньги, чтобы самому открыть «только что найденную» могилу, Одному иностранцу «продали» за миллион лир подобную могилу. Раскапывал он ее, конечно, под покровом темноты. Дрожа от возбуждения, он аккуратно складывал свои «находки»: несколько костей, черные обломки этрусской керамики, несколько кусочков греческой вазы и, наконец... бронзовый бюст Наполеона!

КАК ОТКРЫЛИ ГОРОД СПИНУ

Очень часто археологи, приступая к раскопкам, обнаруживают, что их опередили.

В этом отношении любопытна история раскопок этрусского города Спины, неподалеку от Венеции. Археологи примерно знали, где искать Спину, но вся область к югу от Венеции представляла собой сплошное болото, подступиться к которому археологи не могли. А тем временем местные жители, которые рыбачили в неглубоких лужицах на своих плоскодонках, начали привозить с рыбалки не извивающихся длинных угрей, а этрусские горшки, которые сплавляли потихоньку международным торговцам. Когда весть об этом дошла до археологов, они потребовали от правительства немедленного осушения болот. В Италии рыбаков, промышляющих угрей, больше, чем археологов, и в течение последних десяти лет здесь с переменным успехом ведется игра в полицейских, воров и археологов.

«Подпольные археологи» получают за свои находки на черной бирже не так уж много: 10— 15 процентов от рыночной стоимости вещи. Теоретически лучше было бы продавать государству, которое обещает 25 процентов стоимости находки, но официальные инстанции затягивают выплату премий и оценивают находки подчас чрезвычайно низко.

БИТВА У СПЕРЛОНГИ

В сентябре 1957 года дорожный инженер, работавший на постройке автомагистрали у города Сперлонги, случайно обнаружил в песке на берегу моря близ пещеры, которую местные жители называли «гротом Тиберия», кусочек белого мрамора. Он начал раскапывать песок — перед ним открылись обломки целой скульптурной группы. Инженер срочно сообщил о своей находке в Департамент древностей. Находка оказалась сенсационной — специалисты решили, что это обломки скульптуры Лаокоона.

В скором времени было найдено уже четыреста кусочков греческой статуи. Но когда за ними приехал грузовик, чтобы забрать обломки в реставрационную мастерскую в Риме, его встретила разъяренная толпа жителей Сперлонги. Город был перерезан большой канавой, чтобы грузовик из Рима не мог проехать к месту раскопок. Дети бросали мокрый песок в ветровое стекло кабины. Только с большим трудом отряды полиции выиграли «битву у Сперлонги». Патриоты Сперлонги утверждали, что статуя является их собственностью, и не хотели отдавать ее, требуя, чтобы ее реконструировали на месте. И, кроме того, город не хотел лишаться доходов от будущих туристов, которые наверняка бы хлынули в Сперлонгу, будь там настоящий Лаокоон. Ведь пока Пизанская башня не упала, Колизей не развалился и в венецианских каналах плавают такие же апельсиновые корки, как и тысячу лет назад, туристы — одна из доходнейших статей бюджета многих итальянских городов.

* * *

Бесценное художественное наследие Италии расхищается направо и налево. Грабеж произведений искусства принял такие угрожающие размеры, что даже была создана специальная парламентская комиссия для расследований в этой области. «Хочется надеяться, — пишет газета «Унита», — что она разберется в этом до того, как наши музеи ограбят начисто».

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу