Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Чуя-Катунь

Отчет предоставил Олег Никифоров

oleg@ralway.bashkra.su malto:oleg@ralway.bashkra.su Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям Спортклуб "Мустанг"

Отчет

о водном туристском путешествии 4-ой категории сложности по рекам Чуя - Катунь / Алтай /,
совершенном с 25 апреля по 10 мая 1990 года

Маршрутная книжка : N 12-90

Руководитель группы: Перескоков Ю.А.

Адрес руководителя : 450083, г.Уфа, ул.Р.Зорге

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет 4 категорию сложности

Отчет использовать в ОМКК Штамп МКК Уфа - 1990

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ ..................... 3
1.1. Паспорт маршрута ...................................... 3
1.2. Состав группы ......................................... 4
2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ......................... 7
2.1. Общие сведения ........................................ 7
2.2. Населенные пункты и средства сообщения между ними...... 8
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ............................... 9
3.1. Цели путешествия ...................................... 9
3.2. Планирование и подготовка путешествия ................. 9
3.3. Выполнение плана ......................................10
3.4. Обеспечение безопасности ..............................10
4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА .......11
4.1. График движения .......................................11
4.2. Техническое описание маршрута .........................13
5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ...............20
Приложение 1. Список личного снаряжения ....................23
Приложение 2. Список группового снаряжения .................24
Приложение 3. Содержание медицинской аптечки ...............25
Приложение 4. Содержание ремонтного набора .................26
Приложение 5. Список продуктов питания .....................27
Приложение 6. Смета расходов на путешествие ................28
Приложение 7. Вес снаряжения, предельный вес рюкзаков ......29
Приложение 8. Расписание движения транспорта ...............30
Приложение 9. Список использованной литературы .............32

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

1.1. Паспорт маршрута.

Вид туризма водный Категория путешествиячетвертая

Район путешествия Алтай Маршрут путешествия г.Уфа-самолет-г.Новосибирск- автобус-г.Бийск-автобус- г.Горно-Алтайск-автобус-п.Чибит- сплав по рр. Чуя-Катунь- п.Чемал-автобус-г.Горно-Алтайск- п/автомашина-г.Бийск-автобус-

Время проведения путешествияг.Новосибирск-поезд-г.Уфа с 25 апреля по 10 мая 1990 г. Способ передвижения сплав на катамаранах Продолжительность путешествия г.Уфа-г.Новосибирск........2:10 г.Новосибирск-г.Бийск......7:00 >г.Бийск-г.Горно-Алтайск....1:30 г.Горно-Алтайск-п.Чибит....9:00 п.Чибит-п.Чемал.........13 дней п.Чемал-г.Горно-Алтайск....2:00 г.Горно-Алтайск-г.Бийск....2:00 г.Бийск-г.Барнаул..........3:00 г.Барнаул-г.Новосибирск....5:00 г.Новосибирск-г.Уфа.......34:00 Протяженность маршрута водной части км Когда и какой МКК разрешен выход на маршрут ОМКК, 20.03.90 Количество человек 8 Маршрутная книжка N 12-90

1.2. Состав группы.

Перескоков Юрий Александрови Руководитель 1961 НПО "Нефтеавтоматика" Карпенко Андрей Иванович Фотограф 1961 АСУ-"Дема" Токарев Вячеслав Леонидович Хронометрист 1961 АСУ-"Дема" Денисов Владимир Викторович Ремонтник, 1961 Ложкин Генадий Васильевич Ремонтник 1964 Кооператив Поляков Николай Викторович Руководитель 1953 СУ"Инжремонт" Спицина Наталья Викторовна Медик 1963 Кооператив "Турист",швея Сахаутдинов Фарит Галикарамови Завхоз по питанию 1960 Кооператив "Флан"

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

2.1. Общие сведения.

Алтайский край расположен на юге Западной сибири, в бас- сейне верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни. По- верхность края делится на две части - равнинную и горную. Боль- шую часть территории Алтайского края занимает юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины. Это Приобское плато на лево- бережье Оби, предгорья и склоны Салаирского кряжа - на правобе- режье. Юго-восточную часть территории занимает Горный Алтай с его самой высокой точкой - горой Белуха (4506 м). Высокие гор- ные хребты Алтая: Катунский,Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и д.р. отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и скальными гребнями с многочисленными труднодоступными пиками. Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 кв.км. нас- читывается в высоких хребтах Алтая. Наиболее значительными яв- ляются долинные ледники Катунского и Чуйских хребтов. На севере и западе Алтая располагаются среднегорные хребты и массивы со слаборасчлененными гребнями.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжи- тельной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя тем- пература января -19С, июля +18,9С, годовое количество осад- ков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12С до -31,8С, июля от +9С до +18С.

Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в меж- горных котловинах и долинах годовое количество осадков составля- ет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая явля- ются горно-долинные ветры (фены).

На территории Алтайского края берет начало от слияния реки Бии и Катуни Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река Советского Союза.

Реки Обского бассейна отличаются быстрым течением и обла- дают значительными запасами гидроэнергии. Реки Приобского пла- то : Бурла, Кулунда и д.р.- мелководны, с медленным течением, впадают в бессточные озера.

Крупнейшие озера на равнине - Кулундинское и Кучукское, в горах - Телецкое.

Для равнинной части зональными являются черноземные почвы, в западной части широко развиты засоленные почвы солонцово- солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.

Почти 1/3 территории Алтайского края покрыта лесами. Осо- бенно большие лесные массивы располагаются в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на запад- ных склонах Салаирского кряжа. Леса представлены сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае ярко выра- жена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогор- ная (альпийская) и каменная, лишенная растительности, ниваль- ная зона. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с крупными массивами лен- точных сосновых боров и полезащитными полосами.

Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны; в степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек; в поймах степных рек - водоплавающая птица.

Велико промышленное значение Алтайского края. Здесь име- ются предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, хи- мической, легкой и пищевой промышленности. Алтайский край яв- ляется крупным районом производства зерновых и технических куль- тур, а также мясного и молочного животноводства, тонкорунного и мясо-шерстного овцеводства, пантового оленеводства.

В Алтайском крае имеются широко известные курорты: Бело- куриха, Чемал, Лебяжье.

В состав Алтайского края входит Горно-Алтайская автоном- ная область. образована в июне 1922г., как Ойротская автоном- ная область, в январе 1948г. переименована в Горно-Алтайскую автономную область. В хозяйственном отношении выделяется как район пантового оленеводства (пятнистые олени и маралы). Развит охотничий промысел белки, горностая, лисицы, колонка, соболя и норки. В некоторых районах развито пчеловодство.

Коренное население Горно-Алтайской области - алтайцы.

2.2. Населенные пункты и средства сообщения между ними.

Основная транспортная магистраль - Чуйский тракт (621км.), идущий от Бийска до границы с Монголией. Чуйский тракт очень ивописен. Он проходит через перевалы Семинский и Чикетаман.

Автобусами по тракту можно добраться до Ини, Чибита, Кош- Агача, Кокорю. Самолетом - из Барнаула до Кош-Агача. Вертолетом - из Горно-Алтайска до Акташа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

3.1. Цели путешествия.

Целями путешествия являлись:

1. Прохождение маршрута четвертой (усложненной) категории сложности, т.е. повышение спортивного, технического и тактичес- кого мастерства для большинства участников путешествия; подго- товка к летнему походу пятой категории сложности.

2. Ознакомление и освоение новой (для нас) реки - Чуя.

3. Осмотр нижней части Мажойского каскада на Чуе.

4. Просмотр прохождения порогов участниками соревнований "Чуя - ралли - 90", общение с участниками этих соревнований, об- мен опытом.

5. Участие в чемпионате БАССР по туризму.

В 1989 году некоторые члены группы прошли Катунь и река ос- тавила хорошие впечатления. Весной к тому же трудно найти более сложную и интересную связку рек, чем Чуя - Катунь. Отлич- ный подъезд к началу маршрута также сыграл немаловажную роль в выборе маршрута.

3.2. Планирование и подготовка

Подготовка к походу заключалась в следующем:

3.2.1. Теоретическая подготовка

Данный маршрут был выбран руководителем группы в сентябре 1989 года, поэтому времени для изучения материалов было доста- точно. Были изучены отчеты в библиотеке ОМКК БАССР, в Централь- ной городской туристской бибилиотеке г.Москвы. Беседы с непос- редственными участниками походов связки Чуя - Катунь дополнили представление о маршруте.

3.2.2. Материальная подготовка.

Она заключалась в следующем. Во первых, были отремонтиро- ванны катамараны и личное снаряжение; во вторых, был изготовлен и опробован перед отъездом новый каяк непосредственно для данно- го маршрута.

3.2.3. Тактическая и техническая подготовка.

Было несколько выездов осенью на порог Айгир на Малом Инзе- ре. Зимой было совершено несколько 2-3 дневных лыжных походов с большой нагрузкой.

Ввиду нормального подъезда меню-раскладка была принята обычная, из расчета 600 г. продуктов в день на человека, оправ- давшая себя на Убе.

Маршрутные документы были оформленны 20 марта 1990 г. Груп- па была поставлена на учет в ККС БАССР 23 апреля 1990 г., в ККС г. Горно-Алтайска было послано соответствующее сообщение.

3.3. Выполнение плана.

План путешествия был выполнен без изменений, за исключением осмотра нижней части Мажойского каскада. Решили это сделать в следующий раз.

3.4. Меры безопасности на маршруте.

Согласно особым указаниям ОМКК был обнесен всеми судами по- рог "Бегемот". Пороги "Сумрачный", "Буревестник", "Слаломный", "Турбинный", "т/к Горизонт", "Ильгумень", "Шабаш", "Тельдек- пень-1", "Тельдекпень-2" были пройдены с предварительной развед- кой и установкой страховки как с берега, так и с воды с помощью катамаранов "четверок" других групп. При прохождении всех поро- гов каяк подстраховывал наш катамаран -"двойка".

4. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

4.1. График движения.

1. 26.04 t=+15 Самолет г.Новосибир.
2. 26.04 г.Новосибир. t=+15 Автобус г.Бийск- г.Горно-Алтайск в Горно-Алтайске проливной дождь
3. 27.04 г.Горно- Алтайск

На перевале п.Чибит лежит снег-Полудневка,
4. 28.04 Перем обл.t=+5;ночью до -7 Дневка, строительст во судов
5. 29.04 п.Чибит- Бельгебашские разбои-Перем.обл. Сплав пороги: t=+5 порог "Буревестник"- "Сумрачный" "Буревестник",(1,2 каскады)
6. 30.04 порог "Буревестник"- t=+10- Перем.обл. Порог "Бегемот" Сплав порог "Бегегемот" обнос
7. 1.05 порог "Бегемот"--Перем.обл.t=+10 Пороги: Сплав "Классический", - порог "Иодринский" - Слаломный", "Обманный", "Веер", "Городовой" "Безымянный "Дозорный", "Иодринский"
8. 2.05 порог "Иодринский"- Солнечно t=+18 "Мокрый",порог "Гори-зонт" шиверы "Степная", "Раздор",
9. 3.05. Дневка, баня Солн t=+22
10. 4.05 п орог "Горизонт" Перем.обл.-t=+18 Сплав Приустьевая шивера на Чуе, на Катуни отдельные валы до 2м, порог"Ильгумень"
11. 5.05 порог "Ильгумень"- Перем.обл. t=+20 Дневка Обкатка порога,страховка судов дру гих групп-
12. 6.05 порог "Ильгумень"-Морос. дождь,t=+15 Пороги: Сплав "Ильгумень"порог "Шабаш""Кадринская труба", "Шабаш" (1,2 каск.)
13. 7.05 порог "Шабаш" Перем.обл. t=+18 п.Куюс
14. 8.05 п.Куюс- "Текдель- п.Бийки Перем.обл. t=+18
15. 9.05 п.Бийки-Порог "Чемальский"- Дождь до обеда,t=+10 п.Чемал в Чемале тепло
16.10.05 п.Чемал-Горно- Алтайск- г.Бийск
17.11.05 г.Бийск- г.Новосибирск"
18.12.05 г.Новосибирск"г.Уфа

Примечание: на Катуни вода поднималась ежедневно на 0.5-1м прямо на глазах.

.4.2. Техническое описание маршрута.

Маршрут можно условно разделить на два участка.

4.2.1. Первый участок - "Нижняя Чуя". Участок начинается от пос. Чибит и заканчивается в устье Чуи. Протяженность участка - 75 км. Средний уклон - 5.1 м/км. Описание дается для низкого уровня воды.

4.2.1.1. Сплав начали в 1 км ниже моста через Чую, который расположен ниже пос.Чибит. Лагерь разбили на правом берегу, на поляне, здесь нам показалось посуше. К тому же левый был местами под снегом и льдом /фото 1/. Но правый берег сильно оголен, с дровами и каркасом тяжело. Поэтому основная масса групп строит суда на левом берегу. Но на правом берегу есть и свои плюсы. По дороге можно быстро добраться на попутном транспорте в любую сторону. На поляне стоит туалет и есть что-то подобное музею творчества по дереву /фото 2,3.4/. С трудом отыскали место для спуска судов среди наледей. Отсюда мы начали свой сплав. Течение здесь довольно сильное, но кроме перекатов и несложных прижимов, препятствий нет.

4.2.1.2. После впадения правого притока - р.Бельгебаш - на реке начинается участок разбоев, который тянется примерно 10 км. По отчету Федорова С.А. /483В/ Бельгебашские разбои следует идти правыми протоками. Но именно в первом же разбое К-1 влетел в уз- кую правыю протоку /ширина до 3м/, где идет мощный навал на левый берег, а посередине из воды торчало поваленное небольшое дерев- цо. Судно было прижато массой воды к левому берегу и с трудом потом было вытянуто на середину /фото 5/. К-2 и К-3 прошли пер- вый разбой левой протокой без проблем. Остальные разбой нужно действительно идти правыми протоками.

4.2.1.3. Первым порогом является "Сумрачный". Ориентир - щит на дороге "Улагарский р-н". Порог несложен. Он образован в месте скального сужения русла. Длина 300м. В первой его части большие камни цепочкой через 10-15м делят поток на неравные час- ти. После нескольких сливов 0.5-0.8м начинается вторая ступень порога. В ней широкие проходы между подводными и надводными кам- нями и валы 1-1.3м Разведку, страховку и фотосъемку прохождения порога удобно делать по правому берегу /тропа/. Прошли по центру маневрируя между камнями в последовательности: К-1, далее К-3 со страховкой "двойкой" К-2 /фото 6,7; схема 1/.

4.2.1.4. Менее чем в 1 км за "Сумрачным", сразу после не- больного левого притока начинается порог "Буревестник". Ориенти- ром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалится лучше перед островом в правой протоке, что мы и сделали. Порог технически сложен, требуется разведка. Состоит из двух каскадов (ориентировочно 150 и 50 м). Проход осложнен большим падением и множеством камней, Причем ос- новная масса камней - по левому берегу. По правой части реки бо- лее простая линия прохождения. При нас порог обкатывали несколь- ко экипажей катамаранов - участников Чуйского ралли, поэтому страховку мы не выставляли, попросили коллег. К-1 шел оба каска- да сразу по левой части реки, по самой сложной линии движения (для тренировки). На груженом катамаране это оказалось достаточ- но сложно, пришлось сделать несколько "балеринок". К-2 и К-3 шли вместе, также сразу оба каскада, выбрав более простую линию дви- жения /фото 8,9; схема 2/.

4.2.1.5. Порог "Яр Балыкский" расположен сразу за деревней Яр-Балык, представляет собой шиверу с быстрым течением, длиной около 500 м. Прошли без разведки /фото 10/.

4.2.1.6. После устья р.Яйгулак на левом повороте виден мост через Чую. Это ориентир начала порога "Бегемот". Тут же нужно чалится, лучше на левый берег, идет тропа к мосту и вдоль всего порога, за 5-й каскад.

Зачалились на левый берег. В маршрутной книжке нам было предписано этот порог обнести, поэтому взяв рюкзаки по тропе вышли к мосту, от него по левому берегу по автомобильной дороге пошли к концу порога, а потом, свернув к реке на поляне встали на стоянку. Возвращаясь сделали разведку порога. При малой, средней воде это красивый техничный порог 4-й категории сложнос- ти. Ярко выражены 5 каскадов, в узком каньоне длиной около 500м. Каждый каскад представляет собой серию сливов от 1.3 до 1.5 м. Сложная линия движения, причем вода перед порогом не подпружена и уже метров за 200 до 1-го каскада ощущается заметный уклон и вся струя как бы втягивается под мост, в слив высотой 1.5-1.7м. Там стоит небольшая пенная бочка из которой основная масса воды уходит вправо в улово. Суда обнесли также по левому берегу. Съ- емки лучше делать с правого берега /фото 11,12/. Стоянок много на обоих берегах, но с дровами тяжело.

4.2.1.7. Порог "Классический" - несложная шивера, прошли сходу, лавируя между камней /фото 13/.

4.2.1.8. Порог "Слаломный" начинается на правом повороте реки, начало ярко выражено наличием каменных глыб в русле реки /фото 14/. Для разведки мы чалились несколько раз по обеим бе- регам. Длина порога 3-4 км. Река течет в ущелье с высокими осып- ными берегами. В русле много крупных и мелких камней. Сложная линия движения, местами развороты под 90 . Ширина проходов мес- тами 3-4м. Течение довольно быстрое. Просмотрев с высокого пра- вого берега общую линию движения и загрузив К-3 на К-1 два судна пошли тандемом подстраховывая друг друга. "Чайники" иногда де- лали неплохие кадры /фото 16/. Изюминка порога в конце, где тре- буется выполнить резкий разворот влево, потом под 90 вправо и через 20м сделать то же самое. При выполнении первого маневра К-2 развернуло кормой вперед и далее постепенно выравнивая курс судно приближалось к следующей гряде. Дело кончилось прижимом в проход 1м, между камнями по центру реки; "чайник" выбрался на камни, и приподняв нос провел корму между камнями. Далее был прыжок на судно и продолжение движения. К-1 к этому времени за- чалился и экипаж был готов к спасательным работам. К счастью обошлось без них /схема 3/.

4.2.1.9. Порог "Обманный" находится в 8-10 минутах сплава от "Слаломного". Перед порогом мост. Прошли тандемом без развед- ки по центру /фото 17,18/.

4.2.1.10. Порог "Веер" представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегу. Прошли по ос- новной струе тандемом без разведки.

4.2.1.11. Порог "Городовой" в малую воду также не сложен - большой камень в русле, небольшие валы. Прошли без разведки.

4.2.1.12. Порог "Безымянный" - несложная шивера, прошли без разведки.

4.2.1.13. Порог "Иодринский" начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю шиверу с валами до 1-1.2м. За левым поворотом, в группе камней в середине требуется ломанная линия движения, следует обратить внимание. Прошли с ходу по основной струе, лавируя между камнями. Сразу за шиверой на левом берегу - хорошая сухая стоянка в лесу.

4.2.1.15. Порог "Мокрый", шиверы "Степная", "Раздор" - ши- веры средней сложности длиной 50м с валами до 1м. Прошли с ходу, без разведки /фото 19/.

4.2.1.16. Порог "Турбинный" хорошего ориентира не имеет. На участке реки от шиверы "Степная" до порога "Турбинный" довольно много левых поворотов на которых слева отвесная стенка 10-20 м, а справа - крутой берег, осыпь. Единственные ориентиры - за 15 минут до порога - сливная труба справа, и то что непосредственно перед порогом (а он на крутом левом повороте) заметно чувствует- ся уклон и судно затягивает вниз по струе, к порогу. Зачалились на правый берег для разведки метров за 100 до левого поворота.

Чуйский тракт в этом месте отходит от реки, но по правому берегу набита хорошая тропа, по которой мы сделали обнос К-3.

Порог находится за крутым (более 90 ) левым поворотом, где река перегорожена скальными выходами коренных пород /схема 4/. В том месте где поворот заканчивается, в центре русла находится большой скальный массив, делящий реку на две протоки. При нас в правой протоке не было воды совсем и даже левая протока в узком месте была не шире 3-3.5м. После этой узости 3/4 массы воды ухо- дило прямо, вдоль скалы, где через 10-12м по центру торчит клык и далее слив 1-1.2м. Этого клыка мы больше всего и боялись. И лишь 1/4 массы воды уходила вправо, под углом 90 , где слив был также 1-1.2м. Уходить вправо очень тяжело, нет времени и места для зацепа справа. Но на клык садится тем более не хотелось.

Первым пошло в порог более маневренное судно - К-2, в сос- таве Ложкин Г.В., Поляков Н.В. Две "морковки" были выставленны ниже, с правого берега.

Тактика прохождения для К-1 и К-2 была выбрана единая - за- ход в левый поворот вдоль левого берега, т.к. после поворота вся струя бьет в правый берег, далее зацеп слева, балеринка влево (при необходимости) и, пересекая струю в узости уход в правый слив.

К-2 в составе Ложкин Г.В. - Поляков Н.В. блестяще сделали прохождение /фото 20/.

Далее экипаж К-1 в составе Денисов В.В., Поляков Н.В., Кар- пенко А.И., Токарев А.И., Спицина Н.В., Перескоков Ю.А. дважды прошли по левой струе.

4.2.1.17. Порог "Т/к Горизонт" находится в 500м ниже порога "Турбинный". Разведка по правому берегу /схема 5/.

Порог расположен в узком каньоне с высотой правой стенки в конце порога до 25м. В пороге два коротких четко выраженных кас- када.

Первый каскад. Ширина метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Центр наглухо забит обломками скал. Левая часть струи идет через гряды полуобливных плит и зубьев и является непроходимой, на выходе торчит острый зуб высотой до 1м. Правая часть струи вполне проходима. Здесь несколько сливов до 1м, прижим с зубьями справа.

После первого каскада справа, под отвесной скалой - неболь- шое улово, которое можно использовать для короткой передышки. Второй каскад представляет собой почти сплошную гряду обломков скал, плит, отходящих от правого берега. Слева есть лишь неболь- шой проход со сливом 1-1.5м, но туда довольно трудно выгрести.

Обнос порога - по правому берегу довольно трудоемок, но возможен.

Прохождение порога делали следующим образом. К-1 с К-3 на борту вошел в первый каскад по правой струе, держась центра струи и затем зашел в улово под скалой справа. Далее К-2 с эки- пажем Спицина Н.В., Ложкин Г.В., Поляков Н.В. вошел в первый каскад и пошел резко влево, во второй каскад /фото 22/. Следом за ним туда же, с трудом выгребая влево, пошел К-1. Тандемом за- кончили прохождение порога и в 1км ниже на левом берегу встали на дневку. Была баня, блины, в общем все как полагается /фото 23/. А мимо шли другие группы и очень нам завидовали.

4.2.1.18. Приустьевая шивера тоже довольно интересна. Тре- буется хороший слалом, есть несложные прижимы /фото 25,26/.

4.2.2. Втрой участок - Катунь. Участок начинается от устья Чуи и заканчивается в поселке Чемал. Протяженность участка - км. Поскольку вода резко поднималась и к порогу "Тельдекпень-2" достигла максимума, то описание дается в условиях высокой воды.

Сплав по Катуни существенно отличается от сплава по Чуе. Это чувствуется сразу. По кино, снятому с воды, очень хорошо видно, что мелкие отдельные волны и валы в Приустьевой шивере на Чуе - это брызги по сравнению с могучими валами на Катуни. При- чем высота вала скрадывается шириной реки. Легкие шиверы на Ка- туни с валами до 2.5м - это нормально.

4.2.2.1. Порог "Ильгумень".

Ориентир порога - место, где Чуйский тракт начинает отхо- дить от реки. Нужно держаться правого берега и на песчанной косе справа зачалиться /схема 6/. Река Б.Ильгумень /левый приток Ка- туни/ впадает непосредственно в начале порога, и поэтому ориен- тиром считаться не может.

Порог расположен в месте сужения реки, на зигзаге вле- во-вправо. Осмотр и обнос - возможен по обеим берегам, но лучше справа. Основные препятствия - высокие, до 3.5м пульсирующие ва- лы, между которыми судно не видно совсем. Наиболее мощные валы - в центре русла. У берегов они гораздо слабее.

Тактика прохождения - прострел. Вечером К-1 зашел от левого берега, вошел в большие валы по центру и зацепив их левым бортом вышел в улово под правым берегом /фото 29/. К-2 проделал тоже самое. На следующий день, со страховкой К-2 в улове справа, К-3 прошел порог по правой струе. При прохождении основного слива К-3 полность ушел в пенныю яму и через мгновение встал на свеч- ку; Сахаутдинов Ф.Г. отчаянно боролся с водой, пытался удержать- ся. Но мощная струя оказалась сильнее и каяк опрокинулся. Каркас К-3 к сожалению не выдержал таких "скачек". Сразу стало ясно, что это не Чуя и каякам сдесь делать нечего при такой воде.

В принципе для каяка при уровне воды выше среднего все по- роги на Катуни явно выше 4 к.с. Учитывая постоянный подъем воды и поломку каркаса, после этого прохождения К-3 был разобран.

После этого все члены группы обкатали "Ильгумень" и на К-1, и на К-2, и тандемом и по отдельности. Входной вал 2.5-3м был заснят на кино с воды, правда после него оператор едва не выро- нил камеру.

В день нашей дневки через "Ильгумень" прошло около 10 групп. Несколько катамаранов - "двоек" сделали оверкиль, а ката- маран - "шестерка" из Перми на выходе из порога, при зачалива- нии, вошел лагом в одну из небольших бочек и около 10 минут бо- ролся с водой, был на грани переворота, а выйти не мог. Так что длина 6.5м для катамарана - это уже слишком!

4.2.2.2. Кадринская труба.

Начинается от правого притока - р.Кадрин и заканчивается уловом "Мешок" перед р.Кузюр. При большой воде зто что-то неве- роятное. Водовороты, воронки, огромные грибы и все это на боль- шой скорости. Конечно здесь были бы самые отличные кинокадры, но тут уже не до кино. Катамараны летали как щепки, причем экипажи идя в 25-30м могли не видеть друг друга по 5-10 секунд. Выйти из струи очень сложно. Остается только держать правильный курс. На обложке отчета запечатлен момент засасывания К-1 воронкой в по- роге "Текдельпень-2". Такие же сюжеты были по нескольку раз на каждом километре в Кадринской трубе, только вот жаль, было не до съемок.

.4.2.2.3. Порог "Шабаш"..

Ориентир - приток Кузюр справа, от которого до порога - 20-30 минут. Перед самым порогом слева расположен невысокий длинный галечный остров (при нас он был затоплен), а правый бе- рег обрывистый и крутой. Сразу за островом река делает поворот налево. Тут же необходимо чалиться на правый берег. Начало пер- вого каскада на левом повороте. Здесь несколько хаотически разб- росанных бочек, по центру - валы до 2.5м. Справа - огромная ска- ла в русле, к ней мы уже подойти не могли, справа текла прилич- ная струя. А слева от скалы серия больших валов, самый мощный из которых - грибовидный вал "Покрывало" достигал высоты 3.5м. При- чем с берега он не кажется таким высоким, но при входе в него становится не по себе от этой пульсирующей горы воды /схема 7/.

Второй каскад "Шабаша" - в 200-250м. Представляет собой быстрый поток с валами до 2.5м и пенной бочкой в конце.

Прохождение решили сделать покаскадно, К-1, затем К-2. Ре- шили испытать судьбу и пробить "Покрывало" обеими судами. После первого каскада поставили две "морковки" и катамаран другой группы. Оба судна последовательно испытав миг растерянности пе- ред стихией пробили "Покрывало" и сразу же зачалились /фото 31,32/.

Прохождение второго каскада также было интересным. К-1, пробив яму под правым берегом, пошел на зачаливание /фото 33.1,33.2/, но скорость струи оказалась настолько высокой, что чалка не удалась и судно потащило дальше /фото 33.3/. Дело кон- чилось прохождением "бочки" кормой /фото 33.4/. К-2 прошел по основным валам и благополучно зачалился за "бочкой".

4.2.2.4. Порог "Текдельпень-1".

Ориентиром является правый приток - р.Эдиган. При малом и среднем уровне воды перед порогом есть хорошая шивера с валами до 2м. Летом 1989г. мы с трудом в ней зачалились на правый бе- рег. При большом уровне воды этой шиверы нет и чалится для раз- ведки лучше на левый берег, в прямой видимости автодорожного моста через Катунь, что мы и сделали.

Порог представляет собой красивый каньон длинной 800-1000м /схема 8/. Река сжата скалами до 15-20м. Отвесные берега образу- ют то узкие ворота, то короткие широкие омуты. Чередование суже- ний и омутов образует мощные водовороты в виде воронок и резкое вспучивание воды. Воронки образуются и исчезают совершенно нео- жиданно. Причем если при среднем уровне воды под мостом все за- канчивается, то при нашем уровне за мостом была самая круговерть воды. К-1, затем К-2 прошли каскад с трудом удерживая судно по курсу /фото 34/. Группа москвичей при нас сделала обнос каскада, оценив сложность выше 5.

4.2.2.5. Порог "Текдельпень-2".

Характер аналогичный - каньон, хаотическое переплетение струй, огромные водовороты, "грибы". Причем это - до конца кань- она /1.5км/. Уровень воды был настолько высок, что открылась правая протока /схема 9/. Основная масса групп уходила в правую протоку. Очевидно большую роль сыграл в этот день тот факт, что в группе из Минска самый опытный экипаж "четверки" прошел этот каскад в спасжилетах. На входе одна из воронок начала засасывать инее судно /примерно как и нас потом - см. снимок на обложке отчета/. Экипаж пыталя тянуться, но воронка оказалась сильнее. Пятиметровая "четверка" встала на свечку, и по спирали ушла почти полностью вниз, под воду. После нескольких оборотов ворон- ка выплюнула судно как щепку вверх, уже в перевернутом виде. Экипаж с трудом добрался до правого берега за каньоном.

Разведку сделали по левому берегу сразу до конца каньона, наметили место чалки и страховки (помогли другие группы). Сдела- ли обед, отдохнули /фото 35/. Снова пошли в последовательности К-1, К-2. Каждое судно при прохождении сделало по 5-6 "балери- нок" /фото 36,37/. Причем К-2 на выходе из каньона, в одном из скальных сужений совершенно неожиданно бросило носом на скалу, но обошлось - каркас остался цел.

4.2.2.6. Порог "Остров" /Еландинские ворота/.

При нас никакого острова не было. Все было залито. Порог упростился - обычные валы 1.5-2м.

4.2.2.7. Порог "Чемальские ворота".

Перед поселком русло реки сжимается. Характер препятствий - как в порогах "Текдельпень - 1,2". При большой воде трудность, как оказалось, возникает при зачаливании в п.Чемал. Под правым берегом - быстрая струя, сильные прижимы под скалы, валы до 2м. На одном из этих валов Спицину Н.В. даже выбросило с К-2, но проплыв 5-10м она, к счастью, вернулась на судно.

Зачалились мы в одном из уловов в начале п.Чемал. Здесь от- личные полянки !!! Немного лирики /фото 39,40/ и в путь домой.

.5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ..

1. Маршрут группе очень понравился. Очень разнообразны по- роги благодаря связке рек с разной водой /см. таблицу 5.1/.

2. Меры безопасности, принятые на маршруте, оказались дос- таточными для безаварийного прохождения маршрута.

3. Единственный недостаток всех "обжитых" рек - отсутствие дров в районах основных порогов. Приходилось их захватывать по пути.

4. Заброска на маршрут довольно тяжела ввиду отсутствия би- летов на автобус из Горно-Алтайска.

5. В Чибите для избежания штрафа за лес лучше сразу найти лесничего, который берет плату за каркас и выдает квитанцию. Иначе потом штраф в 10-кратном размере. За каркас для "четверки" мы заплатили 21 рубль.

Таблица 5.1.

.Классификационная таблица основных порогов на маршруте.

"Чуя - Катунь" (п.Чибит - п.Чемал) ----------------------------------------------------------------

N Название порога Ориентиры Длина Характер Категория Наличие порога начала (м) препятствия сложности оверкилей,обносов (для в каяка) -

Чуя

1.Сумрачный Щит "Улага- 300 Валы до 3 (3)1.5м, камни

2.Буревестник- Большой ост ров 150 Множество 4 (4) , косогор справа,- 50 камней в русле, (1,2 кас. ) сложная линия движения, левый поворот реки-сливы,валыдо 1.5м

3.Бегемот Мост 500 Каньон, 4 (4) + (1-5 кас. ломаная линия движения,камни, бочки, сливы до 1.5м

4.Слаломный Скалы в русле 3000-Извилисость, ломаная линия движ. иногда под углом 90- 4 (5)

5.Турбинный Сливная 200 Закручен- 4 (5) труба справа за 10-15-мин. до по прижимная струя ,вправо,

6.Т/к Гори-"Турбинн."Катунь 500м ниже 250 Валы до 5 (5) + зонт 3.5м

7.Ильгумень Чуйский тракт 250 Валы до 3.5м 5 (5) на левом повороте рекип есчанная коса справа уходит от реки

8.Кадринская труба Приток справа 10км Воронки, водовороты 4 (5)

9.Шабаш Приток 200 1-Валы до 5 (5) + (1,2 кас.)справа - 200 3.5м. Кузюр бочки

10.Тельдек- Правый приток - 400 Воронки, 4 (5) + пень - 1 -

11.Тельдек- 1.5км Огромные воронки, 5 (5) + пень - 2 "грибы",прижимы

12.Остров Еландинские ворота Валы до 2м 2 (3)

13.Чемальские ворота Воронки, 3 (4) валы до 2.5м - под скальным правым берегом в Чемале

Примечание: Чуя - низкий уровень воды; Катунь - почти максимальный.

Приложение 1

П1. Список личного снаряжения
| | п/п | Наименование снаряжения | Количество | Общий вес | |
| | 1. | Рюкзак 1 | 2.0
| | 2. | Вкладыш | 1 1.5
| | 3. | Спасжилет | 1 | 1.5
| | 4. | Каска | 1 | 0.3
| | 5. | Бахилы | 1 пара | 0.8
| | 6. | Кеды ("сырая обувь") | 1 пара | 1.0
| | 7. | Штормовой костюм | 1 ком. | 1.5
| | 8. | Лыжная шапочка | 1| 0.2
| | 9. | Свитер | 1 | 0.8
| | 10. | Трико | 1 ком. | 0.3
| | 11. | Плавки (куп. кост.) | 1 ком. | 0.4
| | 12. | Белье нательное | 2 ком. | 0.5
| | 13. | Носки простые | 2 пары | 0.1
| | 14. | Носки шерстяные | 1 пара | 0.2
| | 15. | Туристические ботинки | 1 пара | 1.5
| | 16. | Столовые принадлежности | 1 ком. | 0.8
| | 17. | Нож | 1 | 0.3
| | 18. | Часы | 1 | 0.1
| | 19. | Туалетные принадлежности | 1 ком. | 0.3
| | 20. | Ручка, блокнот, документы, |

Итого 14.5


Приложение 2

П2. Список группового снаряжения.
| | 1. | Гондолы К-1 | 2 шт | 9.5
| | 2. | Гондолы К-2 | 2 шт | 11.0
| | 3. | Чехлы К-2 | 2 шт | 8.0
| | 4. | Палатка 4-х местная | 2 ком. | 10.0
| | 5. | П/этилен на палатку | 2 шт | 3.0
| | 6. | Пила двуручная | 1 шт | 1.2
| | 7. | Топор | 2 шт | 2.0
| | 8. | Котел | 3 шт | 2.0
| | 9. | Ремнабор | 1 ком. | 2.5
| | 10. | Аптечка медицинская | 1 ком. | 1.5
| | 11. | Фото-,кино-аппаратура с принадлежностями | 5 ком. | 7.5
| | 12. | Компас | 1 шт | 0.1
| | 13. | Картографический материал, заявочные документы | | 1.5
| | 14. | Веревка основная, 25 м | 2 шт | 4.0
| | 15. | Веревка основная, 40 м | 1 шт | 3.0
| | 16. | Репшнур, 25 м | 2 шт | 3.5
| | 17. | Подколенники | 6 шт | 2.5
| | 18. | Ремни коленной посадки | 6 шт | 2.5
| | 19. | Веревка багажная | 30 м | 0.8 | ( на 44 вязки )
| | 20. | Скрутки из репшнура | 50 шт | 1.5
| | 21. | Весла | 8 шт | 8.0
| | 22. | Свечи | 3 шт | 0.7
| | 23. | Фонарь | 2 шт | 1.5
| | 24. | Спальные мешки (спарки) | 2 шт | 9.0
| | 25. | Коврик пенополиуретановый | 6 шт | 3.0
| | 26. | Спасконец ("морковка") | 2 шт | 3.0
| | 27. | Каяк | 1 ком. | 16.0
| | 28. | Каркас К-2 | 1 ком. | 16.0

Итого: 134.0

Приложение 3

.П3. Содержание медицинской аптечки.
| | 1. | Амидопирин | 2 упак. | При простуде и | темп.
| | 2. | Аспирин | 2 упак. | При темп.
| | 3. | Анальгин | 1 упак. | При зубн. боли
| | 4. | Спирт | 250 гр | Растир. и компр.
| | 5. | Марганцовка | 1 флак. | При обеззар. ран
| | 6. | Клей БФ-6 | 1 флак. | При ссадинах
| | 7. | Вата | 2 пак. |
| | 8. | Бинт | 3 пак. |
| | 9. | Лейкопластырь | 1 мот. |
| | 10. | Градусник | 1 шт
| | 11. | Бинт эластичный | 2 шт
| | 12. | Аэровит | 2 флак. | Поливитамин
| | 13. | Витамин "С" | 5 упак. |
| | 14. | Аскофен | 1 упак. | От головной боли
| | 15. | Иод | 1 флак. | Для обеззар. ран
| | 16. | 10% р-р нашат. спирта | 1 флак. | При угаре, потере созн.
| | 17. | Мазь микосептиновая | 1 тюб. | При грибк. забол
| | 18. | Натрия гидрокарбонат | 1 кор. | При изжоге
| | 19. | Уголь активированный | 1 упак. | При отравлении
| | 20. | Валидол | 1 кор. | При серд. болях
| | 21. | Капли валерианы 1 флак. |
| | 22. | Сульфадемизин | 1 упак. | При темп.
| | 23. | Олеатетрин | 1 упак. | При простуде
| | 24. | Мазь для рук | 2 тюб. |
| | 25. | Энтеросептол | 1 упак. |
| | 26. | Бисептол | 1 упак. |
| | 27. | Эмульсия от комаров | 1 флак. |

Итого : 1,5 кг

Приложение 4

П4. Содержание ремонтного набора.
| | 1. | Клей резиновый | 1 банка | 2 тюбика
| | 2 | Бензин зажигалочный | 5 фл.
| | 3. | Шкурка наждачная | 0.3 м.кв.
| | 4. | Ветошь | 0.5 м.кв.
| | 5. | Пассатижи | 1 шт
| | 6. | Гвозди, 100 мм | 10 шт
| | 7. | Брусок для точки | 1 шт
| | 8. | Напильник | 1 шт
| | 9. | Шило | 1 шт
| | 10. | Брезентовая полоса, 10 см | 2 м
| | 11. | Набор игл | 1 ком.
| | 12. | Набор ниток | 1 ком.
| | 13. | Ножницы | 1 шт
| | 14. | Изолента | 1 рул.
| | 15. | Карабин для весла (запас) | 3 шт
| | 16. | Проволока стальная | 2 м
| | 17. | Дюбель | 1 шт
| | 18. | Лента проклеечная | 3 м
| | 19. | Ткань прорезиненная | 0.6 м.кв.
| | 20. | Сухое горючее | 1 упак.

Итого: 2,5 кг


Приложение 5

П5. Список продуктов питания
| | № | Наименование продуктов | Вес на 1 чел.на 1 день,(г) | Вес на группу всего,(кг) | | п/п | | | 1. | Тушенка | | 6.0 |
| | 2. | Сало, шпиг 3.0
| | 3. | Мясная начинка, | сублимированное мясо | 1.0
| | 4. | Молоко сухое 1.0
| | 5. | Сухари 8.0
| | 6. | Хлеб 10.0
| | 7. | Мука блинная 2.0
| | 8. | Масло сливочное | 1.0
| | 9. | Масло подсолнечное | | 1.0
| | 10. | Сыр голландский | | 3.0
| | 11. | Колбаса п/копченая | | 2.0
| | 12. | Сахар | | 8.0
| | 13. | Конфеты | | 2.0
| | 14. | Шоколад | | 0.5
| | 15. | Какао | | 0.1
| | 16. | Чай | | 0.8
| | 17. | Кофе | | 0.1
| | 18. | Пшено | | 2.0
| | 19. | Гречка | | 2.0
| | 20. | Вермишель | | 4.0
| | 21. | Горох | | 1.0
| | 22. | Перловка | | 1.0
| | 23. | Манка | | 1.0
| | 24. | Картофель | | 2.0
| | 25. | Лук | | 1.0
| | 26. | Чеснок | | 0.5
| | 27. | Супы сухие | | 2.4
| | 28. | Изюм | | 2.0
| | 29. | Курага | | 2.0
| | 30. | Приправы | | 0.1
| | 31. | Соль | | 1.0
| | 32. | Яблоки сушеные | | 2.0

Итого: 68.0


Приложение 6

П6. Смета расходов на путешествие.
| | N |

Наименование | На одного | Всего | | п/п | статьи расхода | участника | на группу | | | (руб) | (руб) | | . Подъезды
| | 1. | Уфа - аэропорт (плюс багаж) | 5.0
| | 2. | Уфа - Новосибирск (самолет) | 38.5 | 308.0
| | 2.1 | Доплата за багаж | 54.0
| | 3. | Предварительное бронирование| | | | а/билетов в г.Уфе 8.0
| | 4. | А/порт "Толмачево"-Новоси бирск (автобус) | |4.0
| | 5. | Новосибирск - Бийск (автоб.)| 7.05 | 56.4
| | 5.1 | Багаж | 1.2*9=10.8
| | 6. | Бийск - Горно-Алтайск(авт.) | 2.1 | 16.8
| | 6.1 | Багаж 6.4
| | 7. | Горно-Алтайск - Чибит(авт.) | | 75.4
| | 7.1 | Доплата | 20.0
| | 8. | Чемал - Горно-Алтайск(авт.) | 2.1 | 16.8
| | 8.1 | Багаж 2.1 | 16.8
| | 9. | Горно-Алтайск - Бийск (попутная а/машина) | | 35.0
| | 10. | Бийск - Барнаул (автобус) | 3.3 | 26.4
| | 10.1 | Багаж | 0.7 | 5.6
| | 11. | Барнаул - Новосибирск (авт.)| 4.95 | 39.6
| | 11.1 | Багаж 1.0 | 8.0
| | 12. | Новосибирск - Уфа (поезд) | 18.0 | 144.0 | |
| . Прочие
| | 13. | Питание
| | 13.1 | Питание на маршруте | 145.75
| | 13.2 | Питание на подъездах | 106.6
| | 14. | Сообщения в КСС (телеграммы) - из Горно-Алтайска |2.0 |
| - из Ини 1.4 | | | - из Чемала 1.4
| | 15. | Плата за лес в п.Чибит | | 20.9
| | 16. | Кинофотоматериалы | 85.0
| | 17. | Расходные материалы | 17.1
| | 18. | Аптечка 3.0
| | 19. | Подготовка материалов для похода
| 20.0 | | 20. | Расходы на подготовку отчета|
| 39.0 | | 21. | Прочие расходы
| (переоформл. билетов и т.д.)| | 292.0 | |
Итого: | 174.0 | 1316.0 |

Приложение 7

П7. Вес снаряжения, предельный вес рюкзаков.
| | N | Наименование | Вес на 1 чел. | Вес на группу | | п/п |
| | 1. | Продукты | 9.4 | 66.0
| | 2. | Личное снаряжение | 14.5 | 101.5
| | 3. | Групповое снаряжение | 22.0 | 130.0
Итого: | 45.9 | 297.5
Вес на одного: мужчину: 50 кг женщину: 28 кг

Приложение 9

.П9. Литература.

1. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифициро- ванных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

2. Алтайский край. Туристская карта. М.: ГУГиК при СМ СССР, 1986.

3. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. М.: ФиС, 1976.

4. Отчет по реке Катунь. М.А. Верхотуров. г.Уфа, 1989.

5. Отчет по рекам Чуя-Катунь. А.Х. Вахов. г.Уфа,

6. 483В. Отчет по рекам Чуя-Катунь. С.А. Федоров. г.Уфа, 1984.

7. 4686. Отчет по рекам Чуя-Катунь. П.В. Карьянов. г. Крас- нодар, 1984.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу