Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Домбай. Теберда. Архыз.. Страницы истории

Интересна история освоения человеком территории Карачаево - Черкесии. Она уходит в каменный век, период мустьерской культуры. Кремневые орудия и отщепы того периода обнаружены в бассейне реки Овечки близ города Черкесска.

С глубочайшей древности было оживленно в этом крае, у подножия Эльбруса. Во времена Великого переселения народов здесь, в горных долинах и предгорьях, оседали пришлые племена и народы, часто вытесняя и сменяя друг друга. Скифы, сарматы, гунны, аланы, болгары, византийцы, арабы, печенеги, половцы (кипчаки), ордынцы были участниками больших и малых событий, творили историю.

Века и народы оставляли о себе память. Носители майкопской культуры (2 - я половина III тысячелетия до н.э.) насыпали над могилами своих вождей громадные курганы.

С наступлением нашей эры в верховьях Кубани и прилегающих с востока районах начали расселяться племена аланов, генетически связанных с Причерноморья новых племен, от которых остались дольмены - погребальные сооружения в виде каменного ящика, накрытого плитой. В I тысячелетии до н.э. медь и бронза уступают место железу. На богатой рудными месторождениями территории Карачаево - Черкесии по мере освоения железа формируется оригинальная верхнекубанская культура, во многом сходная со знаменитой кобанской культурой. С середины I тысячелетия до н.э. на территории нынешней Карачаево - Черкесии появились скифы, а затем сюда проникли сарматы. Со скифо - сарматского периода и началось освоение дороги через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта,. На пути передвижения скифы и сарматы оказывали свое влияние на потомков древних кобанцев, составляющих основу формирования карачаевцев, и другие местные племена.

племенами сарматов. Новое аланское государственное объединение не означает еще появления качественно нового населения, так как этническую основу аланов Северного Кавказа составляли аорсы и сираки, массагеты и местные кавказские племена.

С той далекой поры и сохранилось в языке горцев слово "алан", означающее "одноплеменник", "товарищ" и "друг".

Расселившись в предгорьях и горах Центрального Кавказа, аланское объединение на протяжении длительного времени подчиняло себе местное население. Первое поражение аланские племена потерпели при столкновении с гуннами в IV в.

С того времени и расширяются контакты местного населения с тюркоязычным миром - сначала с гуннами, затем - болгарами, тюркютами, хазарами, печенегами и половцами, на протяжении тысячелетия сменявшими друг друга в евразийских степях и предгорьях Кавказа. Гуннский союз племен распался после смерти Аттилы, их вождя, а на Северный Кавказ нахлынула новая волна тюркских племен - хазар.

Хазария стала ближайшим и самым могущественным соседом кавказских аланов. И уже на раннем этапе взаимоотношений - аланов и хазар эти народы оказались связанными тесными узами. В составе Хазарского каганата оказались и болгары (их древние памятники хорошо известны в горных и предгорных районах Карачаево - Черкесии).

Еще более тесное сплочение хазар с аланами происходит в VII - IX вв., когда они плечом к плечу вынуждены были отражать натиск арабов, рвавшихся на Северный Кавказ. На фоне этих событий и прослеживаются истоки формирования карачаево - балкарской народности.

В VIII в. арабы дважды прошли через Абхазию, преодолели Клухорский перевал и нанесли хазарам неожиданные удары. Чтобы отразить натиск врага, хазары соорудили ряд крепостей в верховьях Кубани и Подкумка, в том числе и мощную твердыню Хумаринскую на правом берегу Кубани.

С конца IX в. усиливается византийское влияние на аланов. Постепенно затихает совместная бурная боевая жизнь аланов с хазарами в крепостях и укреплениях, но зато усилиями византийских миссионеров в Алании развернулось широкое церковное строительство. Для возведения христианских храмов носители новой религии облюбовали многолюдные поселения, находившиеся в долине реки Те - берды. Ныне Сентинский, Шоанинский и Архызские храмы охраняются как уникальные ис - торико - архитектурные памятники. До наших дней сохранились византийские фрески, остатки греческих надписей.

После гибели некогда могущественного Хазарского каганата сложилось аланское суверенное государство. В XI в. на исторической арене Северного Кавказа появились новые кочевники - половцы (кипчаки). Обитая на обширной территории южных степей и Предкавказья, половцы, как и болгары, вступили в союзнические отношения с аланами и частично перешли к оседлости.

В XIII в. под натиском ордынских завоевателей пала Алания, а вместе с ней и Кипчакия. Преследуемые полчищами Батыя аланы и кипчаки искали спасения в глухих кавказских ущельях, а какая - то уцелевшая часть их ушла на запад.

Исследователи полагают, что именно из той части кипчаков и аланов, которая нашла убежище в горах Приэльбрусья, смешалась с остатками болгар, и сформировалось этническое ядро тюркоязычных карачаевцев и балкарцев. Таким образом, в формировании карачаевской народности (XIII в.) принимали участие местные горские племена, тюркоязычные болгары, половецкие племена (кипчаки) и аланы.

Происхождение адыгов (адыгейцев, черкесов и кабардинцев) также теряется в глубине веков и окончательно еще не выяснено. Бесспорно лишь одно - они являются потомками аборигенов Северного Кавказа и Черноморского побережья (зихов, керкетов и других). Со времени ордынского нашествия (XIII в.) на все племена распространилось наименование "черкесы", сменившее название "касоги". В XIV в. часть адыгских племен продвинулась на восток, в XVII в. на территории нынешней Карачаево - Черкесии появляются черкесы, а в XVIII - начале XIX вв. прибыли новые переселенцы из Кабарды.

В конце XIV в. на землю Кавказа вступил новый завоеватель - Тимур. Огромные армии Тимура и золотоордынского хана Тохтамыша сошлись между Тереком и Курой. Здесь произошло кровопролитное сражение - Тохтамыш был разбит и бежал на север. Власть Золотой Орды была подорвана, а имя хромого Тимура прочно вошло в фольклор горских народов.

С периодом распада Золотой Орды связано формирование ногайцев - потомков монгольских племен.

На рубеже ХIII - ХIV вв. в Причерноморье произошло обособление абазин как части абхазов. Они населяли северо - западную часть Абхазии и побережье Черного моря. Когда и почему они покинули эти места и переселились на северные склоны Кавказа - неизвестно. Переселение происходило на протяжении многих столетий, последние группы переходили сюда в XIXв. Абазины в пределах Карачаево - Черкесии сохранили свою обособленность и языковые особенности (диалекты).

Мастера - оружейники изготовляли панцири, кольчуги, шишаки, сабли, мечи, кинжалы, наконечники копий, дротиков и стрел. Многие из этих предметов находят в адыгских курганах XIV - ХVIвв. Некоторые виды оружия изготовлялись не только мастерами, но и воинами. Так, Интериано пишет, что черкесы делали железные наконечники стрел, "лучше которых нет в мире". Адыгские, в частности кабардинские, панцири, кольчуги, сабли славились в России, в Персии, в Крыму и в других местах. Д'Асколи сообщает, что "черкесское" оружие богато отделывалось серебром. Образцы такого оружия есть в Оружейной палате в Москве.
(Очерки истории Карачаево - Черкесии. Ставрополь, 1967)

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу