ВОКРУГ СВЕТА №4-1965
ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА...
Фотоочерк М. РЕДЬКИНА
Волжский каскад... Плотины... Теплоходам, буксирам, баржам надо преодолеть ступени «речной лестницы». Этому помогает сложный комплекс сооружений длиной во многие километры: волноломы, каналы с причалами и дамбами и, наконец, гигантская система шлюзов. Суда по ним могут проходить одновременно вверх и вниз. Каждая камера шлюза может вместить до 6 больших судов.
Двести лет династии кормчих Чесноко-вых. Сорок семь лет, с первой советской навигации, водит суда Александр Степанович Чесноков. Лик реки менялся у него на глазах. Он хорошо помнит и коварные мели и многочисленные перекаты. Но люди преобразовали реку: подняли ее воды, создали фарватеры для больших судов. Современная Волга — это почти беспрерывная цепь искусственных морей. Потомственные речники становятся «морскими волками». А. С. Чесноков — капитан самого крупного в мире речного танкера «Бесстрашный».
Жигулевское море... Яхты, катера, аквалангисты. Подводное плаванье — спорт, характерный для моря, становится спортом волжан.
Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. Темпы и размах ее строительства поражают воображение. Строители вынули 144 миллиона кубометров земли, уложили 5,5 миллиона кубометров бетона, за два года смонтировали 21 турбину! ГЭС — высокий образец инженерного искусства. Ее турбины могут давать до 14 миллиардов киловатт-часов в год. Это ток для Московского метро и шахт Донбасса, уральских заводов и приволжских колхозов.
Вечером, когда по всей плотине рассыпаются огни, кажется, что ты попадаешь в какой-то сказочный «электрический лес».
Сормово — колыбель волжского флота. Здесь были построены первые железные баржи, первый в мире теплоход, два самых крупных речных пассажирских корабля — «Ленин» и «Советский Союз», самые большие речные танкеры, катамараны, морские паромы-великаны.
30 километров в час. Долго существовал этот порог скорости речных судов. И вот сормовичи переступили этот порог. Они создали совершенно новый тип судна — крылатый теплоход «Ракета», — скорость 70 километров в час! Вслед за «Ракетой» появились «Метеоры», «Спутники»... Скорость выросла до 100 километров в час, а сормовские умельцы продолжают конструировать новые корабли..
Эти «крылатые экспрессы» можно увидеть теперь на многих реках страны и за рубежом.
Волга промышленная. Ярославский каучук, горьковские автомобили, волгоградские тракторы... Пришла на берега Большой Волги и большая химия. Здесь строятся новые очереди гигантов химии: Волжского, завода синтетического каучука в городе Тольятти...
Сухопутная Казань стала приморским городом. Новый Казанский порт — крупнейший речной порт Европы по грузообороту. У его причалов длиной в километр могут одновременно разгружаться свыше десятка больших кораблей. «Моря соедини реками», — когда-то писал Ломоносов. И впрямь волжские корабли вырвались на морские просторы. Недавно обновленный Волго-Балт укрепил пути Волги в Ледовитый океан, Балтику и Атлантику. Волго-Дон проложил путь через Азовское и Черное моря к Средиземноморью.
Вокзал — первый шаг в путешествие. И приятно совершать этот первый шаг из такого светлого и полного воздуха речного вокзала. И вот она, волжская ширь...
|