Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Чаткал

From: Михаил Поляков polk@inforis.nnov.su mailto:polk@inforis.nnov.su Фотографии, илюстрации к дневнику Ў kartinki/chatkal/

Мне вот тоже не дают покоя лавры Валентина Юрина, тем более, что он упоминал про какие-то заочные "задницы" в Средней Азии, на кои я так и не наткнулся. Может, потому что не искал. --- ну, как говорил Гагарин... ---

Только что вернулся с Чаткала (водная пятерка в Киргизии, кто не в курсе). Ходил с "Командой Горький" (adv@team- gorky.nnov.ru), на рафте, не магриповском недоноске, а честном 75-килограммовом ярко-желтом SotarII. Из читающих эту конференцию были еще Андрей Графов (graf@estate.sci-nnov.ru) и Слава Пивоваров (riapco@aha.ru).

Впечатления самые великолепные. На Чаткал надо ехать в начале сентября. Мы были 19-29 сентября, тоже неплохо, но по ночам в горах холодно, да иногда и днем ветер противный.

Было нас 8 человек: Андрей Капитанов и Володя Молочков из "Команды Горький", Слава из Москвы, Оля, Сергей из Екатеринбурга, Тамара из Нижневартовска и мы с Андреем Графовым, примкнувшие к "экспедиции" в последний момент.

Самолет.

Заброска через Ташкент самолетом. Из Домодедова есть по крайней мере 2 рейса, 0:50 (узбекский) и 1:40 (Домодедовские авиалинии?) Мы летели Узбекскими авиалиниями (Узбекистон хаво йуллари). Самолет - Ил-86. Сервис приличный; билеты дорогие ($150 по весьма завышенному курсу), но подешевле, чем через Аэрофлот или всякие агентства. С билетами проблем не было, мы с Андреем брали в Домодедово в день вылета. Берите билеты прямо в Домодедово в их (узбекско-казахском) киоске, билеты на Аэрофлотовских бланках почему-то делают вас "интуристами", вас в Домодедово (ненавижу!) будут гонять по всему аэропорту и разденут за перевес багажа.

Кстати, бесплатно у узбеков - 25 кг/чел, а не 20, как мы боялись, но перевес оплачивается порядка 10 тыс./кг. Рафт без дна весит ровно 50 кг, хотели пихнуть его вдвоем, но грузчик, как водится, начал канючить о негабаритном грузе свыше 30 кг, о том, что он не намерен наживать геморрой и проч. Козел. Пришлось сунуть ему полтинник, на геморроидальные свечи. Благодаря тому, что у нас были узбекские билеты, а у остальных - аэрофлот, мы прошли со всеми "интуристами" на поле, где они стали ждать автобуса В Ташкентском аэропорту проблем не было, вообще, все организовано гораздо лучше, чем в хапужном Домодедове. Виз не требуется, таможня не лезет. На выходе из аэропорта осаждают таксисты.

Деньги.

В Узбекистане - сумы, которые, впрочем, часто называют рублями, помните, "бир сум, бир сом, бир манат"?. Мятые купюры с орнаментом на плохой бумаге. Есть три курса к рублю и доллару: официальный, рыночный (то есть что дают на рынке) и коммерческий (в ходу среди коммерсантов, для взаиморасчетов).

За тысячу российских рублей на улицах и рынке давали 10 сум (официально - чуть меньше, 9,4 или что-то такое). На рынке можно запросто платить рублями. За доллар давали 64-68 сум, курс вырос даже за ту неделю, что мы там были. Официально за доллар дают (грабеж) 44 сума или что-то в этом роде, курс сума явно завышен. Коммерческий курс сума, как говорят, наименее патриотичен, поскольку из-за жесткой политики превратить сум в деньги очень трудно.

Мелкие суммы менять на рынке можно смело, крупные - не пробовал. Можно просто расплатиться рублями, если без сдачи, они сами затем поменяют у своих. Максим Шнырин писал, что много жулья, но в самолете на обратном пути один мужик (русский, бизнесмен из Питера, у него в Узбекистане, чувствуется, серьезные интересы) утверждал, что это безопасно - если что, кидалу свои же прибьют.

С разными курсами связан такой нюанс. Обратные билеты брали в Ташкенте. Тетка в кассе, русская, спросила, в какой валюте будем платить (можно сумами и рублями, и, видимо, долларами тоже). "Российскими рублями." Называет сумму, дороже, чем в Москве: $150 билет + $6 какой-то загадочный аэропортовский сбор "за обслуживание", по курсу 5800 (у нас в это время доллар стоил примерно 5400), в общем, 904 тысячи. Видя наши кисло-недоуменные лица, радостно вопрошает: "Что, не хватает?" Я на всякий случай поддерживаю тему. Понизив голос, предлагает: "Давайте, я Вам выпишу за сумы!" - "А в чем разница?" - "Дешевле! По 750 тысяч Вас устроит?" Естественно, мы соглашаемся. Краем глаза замечаю в каком-то ее формуляре "6800 сум", то есть примерно 10% (70 тыс.) в пользу тетки. Ну что ж, правила игры диктуем не мы.

Очевидно, что доллары переводятся в сумы по выгодному узбекам, официальному курсу (1:44). Соответственно, билет имеет смысл покупать за сумы, а доллары (или рубли) менять на рынке. Раньше, правда, говорят, россиянам билеты за "готовые" сумы не продавали, а заставляли тут же менять деньги на сумы по официальному курсу.

.Заброска из Ташкента.

Из Ташкента ехали на "рафике" (заказывали через какую-то фирму, дорого слишком, на мой взгляд) через Чимкент (Шымкент) на Джамбул (Жамбыл), далее на Кировку (сейчас как-то тоже переобозвали), на перевал Кара-Бура в долину Чаткала. !!! Для "рафика" перевал труден !!!, местами приходилось машину толкать и даже разгружать. Несколько лучше дорога через Наманган.

В Ташкенте заехали на базар и долго закупали и таскали продукты, просто горы. Само собой, дыни, виноград, яблоки, даже капусту, помидоры, огурцы и яйца (!), так как не нашли порошка. Уж чего-чего, а голода в походе мы не испытывали... На всякие фрукты-мрукты цены низкие, если поторговаться - так вообще. Арбузы, дыни - 10-20 сум _штука_! На остальное (консервы там, пиво, водка) - сопоставимы с нашими. Ехали долго, два дня через три государства. По Узбекистану едешь, как по нескончаемому кишлаку. Вдоль дороги, не прерываясь, тянутся дома, сады, чайханы всякие, арыки.

Казахстан.

Граница с Казахстаном от Ташкента недалеко. Внешне - обычный ГАИшный (ГАИ по-узбекски - ДАН) блок-пост. Гаишники/таможенники проверяют фуры, длинные хвосты по обе стороны границы. Народишко суетится, сумы на тенге меняют (вроде бы 1:1), женщины на казахской стороне призывно крутят воронками для бензина. Бензин, как я понял, у узбеков 15-17 сум за литр, у казахов официально примерно так же, но в тенге, а с рук можно взять по 11-12.

Мы миновали сей славный рубеж меж братскими государствами без задержки. Притормозив у блок-поста, Арип, наш шофер, пояснил таможеннику, как ни удивительно, явно русскоязычному: "Брат, это алпынысты!" Окинув взглядом гору наших драйбэгов, "таможня дала добро".

Контраст между Узбекистаном и Казахстаном разительный. Куда исчезает нескончаемый кишлак? После первого же поворота начинается совершенно безжизненная, голая и пыльная, холмистая степь. Насколько хватает взгляд, ни одного дерева, ни одного зеленого пятнышка. Кое-где видны мелкие группы домишек, таких же убогих и пыльных, кажущихся полуразрушенными. Необычайно тоскливая картина для обитателя среднерусской лесной полосы, просто марсианский пейзаж. Понимаешь, почему без коня здесь жить невозможно - пешком с тоски умрешь.

Проехали Чимкент - огромное скопище тонущих в пыли одноэтажных домов, среди которых высятся с каким-то неописуемым мрачным техносарказмом несколько чадящих заводов. В университете у меня был приятель из Чимкента, казах. Бог ты мой, если б я знал, где он жил, я бы относился к нему гораздо ... внимательнее и заботливее, что ли.

Где-то в конце Чимкента остановились пообедать, осчастливив владельца придорожной чайханы. "Самса?" - "Самса, самса!" (пирожки такие с нежным курдючным салом, пекутся прилепленными изнутри к стенкам конусовидной печи). "Сорпа?" - "Сорпа, сорпа!" (суп с бараниной). "Шашлык?" - "Шашлык, шашлык!". Я, впрочем, из-за жары больше налегал на чай.

Посидели под навесом, хоть солнце не так жарит. Сфотографировали производственный процесс, благо все семейство шашалычника, как и сам хозяин, благодаря неслабым поперечным габаритам выглядит весьма колоритно.

Мимо по дороге без конца идут дети с портфелями и в белых рубашках, из школы, догадался Штирлиц. Боже, сколько их! Поехали дальше. Периодически засыпаешь. Открываешь глаз - все та же голая холмистая степь, пыльные горы на горизонте. Ближе к Джамбулу начинают изредка появляться в оврагах и вдоль дороги деревца. Пейзаж уже не столь убийственен, или просто привыкаем? Попадаются поселки. В одном останавливаемся у придорожного базарчика, покупаем минеральную воду, кока-колу и зачем-то яблоки. Всей толпой кидаемся фотографировать какого-то ишака, запряженного в тележку. Местные смотрят на нас с каким-то диковатым интересом, но приветливо.

Не доезжая до Джамбула, шофер стал искать короткую дорогу к перевалу. Останавливается, долго что-то вопрошает у аборигенов по-узбекски, они отвечают по-казахски, потом, методом асимптотических приближений, чуть продвигаемся в нужном направлении. У границы с Киргизией попался поселок с европейским населением, видимо, немецкий или русский. Такие же тонущие в пыли дома, сады, канавы, только дети светловолосые и голубоглазые. Под чинарой сидит "дядя Коля" в тюбетейке, начал объяснять на тюркском, затем стали проскальзывать русские предложения. Наконец не только шофер, но и мы стали что-то понимать. Следующий местный объяснил по-русски все коротко и толково, и через пару километров, сразу после поворота проселка, на обочине обнаружился сарай с покосившимся шлагбаумом. В сарае сидел бабай, широко раскрывший глаза при нашем появлении. Остановившись и что-то уточнив у него, мы бодро пересекли еще одну братскую границу, между Казахстаном и Киргизией.

--- продолжение, надеюсь, последует --- Michael Poliakov


 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу