Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

В море под императорским штандартом

Корабли в Бресте. Мост, соединяющий остров Эланд и материк-6700м.

Однажды летом в свое первое плаванье из Санкт-Петербурга пустился фрегат "Штандарт". Тогда для остающихся на берегу он стал волшебной сказкой, чудом, отправляющимся в неведомые моря, а для экипажа - тех, кто своим трудом, бесконечным энтузиазмом, верой помог кораблю появится на свет - подтверждением одного из лозунгов "Штандарта": "мечты прекрасны воплощеньем".

Когда-то на страницах "ВС" уже рассказывалось про это судно, поэтому добавить могу мало, а напомню лишь следующее: "Штандарт" является копией первого фрегата Балтийского флота, построенного в 1703 году. Название его свидетельствовало о важнейшем для России событии - после взятия русскими войсками крепости Ниеншанц в мае того - же 1703 года двуглавый орел на царском штандарте стал изображаться держащим 4 карты морей. К Азовскому, Белому и Каспийскому морям прибавилась Балтика. После того, как это знаменательное судно было разобрано по ветхости, был издан указ о постройке его копии. Для исполнения же указа потребовалось всего чуть менее 270 лет. В 1999 году в Петербурге был спущен на воду гордый символ уже не столько морского могущества, сколько того, чего может добиться романтика в сочетании с профессионализмом и любовью к своему делу.

Прошло несколько лет, фрегат побывал в десятках городов, представляя Санкт-Петербург на морских фестивалях, его силуэт стали узнавать в портах Норвегии, Англии, Франции, а количество морских миль, оставленных им за кормой сделало бы честь не только тридцатиметровому паруснику. А у тех, кто остался тогда на набережной лейтенанта Шмидта, провожая глазами свою мечту, появился шанс пополнить команду "Штандарта".

Если такой шанс дан - упустить его нельзя. А значит нужно вступить в разномастную команду волонтеров, готовящих корабль к навигации, лучшие из которых летом с гордостью назовут себя матросами. Нужно шкурить, красить, смолить, учиться отличать бакштаг от бейдевинда и топенант от браса - в общем, делать то, с чем с легкостью бы справился любой моряк XVIII века, но чему трудно научиться где-либо сейчас. Не так уж много в мире осталось парусных судов, да еще готовых принять для обучения практически любого. В основном это, конечно, молодежь, для которой проект "Штандарт" - способ приобрести полезные навыки, повидать мир, и, наконец, возможность проверить свои силы с помощью самого безошибочного экзаменатора в мире - моря.

Наконец, позади остается суета подготовки к плаванью, экзамен и сама пристань. Правда, сперва идем недалеко - всего лишь в Выборг. Это своего рода традиция, здесь корабль окончательно попрощается с провожающими и своей береговой поддержкой, здесь получит последние добрые пожелания жителей приморского города. В следующий раз в русскоязычном порту "Штандарт" окажется лишь в сентябре. Впереди серьезное море.

Наверное, море описано такое же бесчисленное число раз, сколько различных тварей обитает в его глубинах. Одно можно сказать точно - у каждого оно свое, разное каждую секунду, одинакового моря не существует, как и одинакового заката. Этот огромный мир постоянно в движении, постоянно меняется. Когда первый раз оказываешься с ним наедине, когда берегов уже не видно, то начинаешь понимать, почему мореплаватели издревле одушевляли свои суда - будь это беломорская шнека или дау с Красного моря. Эта скорлупка - а скорлупки по сравнению с окружающей мощью даже иногда мелькающие мимо нас огромные океанские паромы - единственное, что отделяет от бездны. Еще эта скорлупка - прекрасный собеседник на вахте впередсмотрящего, лучше держит курс, если ей петь питерские песенки и вообще ведет себя молодцом и бодро мчит нас к берегам Швеции.

Июнь, север. Пока мы в открытом море, почти не вижу ночи. Экипаж корабля разделен на 3 вахты - грота, фока и бизани. Моя - грот, выходит на работу в 4 часа - днем и ночью. Зовут ее еще и собачьей вахтой - на рассвете тяжелее всего бороться со сном. В 4 утра уже почти совсем светло. Красота вокруг неописуемая, но вот только насладиться ей можешь только сейчас, в тепле, сухости и неге, а в море - постоянное желание спать, особенно на спокойных моторных переходов. И еще дикое уважение к тем, кто ходил этими путями на своих парусниках, без мотора, без современного навигационного оборудования, в тесноте, которую сейчас даже представить трудно. И работа труднее во сто крат. Петровский "Штандарт" был населен экипажем числом 100 человек, не считая еще морского десанта при длине менее 30 метров. Нас, хилых потомков всего 32 человека, но личного пространства требуется гораздо больше. Гамаки тесным слоем висят под квартердеком, маленький кусочек суверенной территории, который весьма трудно приспособить для комфортного сна, хотя все равно времени на то, чтобы заснуть мертвым сном требуется не более минуты. К тому же, в гамаке не укачивает, что особенно актуально для некоторых матросов.

Первый порт - шведский Кальмар. Ощущение нереальности происходящего - средневековый замок, пушки, нацеленные в Балтийское море, кролики, выбегающие под ноги. С одной стороны мы соседствуем с дорогими яхтами, с другой- с копией корабля викингов. От Кальмара начинается мост на остров Эланд, длина моста- около семи километров, при взгляде не него кажется, что он уходит прямо в небо.

Офицер петровского флота в Копенгагене.  Корабли в Бресте.

Близ города Роннебю встретила в лесу оленя. Не такая уж важная встреча, если не считать того, что до ближайших коттеджей было метров сто, а вся местность находилась между двумя автотрассами.

На берегу житье вольное - судовые работы и твоя вахта. Остальное время для экскурсий, просто бесцельного блуждания по городу. Местные жители интересуются кораблем, а мы наблюдаем за местным населением. Почти в каждом порту на корабль приходят русские - эмигранты, студенты, туристы. Корабельные сувениры быстро находят себе новых хозяев.

Потом Дания- два города. Копенгаген, с его темпом жизни -не московским. Но все равно, я от такого слегка отвыкла, поэтому нервничаю. Потом нахожу тихий-тихий совсем андерсеновский город, чуть сказочный, сонный, и отношения налажены. На улице музыканты поют неизменную ирландскую "Молли Мелоун", а рядом кто-то вытанцовывает под "калинку-малинку". Вернее, если передавать звучание более точно, то kaljinku-malinku. Почти везде можно ездить на муниципальном велосипеде. В вольном квартале Христиания из вроде бы обычного жилого домика в ряду таких же обычных домиков выглядывают лошади. Из моря растут ветряки.

А еще город Хельсингер, город неприкосновенных домов, мятежного Эльсинора и место паломничества за дешевым алкоголем шведских туристов, благо Швеция вот она. Рядом, рукой подать через пролив. В старом квартале запрещены какие бы то ни было перепланировки, поэтому в воскресенье улицы напоминают большой секонд-хенд, проще выбросить вещь, чем найти для нее место в старом доме.

Норвегия. Целая неделя фьордов и отдыха перед пересечением Северного моря. В море медузы, в небе- летучие мыши, во поле- черешня, но море холодное и купаться рискуют только местные ребятишки.

Во фьордах намечена встреча с "Эндевором" -нашим австралийским другом и коллегой - копией корабля Джеймса Кука. К радости местного населения, а приглашены оба судна на местные морские фестивали, мы честно отрабатывали свой хлеб, в смысле бодро палили друг в друга из пушек и вообще оправдывали гордое звание исторического корабля. Но вид парусника, выходящего тебе навстречу из-за мыса не может оставить равнодушным даже того, кто уже несколько недель перемещается по свету на аналогичном. В порту встречен и норвежский барк "Кристиан Радек".

Северное море по цвету отличается от Балтийского. Медуз в нем еще гуще, а однажды команда сорвалась с мест, вооружившись фотоаппаратами, услышав: "Дельфины!". Буровые вышки кажутся с корабля неизвестно откуда взявшимися в данных широтах шедеврами Церетели.

В Англии мы всего пару дней, в старинном Витби, послужившем фоном для событий, описанных Бремом Стокером в "Дракуле" и Хартлепуле, являющимся гаванью для "Эндевора". Витби уютен, полон туристов и сувениров, громадных чаек и ветра. Развалины монастыря, оставленные опустошившими эти края датчанами и кладбище, где надписи на массивных надгробиях стерты ветром - отличные декорации, если хочешь представить себе гибнущий в море корабль с вампиром на борту. Впрочем, и теперь Дракула здесь не в почете, зато есть клуб поклонников Гарри Поттера.

Через Ла-Манш - в Нормандию, порт Шербур. Здесь не видно зонтиков, зато, наконец, все вывески выполнены на языке, который я понимаю. И через сутки - в Брест, на морской фестиваль, проходящий каждые 4 года, куда "Штандарт" приглашен как флагман парада исторических судов. В Бискайском заливе нас основательно потрепало, а ведь это далеко не все, на что способно Море. А многие великие открытия совершались на посудинах, не превышающих "Штандарт " по размеру. В кают-компании ездит туда-сюда мебель, которую не успели закрепить, тарелки бьются с той же скоростью, с которой их вынимают из раковины, носовой кубрик насквозь мокрый. И мы хоть можем идти под дизелем. А те, кто ходил в этих водах сто- триста лет назад. Бискай вообще славится капризным характером.

Наконец, Брест. Бретань. Выйдя в гавань ощущаешь себя по меньшей мере в позапрошлом веке - на фоне крепости - одного из немногих зданий, которых пощадила Вторая Мировая война - десятки парусников - и копия ганзейского когга из Киля, и старый знакомый "Эндевор", и англичанин "Гран Тюрк", гички- рассыльные суда 18 века, участники проекта "Атлантик Челлендж". Вокруг облака парусов, мачты, чудный запах смолы, языковая мешанина как в Вавилоне. Это "Брест 2004". В первый же день знакомлюсь с замечательной супружеской парой - Рене и Даниель, они живут недалеко от Бреста, шьют традиционные бретонские костюмы и собирают народные танцы. К этому наследию в самобытной Бретани относятся крайне бережно, собирая все, что можно спасти из традиций, фольклора. В танце увидишь и стариков, и молодежь. Танцуем и разговариваем почти до ночи. Потом они вместе с единомышленниками придут на "Штандарт" и лекция по истории корабля будет перемежаться с кастарватом на юте.

На фестивале присутствуют представители многих стран мира, хоть как-то связанных с кораблестроением, водой, это праздник Моря и Моряков, на котором, помимо собственно судоходных традиций можно познакомиться и с культурой того или иного региона. В эфиопском павильоне тростниковые лодки и кофейные зерна, в норвежской деревне связки вяленой рыбы и традиционные рыбацкие лодки, создающиеся прямо на месте; буквально на глазах вырастает изящная лодочка, в воздухе плывет сладкий пьянящий запах сосновой стружки и смолы. Желающим даже дают в руки инструмент - приложите и вы свои руки. Недалеко - местная ВДНХ бретонского сельскохозяйственного региона - загоны со свинками, дегустация местного молока, смешанного с фруктовыми сиропами, тот самый знаменитый сидр. И сотни людей, говорящих на десятках языков. Русская речь в толпе - это либо мы, либо учебный барк "Херсонес", либо "Авось". Времени для сна нет- что-то происходит круглосуточно - концерты, общение, работа.

Увы, после Бреста я направляюсь домой, а фрегат со смененным здесь экипажем - в дальнейшие странствия. Правда, он тоже будет подходить все ближе к дому, но его еще ждет регата "Катти Сарк", порты Дании, Нидерландов, Германии…

Когда пишу это, "Штандарт" уже вернулся из своего очередного путешествия. Как всегда, изрядно потрепанный за несколько месяцев бродячей жизни, но бодрый. Все судовые работы проводятся в основном волонтерами, поэтому рады на корабле всем: и тем, кто захочет работать на нем, и тем, кто просто захочет узнать побольше о его истории и странствиях. Кто знает, может когда-нибудь эти паруса наполнятся ветром и над вашей головой. Пока в море есть ветер, паруса не должны исчезнуть.

Мария Колосовская





 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу