Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Тумча

Техническое описание.

Техническое описание водного маршрута г.Москва - ст.Ковдор - граница - р.Тумча - Йовское вдхр. - пос.Зареченск - ст.Кандалакша - г.Москва, пройденного группой под руководством Д.Марчука (байдарки, катамараны) с 26/06/94 по 10/07/94г.
Составлено М.Афанасенковым, тел. 193-9145 Ў mailto:afanas@richart.msk.su

СОДЕРЖАНИЕ .

Страница
Введение. Краткое описание маршрута. 3
Заброска. 3
Выброска. 3
Лоция. 4 - 7
Примечания. 7
Схемы 9 - 10
Фотографии 12 - 16

Введение. Краткое описание маршрута. .

Тумча является наиболее сложной и интересной рекой европейского Севера. На пятидесятикилометровом участке от г.Алакурти расположено 30 (!) порогов, из которых 11 - 3-ей категории, 9 - 4-ой и 5-ой (здесь и далее все категории для байдарок). Все пороги 4-5 категории локальны и при недостаточной подготовленности легко обносятся. Общая длина маршрута 180 км. Можно выделить три участка: 1) граница-г.Алакурти - 75км; 2) Алакурти - пор."Шляпа"(включительно) - 50 км; 3) Йовское водохранилище - 55км.

Первый участок включает большое количество перекатов и порогов- перекатов не выше 2-ой категории. Очень красивые берега (сопки, приток-водопад). Можно ради экономии трех дней его опустить и начинать от Алакурти, но, во-первых, стапель и ночевка посреди города не очень удобны (есть место и даже дрова, но много народу) и, во-вторых, прохождение сложных порогов с первых минут похода опасно. Второй участок - "спортивный". Большое число локальных порогов, разделенных короткими спокойными плесами. Третий участок - озерный. Большое количество островов и изрезанная береговая линия. Желательно иметь карту ("Северная Карелия", 1см=2км, листы 1 и 4).

Всего с учетом осмотров, обносов и прохождений - около 50 ходовых часов (45-60, в зависимости от группы), т.е. 10 ходовых дней плюс 2 запасных (они же - дневки).

Заброска. .

В поезде 182 (отправление 19:30 из Москвы) есть Ковдорский вагон (обычно последний), его отцепляют в Кандалакше в 5:30 утра и прицепляют к Ковдорскому поезду в 9 утра. Мы с билетами до Кандалакши просто доплатили проводнику и не вылезали. Прибытие в Ковдор в 12-30. В вагоне проверяют паспорта, желательно иметь маршрутку. В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников. Удобно заранее подготовить на отдельном листе полный список группы с паспортными данными. Пограничники подскажут, где можно взять машину и куда ехать (номер заставы).

Адрес погранпоста в г. Ковдоре: ул. Горняков, 28, авт. 24.

На машине нужно ехать на запад до границы, далее налево вдоль КСП до моста, перед мостом - налево 200м. Всего около полутора часов с учетом дополнительной проверки на заставе, у шлагбаума. У реки удобное место для ночевки и сборки судов. Полярный день облегчает "ночной" стапель.

Выброска. .

Антистапель - на дамбе. От нее до поселка около 3км, возможна попутка. От поселка в 6:00 уходит автобус до Кандалакши. Раньше утра малой группе там лучше не появляться из-за ночной "активности" местной молодежи. В Кандалакше - днем, поезд на Москву - около 17:00, билеты без проблем, в Москве в 5 утра через день.

Лоция. .

В лоции время на просмотры и обносы не учтено. Для длинных препятствий время от НАЧАЛА прохождения.

NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
 С . от пред. прохождени
 нача- (мин) е
 ла,
 км.
 1 Перекатик - 3.5 50 - Плесы,
 низкие
 берега
 2 Перекат 1 7.1 45 Остров Справа, по Мелко
 струе
 3 Перекат 1 7.9 10 Остров Слева от
 острова
 4 Перекат 1 8.1 5 Через 5мин - 3
 провода
 5 Перекатики 1 9.7 20 Левый малень-Справа от
 кий приток островов
- Стоянка ЛБ - 13.7 50 Шум правого Плоский берег,
 притока из поросший
 кустов ягелем
 6 Перекат 1 16.1 30 - Валы
 7- Перекаты (2шт)1 16.9 10 - - -
8
9- Перекаты (2шт)1 17.7 10 Глыбы на ЛБ Валы
10
11- Перекаты (4шт)1 18.5 10 За большим Длина более У
14 островом километра последнего
 - скальные
 выходы
15 Перекатик - 22.5 45 - - Стоянка на ЛБ за
 перекатом
 (желтое
 пятно)
16 Порог 2 29.0 75 Глыбы на ЛБ,Обливняки, Есть 2 пере-
 правый валы. С катика до
 поворот ходу. него
17- Перекат, 1 31.5 30 - - -
18 шиверы
19 Перекат 1 36.5 65 Маленький правыйДлинный, За 45мин до
 приток мелкий, него -
 стоянка на крупный
 ПБ. леый
 приток
20- Перекаты (5шт)1 37.0 5 После первого -2 Посередине есть
24 правый последних стоянки
 приток - солидные
25 Порог 2 41.0 50 Валы, Валы,
 падение. камни, с
 ходу по
 струе
26 Перекаты (5шт)1 42.0 15 - - 3-ий -
 шиверка
27 Перекат, 1 44.5 30 Разлив, Перекат после
 за ним - ручей слияния
 мель справа, 2 проток;
 про-токи мель идти
 впереди у ПБ.
28 Порог 2 46.2 20 Каменистый остров,Правая протока.
 слева - Валы,
 мелко. камни, по
 струе с
 ходу.
29 Перекат 1 46.4 3 Развалины на ПБ
30 "Каньон" с 1 46.6 сразу - перекаты Перекатов так
 перекатами , 45 мин(от мощный перекатмного, что
 2 нач) порог (2КС), сони не
 100мин(от ходу, слив упоминаютс
 нач) ближе к ЛБ я отдельно
30А Конец "каньона"- 66.0 240 Хорошие стоянкиПеред песчанымЭта стоянка -
 на ЛБ обрывом на последняя
 ЛБ еть до
 неприметна Алакурти,
 я стоянка а на ЛБ -
 на ПБ, у очень
 заросшей много
 колеи народу из
 города(дор
 ога)
- Мост, - 72.0 90 Плес
 Алакурти
NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
 С . от пред. прохождени
 . нача- (мин) е
 ла,
 км.
31 "Первенец" 4 72.5 5 Сразу за мостомТри протоки.Осмотр с ПБ.
 Правая - Интересно
 обнос пос-
 главного мотреть
 слива среднюю (с
 байдарками острова) -
 , далее не
 выходная исключено,
 шивера. что она
 проходима.
32 "Падун" 4 73.3 10 Сразу за левымОстровок. Просмотр для катов
 поворотом Слева две - по ЛБ,
 мощные для байд -
 бочки. по ПБ. На
 Справа - ПБ над
 несколько порогом -
 слив-чиков погранзаст
 с правым ава -
 прижимом нужно
 после зайти
 первого. отметиться
 Проход
 байд -
 справа,
 катов -
 слева
33 Перекат 2 74.0 5 По правой Валы С ходу
 протоке
34 "Двойной" 3 74.3 5 Сразу, на Валы, Желательно
 пра-вом камни, просмотрет
 повороте косые ь с ПБ
 бочки. С
 ходу
35 "Каменисты 3 75.3 10 На левом Камни, Желателен посмотр с
 й" повороте маневр, с ЛБ.
 ходу.
36 Порожек 1 75.6 5 Две протоки Сливчик в обеихСправа(гов
 орят)-
 стоянка на
 ПБ.
37 "Водопадны 4 76.6 15 Валы, шум. 2 ступени, Перед порогом-
 й" проход стояночка
 первой - у на ПБ.
 ПБ. Осмотр Осмотр
 для только с
 байдарок ПБ. Обнос
 обязателен удобен по
 . ЛБ (левая
 протока)
38 "Кривой" 4 85.0 110 Остров. Чалка ЛБ. Про-Стоянка на ЛБ
 Слева - ход катов сразу за
 входная в ле-вый сливом.
 шивера. слив водо- Для прохода
 Главный падного справа
 слив - за типа. нужно
 крутым Байдарки - пройти
 левым про-ход по входную
 поворотом правому шиверу и
 языку или зачалиться
 обнос по на ПБ для
 ЛБ. просмотра.
39 Перекат 1 90.0 55 - - -
40 Перекат 1 91.0 15 Ветвление Слева мощнееШли справа.
41 "Юрьев 3 92.0 15 Скала на ПБ,Входная шивера,Просмотр.
 день" разрушенны затем слив За сливом
 е быки с плит с на ЛБ -
 моста на бочкой. неплохая
 берегах стоянка.
42 Шиверы 2 92.2 сразу - - -
43 "Скалистый 3 93.5 5 Последняя шивера -Мощные валы,Можно с ходу.
 глаз" справа от просмотр
 островка слева.
44 "Надежда" 3 94.0 5 Остров. Слева - мелкаяПосле бочки и
 шивера- слияния
 канали- проток -
 зация. еще один
 Справа - небольшой
 бочка. слив около
 Просмотр с ПБ.
 острова.
45 "Подкова" 1 95.0 15 - Перекат Хорошая стоянка в
 конце.
NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
 С . от пред. прохождени
 нача- (мин) е
 ла,
 км.
46 "Марч" 3 96.5 15 Остров, Слив с косой
 + большие бочкой.
 камни. С Просмотр
 воды слив слева.
 не виден.
47 Перекат 1 96.8 15 Остров, - Вскоре после
 слева - него -
 мелко, правый
 справа - приток,
 перекат при этом
 впереди на
 го-ризонте
 - сопка
48 "Кошмарики 3 101.0 45 Каменный островСлева - шивера,Неплохие стоянки
 " справа - над
 два порогом на
 сливчика. обоих
 Про- берегах
 смотреть
 заход у
 обеих
 проток.
49 Перекат 1 102.4 10 Ветвление Везде справа
50 Слив с плит 1 103.9 25 Слияние всехС ходу Перед поворотом
 проток, - стоянка
 правый на ПБ
 поворот
51 "Красивый" 5 104.0 сразу Нагроможде Входную шиве-руПросмотр по ПБ.
 ния камней. нужно прой- Для байдарок
 ти и - возможен
 встать в у- обнос
 лове у ПБ. главного
 Далее - слива по
 сужение ПБ.
 реки,
 мощный
 слив,
 бочки.
52 "Вечерний" 3 108.0 45 Остров, Заход справа сПросмотр с воды.
 камни. уходом к
 центру.
 Валы.
53 "Узкий" 2 108.7 10 Чистый сливчик.С ходу.
54 "Яма" 5 109.0 5 Сужение реки.Мощный слив сКотел хорошо
 пенным тормозит.
 котлом в Байды
 треугольни лучше
 ке из обнести.
 мощных от- За порогом
 бойников,п на ПБ -
 отом еще хорошая
 бочка и стоянка.
 валы. Просмотр с
 ЛБ.
55 "Котел" 4 109.8 5 Виден от "Ямы"Слив,пена, Байдарки прохо-дят
 на просмотр и по левому
 горизонте. проход краю
 слева. слива. Че-
 рез 10мин
 - Кит-
 сайоки
 справа.
56 "Ночной" 3 113.0 40 - С ходу у ПБ
57 "Карниз" 5 113.3 5 Каменный островСлева - слив сСамый мощный
 ближе к плит порог на
 ЛБ. водопадно- реке. При
 го типа чалке
 (только справа -
 для сильно
 катов). тянет.
 Пра-вая Катамараны
 делится на - проход
 две: везде.
 крутой ши- Байдарки -
 рокий слив обнос.
 с пенным Можно
 котлом попытаться
 справа и пройти по
 более центру, но
 пологий стра-ховка
 слив в затруд-
 центре, но нена.
 с "косым" Обнос
 входом. удобнее
 Вторая слева.
 ступень -
 сужение
 реки,
 валы.
NN Название К Расст Время отОриентир Описание и Примечания
 С . от пред. прохождени
 нача- (мин) е
 ла,
 км.
58 "Каньонный 3- 119.0 60 Высокие скальныеТри слива с Просмотр и стоянка
 " стены высокими на ОЧЕНЫ
 вала-ми. высоком
 Можно с ЛБ.
 ходу
59 "Змея" 3 119.5 5 Сразу за левымСтруя петляет,До левого
 поворотом валы. прижима -
 Начало держаться
 можно правее,
 просмот- после -
 реть по ЛБ левее.
60 "Шляпа" 4 122.0 15 За левым Слив с бочкойИнтересный
 поворотом. и ,
 прижимом, требующий
 крутой маневра
 поворот на порог.
 180 и 2я Просмотр
 ступень - по ЛБ.
 сливы, Пустой поселок
 бочки, лесорубов.
 чисто
 справа, но
 туда
 трудно
 зайти из-
 за
 поворота.
 - пос. 180.0 12- по карте Плесы, На островах
 Зареченск 16час озера, нет
 ов волна. комаров.
 В графе КС указана примерная категория сложности для байдарок.

Примечания. .

Откровенных болот немного, поэтому слово "стоянка" в лоции означает хорошо заметную или проверенную на собственном опыте (т.е. другие стоянки тоже есть).

На участок до Алакурти нет карты, поэтому ориентиры описаны более подробно, чем далее.

В Алакурти населенка от пп. 30А до 35-36 (см. таблицу).

Примерно в 9 км от "Шляпы" река делает левый поворот на выходе в безымянное озеро. После поворота нужно держаться левого заболоченного берега. Господствующая асимметричная сопка долго будет видна за спиной (до середины Тумчозера она должна быть видна сзади). Вход в озеро четко не выражен.

.Примечания от Алексея Руднева.

> 1) Какие документы желательно иметь, чтобы погранцы в Ковдоре пропустили?

Мы ехали из Аллакурти. У нас был пропуск в погранку, но у меня осталось впечатление, что можно было бы просто иметь паспорта и список группы. Там не погран зона, а зона _как то там сказано хитро, в смысле что зона контролируется погранвойсками_, а табличка про необходимость пропуска завалена в кювет (на месте старой заставы).

поезд из ковдора в кандалакшу уходит примерно 15:00

В Аллакурти сильно быстрее машиной, поезд ходит 2 раза в неделю и идет с 17 до 23 часов. Машина едет часа 2. В этом году ходил во вторник и среду.

Обойдется примерно в 1 Млн с группы.

4) Не осталось ли у кого-нибудь из вас расписания движения поездов из кандалакши до Ковдора и Алакурти?

Позвонить туда надо. Заказываешь по телефону справочную Кандалакши (они дадут), в ней узнаешь телефон вокзала, заказываешь вокзал. У нас заняло около 1 часа по заказу Молния (за 10 минут).

5) Если идем от Ковдора, то разве нужно отмечаться у погранцов в Алакуртти?

отмечается "выход" из погранзоны. По идее нужно. Хотя когда отмечались мы, было видно, что если б мы и не отметились, никто бы этого не заметил. По моему, не нужно. Хотя и не вредно. группой официально не оформит :( путей таких мне неведомо. Что посоветовать, не знаю.

Пишешь письмо от ЛЮБОЙ конторы, с печатью - просьба разрешить СПИСОК посещение района г. Аллакурти для туристского похода по реке Тумча (список_пунктов). По идее в милиции пропечатают.

Кстати, в наших двух группах на Тумче кнб и кнк имели 1-3 обноса, а "таймени" - 6-8

А галоша у fsi - ни одного (у нас байда КНБ - 1 обнос, каты -естественно - 0), и воды было больше чем у fsi. ему не классно получиться:) )

С уважением, Пасынков Евгений.

Это какой же Пасынков? Не сын igp? Ох, везде Пасынковы (Вадимы, Юли, Игори, ... -:)). Да, мы обратно автобус заказали заранее (в Кандалакше), так как в группе было много детей - и выбирались вообще роскошно - До 13 отдыхали. В 14 пригнали автобус. Прямо к лагерю перед плотиной. В 15 поехали. В 17 приехали. В 23 сели на поезд в хорошие купе (билеты через групповую заявку брали, там обычно очень хорошие места дают). Обошелся автобус почти в лимон, что для 15 рыл не особо много... Рейсовый уходит в 6:30 утра, машину в выходной там не найти. Лесоучасток закрыт,

. Схемы. .

. Примерная схема участка Ковдор-граница-Алакурти. . В 1см - 2км.

. Схема участка Алакурти-пор."Шляпа". . В 1см - 2км.

. Схема озерного участка. . В 1см - 2км. . Фотографии. .




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу