Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

ВОЛГА-2005

Волга (у античных авторов первых веков н. э. (Птолемей) - Ра, в средние века - Итиль, или Этель) - река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе Площадь бассейна 1 360 тыс. кмІ. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м), впадает в Каспийское море. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Речная система бассейна Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Бассейн Волги занимает около 1/3 Европейской территории России и простирается от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе до Урала на востоке.

Сплав по реке Волга на маломерном судне ( лодка "Казанка -5м4 с подвесным мотором) по всей протяжённости реки Волга от г.Ржев до Каспийского моря. Общая протяжённость маршрута - 4.000км.

Снаряжение: палатки, спальные мешки, эхолот, рыболовные снасти, карта, предметы первой необходимости, аптечка, видео аппаратура. Топливо для мотора планируется пополнять в населённых пунктах по пути следования.

Сроки: май- июнь 2005г.

Цели: Впервые будет совершен сплав на бескаютной моторной лодке по крупнейшей в Европе реке от устья до дельты с прохождением восьми шлюзовых систем (ГЭС). Проект не является коммерческим (организатор не имеет намерений получить прибыль).

26 мая 2005г. выехали из города Самара на автомобиле буксирующим лодку. Двое суток в дороге и мы прибыли в район с.Верхневолжье непосредственно в то место где находится исток р.Волга. Исток представляет собой срубовую избу, внутри которой находится металлическая чаша с водой из ключа, который принято считать первой артерией питающей реку. Тут же находится первый деревянный мосток через реку. Ширина реки Волги у истока 1метр. В 1995г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил это место и каждый год множество паломников совершают Волжский Крестный Ход, который совпал с началом проекта.

Переночевав и испив воды из истока, мы начали своё путешествие. Лодку удалось сбросить на воду только в районе г.Ржев, так как выше были непреодолимые для лодки препятствия. Должен отметить, что на промежутке маршрута от г.Ржев до г.Тверь встречались участки реки, которые местные жители проходили в брод, что вызвало порчу запасных винтов. Последний винт пришлось обтачивать напильником, чтобы не повредить редуктор. В Твери я узнал что ниже на 100 километров живёт на берегу какой-то "Толстый Денис" , который является признанным специалистом по моторной технике. Около деревни Городище этот Денис был найден. Он оказался худым парнем , действительно живущим на берегу и имеющим в гараже любую технику от маленького мопедика до трактора (снегоходы, лодка, несколько лодочных двигателей от 10 до 60 лошадиных сил , гидроцикл, мотоцикл, скутер, и даже большой фирменный катер ).Причём всё было куплено в разбомбленном состоянии и приведено в божеский вид собственными руками. Они там живут целой коммуной ,кроме Дениса с женой ещё его брат и ещё один парень .

Общались мы до поздней ночи , рассказывая истории из жизни и рыбацкие байки. Денис рассказал способ ловли под названием "колотушка". Когда первый зимний лёд уже достаточно крепок для того чтобы по нему ходить и в тоже время прозрачен и не запорошен снегом ,местные жители высматривают налимов, которые всплывают ко льду и глушат их ударами большой деревянной колотушки по льду ,затем пешнёй разбивают лёд и достают оглушённую рыбу .Переночевав в бане мы тронулись дальше ,купив у него по дешёвке запасной винт и почистив карбюратор. Большое спасибо ему за помощь. До конца маршрута мы посылали друг другу СМСы . От г.Тверь появился судовой ход, что существенно облегчило прохождение маршрута.

Как и планировалось, пройдено по воде 4.000км. Верхняя Волга и часть Средней Волги до г.Самара пройдены в компании с моим другом А. Скрипачёвым, который сошёл с маршрута из-за травмы полученной при спасении затопленной лодки. От г.Самара шёл один.

За время маршрута пройдено 8 ГЭС со шлюзовыми системами, 3 из которых имели по два шлюза. Соответственно преодолено 8 водохранилищ. Шлюзовался я без проблем, за исключением тех пары случаев, когда приходилось привязываться к плотоводам, потому что там много зависит от человека который стоит на руле и если это не капитан, а какой-нибудь механик ,несущий вахту то он может шваркнуть твою лодку о стенку шлюзовой камеры. Но к счастью всё прошло хорошо.

Стоит отметить, что лодка "Казанка-5М4" совершенно не приспособлена для путешествий такого рода. При полной загрузке (200 литров бензина, 50кг снаряжения, и участник сплава) лодка плохо управляема на волнах, даже с учётом того, что движение осуществлялось под углом 60 градусов к волне. Дважды это чуть не привело к полному затоплению лодки. Первый раз при входе в Чебоксарское водохранилище решили посмотреть пещеру, которая находилась в утёсе на высоте около 50 метров. Пока забирались по практически отвесному склону с водохранилища задул ветер и приливной волной начало захлёстывать лодку.

Спуститься к ней удалось только через 10 минут и за это время лодка уже была полная воды и держалась на веревке, обмотанной вокруг валуна. Мелкие плавучие вещи уплыли, все остальное намокло. Нам быстро удалось взять себя в руки и начать спасение лодки. Один участник держал веревку, а второй вытащил всё из лодки на берег. Дальше нужно было как-то вычерпать воду, потому что волны наполняли лодку быстрее чем мы могли воду вычерпывать. Берег в том месте скалистый и через 1 метр начинался резкий, почти вертикальный подъём. Не было и деревьев. Так как оба участника физически крепкие мужчины, то удалось приподнимать корму лодки. Один поднимал, а второй брал с берега камни и, ныряя, подкладывал их под днище. Работа потребовала титанических усилий ,но задача была выполнена, удалось начать выкачивание воды. Отрезав верх у 30литровой канистры в течении 40 минут выкачали лодку.

К этому времени было темно и дал знать о себе холод, на который до этого времени не обращали внимания в виду крайней серьёзности сложившейся ситуации. Одежда была мокрой на 100%(включая и запасную). Повезло с двигателем. Высушив свечи движок удалось завести и потихоньку(сначала работал только один цилиндр) направились вдоль берега до первого огонька. Этим огоньком оказался кран, который грузил щебень на баржи. Крановщики удивились появлению лодки, полной мокрых вещей и двум мужикам, на которых из одежды были одеты только мокрые трусы. Они включили отопление в бытовке и накормив нас уложили спать.

Поблизости находился населённый пункт Тетюши. Кстати там я впервые увидел как с причала на снасть под названием "резинка" ловят не чухонь и чубака , а судака и берша, используя для этого тройники с красно-белыми кембриками. Весь следующий день пришлось сушить вещи. Саша повредил ногу, когда, спускавшись со скалы сорвался вниз и вынужден был сойти с маршрута в Самаре. Вообще без волны удалось пройти только Рыбинское водохранилище, а на остальных волна стала настоящей проблемой. Приходилось идти подветренной стороной на минимальной скорости, что существенно сказалось на продолжительности проекта и увеличило пройденное расстояние. Иногда приходилось часами пережидать волну на берегу. Волна стала причиной и второго серьёзного ЧП, связанного с затоплением лодки.

На пути из Самары до Волгограда ветер на протяжении всего участка был встречный и при пересечении Саратовского водохранилища я вынужден был править к берегу, в надежде переждать волну там. Двигаясь под самым безопасным углом к воде я, тем не менее, попал под несколько крупных волн подряд. Так как большой волне нельзя подставить борт, пошёл на них носом. Преодолев первую волну, носом врезался во вторую. Она по носу перехлестнула лобовое стекло и врезалась мне в лицо. Только протерев глаза, получил ещё подряд 5-6 волн. До берега было около километра. До сих пор удивляюсь, как я не утонул, но удалось дойти до берега, хотя сидел в лодке практически по колена в воде и безостановочно черпал воду. Из экстремальных эпизодов хочу отметить случай нападения на меня в районе между Саратовом и Камышином.

Разложив палатку (ночевал я обычно в палатке, за исключением тех ночей, которые провёл на рыболовных базах и дебаркадерах, подзаряжая телефон и камеру) я сидел в лодке и любовался закатом солнца. Послышался шум двигателя и подъехала лодка (казанка с булями и движок Нептун-23). В ней сидели трое молодых парней (22-25 лет) и тут же спросили, почему у меня чужие номера. Объяснив в дым пьяным парням цель своего путешествия я с удивлением узнал от них, что оказывается эти воды, принадлежат им, и я должен поделиться с ними деньгами (камерой, лодкой, двигателем и всеми ценными вещами которые были у меня с собой). Пришлось взять в руки 2 топора, предусмотрительно взятых для рубки дров и самообороны, однако парни не испугались и вооружившись большим ножом, железной палкой от самодельного якоря и ещё какой - то палкой стали обходить с разных сторон. Реагировать пришлось немедленно и я обухом топора ударил одного из них по плечу. Тут уже они стали думать о защите и быстро загрузились в лодку, пообещав через 5 минут вернуться и пристрелить меня как собаку. Естественно ждать я их не стал и за минуту сдёрнув палатку отмахал по темноте вниз по течению около 80 км завернул в протоку и там уже спокойно переночевал. Так же большую опасность представляли ядовитые змеи и пауки, которых было в избытке начиная с Камышина.

Природа на Волге естественно меняется от верхов к низам и постепенно переходит от более суровой северной к степной в низовьях. В верховьях практически от кромки воды начинается густой хвойный лес, который растёт по обеим сторонам реки и образует как бы тоннель. Ширина реки небольшая и поэтому зрелище очень красивое. Частенько попадаются гранитные валуны, иногда огромных размеров, они лежат и в воде и на берегу. Об них то я и разбил запасные винты. На Средней Волге уже начинает появляться песок и горы, крупнейшие из которых Жигулёвские (они находятся в районе Самары и Тольятти). Ниже много песчаных кос и островов, которые к дельте переходят в огромные камышовые луга. Высота камыша 3-5 метров и он занимает огромную площадь. На острове я сделал шалаш из камыша, но когда пограничники меня оттуда выгоняли я даже не успел его сфотографировать.

Изначально планировалось дойти до дельты реки, но потом было решено увеличить длину маршрута. После г. Астрахань вышел в Волго-Каспийский канал и закончил путешествие на последнем из островов Волго-Каспийской гряды, откуда после двух дней отдыха был выдворен доблестными Российскими пограничниками. На всём протяжении маршрута огромное количество красивейших церквей, монастырей и храмов. Самыми красивыми городами , увиденными с воды запомнились Самара , Волгоград , Казань, Нижний Новгород.

Сёла в верховьях больше похожи на котеджные посёлки с огромными домами-дворцами, однако после Рыбинского водохранилища эти дворцы пропадают и в живописнейших местах стоят старые русские избы , небольшие деревеньки и хутора, которые очень радуют глаз русским колоритом. К сожалению ввиду того что большую часть маршрута была пройдена в одиночку я выбирался из лодки только чтобы переночевать и пополнить запасы топлива. Однако около города Волжский ,пройдя последний шлюз Волжской ГЭС я созвонился с друзьями и они устроили вечеринку, на который был сыгран небольшой турнир по парному белоту и даже сыграны пару партий в боулинг в местном ночном клубе. Такой контраст поначалу здорово ошарашил меня, так как на протяжении трёх предыдущих недель я не слышал ни радио, ни телевизора, а тут попал в ночной клуб с громкой музыкой и цивилизацией. Чем ниже по течению реки тем грязнее вода. Каждый город, деревня, село в большей или меньшей мере загрязняют реку, но ситуация около городов ужасная. Вода грязная, везде мусор . Пластиковых бутылок тысячи.

За время путешествия я много раз подплывал к рыбакам и рыболовным базам и теперь с уверенностью могу сказать, что знаю очень много прекрасных мест для рыбалки и отдыха на всём протяжении этой великой реки. Рыбаки на протяжении всей реки недовольны малым количеством рыбы и считают , что это результат загрязнения воды предприятиями . Многие старые рыбаки по мёртвой рыбе даже определяют какое из предприятий сбросило в Волгу очередную порцию отравы.

В дельте Волги встречались много мёртвых осетров ( около 20 штук). После Волгограда начинаются места ,где как нигде выше по течению очень развита водно-моторная техника. Около каждого дома не менее одной лодки и как мне кажется не менее 5 сеток. Кажется что река просто перегорожена сетями и рыбу ловит каждый. Однако рыбу и икру купить трудно, так как все напуганы рыбнадзором . Странно, ловить не боятся на сетки а продавать боятся. При малейшем приближении к чужой лодке за борт сразу летят собранные сети и рыба и соответственно общения не получается, так как все думают что ты или инспектор, или "засланный казачёк".

Пережидая ливень на одной из рыболовных баз (всего я посетил порядка 40 баз , но ночевал только на одной . Рыболовная база "Покровка" в Волгоградской области, в дельте реки Ахтуба одна из лучших баз из тех которые я видел) я встретил там замечательную певицу Елену Васильевну Образцову , которая после концерта в Волгограде приехала в Покровку побыть пару дней на Волге. Мне удалось побеседовать с нею и взять автограф. Приятная в общении, совершенно земная русская женщина с изумительным голосом.

В Астрахани переночевал в лодке, боясь за её сохранность. Пришвартовался к дебаркадеру, около которого стоял небольшой прогулочный кораблик, в котором на протяжении года живут очень интересные люди . 37-летний мужчина с длинными волосами и внешностью барда и две его жены. Да, я не оговорился, они действительно живут в лодке и живут втроём. Все трое трудятся в ими же организованном семейном театре. При помощи зверей (лиса, ёжик и кошка ) они устраивают театрализованные представления для детсадовцев и первоклашек. Имена их не афиширую по их просьбе, но ещё раз повторюсь, что люди хорошие и интересные, со своей жизненной позицией и философией. Они не пьют, не курят не ругаются и самое главное они счастливы. Вообще они приехали из Свердловска автостостопом и остались, как они выражаются ,в тёплых краях .

Путешествие считаю законченным, цели путешествия достигнуты. Проект был осуществлён ровно за 1 месяц.

Список крупных городов маршрута. Ржев, Тверь, Дубны, Кимры, Углич, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Городец, Н.Новгород, Макарьев. Чебоксары, Казань, Ульяновск, Жигулёвск, Тольятти, Самара, Сызрань, Балаково, Энгельс, Саратов, Камышин, Волжский, Волгоград, Астрахань.

Контакты. e-mail: fra777@rambler.ru

Организатор и участник: Савицкий Антон Борисович





 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу