Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Республика Коми. История

Люди в районе современной Ижмы жили еще в древности, о чем свидетельствуют найденные археологами поселения, датированные VIII-III вв. до н.э. Само село, по летописным данным (летопись, впрочем, до нашего времени не сохранилась), было основано в 1567 г., по другим источникам, в 1572 г. переселенцами из Усть-Цильмы. Первые письменные сведения об этом населенном пункте относятся к 1576 г. В документах упоминается Ижемская слободка, основателями которой были коми, выходцы с Выми и верхней Мезени. Основанная позже Усть-Цильмы слободка быстро росла и через некоторое время значительно превзошла ее по числу жителей.

Коренные жители района называют себя изьватас или по-русски коми-ижемцами, и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы - оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, поздней осенью возвращаются к своим домам.

Неповторимость ижемцев в том, что именно они многовековым опытом жизни освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру русских, сохранив при этом культуру этническую - коми-зырян. Нигде в мире нет такого "бригадно-вахтового" способа оленеводства, как в России, в основе которого лежит опыт ижемцев, уже два-три века назад отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим селам. Об истории ижемского оленеводства можно написать детективный или приключенческий роман. Мало кто знает, что в конце XIX - начале XX вв. в каждом селе небольшого притока Печоры, Ижмы, были свои миллионщики. Семейные кланы изьватас контролировали огромнейшие территории российского севера от Кольского полуострова до Обской губы. Именно ижемские семьи вели всю мелкооптовую торговлю на европейском севере России. Ижемские семьи в стремлении к обретению капитала не гнушались и запретными приемами. Ижемцу ничего не стоило споить подвыпившего ненецкого князька, который утром с удивлением узнавал, что все стадо он подарил своему вчерашнему "брату", а сам со всем своим родом нанялся к нему в батраки. Ижемцы торговали иголками, нитками, водкой, гвоздями, всем, что несло какой-либо доход, ради выгоды могли пролететь на оленьих упряжках сотни километров, ночуя в избах земляков-родственников, охотничьих зимовьях, а то и в "куропаточьем чуме" - снежной пещере. Замечены были ижемцы и в промышленном шпионаже. В конце XIX - начале XX вв. замша - кожа из шкуры оленя - завоевала парижскую моду. Когда именитый предприниматель из-за Урала Сибиряков попытался наладить сбор оленьих шкур и производство замши в Печорском крае, ижемские кланы внедрили в его фактории своих приказчиков, а затем, минуя партнера, освоили оптовые рынки сбыта замши не только в Москве и Санкт-Петербурге. Внедренные приказчики в это время были двойными агентами: высший сорт брали для своих кланов, второй и третий - для Сибирякова. Возможно, этому селу, стоящему недалеко от впадения реки Ижмы в Печору на основных транспортных путях Печорского севера, была уготована другая судьба - крупного промышленно-административного центра, но история не любит сослагательного наклонения. Первая мировая война оборвала поставки замши в Западную Европу. Революция разделила жителей на бедных и богатых, и богатые частично ушли в Финляндию через Кольский, но большей частью оказались в ГУЛАГе и за свою предприимчивость, и за участие в белогвардейском движении, и за нежелание объединяться в колхозы. Чуть позднее огромные территории ижемцев были раздроблены административными границами. Начало добычи нефти на притоке Ижмы Ухте послужило появлению Ухтинского района, строительство железной дороги разделило Сосногорский и Печорский районы, открытие месторождений газа отделило и северную часть в самостоятельную административную единицу - Усинский район. Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам, передвигаются по "чужим" районам, выпасаются в тундрах "чужой" территории - Ненецкого автономного округа. И все же это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Республика Коми" 2004г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу