Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА ПЛОТА

Оценка мореходных качеств большинства туристских судов (байдарка, лодка и др.) весьма полно разработана в существующей литературе. Там же пояснен смысл терминов, применяемых для обозначения этих качеств. Поэтому ниже будут рассматриваться только особенности применения этих понятий к плоту, как к спортивному судну.

Плавучесть плота - способность его держаться на воде и нести груз - несколько отлична от плавучести других судов. Плот в принципе не потопляем потому, что он целиком сделан из материала, объемный вес которого меньше объемного веса воды, за исключением положения плота, когда он не движется вместе с потоком и имеет значительный дифферент на корму. Например, если плот наскочил носом на камень или скалу, водный поток сначала затопит корму, а потом и все судно прижимая его силой своего динамического давления к скале и дну русла. В подобных случаях плот может почти полностью затонуть, и сдвинуть его из этого положения большей частью не удается.

При расчете плавучести и грузоподъемности по формулам, приведенным в первой главе, необходимо учитывать постепенное увеличение объемного веса древесины из-за намокания.

Остойчивость - способность сохранять на плаву равновесие и восстанавливать его, как только силы, нарушившие, прекратят свое действие, - у правильно построенного плота очень высока. Как и любое другое судно, плот на плаву находится под воздействием двух сил: силы собственного веса, равнодействующая которой приложена в центре тяжести, и поддерживающей силы воды.

Равнодействующая поддерживающих сил приложена в точке, находящейся в центре тяжести той части плота, которая погружена в воду. Эта точка называется "центром величины".

До тех пор, пока вес плота и грузоподъемность бревен става распределены симметрично относительно продольной оси плота, крена не будет. Но стоит только сместить часть груза на один борт, как в ту же сторону сместится центр тяжести, и образуется пара сил, которая будет кренить плот. При этом "центр величины" будет перемещаться до тех пор, пока обе равнодействующие силы не окажутся в одной плоскости. Крен может быть вызван и "увеличением" поддерживающей силы, когда плот с разгона вылезет бортом на камень.

Рассмотренное взаимодействие равнодействующих сил позволяет оценить влияние конструкции плота на его остойчивость и сделать некоторые практические вы воды. Во-первых, плот может опрокинуться только при кренах, близких к 90°, так как основной вес его составляют бревна става. Во-вторых, плот с большим запасом плавучести будет иметь меньший крен при равенстве сил, вызывающих его. В-третьих, из двух плотов равной грузоподъемности остойчивее тот, у которого крайние бревна толще. В-четвертых, чем шире плот, тем меньше крен, при прочих равных условиях.

Хотя опрокинуть плот очень трудно, крен все же не желателен и опасен, потому что накрененный плот резко теряет управляемость. Кроме того, при кренах через плот проходит большая масса воды и возникает опасность для людей и груза.

Устойчивость на курсе - способность сохранять заданное положение в потоке - у плота невелика. Это объясняется прежде всего незначительной собственной скоростью его относительно потока. При нормальном положении продольная ось плота совпадает с направлением потока, а нос находится впереди кормы. Такое положение является наивыгоднейшим с точки зрения скорости хода и удобства преодоления препятствий и должно все время поддерживаться командой. Болеё устойчивы плоты узкие и длинные.

Управляемость способность плота разворачиваться и перемещаться из одной части потока в другую при работе шестами и гребями. Это свойство определяется весом и размерами плота, а также глубиной посадки. Все плоты, особенно большие, многоставные, управляются много хуже, чем другие спортивные суда. Малые салики, у которых отношение длины к ширине невелико, имеют более высокую управляемость. Менее управляем глубоко сидящий плот, связанный из сырого тяжелого леса или растрескавшихся и гнилых бревен, которые быстро намокают. Как уже отмечалось, перегруженные плоты резко теряют управляемость.

Прочность плота существенно зависит от вы бранной конструкции и тщательности постройки. Хорошо сделанный плот, несомненно, прочнее любого другого судна и способен выдержать очень сильные удары.

Стойкость к валу и волне у плота исключительно высока ввиду его непотопляемости. Вода, по павшая на плот, быстро стекает, но большой вал, обрушившийся на судно, хотя и не может потопить его, представляет серьезную опасность для груза и людей, если груз недостаточно надежно закреплен, а люди не имеют надежной страховки. Кроме того, большой вал парализует управление плотом, особенно работу передней гребью. Для рек с большими валами на порогах следует применять подгребицы, защищающие плот от наката воды, (например, подгребицы с наклонными подголовниками). Очевидно, что многосоставные плоты более стойки к валу и волне.

Ходкость - способность плота двигаться быстрее потока, в котором он находится,-до последнего времени не рассматривалась в литературе, обобщавшей опыт плавания по равнинным рекам, где собственная скорость плота ничтожна. Последняя становится заметной только на горных реках с большим уклоном. Природа собственной скорости плота относительно потока подобна скорости саней, съезжающих с горки. Разница лишь в том, что поток движется и тем самым маскирует собственную скорость плота.

На рис. 28 показана диаграмма сил, поясняющая возникновение силы тяги и позволяющая примерно оценить ее величину. Известно, что водная поверхность реки имеет уклон, достигающий на порогах 8-15 м на 1 км, средний же уклон годных для сплава горно-таежных рек колеблется от 0,5 до 4 - 5 м на 1 км. Как видно из рисунка, равнодействующую силу веса плота можно разложить на две составляющие: одну, направленную перпендикулярно поверхности потока и уравновешенную поддерживающей силой воды, и другую, направленную по касательной к поверхности. Эта вторая сила (сила тяги) сообщает плоту поступательное движение и уравновешивается силой сопротивления воды этому движению. Из подобия треугольников следует, что сила тяги Т может быть найдена из соотношения

рис. 28T=h*B/l

Например, вес плота на 6-8 человек составляет около 10 т, следовательно, сила тяги при уклонах от 0,5 до 8 м на 1 км будет соответственно от 5 до 80 кг. Как уже говорилось, сила тяги уравновешивается силой сопротивления воды, которая слагается из лобового сопротивления и сопротивления трения поверхности бревен става о воду. Поэтому собственная скорость плота относительно потока зависит не только от его веса, но и от сечения в наиболее широком месте, чистоты поверхности бревен и тщательности заделки их концов.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу