Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Красноярский край. Посёлок Ермилово (лагерь ГУЛАГа)

В 70 км к югу от Игарки, в том месте, где Енисей делает большую петлю, располагается поселок Ермакове - в прошлом опорный пункт строительства железной дороги Салехард - Игарка (1949-1953). Познакомиться с поселком и лагерем заключенных (в 7 км от берега Енисея) можно во время вертолетной экскурсии (обращаться в Краеведческий музей Игарки).

Один из "экспонатов" "Мертвой железной дороги"

Заполярная дорога протяженностью 1263 км получила название "Мертвая дорога". В соответствии с постановлением правительства от 04.02.47 г. строительство было возложено на МВД СССР и управление Главсевморпути. В низовьях Обской губы, у мыса Каменный намечалось построить секретный крупный военный порт и проложить к нему железнодорожную трассу. Стройуправление №501 Северного управления лагерей железнодорожного строительства было разделено на два. Обскому управлению (центр - Салехард) поручалось построить 700 км пути, Енисейскому (центр - Игарка, затем поселок Ермакове) - 600 км. Планировалась встреча строителей на берегах реки Пур в 1952-1953 гг. Сооружение железной дороги началось в 1947 г. Стройка имела кодовое название №503. В ходе строительства на участках трассы через каждые 5-7 км возводились объекты производственных колонн - бараки для заключенных, хозяйственные помещения, казармы охраны. Каждый лагерь представлял собой квадратный участок размером 200x200 м, огороженный тремя рядами колючей проволоки и обеспеченный передвижной радиостанцией. Насыпь возводилась в летний сезон по упрощенной технологии. Песок для отсыпки полотна добывался в долинах рек, вдоль которых продвигалась трасса. Лес доставляли сплавом по Енисею и другим рекам, где его заготавливали заключенные, рельсы - поездами по уже построенным участкам трассы. Все работы осуществлялись вручную, в суровых условиях Заполярья. Забитые в мерзлоту опоры со временем выталкивались из нее. Ледяные линзы при оттаивании вызывали осадку построенных объектов. Количество строителей дороги доходило до 100 тыс. человек. К 1953 г. от Игарки в южном направлении было уложено 65 км железнодорожного полотна. После смерти Сталина строительство "Мертвой дороги" было остановлено. Свертывание стройки произошло хаотично, и по сей день можно увидеть в тундре брошенные стройматериалы, рельсы, паровозы.

Работая здесь на строительстве "Мертвой дороги" осужденный по 58-й статье Роберт Штильмарк за год и три месяца написал свою знаменитую историко-приключенческую книгу "Наследник из Калькутты".




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу