Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА №4-1965

ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА...

Фотоочерк М. РЕДЬКИНА

Волжский каскад... Плотины... Теплоходам, буксирам, баржам надо преодолеть ступени «речной лестницы». Этому помогает сложный комплекс сооружений длиной во многие километры: волноломы, каналы с причалами и дамбами и, наконец, гигантская система шлюзов. Суда по ним могут проходить одновременно вверх и вниз. Каждая камера шлюза может вместить до 6 больших судов.

Двести лет династии кормчих Чесноко-вых. Сорок семь лет, с первой советской навигации, водит суда Александр Степанович Чесноков. Лик реки менялся у него на глазах. Он хорошо помнит и коварные мели и многочисленные перекаты. Но люди преобразовали реку: подняли ее воды, создали фарватеры для больших судов. Современная Волга — это почти беспрерывная цепь искусственных морей. Потомственные речники становятся «морскими волками». А. С. Чесноков — капитан самого крупного в мире речного танкера «Бесстрашный».

Жигулевское море... Яхты, катера, аквалангисты. Подводное плаванье — спорт, характерный для моря, становится спортом волжан.

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. Темпы и размах ее строительства поражают воображение. Строители вынули 144 миллиона кубометров земли, уложили 5,5 миллиона кубометров бетона, за два года смонтировали 21 турбину! ГЭС — высокий образец инженерного искусства. Ее турбины могут давать до 14 миллиардов киловатт-часов в год. Это ток для Московского метро и шахт Донбасса, уральских заводов и приволжских колхозов.

Вечером, когда по всей плотине рассыпаются огни, кажется, что ты попадаешь в какой-то сказочный «электрический лес».

Сормово — колыбель волжского флота. Здесь были построены первые железные баржи, первый в мире теплоход, два самых крупных речных пассажирских корабля — «Ленин» и «Советский Союз», самые большие речные танкеры, катамараны, морские паромы-великаны.

30 километров в час. Долго существовал этот порог скорости речных судов. И вот сормовичи переступили этот порог. Они создали совершенно новый тип судна — крылатый теплоход «Ракета», — скорость 70 километров в час! Вслед за «Ракетой» появились «Метеоры», «Спутники»... Скорость выросла до 100 километров в час, а сормовские умельцы продолжают конструировать новые корабли..

Эти «крылатые экспрессы» можно увидеть теперь на многих реках страны и за рубежом.

Волга промышленная. Ярославский каучук, горьковские автомобили, волгоградские тракторы... Пришла на берега Большой Волги и большая химия. Здесь строятся новые очереди гигантов химии: Волжского, завода синтетического каучука в городе Тольятти...

Сухопутная Казань стала приморским городом. Новый Казанский порт — крупнейший речной порт Европы по грузообороту. У его причалов длиной в километр могут одновременно разгружаться свыше десятка больших кораблей. «Моря соедини реками», — когда-то писал Ломоносов. И впрямь волжские корабли вырвались на морские просторы. Недавно обновленный Волго-Балт укрепил пути Волги в Ледовитый океан, Балтику и Атлантику. Волго-Дон проложил путь через Азовское и Черное моря к Средиземноморью.

Вокзал — первый шаг в путешествие. И приятно совершать этот первый шаг из такого светлого и полного воздуха речного вокзала. И вот она, волжская ширь...

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу