Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Demat Brest

Бретань прочно занимала позицию в первой пятерке мест на Земле, куда мне обязательно надо попасть. Казалось бы, не такой уж дальний свет, гораздо ближе многих других пунктов из списка, но как-то не складывалось. Ни ежегодный Интеркельтский фестиваль в Лорьяне, ни дольмены, ни даже сидр не оказывались достаточно сильной причиной для преодоления границ и лени. Однако иногда случается так, что исполнение одного самого заветного желания влечет за собой исполнение многих других, несмотря ни на что. Так, конечным пунктом в моем плавании на фрегате "Штандарт" стал Брест.

Посещение этого порта для "Штандарта" не первое. За четыре года до этого он уже представлял Санкт-Петербург и Россию на международном морском фестивале, когда переход до Франции стал для новорожденного фрегата и его команды боевым крещением. Теперь было приятно осознавать, что нас тут ждут. И место для нашей почти двухнедельной стоянки под самыми крепостными стенами. С палубы виден туннель, ведущий к другой части гавани, длинный и гулкий и мост - Pont de Recouvrance- самый большой подъемный мост Европы, соединяющий берега реки Пенфельд. Для Штандарта фестиваль Брест2004 открыт!

Когда еще в Петербурге экскурсанты спрашивали нас про планы корабля на лето, почти всегда удивлялись: "Брест? А разве туда можно добраться на паруснике?" или "Да вы что! Откуда там море!". Если Брестская крепость известна всем, то из какого порта Франции вышли в путь корабли "Буссоль" и "Астролябия", вспомнят единицы. Так что оказались мы в мифическом порту. Большие словари рассказывают про этот город всего в нескольких строках, хотя, из уважения к возрасту могли бы уделить и больше внимания. С одной стороны, что для Европы каких-то семнадцать столетий. Но все эти годы Брест исправно выполнял свою функцию морских ворот. Отсюда уходили в море рыбаки и контрабандисты, путешественники и военные. И экспедиции Лаперуза и Бугенвиля стартовали от этих берегов. И в продолжение этой морской истории каждые четыре года корабли со всего света собираются в бретонский порт.

Сам фестиваль еще сравнительно молод - всего лишь с 1992 года более 2000 тысяч судов - традиционных, копий, как наш фрегат, современных яхт, учебных парусников из нескольких десятков стран собираются в Бресте. От папирусной лодки из Эфиопии до огромного - особенно по сравнению с нами - тридцатиметровыми - "Херсонеса". И совсем не парусный грозный современный крейсер. Одновременно Вавилон и тропические джунгли, раскинувшиеся на семи километрах набережной. Порядка миллиона посетителей за неделю, говорящих почти на всех языках мира. А еще музыканты, танцоры, актеры. Брестский фестиваль не только парад парусных судов, каждый раз он знакомит и с традиционной культурой различных государств. Здесь вяжут тростниковую лодку и угощают кофейными зернам из Эфиопии, а в другой стороне показывают, как делали канаты лет двести назад. А тут вообще выставка достижений бретонского сельского хозяйства, и всех желающих поят молоком. И всегда музыка - от шанти до романсов, индейские барабаны всю ночь, багаду и бомбарды - традиционный бретонский кошмар (в маленьких дозах красиво, но двадцать этих маленьких писклявых волынок и оглушительных дудок, собравшихся в стаю и в течение 8 часов каждый день услаждающие ваш слух поэтизированным переложением родовых мук кошки надолго способны отбить любовь к кельтской музыке).

Но вся эта суета - потом, а пока и корабли прибыли не все, и туристам вход на территорию военно-морской базы, которая это действо принимает, запрещен, последние приготовления к недельному парусному буйству завершаются. На "Штандарт" ссыпается с пирса толпа, в которой мы, приглядевшись, опознаем новую смену - в Бресте на борт заступает вторая часть экипажа. Уже месяц маринующиеся в море матросы - жилистые, тощие и уставшие порой не без ехидства предрекают новоприбывшим их незавидную долю в качку. Грустно от расставания с частью своей вахты, я остаюсь еще на неделю как "редкий специалист", т.е., чьи знания французского чуть превышают джентльменский набор из "je ne mange pas six jours" и "cherchez la femme". Ибо приятный пожилой господин в магазинчике, глядящий невинным прозрачным взором на заговорившего с ним на английском и, как правило, вопреки истине, утверждающий, что означенного варварского языка он не понимает, здесь не редкость.

В первый вечер - crew party - вечеринка для уставших за переход морских волков и прочих участников фестиваля. Неприкаянно бродя в поиске новых лиц и общения, нахожу Танцоров.

У меня сложилось впечатление, что летом вся Бретань превращается в один большой фолк-фестиваль. На пристанях Бреста танцевал стар и млад, стоило в одном месте собраться небольшому оркестрику и паре умеющих танцевать людей. Вереница желающих к ним присоединиться возникала из неоткуда и с удовольствием притоптывала в очередном хороводе, с переменным успехом попадая в ритм. Но встреченные мной тогда на crew party были и вправду Танцорами.

Музыка была слышна издалека, вездесущей волынки там не было, а толпа любующихся и любопытствующих окружала небольшой кусок асфальта, где кружились Рене и Даниель. Присоединяться к ним мало кто спешил, во-первых, страшновато, не получится настолько хорошо, во-вторых, тогда вокруг были в основном иностранцы - экипажи приглашенных кораблей. Так и получалось, что иногда они вытягивали к себе в круг кого посмелее, вроде меня, жаждущей общения и уверенной, что смутное представление об ан дро, полученное на кельтских вечеринках в Москве спасет от позора. Тухлых помидоров, однако, мне не досталось, хотя квадратные глаза и дикий шепот: "Что мне делать", педагогов забавляли.

Рене, сам в бурном прошлом моряк, вместе с супругой собирает танцы различных регионов Бретани. Сами они живут в Сан-Пабю - недалеко от Бреста, но стараются выбираться на всякие этническо-декоративные мероприятия и в города подальше. В поисках своих они не одиноки, их соратники и соратницы пенсионного возраста так же усердно шьют народные костюмы и танцуют. И получают от всего этого удовольствие. Рене и Даниель пообещали придти на корабль, и в назначенный день я оказалась посреди пестрой толпы бодрых бретонских бабушек в кружевных чепчиках, если и испытавших какую-то трудность в поднятии на достаточно крутой трап "Штандарта", то лишь по причине длины платья. Во всяком случае, танцевать у нас на баке что-то быстрое и хороводное, да так, что не угнаться, у них получалось замечательно. Стоило только им остановиться, как налетали туристы, ловя в объективы восемнадцатый век.

Фестиваль начался, и набережные окутала тьма тьмущая народу. В нашей части гавани - копии исторических судов. Каждый парусник - произведение искусства, уникальное и неповторимое, даже во времена, когда моря принадлежали только им. В Бресте перемешалось пространство и время. Рядом стоят почти "ровесники" - "Штандарт", "Эндевор" - копия судна первой экспедиции капитана Кука, построенная в Австралии, британский военный корабль "Grand Turk". И здесь же - изящный "Мэтью", на прототипе которого Джон Кабот ходил к берегам Канады в ХV веке, и копия ганзейского когга, чей "предок" еще на сто лет старше. Корабли, изменившие лицо мира. И каждое утро просыпаешься среди всего этого великолепия, реального и осязаемого. С высоты крепостных стен, глядя на все эти мачты, снасти, не кажется безумной мысль, что фрегат "Будез" только что скрылись за горизонтом, а материков на карте известного мира еще в полтора раза меньше.

Если и не эти конкретно корабли, то сама крепость наверняка могла бы рассказать и о Бугенвиле, и о других мореплавателях, связанных с этими местами. Эти стены - практически единственные свидетели местной истории. Во время второй мировой войны защищенный портовый город, одна из ключевых военных баз Атлантики подвергся почти полному уничтожению, к чему приложили руки обе стороны, как обороняясь, так и не желая отдавать его в руки противника. Довоенный Брест можно увидеть только на открытках, сохранившиеся здания можно пересчитать по пальцам, и крепость, к счастью, одно из немногих уцелевших. Ее история-это и история города, она - сердце Бреста, с которым связано большинство моментов его жизнеописания. Часть этих стен помнит еще римлян. В третьем веке н.э. объявивший себя императором Марк Кассианий Латиний (Постум), римский правитель Галлии возвел ряд фортификационных сооружений, призванных защищать побережье от набегов пиратов. Монеты с изображением Нептуна и военного корабля напоминают об успешных действиях Постума в этой области. Уже тогда Брест являлся точкой соприкосновения культур юга и севера Европы.

В 1240 году от виконтов Леона крепость перешла герцогу Бретани. В следующем столетии, после смерти герцога Жана III за наследство стали бороться сводный брат покойного Жан до Монфор и его кузина Жанна де Пантьевр, женатая на Шарле де Блуа - племяннике короля Франции Филиппа VI. Два непримиримых врага в Столетней войне, Англия и Франция, естественно, приняли участие в этом конфликте, что конкретно Брест привело к тому, что в 1342 году он был оккупирован войсками Эдуарда III Английского, нуждающегося в подобной удобной стоянке для своего флота на пути в Бордо и Гиень. При этом официально город находился под властью поддерживаемого англичанами Жана де Монфора. Только к 1397 году, когда содержать в должном порядке крепость для Англии стало дороговато, они позволили герцогу Бретани выкупить его.

Как ни странно, у Бреста были шансы остаться непримечательным портовым городом с небольшим гарнизоном. Его расцвет как военной базы связан с тремя историческими персонажами. Первый из них - всем знакомый Ришелье, который, в стремлении сделать Францию обладательницей сильного военного флота обратил внимание на этого город. При нем население Бреста значительно возросло. Но при министре Кольбере в конце ХVII город пережил настоящий взлет. Были завершены работы по усилению защиты самого города и порта. Главную роль в капитальной перестройке крепости сыграл инженер Себастьен Вобан. Были снесены все римские башни, усилена артиллерия, перепланированы внутренние пространства цитадели. От римских построек сохранились и до сих пор видны только 185 метров стены. Крепость обрела свой нынешний вид, Брест стал неприступным форпостом военно-морских сил Франции.

А сегодня в здесь находиться музей флота. В залах выставлены модели парусных судов, пушки хищно и беззубо щерятся в сторону моря, а в ухоженном дворе несколько традиционных лодок, есть даже красочное перуанское суденышко.

Итак, мимо этих стен пронеслось множество событий, некоторые из которых оставили свой след и в топонимах. Так, основная магистраль города носит название улица Сиам. Столь экзотичное для здешних широт имя она получила после того, как летом 1682 года во Францию прибыли сиамские послы. Тогда установление дипломатических связей имело большое значение для обоих государств, в том числе и по причине традиционно непростых для обеих сторон взаимоотношений с Британской Империей. Сиам всерьез рассчитывал на покровительство французской короны. И, хотя посольство пробыло в Бресте всего пару недель перед визитом с богатыми дарами собственно в Версаль пред ясный взор Короля-Солнце, событие это оставило след на карте города. В башне Танги хранятся документы с подробным описанием этого визита. Помимо них в Танги - чудом сохранившемся бастионе ХIV века сегодня можно увидеть Брест довоенный, каким он сохранился на старых открытках, фотографиях, гравюрах, старые карты, диораму довоенного города. Мирная музейная пенсия для стража устья реки Пенфельд.

Таким видят город сейчас: бастионы, узкие улицы, где внимательный взгляд может заметить разницу между старинными зданиями и заделавшей брешь послевоенной постройкой, стандартные белые многоэтажки, на фоне которых красуется Танги, кварталы коттеджей со штучными яблонями, новостройки, среди которых неожиданно натыкаешься на церковь Х века, переулки, безлюдные в воскресные вечера, ресторанчики с традиционными бретонскими блинами. Pont de Recouvrance, по ночам освещенный синими прожекторам кажется декорацией хорошего фантастического фильма. Над всем этим удивительное состояние покоя. Над всем городом. Кроме фестивальных набережных.

Впечатление, что пол-Европы побывало тут за 10 дней. За один день все осмотреть сложно, поэтому люди приходят и приходят, несколько дней подряд, самые счастливцы покупают билет на все время фестиваля. Среди палаток с сувенирами и снедью не протолкнуться. Несколько дней подряд выгуливаем важных гостей в море - гости пьют вино и закрывают обзор на баке, а бедная команда носится по палубе, каждые полчаса подбадриваемая зычным "парусный аврал", стреляет из пушек и следит, чтобы кто-нибудь из пассажиров не оказался за бортом от избытка эмоций. Зато море спокойное, небо синее, а не заливает нас дождем, пожалуй, в первом порту за весь этап. На принесенном с собой гостями авто-радаре символическая машинка, отмечающая его местонахождение в пространстве, бодро устремляется в Бискайский залив.

Но эти дневные перемещения ничто по сравнению с парадом исторических судов, происходивших в один из вечеров. Мы вышли в море, десятки судов среди музыки и лучей света. Нельзя описать и нельзя забыть этого множества подсвеченных парусов. Зрелище волшебное с пристани и совершенно неземное, если находишься в этот момент на палубе. А уж на марсовой площадке в двадцати с лишним метрах над водой…Из темноты на нас надвигается парусник в разноцветных огнях. Вокруг их - десятки, их плавное движение, подчиненное единому замыслу напоминает перемещение ярких рифовых рыб.

Цвета Бреста2004- зеленый и желтый. Одна из стран, особо представленных на фестивале - Бразилия. Отсюда постоянное ощущение карнавала, круглосуточные барабанные ритмы. Другая культура, имеющая свою обособленную территорию - норвежская. На свой участок набережной перенесен кусочек Норвегии. Норвежская деревня не просто выставка сувениров, а живая картина портовой жизни прошлого. Запах смолы проникает всюду. Здесь строят лодки.

В издревле кормящейся за счет моря стране до сих пор сохранились судостроительные традиции, выработанные веками морской практики. Каждый регион почитает за честь создать верфь, где создаются даже не популярные ныне драккары, а обычные рыбацкие лодки, на которых в 18-19 веках ежедневно выходили на промысел рыбаки. Где-то за год до фестиваля мне довелось пройти от Старой Ладоги до Петербурга в компании с такими лодками из Кюстена, и с тех пор я влюблена в эти легкие, изящные, пахнущие еловой смолой кораблики. В норвежской деревне в Бресте строили такие прямо на глазах, иногда давая желающим самим попробовать поработать с деревом. Готовая свежепросмоленая, уже наполненная запахом леса и странствий лодка сохла рядом. С одним из мастеров долго общаемся на смеси русского, норвежского, немецкого, французского и английского, после чего вызванный на подмогу коллега констатирует, что мы прекрасно без него друг друга понимаем и общаемся, но он совершенно не представляет, на каком языке мы это делаем.

Под флагом Норвегии в Бресте и построенные в ХХ веке учебные парусники - трехмачтовики "Сорландет" и "Кристиан Радиш", статные красавцы, 66 и 73 метров длиной соответственно, возвышающиеся над портом, и 38-метровая шхуна "Anna Rodge", построенная аж в 1868 году. А бесконечные мили флагов, парусов и снастей других стран! "Пеппилотта" не из Швеции, как ни странно, а из Германии, французская "Rara Avis", шхуна "Толкин" из Голландии, "Eye of the Wind" из Великобритании. И еще сотни диковинных имен, спрятанных на этих гектарах смешанного сосново-алюминиевого леса.

Брест вокруг, он пахнет смолой, яблоками и выпечкой, тут не найдешь открытой лавки в День взятия Бастилии, тут ночью у костров в порту не замолкают бразильские и ирландские песни, а днем - десятки наречий всего света. За все время удалось вырваться за его пределы только 2 раза - в аббатство Дуалас, название которого не-бретонцы читают как Дуала, честно следуя правилам, в котором аптечный сад, разбитый еще в средние века и экспозиция, в этом году посвященная викингам; и в Океанаполис к тюленям с акулами, потрясающему музею живого моря. И все равно Бреста оказалось мало, несмотря на этот праздник каждый день, лица, корабли, историю, которую можно пощупать руками.

Отсюда "Штандарт" и я отправляемся домой разным путями. Восемнадцатый век временно покинул город. До Бреста2008

Мария Колосовская
Фото А. Матросов




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу