®
Республика Коми. История
Первой археологической культурой, в которой можно увидеть черты предков финнопермских народов (коми и удмуртов), видимо, является казанская. Она возникла в Волго-Камском бассейне после распада единой финноугорской общности и датируется XIV-IX вв. до н.э. Население ананьинской культуры (VIII-III вв. до н.э.), представляющей собой следующую стадию этногенеза пермских финноугров, покинуло пойму реки Вятки и осело на левом берегу Волги; большая его часть была сосредоточена в районе слияния Белой и Камы. Соседями прапермян в этот период являлись народы иранского и тюркского (волжские булгары) происхождения, а также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами.
В период существования волжско-булгарских и пермских связей (VIII-IX вв.) произошло окончательное разделение прапермского народа на две группы. Переселение зырян на северные территории в период после IX в. продолжалось далее. В X в. их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами. С XI-XII вв. начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений, главным образом торговых, с народами, жившими дальше к востоку. Эта же роль посредников впоследствии приобретает важное значение и для зырян. Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесред-невековой Биармии: Старая Пермь (в районе современного села Усть-Вымь) и Великая Пермь (на территории современного Чердынского района Пермской области). При своем расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал.
С начала XIV в. вычегодские земли попали в сферу влияния московских князей. С этого времени культурная и экономическая жизнь зырян бурно развивается. Эти процессы не в последнюю очередь были связаны с обращением зырян в православие, в чем значительную роль сыграл Стефан Пермский. После присоединения Новгорода к Москве (1478) Вычегодские и Вымские земли окончательно были включены в московские владения.
Заселив в XVI-XVII вв. территории на Верхней Вычегде, коми продвинулись на восток, а позднее расселились по Ижме и Печоре. В XVII в. значительные группы ижемцев переселились в тундровые области, в XVII-XIX вв. - на Урал и в Сибирь, в последней четверти XIX в. - на Кольский полуостров. Контакты коми-зырян с коми-пермяками, саамами, хантами, манси, ненцами и русскими способствовали формированию этнографических групп: удорцев в верхнем течении Мезени и Башки, вымичей в бассейне реки Выми, пермяков в верхнем течении Лузы, сысоличей в бассейне Сысолы, вишерцев в бассейне Вишеры, печор-цев на Верхней Печоре, ижемцев на Ижме. Отдельные группы, живущие на реках Яренге и Выледи, слились с русскими. В жилище, одежде, обрядах и фольклоре коми прослеживаются значительные заимствования у русских. В связи с этим коми часто упоминают как "самый европейский" из восточных финноугорских народов. Тем не менее им удалось сберечь древние традиции, имеющие финноугорские корни, и сохранить свой язык. У ненцев коми-ижемцы переняли оленеводство и связанные с ним предметы материальной культуры. В XIX в. происходит социальная дифференциация. Наряду с традиционными занятиями (рыболовство, охота, разведение домашних оленей, сельское хозяйство) коми осваивают новые: появляются купцы, первые представители интеллигенции, заводские рабочие (лесопилки, сталелитейные мастерские).
по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Республика Коми" 2004г.
|