Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №4-1965

АТЛАС ЛЕНИНА

Эти географические карты висят на стенах кабинета, на белоснежной кафельной печи; они сложены в нижнем ящике книжного шкафа; одна из них — карта границ России в Закавказье — наклеена на полотно самим Владимиром Ильичем. Революционные военные советы республики и фронтов гражданской войны присылали В. И. Ленину специально вычерченные для него карты, которые можно назвать своеобразными вехами напряженнейшей вооруженной борьбы Красной Армии с полчищами белогвардейцев и иностранных интервентов

Обилие географических карт в кремлевском кабинете В. И. Ленина делает еще более зримым и убедительным то сравнение, которое, наверное, приходит на ум многим, кто побывал здесь. Сравнение с капитанским мостиком.. Да, капитанский мостик могучего корабля — российской пролетарской социалистической революции, корабля, который шел к победе через жесточайшие политические и военные штормы той неповторимо бурной эпохи. Лавина вестей и донесений врывалась в эту тихую уютную комнату каждый день первых лет молодого рабоче-крестьянского государства. Через телеграфные и телефонные аппараты, через личное общение с людьми. И сколько среди этих сообщений и донесений было отчаянно-тревожных вестей! Даже теперь, когда они напечатаны на страницах массивных книг, их нельзя читать без холодка в груди. И каждый день, почти без перерыва в ночные часы, отсюда, с капитанского мостика Октябрьской революции, летели ленинские директивы, распоряжения, советы...

И в памяти возникают воспоминания людей, работавших вместе с В. И. Лениным.

«Быстрые, четкие шаги гулко отдаются по еще пустому коридору. Это он рано утром спешит из своей квартиры в кабинет Совнаркома. Мельком взглянув на стол, где уже всегда была приготовлена почта и обязательно отдельно все военные телеграммы с фронтов, он мигом брал именно эту папку и быстро прочитывал их, так быстро, что, казалось, не было возможности промелькнуть взором, что там написано, а он все телеграммы уже знал наизусть и после цитировал слово в слово, не смотря более в них, причем всегда с изумительной точностью в цифрах...

Просмотрел телеграммы, и мигом к стене — к одной, к другой, к третьей. Всюду развешаны карты и всюду собственной рукой его отмечены все 14 фронтов, с которых в разное время наседал на нас, на нашу социалистическую молодую республику, международный враг...»

Так писал один из ближайших сподвижников Ильича — Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, работавший в первые советские годы управляющим делами Совнаркома.

Были, однако, в кабинете такие карты, с которыми Владимир Ильич работал чаще, чем с другими. Сотрудники Совнаркома неизменно упоминали скромный атлас — «Железные дороги России», изданный в Петрограде в 1918 году картографическим заведением А. Ильина.

«Одним из справочников, которым Владимир Ильич постоянно пользовался и который обыкновенно лежал у него на письменном столе, — свидетельствует в своих воспоминаниях Л. А. Фотиева, — был указатель железных дорог».

С этой в полном смысле слова настольной книгой встречаемся мы и в других рассказах о Владимире Ильиче... Так, например, в мае 1919 года в Москву приехал с Восточного фронта С. С. Каменев — бывший офицер старой армии, перешедший на сторону пролетарской революции сразу после ее победы и долгие годы честно служивший в Красной Армии.

ФОТО. Выступление В. И. Ленина перед красноармейцами, отправляющимися на польский
фронт (5 мая 1920 г.).
ФОТО. Стол с военными картами в кабинете В. И. Ленина в Кремле.

В. И. Ленин пригласил его в Кремль и попросил рассказать о положении на Восточном фронте.

«В начале моего доклада Владимир Ильич взял железнодорожный атлас «Железные дороги России», издание Ильина, и по этому картографическому материалу мне и пришлось делать доклад. Эту карту я никогда не забуду, на ней имелись только основные ориентиры. От волнения у меня исчезли из памяти все названия деревень, где находились части Красной Армии и разворачивались боевые действия. Вероятно, заметив мое затруднительное положение, Владимир Ильич облегчил мне доклад подачей реплик, на которые давать ответы было уже много легче».

Этот атлас, хранящийся ныне в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, представляет собой огромную ценность: ведь на его листах сохранились пометки, сделанные рукой Владимира Ильича... Точки городов и железнодорожных станций, обведенные кружками. Названия городов, поселков, написанные характерным стремительным ленинским почерком Подсчет расстояний между железнодорожными узлами...

На картах этого атласа отразились не только битвы гражданской войны, но и первые шаги по строительству социалистической экономики... Одним из самых жестоких и опасных врагов революции был тогда топливный кризис. Теперь и представить себе трудно, что за весь 1920 год в Советской стране было добыто всего лишь 7,5 миллиона тонн угля, что половину топлива, потребляемого народным хозяйством, составляли дрова! Промышленности, разоренной войнами, грозила голодная смерть. Но молодое Советское государство победило и этого врага. В. И. Ленин в те трудные для страны дни думал о новых районах добычи угля и нефти. На карте XVIII Владимир Ильич отметил богатый нефтеносный бассейн по реке Эмбе на северо-западе Казахстана и угольные залежи в районе Актюбинска.

Как интересно и увлекательно теперь, через четыре с половиной десятилетия, восстановить по книгам и архивным документам те события, своеобразным отзвуком которых являются пометки, сделанные ленинской рукой! Воссоздать облик героев революции и гражданской войны, их дела и подвиги, которые как бы стоят за этими кружками и черточками, цифрами и надписями!

Первые шаги на этом пути уже сделаны нашими исследователями, результаты их изысканий опубликованы в предисловии к изданному недавно каталогу книг личной библиотеки В. И. Ленина. В этой статье делаются попытки пояснить значение некоторых других ленинских пометок на картах атласа. Разумеется, эти пояснения являются лишь возможным предположением...

На карту XIV нанесена железнодорожная сеть Среднего Поволжья, Урала и Зауралья. У левого, западного обреза карты стоят города Вятка, Казань, Самара; у нижнего, южного — Оренбург; у правого, восточного — Тюмень, Курган, Кустанай. Города и железнодорожные станции горнозаводского Упала Луньевка, Калино, Горноблагодатская, С Донато, Егоршино Владимир Ильич обвел кружками.

Когда это было сделано? Вероятно, летом 1919 года, когда Красная Армия на Восточном фронте перешла в наступление и вышвырнула Колчака с Урала. По этим небольшим городкам и поселкам прокатились на восток сокрушающим валом части 3-й армии Восточного фронта — те красноармейские полки и дивизии, которым 1 июля 1919 года В. И. Ленин послал приветственную телеграмму:

«Симбирск.
Реввоенсовет Востфронта
копия Штарм 3

Поздравляю геройские красные войска, взявшие Пермь и Кунгур. Горячий привет освободителям Урала. Во что бы то ни стало надо довести это дело быстро до полного конца. Крайне необходимо мобилизовать немедленно и поголовно рабочих освобождающихся уральских заводов. Надо найти новые революционные способы тотчас включать этих рабочих в войска для отдыха уставшим и для отпуска на юг. Первую часть телеграммы сообщите полкам.

Предсовобороны ЛЕНИН».

Остановимся лишь на одной пометке — на одном кружке, поставленном на карте рукой Владимира Ильича. На кружке, которым отмечен крупный железнодорожный узел Егоршино (ныне Артемовский) к северо-востоку от Екатеринбурга (Свердловска)... Книги по истории гражданской войны сообщают нам, что 19 июля 1919 года в 12 километрах от станции Егоршино конная группа 3-й армии под командованием Н. Д. Томина завязала бой с колча-ковскими частями, которые после многодневного и беспорядочного отступления сумели, наконец, закрепиться на этом рубеже.

Бой был тяжелый, кровопролитный. Белогвардейцы не могли больше откатываться назад: войска генерала Пепеляева были бы в таком случае отрезаны от остальной колчаковской армии красными конниками Н. Д. Томина. Эта конная группа, вступившая в бой всего лишь пять дней назад, прошла

не одну сотню километров, освободила горные заводы Урала: Верхне-Тагильский, Невьянский, Висимо-Шайтанский — и перерезала железную дорогу Екатеринбург — Нижний Тагил. Колчаковцы едва успевали уносить ноги, дороги их панического отступления были усеяны повозками и оружием.

Но и под Егоршино колчаковцам не удалось задержать стремительный рейд красных кавалеристов. 19 июля эта станция была очищена от белых. Конная группа устремилась дальше, на восток, и вскоре колчаковцы были выбиты из Ирбита, Камышлова, Долматова и Кургана.

Что за человек был командир этой конной группы?

Николай Дмитриевич Томин — один из легендарных героев, которыми так богата эпоха Октябрьской революции и гражданской войны. Простой оренбургский казак, с малых лет батрачивший на местных купцов-маслозаводчиков. Солдат на германском фронте в первую мировую войну, награжденный двумя георгиевскими крестами. В начале Октябрьской революции младший урядник Томин провел Оренбургскую казачью дивизию через гетманскую Украину и обратился в ЦК большевистской партии с просьбой отправить эту дивизию на Южный Урал для борьбы с контрреволюционным мятежом атамана Дутова.

ФОТО. Надпись В. И. Ленина на обложке атласа «Железные дороги России».

Вместе с В. К. Блюхером Томин командовал героическим походом уральских партизан летом 1918 года.

«Личность Н. Д. Томина, — писал маршал Блюхер, — очень интересная. Этот человек произвел на меня сильное впечатление... Он был человеком изумительной честности, беспредельной храбрости и чрезвычайно упрямый... Его отряд был исключительно дисциплинированным».

После разгрома колчаковщины Николай Дмитриевич Томин, беспартийный военачальник, награжденный двумя орденами Красного Знамени, сражался на других фронтах гражданской войны. Летом 1920 года, в дни боев с войсками панской Польши, кавалерийская дивизия, которой он командовал первой вошла в Вильно... В тяжелые для страны январские дни 1924 года Николай Дмитриевич стал коммунистом ленинского призыва. В том же году 12 августа комдив Томин погиб в Восточной Бухаре в схватке с басмачами.

Очень многое можно рассказать, если пойти вслед за пометками, сделанными рукой Владимира Ильича Ленина на картах железнодорожного атласа — его настольной книги. От пометок — к событиям, кото-рыми, по всей вероятности, они были вызваны; а от событий — к их участникам, к их судьбам, к их подвигам, их последующей жизни, неразрывно связанной с революцией, с партией большевиков-ленинцев.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о самом атласе.

«Однажды, — сообщает Л. А. Фотиева в своих воспоминаниях о В. И. Ленине, — он (атлас железных дорог. — А. Ш.) исчез, Владимир Ильич очень жалел об этом, так как в нем было много его отметок, несколько раз просил нас опросить всех. кто у него бывает, предлагая заменить его другим экземпляром. Мы опросили всех, кого только можно было, но указатель так и не нашелся. После этого на другом экземпляре Владимир Ильич сделал надпись: «экземпляр Ленина», и предупреждал нас, чтобы нужные ему книги мы не разбрасывали в кабинете, так как товарищи не считают за большой грех стащить интересующую их книгу».

Итак, атлас, который хранится ныне в Центральном партийном архиве, — это второй экземпляр. А первый, с многочисленными пометками, сделанными рукой Ильича, так и не был найден... Безнадежно ли он утрачен?.. Хочется верить, что нет!.. И мы обращаемся ко всем нашим читателям: не попадался ли вам железнодорожный атлас, титульный лист которого вы видите на фотоснимке? Поищите в личных библиотеках, поглядите в государственных книгохранилищах. А найдете — полистайте внимательно. И если на картах вы обнаружите пометки, которые могут быть пометками В. И. Ленина, — отнесите его на проверку в местный партийный архив. Ни одна крупица поистине бесценного ленинского наследства не должна быть нами утеряна!

А. ШAMAPО

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу