Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №4-1965

«БАУНТИ» ИДЕТ НА ТАИТИ

— Эй, на «Баунти»! — окликнул сторож шлюзовой камеры в Панамском канале. — Где ваш первый помощник?

Старший офицер как раз стоял на вахте.

— Берегись, Кристиан Флетчер! Английское правительство разыскивает тебя почти двести лет!

Многим, вероятно, известна история английского парусника, отправившегося в 1787 году из Англии на Таити. По повелению короля Англии Георга III капитан «Баунти» Вильям Блай должен был доставить с этого тихоокеанского острова на королевские плантации в Вест-Индии саженцы хлебного дерева.

Первоначально проложенный курс — от берегов Англии через Атлантику, потом вокруг мыса Горн и через Тихий океан на Таити — капитану удалось осуществить лишь частично. У мыса Горн снежные бури и вихри набросились на судно. Изо дня в день, из ночи в ночь боролась команда с отвердевшими, налившимися ледяной тяжестью парусами. А они так и несли «Баунти» на юг, в неведомые белые просторы Антарктики. Целый месяц пытался «Баунти» обогнуть мыс Горн — тщетно. Измотанная и ропщущая команда, порванные, латаные паруса, иссякающие запасы солонины и свежей воды, цинга и истощение — все это заставило капитана Блая в конце концов изменить курс. Но «Баунти» все-таки добрался до обетованной земли Таити: через южную Атлантику, мимо мыса Доброй Надежды и берегов Австралии, миновав коварные рифы южных морей он спустя одиннадцать месяцев после выхода из Англии бросил якорь в таитянских водах.

ФОТО. Саженец хлебного дерева держит путь к земле предков.

Почти полгода простоял «Баунти» у берегов прекраснейшего острова. И вот пора в обратный путь, через моря и океаны, сквозь штормы «ревущих сороковых» и не менее изнурительные знойные штили... Еще свежи в памяти моряков «Баунти» трудности и лишения рейса из Англии, а жизнь на прекрасном, щедром солнцем и покоем острове так заманчива. И едва «Баунти» вышел в обратный путь, команда разбилась на два лагеря.

В конце концов те, кто хотел вернуться на Таити, возглавляемые помощником капитана Кристианом Флетчером, взбунтовались. Капитана Блая и восемнадцать его приверженцев высадили в открытый бот и пустили на волю волн. Мятежные моряки вернулись на райский остров. А позже некоторые из них с женами-таитянками и детьми отправились на далекий от торных морских путей остров Питкэрн. Здесь, в уединенной бухте острова, «Баунти» был затоплен.

ФОТО. «Баунти-2» на всех парусах.

Окруженная разноречивыми преданиями и легендами, история «Баунти» не раз привлекала внимание любителей морских приключений.

В 1957 году один из самых настойчивых исследователей истории мятежного корабля, американский журналист Луис Марден, нашел на дне гавани острова Питкэрн остатки легендарного «Баунти». Интерес к этой «классической морской истории», как называет ее Марден, вспыхнул с новой силой. Несколько лет спустя по заказу одной из кинофирм в Канаде, в Луненберге, был построен новый «Баунти», чтобы играть главную роль в новом приключенческом фильме.

Команда из 26 человек, набранная в Канаде, должна была провести парусник от Новой Шотландии (Канада) через Панамский канал в Тихий океан, на Таити, где и снимался фильм.

В середине XX века совершить плавание по Тихому океану на паруснике — какая «морская душа» не мечтает об этом! Желающих поплавать на паруснике, побывать в Южных морях оказалось немало—и среди романтически настроенных юнцов и среди матерых морских волков. И вот позади пробный рейс от Луненберга до Кристобаля — атлантического «устья» Панамского канала. Впереди Тихий океан, плавание под парусами, по воле ветра, под звездами, по которым прокладывал курс капитан Блай.

Впрочем, «Баунти-2» вовсе не был точной копией своего тезки: «кинозвезда» сохранила, пожалуй, лишь основные, внешние, черты сходства с «мятежником».

В недрах «Баунти-младшего» постукивают два дизеля — надежная замена парусов на случай штиля; его капитан и штурман пользуются современной навигационной аппаратурой, в его каюты и отсеки подается кондиционированный воздух, его команда на двадцать человек меньше, а его палуба на десять метров длиннее, чем у «Баунти-настоящего».

Да и само плавание — через Панамский канал, не существовавший во времена Блая и в проекте, — длилось всего 20 дней и было на... 19 759 миль короче.

К тому же кинофирма торопила с началом съемок, и потому идти приходилось и под парусами и на дизелях. Правда, Луис Марден — он был третьим помощником капитана, — прокладывая курс парусника, пользовался старинной астролябией. Но делал он это не столько по необходимости, сколько из-за желания почувствовать себя настоящим средневековым мореплавателем.

Впрочем, на борту «Баунти-2» было кое-что и от его знаменитого тезки. Луис Марден перед выходом в Тихий океан торжественно вбил в его корпус обшивочный гвоздь, поднятый со дна гавани острова Питкэрн. А на палубе рядом с корабельной пушкой он водрузил саженец хлебного дерева, вывезенный им с Ямайки. Ведь капитан Блай, спасшийся после мятежа на «Баунти», в 1793 году — спустя пять лет — все-таки доставил злосчастные саженцы на британские плантации в Вест-Индии. Вот от одного из хлебных деревьев на Ямайке и взял Луис Марден росток, чтобы спустя полтора с лишним века высадить его на Таити, земле предков.

ФОТО. «Прекрасная амазонка» — копия носовой фигуры мятежного парусника — украшала и форштевень парусника-«кинозвезды».

ФОТО. Паруса убраны, дизели выключены. Два красных треугольника означают, что две пары локомотивов удерживают «Баунти-2» на месте, когда из камеры шлюза в Панамском канале спускают воду.

ФОТО. Наверное, так же выглядел «Баунти-настоящий», когда, окончив почти годовое плавание из Англии, он, наконец, бросил якоря у берегов Таити.

...Итак, прошло двадцать дней после выхода из Панамы, и вот как-то ясным теплым декабрьским вечером на месте только что сиявшей Венеры вдруг вспыхнула новая, необычно яркая и сильная звезда. Это, сияя в тропической ночи, маяк указывал путь кораблю. Так спустя 172 года «Баунти» вновь пришел на Таити.

М. КОНДРАТЬЕВА

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу