Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. ЗАГРУЗКА ПЛОТА

Ходовые качества плота в значительной степени зависят от величины груза и его размещения на плоту. Перегрузка судна недопустима, так как это быстро приводит к аварии. Перегруженный плот легко кренится на нос при спуске через порог и на стоячих волнах глубоко зарывается. Управление затрудняется, так как такой плот трудно повернуть или сдвинуть в сторону. При работе гребями или шестами он кренится, сильно возрастает сопротивление воды перемещению плота и управление практически парализуется.

Часто встречающаяся в туристской литературе рекомендация размещать груз равномерно в центре плота не совсем верна. При такой загрузке нос, имеющий меньшую плавучесть (он образован более тонкими верхушками бревен), погружается в воду сильнее, чем корма, плот плохо выходит на валы, его трудно повернуть. Все это затрудняет управление.

рис. 29Груз следует располагать симметрично продольной оси, в середине плота, ближе к корме. Загруженный полностью плот не должен иметь кренов при небольшом дифференте на корму. Если посмотреть на такой плот сбоку, то верхняя образующая бревен става будет параллельна поверхности воды (рис. 29). При подобной загрузке плот легко выходит на вал и хорошо управляется.

Как правило, тяжелые вещи располагают ближе к корме, а легкие - ближе к носу. Необходимо, чтобы каждая вещь имела определенное место. Весь груз, вплоть до мелочей, должен быть надежно упакован и закреплен. Для упаковки годятся рюкзаки с непромокаемыми вкладышами, непромокаемые мешки, жестяные коробки и т. п.

Упаковка груза и размещение его на плотах различной конструкции неодинаковы. В качестве примера рас смотрим загрузку "Саянского салика", предназначенного для плавания по горной реке в тяжелых условиях.

Основной груз (продукты, одежда и спальные принадлежности) упаковывают в рюкзаки и мешки, которые размещают на грузовой площадке у задней подгребицы. На решетку грузовой площадки поверх листов бересты или другого корья кладут полотнище из непромокаемого материала такого размера, чтобы оставшиеся концы можно было загнуть наверх. На полотнище под рюкзаки полезно положить несколько не очень толстых палок, что слегка приподнимет рюкзаки, иначе даже горсть случай но попавшей воды может причинить большие неприятности. Сверху груз также укрывают каким-либо полотнищем, например палаткой. Весь тюк крепко привязывают к подгребицам и остову грузовой площадки.

Легкий груз, не боящийся воды (посуда, часть консервов, резиновая лодка и т. п.), тщательно упакованный, размещают и привязывают у передней подгребицы. Здесь он никому не мешает. Середина плота обычно остается свободной для работы экипажа. Пилу обычно кладут под заднюю грузовую площадку, а два хороших топора, которые всегда должны находиться под руками, надежно врубают в подголовники. Оружие пристегивают альпинистским карабином или привязывают сверху к веревкам, стягивающим груз на корме. Запасные греби помещают вдоль бортов плота и привязывают в двух местах так, чтобы веревку можно было легко разрезать. Если греби длиннее става, их концы не должны торчать спереди плота.

рис. 30

На плотах с гребями экипаж располагается следующим образом. Туристы становятся друг против друга: двое - у передней греби, а двое других - лоцман и его напарник - у задней. Место лоцмана - сзади - справа. Отсюда хорошо видны и река и плот, а руки удобно лежат на рукоятке греби (рис. 30). Хорошо, если пара у передней греби ниже ростом (с этой целью передняя подгребица делается такой высоты, чтобы люди гребли слегка согнувшись). Туристы, свободные от управления плотом, размещаются обычно ближе к корме, например на задней подгребице. На плотах с подгребицами из развилка и со штырем груз можно располагать в центре плота (см. рис. 30).

Для плавания на небольших плотах наилучшим является экипаж из 4 - 6 человек. На больших многоставных плотах численность экипажа может быть увеличена. Свободные от работы люди должны размещаться в середине плота ближе к корме - наиболее сухом месте. Находиться около стыка ставов опасно, так как на больших валах один став может быть наброшен на другой.

На плотах с шестами экипаж получает большую свободу в выборе места, но лоцман также чаще стоит на корме. Так как при помощи шестов управляют только небольшими саликами, то туристы занимают середину става и отталкиваются с обоих бортов, перебрасывая шест с одной стороны на другую.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу