Человек в обезьяне
Рассказ Э. Скуайр
Рисунки худ. А. Шпир
Лет восемь назад отряд охотников на острове Борнео поймал детеныша оранг-утана. У него были печальные, почти человеческие глаза и вполне понятная ненависть к дрессировке. Назвали его Джо Мартин потому, что он был похож, как говорили в шутку охотники, на одного из их товарищей. Они кормили забавное дитя джунглей сладким молоком, и мало-по-малу оранг понял, что никто не причинит ему вреда. Тогда охотники начали обучать Джо простым фокусам, которые он перенимал с удивительной быстротой.
Рисунок. Джо получил первый жесто-кий Удар от Гаддагера...
Туземцы-носильщики боялись маленького оранг-утана и никогда его не затрагивали. Дело в том, что в их племени с незапамятных времен жила мрачная легенда о том, что в телах обезьян заключены в наказание души грешников. Если бы Джо Мартин не был так похож на человека во всем, что он делал, они быть может не так боялись бы его. Но он ел за столом с охотниками, осторожно беря в руки стакан с молоком и хлеб. Он забавно царапал по бумаге карандашом и бренчал на гитаре. Туземцы боялись его и потому, что он смотрел на них пристально, не пропуская ни одного движения. Они стали называть его «Человек в обезьяне» и, когда случалось, что они теряли что-либо из багажа или кто-нибудь из них отставал, то они приписывали все это «колдовству» Джо Мартина.
И вот однажды ночью туземцы бросили отряд и ушли в джунгли. Через несколько часов был прислан от них делегат, заявивший, что носильщики придут обратно лишь в том случае, если «Человек в обезьяне» будет убит или куда-нибудь отослан. Его древнее преступление смотрит на них из его глаз и заставляет дрожать руки и сердца тех, у кого нет на душе такого тяжелого бремени.
Вот почему Джо Мартин попал несколько месяцев спустя в руки Реда Галлагера, который занимался скупкой и перепродажей диких животных. До сих пор у молодого орангутана было самое лучшее .мнение о роде человеческом, но от Реда Галлагера он получил горькие уроки. Он узнал, что не все люди пользуются словами и что кроме ласки и терпения существуют еще и другие методы обучения фокусам.
Ред Галлагер был не лучше и не хуже чем большинство из его товарищей по профессии. Его обращение с Джо Мартином и другими животными не показалось бы неправильным ни в одном цирке. Но Джо знал до сих пор только ласку и внимание, И когда он получил первый жестокий удар кнутом от Галлагера за то, что уронил какую-то вещь, Джо был поражен. Он забился в угол, схватился длинными руками за мучительно болевшее место и рыдал как ребенок.
Однажды он взбунтовался и по-пробовал кусаться. Тогда Галлагер связал его и ударил горячей кочергой. После этого Джо Мартин уже не сопротивлялся.
Джо Мартин, попрежнему обнаруживал удивительные способности. Он подрос, но казалось совсем не сознавал своей силы. Часами он сидел в клетке, обвив прутья волосатыми руками, и, не мигая, смотрел куда-то. Но как только появлялся Галлагера в печальных; что-то ищущих глазах Джо вспыхивал огонь. Верхняя губа его приподымалась, обнажая оскаленные зубы, и он издавал короткий; резкий крик. Если Галлагер приближайся, Джо Мартин начинал прыгать по клетке, бросаясь из стороны в сторону и, в диком бешенстве потрясая решотку.
Рисунок. Джо, одетый в костюм няньки, осторожно держал ребенка...
Было замечено, что с того дня, как Ред Галлагер в первый раз ударил его, оранг возненавидел не только своего хозяина, но и всех его друзей, У Галлагера был старый товарищ по прозвищу Голландец. Однажды под влиянием выпитого вина он вошел в клетку Джо и хотел заставить его проделать разные фокусы. Он захватил с собой хлыст. Но как только Голландец поднял хлыст, темное волосатое тело повалило его на пол, и железные пальцы впились ему в горло. На его сдавленный крик прибежал Галлагер. При виде укротителя Джо Мартин отбежал в угол клетки, дрожа и крича от бешенства и боли, а Ред хлестал его кнутом, пока не выступила кровь. На следующей же неделе молодой оранг был продан представителю кинематографической компании. Ред понял, что способность к ненависти у Джо была гораздо более развита, чем у других обезьян. Он опасался, что когда оранг вырастет, он жестоко отомстит ему за обиды.
* * *
Я узнала Джо через несколько лет после того, как он избавился от Галлагера. Он был звездой экрана и работал в студии большой кинематографической компании в Калифорнии. Это был уже взрослый оранг с огромными жилистыми руками. Карие глаза были попрежнему печальны. На подбородке росла борода, придававшая ему важный вид.
У Джо Мартина был теперь большой запас звуков, выражавших разнообразные переживания, начиная от радости и кончая горем и гневом. Он любил меня,.потому что я никогда не забывала приносить ему лакомства — палочку леденца, пакетик земляных орехов или банан, Джо важно принимал подношение, просовывал сквозь решотку мохнатую темную руку и держал ею за мою, пока ел.
Иногда Пуджи, главный дрессировщик зверинца кинокомпании, выпускал Джо Мартина из клетки, и огромный оранг ковылял рядом со мной, крепко держа меня за руку и испуская забавные шепчущие звуки, означавшие полное удовольствие.
Он обожал Пуджи, который постепенно вернул ему утраченную веру в человека. К директорам компании Джо Мартин относился подозрительно, Однажды он бросился на одного киносъемщика, который имел несчастье быть рыжим подобно его прежнему врагу Галлагеру.
Когда Джо Мартин работал на съемке, Пуджи всегда был с ним. Спокойного приказания Пуджи было достаточно, чтобы Джо Мартин превратился весь во внимание. Если предстояло разыграть более сложную чем обычно роль, Пуджи устраивал для Джо репетицию. Он пока-зывал орангу все подробности того, что тот должен был исполнить, говорил медленно, убедительно, как будто Джо мог его понять. Темные грустные глаза оранга напряженно смотрели на дрессировщика; он карался как следует понять, чтобы исполнить все правильно.
Затем киноаппарат начинал работать, Пуджи, стоя рядом, давал приказания в той же последовательности, как и на репетиции, и Джо Мартин, одетый в забавную куртку, штаны и высокий шелковый цилиндр, степенно проводил свою роль, не глядя в сторону трещавшего аппарата и группы людей за ним.
— Довольно! — бывало крикнет директор, и Пуджи говорит Джо Мартину так же сердечно, как сказал бы всякому актеру, который хорошо провел свою роль:
— Хорошая работа, старина! Иди сюда и получай яблоко.
Кроме Пуджи у Джо Мартина был еще друг, к которому он глубоко привязался. Это Скиппер (Прыгун)— маленькая обезьяна с морщинистым лбом и очень длинным хвостом. Она жила в клетке вместе с Джо. Несмотря на большую разницу в росте. и в характерах, они были очень привязаны друг к другу, и Скиппер бывал безутешен, когда Джо Мартина брали из клетки работать для экрана.
Скиппер вертел Джо Мартином как хотел. Когда посетители зверинца через решотку протягивали Джо кусок леденца, Скиппер пробирался вперед, взволнованно бормоча что-то, и выхватывал кусок из-под самого носа Джо.
Но однажды Джо Мартин взбунтовался против тирании Скиппера. Я принесла Джо жареные земляные орехи — его любимое лакомство. Скиппер, как всегда, попробовал выхватить их у Джо. Неожиданно Джо, повернулся и набросился на Скиппера. Тот испуганно завизжал и бросил украденное.
Джо Мартин не стал сейчас же есть лакомство. Сперва должно было, свершиться правосудие. Он спокойно осмотрелся, ища Скиппера. Крича от страха и удивления, преступник взобрался на трапецию, висевшую в клетке. В один прыжок Джо Мартин был там. Стиснув Скиппера в своих огромных руках, он колотил его легко, но основательно, как разгневанный родитель шлепает нашалившего ребенка. Затем Джо отпустил визжащую и барахтающуюся обезьяну, спокойно спрыгнул с трапеции, схватил лакомство, подошел к решотке и просунул руку, чтобы я пожала ее.
* * *
Но вот случай снова столкнул Джо Мартина с Галлагером. Ред Галлагер был опытный скупщик и дрессировщик животных, и кинокомпания нуждалась в его услугах. Пуджи рассказал мне о приезде Галлагера:
— Это большой специалист, но животных он не любит и не понимает. Он думает, что заставить животных подчиняться можно только путем страха. У него есть дрессированный медведь, которого он временно предоставил студии для одного фильма. Теперь он предлагает свои услуги в работе с другими животными.
— И с Джо Мартином? —спросила я.
Пуджи покачал головой:
— Только не с Джо. Джо ненавидит его. Когда-то Джо принадлежал Реду, купившему его у группа охотников на острове Борнео. Он говорит, что ему удалось скоро сломить Джо. Воображаю, как он его истязал!
— И Джо?..
— Помнит ли его? — Конечно, Увидав Галлагера, он пришел в неистовство и старался схватить его. Я испробовал все средства, чтобы успокоить Джо, но он не мог работать весь этот день. Сидел в своей клетке и дулся. Даже Скиппер боялся его. Хотелось бы мне знать, что на уме у Джо. Я. думаю, что он вспоминает прошлое. Не хотел бы я быть на месте Галлагера, если Джо когда-нибудь настигнет его...
В студии шли приготовления к фильму из жизни джунглей, в котором должны были быть также и драматические пассажи. В фильме работал слон Чарли, несколько наиболее покорных львов и Джо Мартин, который, конечно, изображал героя. Даже маленький Скиппер должен был висеть на ветке дерева вниз головой, чтобы создать иллюзию, настоящих джунглей.
Большая часть сцен уже была проведена в студии, но одну, в которой главную роль исполнял Джо Мартин, предстояло заснять на берегу реки. Можно было быть уверенным, что Джо не попытается убежать.
Рисунок. Джо уверенно поднимался все выше и выше...
Когда однажды днем я пришла в студию, то застала Джо во время работы на сцене, изображающей детскую. Осторожно держал Джо на руках ребенка, а тот спокойно сосал молоко и бутылки, которую поддерживал оранг. Джо был одет в костюм няньки, и его серьезные глаза забавно выглядывали из-под накрахмаленного капора.
— Кажется, Джо нравится ребенок,— сказала я.
— Да,—отвечал Пуджи. — И ребенок совсем не боится его. Он даже засыпает у него на руках и цепляется за Джо, когда мать хочет его взять.
Я сказала Пуджи, что слышала распоряжение, чтобы Ред Галлагер ехал работать в сценах на берегу реки.
— Я предостерегал Галлагера относительно Джо, — сказал Пуджи.— Но он смеется. Будем надеяться, что все обойдется благополучно, но мне кажется, что легко может случиться какая-нибудь неприятность.
Я решила присутствовать в этот день на съемке. Я ехала в автомобиле Пуджи, и Джо Мартин сидел между нами, очень заинтересованный колесами, рулем, тормозами, стрелкой счетчика. Скиппер, привязанный на цепочке, сидел у моих ног, весело болтая сам с собой, охотясь на мух и время от времени грызя орехи, которые я давала ему. Был ясный солнечный день, но Пуджи был мрачен и за всю дорогу не сказал почти ни слога.
Я долго буду помнить эту сцену на берегу реки. Посредине маленькой поляны стоял киноаппарат, за ним экраны, установленные так, чтобы ловить и отражать свет, а вокруг в беспорядке -- ящики, стулья, мегафоны (аппараты для усиления голоса) и маленькая группа людей. Один из них взбирался на высокое дерево на берегу реки. В руках он держал куклу, изображавшую ребенка. Вот он положил куклу в гнездо, сплетенное из веток высоко на дереве.
Пуджи объяснил мне сцену, которую будут снимать:
— Видите ли, ребенок заблудился в джунглях. Джо находит ребенка, утаскивает на дерево, устраивает
для него гнездо и воспитывает малютку. Сейчас туда подняли куклу, чтобы показать, как надо разыграть эту сцену, а потом Джо понесет на дерево настоящего ребенка.
— И это ничуть не рискованно?— с сомнением спросила я. — Я знаю, что у Джо самые лучшие намерения, но...
— Я больше уверен в том, что Джо благополучно донесет ребенка, чем в том, что я человек! — решительно заявил Пуджи. — Только бы Ред Галлагер не испортил дела. -На: поляну с шумом въехала еще машина, привезшая остальных участников киносъемки — Галлагера, директора, молодую мать и самого ребенка, который широко раскрытыми голубыми глазами смотрел на необычайную обстановку.
Я услышала позади себя резкое рычание и невольно содрогнулась. Обернувшись, я. увидела, что Джо Мартин наклонился вперед, губа его приподнялась над зубами, а глаза горели яростью. Он заметил своего бывшего хозяина. Но мягкая рука легла на широкую спину оранга, и голос Пуджи, как всегда спокойный, сказал строго:
— Спокойно, старина. Ты не тронешь его. Слышишь? Ты его не тронешь.
Джо медленно перевел глаза на лицо человека, которого обожал, и успокоился. Скиппер назойливо теребил и толкал Джо, и огромный оранг покорно подвинулся так, чтобы маленькая обезьянка могла взобраться на сиденье и видеть, что происходит вокруг.
Пуджи вытер платком лоб:
— Хотел бы я, чтобы этот день уже прошел! — сказал он.
— Все готово! — крикнул директор.— Ведите Джо сюда. Давайте ему ребенка, пусть он лезет с ним на дерево.
Пуджи вывел Джо из автомобиля. Крепко держась за руку своего дрессировщика, оранг ковылял неуклюжей походкой носками внутрь. Мать ребенка нервничала, боясь доверить свою девочку волосатым рукам артиста-обезьяны. '
— Все будет хорошо,—уверял ее Пуджи. — Джо так же уверенно чувствует себя на дереве, как и дома. Он уже проделывал это однажды с куклой, и я вам ручаюсь, что он не уронит ребенка.
Девочка, увидав свою новую няню, засмеялась и потянулась к ней ручонками. Джо степенно протянул длинные волосатые руки и осторожно взял ребенка у дрожащей матери.
— Ну, Джо, — говорил Пуджи,— лезь на дерево. Держи ребенка покрепче, будь осторожен. Осторожно, старина, не урони ребенка. Поднимайся выше... Правильно. Теперь спускайся к гнезду, клади ребенка туда... Легче, легче — так... Садись около него... Правильно. Оставайся там и придерживай ребенка...
Камера работала непрерывно, кинооператор бесстрастно крутил ручку. Мать стояла, крепко стиснув руки. Директор напряженно, не отрываясь, следил за действием, и даже Ред Галлагер, казалось, нервничал.
Но Джо, как и обещал Пуджи, чувствовал себя на дереве как дома.
Одной рукой он держал ребенка, другой хватался за ветви, поднимаясь все выше и выше. Он уверенно ступал с сучка на сучок. Добравшись до гнезда, он осторожно положил ребенка, уселся около девочки и посмотрел вниз, ища глазами Пуджи, чтобы получить дальнейшие приказания. Увидев его, Джо испустил долгий вздох облегчения.
— Молодец!—отозвался Пуджи, и Джо Мартин взглянул на него с торжеством.
— Хорошо, — сказал директор Пуджи. — Не спускайте глаз с Джо и ребенка, а вы Ред, поднимите Скиппера на дерево.
Пуджи тревожно выступил вперед:
— Лучше я... Галлагер расхохотался:
— Вы думаете я боюсь вашего великолепного оранга? Он слишком хорошо знает, что значит иметь дело со мной.
Оранг напряженно смотрел на поднимающегося на дерево Галлагера.
— Спокойно, Джо. Смотри за ребенком,— снова и снова повторял Пуджи, а Скиппер, крепко держась жилистыми ручонками за шею Галлагера, возбужденно лопотал.
— Теперь, Ред, — крикнул директор,— пустите Скиппера, и пусть он повиснет на хвосте, вон с той ветки, рядом с вами,
Галлагер отстегнул ошейник маленькой обезьяны и попытался исполнить приказание директора. Но Скиппер увидел своего друга. Он выскользнул из рук Галлагера и схватился за соседнюю ветку, чтобы взобраться выше и присоединиться к Джо.. Галлагер выругался и схватил его за хвост. Скиппер обернулся с криком удивления. Я увидела, что Галлагер ударил обезьяну, снова услышала крики боли и протеста Скиппера. Внезапно раздалось глухое рычание, потом треск веток, прыгающее вниз темное тело, сдавленное восклицание. Галлагер инстинктивно ухватился за сук, но Джо Мартин уже прыгнул на него. Дальше все было как в тумане. Люди на земле что-то кричали, меня оттолкнули в сторону. Трещали и гнулись ветви, мелькали переплетенные тела человека и зверя. Человек бешено защищался, оранг сжимал его могучими руками. Потом снова ужасный треск, и оба начали падать. Человек протягивал руки, цепляясь за ветки. Потом крик испуганного ребенка и вопль женщины рядом со мной:
— Мой ребенок!. Нелли!..
Наблюдая за происходившим, деточка перегнулась через край гнезда. Потеряв равновесие, она упала головой вниз и повисла на суку, зацепившись за него платьицем...
В ту же минуту я услыхала голос Пуджи, гремевший через мегафон, голос сильный и властный.
— Джо Мартин, возьми ребенка!
Оранг смотрел вниз на Пуджи, и его волосатые руки продолжали сжимать тело человека. Глаза его пылали ненавистью, зубы были оскалены. Это был момент торжества Джо над старым врагом.
Рисунок. Галлагер ухватился за сук, но Джо Мар-тин уже прыгнул на него...
— Джо Мартин, возьми ребенка!
Медленно повернул Джо голову и увидел ребенка, висящего среди сломанных ветвей. Скиппер метался в ужасе с сучка на сучок.
Еще мгновение — для нас бесконечно долгое — Джо Мартин смотрел на ребенка, потом медленно, точно раздумывая, отпустил Галлагера. Глаза Джо потухли. Лицо его снова стало грустным и кротким. Спокойно поднялся на дерево, взял ребенка и прижал к себе. Испуганная девочка уцепилась за Джо Мартина, и оранг, крепко держа ее, начал спускаться с ветки на ветку. Вот он соскользнул по стволу и положил девочку в протянутые руки матери.
Он ни разу не взглянул на дерево, с которого сползал Галлагер. Он не обратил внимания на мать ребенка, которая смеялась и плакала от радости. Неуклюже заковылял Джо к автомобилю, взобрался на сиденье и сидел там, сильно сгорбившись. Кругом взволнованно говорили. Громыхали поспешно укладываемые в автомобиль ящики, камеры, экран-рефлекторы. Скиппер соскользнул с дерева и, прыгнув в автомобиль, крепко обхватил Джо ручонками. Он морщил лоб и жалобно лепетал.
Пуджи повел меня за руку к автомобилю. Я еще не совсем пришла в себя. Вдруг я увидела, что к нам подходит Ред Галлагер. Лицо его было расцарапано и все в крови, на шее виднелись следы ужасных пальцев Джо. В глазах его было выражение смущения и удивления.
Джо зарычал. Но Ред не отступил.
— Ну, сэр, — сказал он, и я не могла понять, к кому он обращался, к Пуджи или к Джо. — Я никогда не думал, что мне придется извиняться перед обезьяной. Но, старый шутник, — Ред пристально смотрел на оранга,—ты джентльмен. Хочешь, пожмем друг другу руки?
Оранг поглядел в лицо Пуджи грустными вопрошающими глазами.
— Все хорошо, Джо! — горячо сказал Пуджи.—Он прав, Джо. Пожмите руки, и счеты покончены.
Медленно протянул оранг волосатую лапу, и Ред Галлагер пожал ее. Все мы притихли, когда ехали назад в студию. Даже Скиппер, казалось, был напуган происшествием. Я нашла леденец у себя в кармане и дала кусочек ему и Джо Мартину. Оранг важно принял угощение, взял меня за руку и не выпускал ее, пока ел. Неподвижно сидел Джо Мартин и смотрел на дорогу.
|