Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Продолжение? Да!

(На 20 Интернациональном фестивале велопутешественников в Париже)

Тема путешествия от Пензы до Владивостока на самодельном велотандеме, совершённое нашей семейной парой летом 2001 года начала, было, закрываться. Уже закончена рукопись книги, сделаны первые шаги к её изданию. После путешествия по Европе появились новые впечатления, которыми тоже захотелось поделиться.

Но вот, в один прекрасный день получаем письмо от Эльвиры Аскаровой, координатора связи Клуба тандемистов Франции с тандемистами России, с вопросом о возможности представить материалы по путешествию на тандеме до Тихого океана на отборочный конкурс Интернационального фестиваля велопутешественников с возможностью демонстрации на большом экране. В случае успешного прохождения отбора в июне 2004 года, материалы о путешествии будут включены в программу фестиваля, который пройдет в Париже в январе 2005 года в юбилейный, двадцатый раз.

Предложение было весьма неожиданным, вызвало неоднозначную реакцию и множество вопросов. Мы не планировали в течение, по крайней мере, двух ближайших лет поездки в Европу. Мы слышали об этом представительном фестивале, но мечты об участии в нём даже не возникали. Уверенность, что отборочный конкурс нам не пройти была почти полной. Всё же, Западная Европа, цивилизация, развитые технологии и небедный народ, у которого всегда найдутся средства не только на то, чтобы путешествовать по всему миру чаще чем раз в год, но и на то, чтобы достойно представить свои путешествия широкому кругу своих единомышленников.

Времени на раздумья было немного и ещё меньше на то, чтобы создать нечто такое, что можно было бы представить на отборочный конкурс. Но, оптимизм, как всегда, возобладал. Если, узнав о нашем путешествии из Интернета или рассказов велосипедистов, с которыми мы общались летом 2003 года во Франции и Бельгии администрация Фестиваля заинтересовалась им, то, наверное, не просто так!

Обложка буклета Парижского Интернационального Фестиваля велопутешественников

Множество людей изо всех стран мира совершают интереснейшие путешествия на велосипедах по самым экзотическим уголкам нашей планеты, среди которых есть очень длинные и продолжительные, в том числе кругосветные, есть короткие но очень интересные. Многие из них можно весьма достойно представить велолюбителям и широкой публике. Но и в нашем путешествии имеются некие уникальные компоненты! А что касается представления путешествия на экране, то, пожалуй, и здесь мы, как говорится, не лыком шиты. Имеется опыт создания озвученных текстом и музыкой слайдфильмов о горах, о городе Владивостоке и пять(!) слайдфильмов о путешествиях по Курильскому острову Итуруп. В свое время некоторые из них демонстрировались в самых различных аудиториях, на сборах туристов, на Грушинском фестивале. Они и сейчас живы. Только вот, почему-то у нас, в отличие от других стран, технология демонстрации позитивов раньше времени ушла в прошлое, когда спешащие на смену ей цифровые технологии ещё не успели достаточно широко распространиться. С цифровыми технологиями, лично у нас, всё в порядке. Сомнения вызывает лишь качество фотографий о путешествии отснятых "мыльницей" среднего класса. Чтобы "вытянуть" их для показа на большом экране, придётся приложить определённые усилия часть из которых, пожалуй, не будет успешной.

Даём согласие. Пусть, даже если мы не прорвёмся сквозь отборочный конкурс, то всё равно появится слайдфильм, администрация фестиваля больше узнает о России, о нас, а мы узнаем о том, над чем нам следует поработать в дальнейшем.

После ряда согласований выясняется, что текст фильма должен звучать на французском языке, хотя текст на экране может быть на русском. Решение об использовании музыки можно принимать самостоятельно. Предлагается уложиться во время не более чем 40 минут. Мы, первые из русских, кто получил приглашение на участие в отборе на фестиваль.

Организационным Комитетом 20-го Интернационального Фестиваля велопутешественников (COFIVAV) нам было задано множество вопросов для анкетирования:

Какова будет форма представления материала?
Каким бы Вы хотели видеть текст, представляющий Вас в программе фестиваля?
Имелись ли у Вас ранее законченные материалы по путешествиям?
Какой марки использовались фотоаппарат и фотопленка?
Кто авторы фотографий? Будут ли фотографии других авторов?
Будут ли использованы материалы из печатных изданий?
Кто автор текста?
Какой район на маршруте понравился больше всего?
Какой Ваш любимый район Земли для совершения путешествий?
Почему Вы совершили это путешествие?
Опишите один или несколько наиболее впечатляющих моментов поездки.
Пришлите данные о публикациях в СМИ о Вашем путешествии.
Опишите Ваш опыт путешествий на велосипеде.
Опишите технические характеристики Вашего велосипеда.
Какое снаряжение вы использовали в путешествии?
Опишите преимущественный тип ночлега.
Опишите Вашу манеру путешествовать.
Опишите ваши предыдущие путешествия в хронологическом порядке.
Расскажите о других Ваших увлечениях (кроме вело).
Выскажите ваше отношение к CCI - Cyclo Camping International (Международный клуб велопутешественников)

Для лучшего представления участников Фестиваля вышлите шесть наиболее впечатляющих фотографий из путешествия.

Отвечать на эти вопросы до прохождения отборочного конкурса было скучно, но пришлось. Отправили ответы и изображения электронной почтой и, началась работа.

Эльвира, наш давний друг, согласилась представить фильм на отборочном конкурсе. Это была существенная помощь. Добывать визу и прокатиться туда-сюда лишь для извлечения уроков, не было ни возможности, ни желания.

Решено сделать слайдфильм для отборочного конкурса в формате MS PowerPoint-97. В этой программе достаточно легко и быстро можно создать сюжет компьютерного слайдфильма с текстом, музыкой и анимационными эффектами.

Делать пришлось не с нуля. В рукописи книга была разбита на главы, из неё можно было брать тексты для отдельных слайдов. Хотя то, что хорошо для книги, не всегда удачно подойдет к слайдфильму из-за повышенных требований к компактности текста. Поэтому работы по подбору текста к слайдам, хватило. Текст к каждому слайду состоял из одного, двух, реже, трёх предложений.

Один из слайдов фильма

Фильм скомпоновался из 250 фотографий. Каждая сканировалась с разрешением 300 точек на дюйм и обрабатывалась программой PhotoShop. Обработка состояла в обрезке фотографий, установки оптимальной яркости, контрастности, насыщенности, небольшого повышения резкости, установке размера 1024 точки по горизонтали с переводом в разрешение 96 точек на дюйм.

По вертикали изображение получалось меньше высоты экрана, но это пространство использовалось для поля с текстом. Решено было оставить русский текст, который при демонстрации будет озвучен на французском. Почти на каждом слайде содержащем фотографию рядом с текстом располагалось место, где указан номер дня путешествия и километраж от точки старта до момента нажатия спусковой кнопки фотоаппарата. Как хорошо, что в путешествии мы не ленились записывать!

Захотелось показать историю изготовления нашего тандема в анимации. Имея небольшой европейский опыт, мы уже понимали, что в Европе личность часто оценивается не отдельно по категориям: "что человек делает" и "что человек имеет", а по их соотношению. Кстати, по этому параметру наш брат для большинства западноевропейцев просто недосягаем! Поэтому на факт "самодельности" тандема был сделан хороший акцент. Этот раздел фильма, в десяток слайдов, в котором, в некой шутливой форме показано как из двух велосипедов собирается тандем, я для себя называл "Ликбез для французов по вопросу изготовления тандема".

Один из анимационных слайдов

Хотя, если окунуться в историю, то в своё время в той же Франции тандемов было изготовлено своими руками немерянное количество. Сейчас это забыто и воспринимается с удивлением. Зачем самому делать тандем, если отдав всего несколько тысяч евро можно купить или заказать под свои габариты такую машину от которой можно получать максимум удовольствия и иметь минимум хлопот? А если ещё и обнародовать своё будущее серьёзное путешествие, то не будет отбоя от фирм-изготовителей тандемов и велоснаряжения для тестирования и рекламы их продукции.

Первый вариант потянул почти на 90 мегабайт. Имея отрицательный опыт по работе почты с зарубежными странами (в том числе и EMS-почты), а также каких-то глупых ограничений по пересылке компакт-дисков за границу, решено было перегнать файлы презентации по электронной почте. Поначалу столкнулись с ограничением на максимальный размер в 10 мегабайт принимаемого файла. Попытка выложить большой файл на сервер и затем скачать оттуда, тоже не прошла. Срочно разбиваю большой файл на малые части, устанавливаю между ними переходы по гиперссылкам и по одному отправляю их Эльвире. После её сообщения о том, что она получила очередной и он работает, отправляю следующий. Если же спешить, то возникает проблема переполнения почтовых ящиков.

На самом пределе времени успеваю передать информацию за исключением одного файла из середины фильма и программы просмотра презентаций MS PowerPoint, на случай, если эта программа не установлена на компьютере. Уже ночью, накануне отъезда на отборочный конкурс Эльвира записала эту кашу на компакт-диск. Успели договориться о том, что обход пропущенной части она сделает через меню презентации.

Меню презентации

Со слабыми надеждами прошу её передать мои обещания ещё поработать над фильмом и вставить музыкальные фрагменты в случае успешного прохождения отборочного конкурса.

Весть пришла накануне нашего отъезда в Санкт-Петербург на веломарафон 400 километров. Читаем: "... ваш фильм допущен к фестивалю в Париже в январе 2005 года. Программа фестиваля будет отработана, где-то, в сентябре. Президент фестиваля может выслать вам личное приглашение на получение визы". Нашему удивлению не было предела! Но эта весть вдохновила нас и, наверное, помогла успешно пройти Питерскую четырёхсотку.

Позже выяснилось, что были трудности с запуском фильма, потому что на компьютере не оказалось MS PowerPoint. Но организаторы быстро смекнули, что к чему, установили программу и фильм пошёл. Фильм был просмотрен жюри от начала и до конца.

Эльвире были прощены несколько сбоев, так как она демонстрировала фильм в первый раз. Было высказано некоторое удивление в адрес хорошего качества изображения, исходным материалом, для которого были фотографии размером 10 на 15 сантиметров. Пожалуй, это справедливо, так как такая фотка увеличивается на экране в 40 раз! Был отмечен "прикольный" акцент Эльвиры и, сразу было поставлено условие, чтобы и на фестивале текст читался живым, Эльвириным голосом. Фильм иностранный! Акцент подчёркивает это и, где-то, даже, украшает. Мне от этого легче. Не надо записывать звуковые файлы на французском языке. Но каково будет Эльвире, в течение 40 минут произносить текст с выражением эмоций и не сбиваться перед зрительным залом вместимостью в 500 человек! Автоматизация перехода слайдов, при этом, исключается. Поэтому и мне придётся не зевать, а своевременно, по окончании текста на слабо знакомом мне языке и улавливая эмоции зала включать переход слайда. Вероятность сбоя при этом, конечно же, будет повышенной.

Узнали, так же, что на отбор было представлено очень много фильмов. Наиболее высоко оценивались путешествия совершённые за счёт своих физических сил, с минимальной поддержкой путешественников, а так же, путешествия семей с детьми. Например: из двух, сходных по сложности путешествий и по уровню их представления, прошел тот, где пищу принимали не в кафе, а на природе. Много фильмов не были просмотрены до конца и сняты из-за низкого качества изображения.

Один из вступительных слайдов

Начинаю выполнение обещанного. Ещё раз критически просматриваю созданное мной, убираю малозначащие и слабо эмоциональные слайды, тщательно правлю текст в сторону его сокращения и упрощения перевода на французский. Добавлять легче чем урезать! Перехожу на MS PowerPoint XP имеющий большие возможности по сравнению с предыдущей версией программы. С удовлетворением перерабатываю всю анимацию фильма. Усовершенствованиям, кажется, не будет предела, но жизнь ограничивает этот процесс выдвигая на первый план множество других обязанностей и забот, без выполнения которых, кстати, невозможно будет съездить в Париж.

Регулярные засиживания за компьютером до поздней ночи прекратились только перед самым отъездом. Фильм, "похудевший" на полсотни слайдов записан на диск и протестирован на нескольких компьютерах. Эльвире отправлен французский вариант текста с уверенностью в том, что ей предстоит его корректировать.

Подготовлены материалы, которые мы будем демонстрировать в фойе зала на специально выделенном для участников месте. Это географическая карта с нанесённым маршрутом, фотоальбом путешествия, книга, небольшой тираж которой мы успели издать за счёт своих средств, открытки и фотографии с видами городов и пейзажей России. Своими руками изготовлены сувениры для наших старых и новых друзей.

Тем временем, на сайте www.cci.asso.fr выложен план проведения фестиваля, где 23 января 2005 года в 11.00 указано наше выступление. Ещё в ноябре пришло личное приглашение от Президента Фестиваля Жо Мишеля Паолетти. Во французском консульстве визы на меня и Людмилу были получены буквально за пять минут. Взяты билеты на автобус. Едем вдвоём. Мы - экипаж тандема и, поэтому наша судьба быть вместе, вместе представлять европейской велопублике наше путешествие.

Незадолго до отъезда получаем потрясающее сообщение! Президент Фестиваля просит взять из Музея велосипеда в Бельгии наш старый самодельный тандем, на котором совершено путешествие для демонстрации его на фестивале вместе с нашими материалами. Не ожидали столь внимательного отношения к нам, как к участникам фестиваля! И, пожалуй, это свидетельство глубокой проработки организационных вопросов. Самим нам такая мысль даже в голову не приходила!

Друзья провожают нас и желают успеха на фестивале

Друзья-велотуристы из Пензы к нашему предстоящему участию в фестивале отнеслись с вниманием и надеждой на то, что наше выступление будет увидено и услышано европейскими коллегами и вызовет у них интерес к России. Они добавили к нашим сувенирам открытки и фотографии с видами на Российские пейзажи и города с тем, чтобы мы раздали их людям на фестивале. Много теплых слов и пожеланий было произнесено друзьями у поезда, отправляющегося в Москву.

Автобус из Москвы до Кёльна шёл чуть меньше двух суток. На Беларусско-Польской границе, в половине второго ночи пан-пограничник просматривает пачку загранпаспортов полусонных пассажиров. Неожиданно слышу:

Кафе у стоянки автобуса в Польше

- Кто Владимир Басалаев?

Водитель автобуса указывает на меня. Пан пограничник подходит ко мне и говорит:

- Поздравляю с днём рождения! Сегодня у Вас хороший день и можно выпить немного водки. Но водку надо пить не только с закуской, но и с головой!

Улыбаюсь, благодарю пана. Настроение поднялось и без водки. Всегда приятно чувствовать человеческое отношение к себе незнакомых людей и, в особенности, при исполнении ими служебных обязанностей.

Германия из окна автобуса

Утром и в течение дня получаю ещё несколько поздравлений по мобильному телефону из России.

Проблем в дороге не было. Почти не устали. Помогли записки Сергея Баранова о его участии в проекте француза Зефа Жегара по пересечению на велосипеде Евразии, которые он любезно прислал нам перед самым отъездом.

Наши бельгийские друзья-тандемисты, Эльвира и Кристиан, встречают нас.

На улицах Льежа

В Льеже, в доме наших друзей, как и ожидалось, сразу интенсивно занялись корректировкой французского перевода. Объём текста слайдфильма достаточно большой. Сначала прошла его грамматическая и литературная обработка, а затем, придание большей выразительности и эмоциональности некоторой его части. В конце концов, текст отпечатан на принтере крупным шрифтом в нескольких экземплярах. Не дай бог, забыть тексты или диски с записью фильма!

Директор Музея велосипеда, Роже Вери, встретил нас очень радушно, как старых друзей. Поинтересовавшись нашими делами и планами, поздравил нас с победой российского теннисиста Марата Сафина на турнире в Австралии.

Встреча с директором Музея велосипеда Роже Вери у экспоната, подаренного музею в 2003 году

Заходим в музей. Видим наш тандем, с которым мы столько пережили, красующимся на постаменте среди других велоэкспонатов.

Всем этим великам в жизни крупно повезло! По окончании трудовой деятельности их не выбросили, не разобрали на части, не забыли, а перевели, что называется, на идеологическую работу. Они и сейчас живут, напоминая о светлых идеях тех, кто не жалея ни их, ни своих ног, носился по трекам и шоссе, брусчаткам старых улиц, грунтовым дорогам и бездорожью далёких стран, по пустыням, джунглям, тайге и горным перевалам. Директор музея рассказывает о том, что на национальных праздниках Бельгии часть из этих велосипедов используется на демонстрациях и шествиях. Велосипедисты одеваются в костюмы, соответствующие эпохе своего велосипеда и проезжают колонной по улицам города.

Снимаем тандем с места, где он простоял полтора года, разбираем его и загружаем в багажник легкового автомобиля.

Вид из окна автомобиля по дороге в Париж.

Едем в Париж единой командой в составе четырех человек. Жо Мишель заблаговременно бросил клич среди своих с просьбой откликнуться желающих помочь с нашим размещением в городе. Таковые легко нашлись среди членов клуба велопутешественников. Будем ночевать в центре Парижа в 10 минутах ходьбы от Эйфелевой башни.

До вечера, когда Беатрисс и её муж вернутся с работы ещё есть время. Используем его для прогулки по Парижу.

На улицах немного людей. Те, кто встречается, куда-то спешат или не спешат вовсе, как мы. Делаем несколько фотоснимков. Эльвира, врач, кандидат медицинских наук, не упустила возможность сфотографироваться у Института имени Пастера, изобретателя вакцины.

Всем бросилась в глаза весьма неожиданная вещь - велосипеды, преимущественно очень старых марок, пристёгнутые к столбикам дорожных знаков, решёткам заборов и ограждений неимоверно большими замками с толстенными тросами. Причём, пристегнуты зачастую, не только за рамы, но и за колёса иногда несколькими замками. Неужели, не всё так ладно во Французском королевстве?

На улицах Парижа. Дом инвалидов. У Эйфелевой башни.

Видим поезд Парижского метро проносящийся по высокому решётчатому виадуку, отмечаем вежливость автоводителей, настойчиво уступающих дорогу пешеходам.

Но вот, в узком просвете переулка показалась Эйфелева башня! Меняем курс. Выходим мимо Дома Инвалидов, построенного ещё Наполеоном и мимо Военной академии на Елисейские поля. Фотографируем башню издалека, затем ещё несколько раз по мере приближения.

Вход на Эйфелеву башню стоит 3 евро, очереди нет. Сам бог велел подниматься наверх по её металлическим ступеням. Хорошо видны элементы конструкции башни. Мощные стальные профили соединены между собой толстыми заклёпками. Такая технология применялась при строительстве крупных судов в эпоху, когда ещё не было сварки металла. Но стараниями дизайнеров башня выглядит изящно и современно.

Иллюминация Эйфелевой башни. Механизмы башни. Каток на первой смотровой площадке.

С первой смотровой площадки открывается вид на Париж, начинающий покрываться ночными огнями. На площадке размещены несколько киосков торгующих сувенирами и небольшой каток, где народ катается на коньках. Не задерживаемся на первой, идем выше. Вторая площадка чуть меньше первой. Обзор с неё великолепен! Видим множество огней парижских зданий, обрамленную огнями фонарей Сену с огнями зажженными на судах стоящих у причалов и идущих вдоль по реке. Видим зеленое, среди зимы, футбольное поле стадиона ярко освещенное огнями прожекторов. Это не просто вид на Париж. Это вид на ночной Париж!

Вид на ночной Париж Вид на ночной Париж Вид на ночной Париж

Жаль, что не прошла попытка звонка по мобильному телефону нашему сыну. Или с набором номера не заладилось, или мобильник Виталия до сих пор не в порядке?

На выходе оказалось, что лестницы с наступлением темноты закрыты и пришлось отстоять в очереди перед лифтом. Когда спустились, увидели огромную очередь желающих подняться на Эйфелеву башню. Оказывается, вид на ночной Париж значительно популярнее вида на дневной!

Удаляемся от Эйфелевой башни мимо бронзовой скульптуры её создателя, постоянно оборачиваясь и любуясь переливами огней множества цветных ламп облепивших всю её арматуру.

Беатрисс и её семья ждут нас. Помогают перенести вещи из машины, организуют ужин. Их маленькие, но чрезвычайно понятливые сын и дочь во всём стараются помочь им. Вечер быстро проходит за разговорами, рассказами каждого о себе, о своих делах и увлечениях. Оказывается, наши добрые хозяева состоят в общественной организации защищающей права велосипедистов, которая сумела за последние годы многого добиться в части свободы и безопасности передвижения на велосипеде по улицам Парижа.

На входе в демонстрационные помещения фестиваля

Утром, на машине, переезжаем в другой конец города, где в большом современном здании с просторным концертным залом сегодня открывается 20-й Интернациональный фестиваль велопутешественников. Начало демонстрации фильмов в 11.00.

У входа прибывающих гостей встречают представители администрации Фестиваля, а участников, лично Президент. Приветствуют, помогают сориентироваться в обстановке. Знакомимся очно с Президентом Фестиваля Жо Мишелем Паолетти, приятным и энергичным человеком. Сегодня и завтра возглавляемая им организация проводит крупное мероприятие с привлечением большого числа людей - велопутешественников, зрителей, прессы и обслуживающего персонала. Такие мероприятия нужны. Здесь, при стечении и контактах большого количества единомышленников, носимой и генерируемой ими информации, зарождается очередной импульс развития велодвижения.

Выгружаем из багажника тандем, быстро собираем и устанавливаем на место демонстрации экспонатов. Посмотреть на это чудо сразу подошло немало народа.

Кажется, наш тандем и сегодня готов к тяжёлым боям Фотография на память

Встретили знакомых, которые знали о нашем приезде. Пришли, так симпатичные нам семейные пары из Клуба тандемистов Франции. Пришел французский путешественник Жак Бессоль, которого мы догнали перед Омском во время путешествия. Встреча с ним была эмоциональной и впечатляющей, для всех, кто видел и фотографировал это замечательное событие. Для того, чтобы мы его узнали, он пришёл на фестиваль в той же куртке и той же шляпе, в которой ехал через Россию в Пекин. И не ошибся! Людмила первой узнала его.

Догнала:

- Экскюземуа! Вы - Жак Бессоль?

Жак Бессоль видит свои фотографии в нашем альбоме Фотография на память с Жаком Бессолем и Жо Мишелем Паолетти.

Жак тоже сразу узнал её, а затем и меня. Обнимаемся. Мир тесен! Мы всегда хотели встретиться с Жаком ещё раз. Мечты сбываются! Показываем ему наш альбом, где он изображён на нескольких фотографиях. Жак рад этому! Берёт альбом и показывает его страницы Президенту Фестиваля, затем, подошедшему экс-Президенту Клуба тандемистов Франции Гию Баделу. Они восхищены встречей состоявшейся через три с половиной года! Случайно ли это? Наверное, нет! Случайность - цепочка закономерностей.

С Марселем Сарразеном

Встретили друга Валерия Комочкова - Президента веломарафонского движения России, Марселя Сарразена, бывшего Председателя международной комиссии Французской Федерации велотуризма (FFCT), с которым мы познакомились на велонеделе в Арилаке.

Замечаю, что мы ещё даже не успели снять верхнюю одежду, а уже произошло столько событий!

Встретились с Зефом Жегаром, который представлял на стенде свой велопробег Брест-Владивосток. Мы познакомились с ним на веломарафонской двухсотке в Волгограде. Когда он планировал свой трансконтинентальный велопробег, то через Валерия Комочкова интересовался у нас теми участками трассы, где ему не пришлось побывать и, хотел проложить свой маршрут через Пензу. Мы были этому очень рады. Но по причине странных правил пересечения Польско-Белорусской границы, прямо нарушающих Права человека, запрещающих пересечение границы на велосипеде, он вынужден был изменить маршрут и проложил его через Прибалтийские страны.

С Зефом Жегаром

Мы уже успели прочитать записки об этом велопробеге его попутчика, Сергея Баранова, который пересёк вместе с ним российский участок маршрута. Наверное, Зеф Жегар в следующий раз уже продемонстрирует свой проект на экране. Из записок Сергея известно, что фотоматериала по велопробегу предостаточно. Зеф соглашается с моей мыслью о том, что совсем скоро его маршрут превратится в спортивный снаряд, на котором пойдёт борьба за рекорды.

Кроме нашей встречи народ с интересом наблюдал еще немало встреч старых друзей. Замечаем, что отношения здесь между людьми исключительно доброжелательные. Все держатся очень просто и одеты очень просто. Никаких костюмов и галстуков. С удовольствием общаются и знакомятся друг с другом.

Нам, как и всем участникам, в фойе помещения выделен столик для демонстрации своих материалов: изделий, книг, карт, фотографий, открыток, видеокассет, лазерных дисков, атрибутики и т.п. Всё из вышеуказанного можно продавать. Место за столиком занял Кристиан. Работы ему хватило на весь фестиваль. В демонстрационных рядах всегда было много народа. Кристиан постоянно знакомил подошедших к нему людей с представленными материалами, показывал фотографии, объяснял интересующие детали.

Подготовка материалов для демонстрации гостям фестиваля. Место за столиком занимает Кристиан. Японский корреспондент с подаренным ему буклетом Музея велосипеда

Слева от нас стоял столик, за которым расположилась молодая семейная пара, француз и его жена, кореянка. Они сразу подарили нам визитку, на которой было написано: "18 000 км за 18 месяцев". Справа, два молодых человека, бельгийцы, братья. Они, несмотря на свои молодые годы, совершили кругосветное путешествие и будут показывать его африканские, азиатские и южноамериканские фрагменты. Обмениваемся с ними CD-дисками с фильмами о наших путешествиях.

Участники фестиваля демонстируют книги, фотографии, рисунки и карты своих путешествий Участники фестиваля демонстируют книги, фотографии, рисунки и карты своих путешествий Участники фестиваля демонстируют книги, фотографии, рисунки и карты своих путешествий

Кроме непосредственных участников фестиваля себя представили несколько велоклубов и фирм, продающих велосипеды и снаряжение. Клуб тандемистов Франции был, как всегда, на высоте!

Регламент фестиваля строго расписан. Выступления разделены на блоки, по два выступающих в каждом. После блока перерыв с буфетом. Вход платный, 6 евро за просмотр блока. Для участников фестиваля вход в зрительный зал свободный. Зрителей собралось много. В зале более 500 мест, но народ стоял и в проходах, и на балконе, сидел на ступеньках. Но всё очень прилично, без толкотни и духоты.

Фотография Olivier Bourguet из Бельгии отражает идеи путешественников всего мира.

Никакой соревновательности между материалами, представляемыми на фестиваль, регламентом не предусмотрено. Считается, что все, кто прошёл отборочный конкурс, достойны высоких эпитетов и это снимает с участников всякое напряжение.

Постепенно все угомонились и потянулись в зал. Без опоздания, после короткого вступления Президента Фестиваля Жо Мишеля Паолетти началась демонстрация первого фильма.

Программа 20-го Интернационального фестиваля велопутешественников в Париже

1-й день, 22 января 2005 г. 1. Эфиопия 20 мин. Фрагмент из путешествия двух бельгийцев (27 и 28 лет, выпускников института физкультуры) по Африке в течение 17 месяцев (Catherine и Oliver Bourguet).
2. По Дунаю до Чёрного моря 35 мин. Путешествие пожилой пары (Betty и Jean-Pierre Jacquin).
3. Вдоль канала от г. Нанта до г. Бреста 30 мин. Путешествие семьи с двумя детьми и собакой по центральной Франции (Eveline Brechet, Christian Rolland и дети).
4. На самых высоких перевалах Гималаев 40 мин. Путешествие молодого француза (Christophe Tattu).
5. Болгария, Турция. 35 мин. Трое французов (Emmanuel Vuillod).
6. По национальным паркам Центральной Америки. 30 мин. Бельгийский путешественник (Serge Rousseau).
7. "Маленький круг в большом мире" 50 мин. Путешествие в течение одного года французской семьи с тремя детьми по Перу, Боливии, Аргентине, Чили, Новой Зеландии, Новой Каледонии, Индонезии (Brigitte, Nicolas, Maylis, Alexis и Cyril Mercat).
8. Вокруг света (часть 2)
30 мин. Швейцарский путешественник, объехавший землю за 7 лет (Claude Marthaler).

Смотрим фильмы о путешествиях. Всё звучит на французском языке. Это официальный язык фестиваля. Однако, и без достаточного знания языка многое понятно. Смотрим всё.

Африка, раскалённые камни, мертвые, безжизненные пейзажи…

Югославия, разрушенные американскими бомбардировками дома и мосты, Дунай, Железные Ворота…

Франция, неспешное путешествие семьи, в котором большое внимание уделяется детям…

Гималаи, бесконечный подъём на самый высокий перевал, снег, скалы, холод в разгаре лета…

Центральная Америка, великолепные пейзажи каньонов и изрезанных ветром и временем скал…

Южная Америка, Новая Зеландия, Индонезия. И это, с тремя детьми!

Кругосветное путешествие парня из Швейцарии. За один раз это не показать! На прошлом фестивале он демонстрировал первую часть…

Получаем огромное удовольствие! Сегодня демонстрировались слайдфильмы на диапозитивах, с хороших проекторов с круговыми барабанными кассетами. Четыре таких проектора установлено на заднем балконе зала. Это хорошо знакомая мне технология, при которой переход слайдов осуществляется с наплывом, а звук идет живым голосом или через магнитофон. Этого достаточно, чтобы без особых "наворотов" раскрыть тему, доставить удовольствие зрителям и расположить их к себе.

Кадры из фильма бельгийских братьев-путешественников Oliver и Patrick Pierard

Все выступления заканчивались аплодисментами. Путешественники и вся команда принимавшая участие в демонстрации приглашались к сцене. Президент Фестиваля поздравлял их, любой желающий из зала мог задать им вопрос, высказать своё мнение. Это продолжалось достаточно долго.

После двух демонстраций начинался перерыв, примерно на полчаса, насыщенный интенсивными разговорами и новыми знакомствами с обязательным вручением на память визиток, фотографий или открыток. До чашки кофе с бутербродом дело не доходило. К началу очередного блока люди снова рассаживаются в зале, и начинается просмотр очередного путешествия.

В перерыве между демонстрациями фильмов

Во время последнего перерыва поднимаемся с Эльвирой к месту, где установлено проекционное оборудование, чтобы подготовиться к завтрашнему выступлению. Специалист, обслуживающий демонстрацию, любезно распахнул передо мной ноутбук и спросил, можем ли мы сами переписать с CD-диска в компьютер наши файлы и предложил свои услуги. Эльвира, показав на меня, сказала: "Информатик профессёр". Человек возразил ей, из чего я понял следующее: "Профессёр-то, он, профессёр, но по-французски не понимает, а ведь Windows и все программы на французском!" Эльвира успокоила его, после чего я поставил перед собой ноутбук, а специалист устроился рядом, с интересом наблюдая за моими действиями. На франкоязычных компьютерах уже довелось провести немало часов и успеть освоиться. У русских терминов с английскими, намного больше сходства, чем у французских. Даже такие слова как "файл", "пуск", "сервис", "ОК" на французском языке выглядят совсем по-другому. Что нравится, так это, термин "Рабочий стол", который по-французски выражен коротко и ясно - "Бюро". Назначение кнопок панелей инструментов легко определяется по хорошо знакомым их изображениям. Пункты меню легко определить по их местоположению. Так что, при несложной работе проблем не наблюдается вообще.

Подготовка к завтрашнему выступлению

Система уже загрузилась. Открываю MS PowerPoint и с некоторым удивлением обнаруживаю, что вместо ожидаемого PowerPoint-XP на компьютере установлена версия 2000 года. На ней слайдфильм пойдет, но не отобразятся многие анимационные эффекты. Но такой расклад был предусмотрен. Устанавливаю со своего диска на ноутбук последнюю версию программы просмотрщика презентаций. Переписываю файлы презентации в созданную на "Бюро" папку и запускаю просмотр на экране монитора. Идёт нормально. Специалист удовлетворённо закивал и объяснил, что завтра с утра он к нашим услугам.

Спускаемся в зал и просматриваем ещё один блок. Высокий и весёлый швейцарский парень вышел на сцену, поставил у экрана пластиковую бутылку с водой и начал свой рассказ о кругосветном путешествии под приятную музыку и сменяющиеся на экране слайды.

Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler

Поздно вечером вернулись домой. Всю ночь снились зелёные джунгли, высокие горы, морские берега и дороги, дороги...

Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler Фотографии швейцарского путешественника Claude Marthaler

Утром за час до начала приезжаем на фестиваль. Сегодня будут показаны фильмы созданные с помощью различных компьютерных технологий.

Программа 20-го Интернационального фестиваля велопутешественников в Париже

2-й день, 23 января 2005 г. 9. На тандеме до Тихого океана 40 мин. Россия. Людмила и Владимир Басалаевы.
10. Мадагаскар 20 мин. Путешествие семьи из Бельгии (Catherine и Oliver Bourguet).
11. "8400 км для моих 60 лет" 70 мин. Путешествие француза через Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Мали. (Remy Brun).
12. По Западной Африке 32 мин. Десятимесячное путешествие двух братьев-французов. (Frederic и Nicolas Michelland).
13. Вокруг света (часть 2). 30 мин. Фрагменты из путешествий двух братьев-бельгийцев по Западной Африке и Латинской Америке (Olivier и Patrick Pierard).

Ноутбук в нашем распоряжении. Запись фильма

Наше выступление первое. Знакомый уже француз, обеспечивающий компьютерные демонстрации быстро и толково соединил ноутбук с проектором, подключил микрофон. Эльвира пробует голос, а я музыку. Подстраиваем уровни звучания. Эльвира готова читать текст на французском, а я, по мере прочтения текстовых блоков продвигать слайды. Людмила занимает кресло неподалеку от нас в зрительном зале в готовности подать знак на усиление или ослабление музыки или голоса, если вдруг наметится их дисбаланс.

За несколько минут до начала демонстрации подошли знакомые нам Клод и Андре, французы, которые год назад были в Пензе. Им очень понравилась Россия и они делали фотовыставку о ней в своей провинции. Им стало известно о нашем участии в фестивале от наших пензенских друзей.

Последние приготовления. Проба на экране

Народу набилось в зал, как и вчера, под завязку. Никто из зрителей никогда не видел русский слайдфильм, мало кто бывал в России. Подавляющее большинство людей, сидящих в зале имеет чрезвычайно слабое представление о нашей стране.

Жо Мишель вышел на сцену, объявил начало. Погас свет и началась демонстрация. В зале полнейшая тишина.

Первый слайд, под торжественную музыку показывающий восходящее солнце на фоне карты земли, появляющееся изображения тандема, выплывающую объёмную надпись "Tandem Club de Russie" и развевающийся Российский флаг успокоил и придал уверенности. После второго слайда, с надписью "Тандемисты Людмила и Владимир представляют путешествие на самодельном велотандеме", озвученное Эльвирой на французском, и выплывшего изображения наших портретов в велошлемах, послышались приветственные аплодисменты.

Первые кадры фильма Первые кадры фильма

Далее, серия быстро прошедших анимационных слайдов, показывающих, превращение двух велосипедов в тандем вызвала оживление в зале. Затем, небольшая серия об испытательном путешествии от Пензы до Москвы уже воспринималась в тишине зала под плавную музыку и звонкий голос Эльвиры. Слежу за прочтением текста, ориентируясь на последнее слово относящееся к текущему слайду и реакцией зала. Если наблюдается оживление, чуть задерживаю смену слайда. Прошла короткая серия о подготовке к большому путешествию, появилась карта России с нанесённым маршрутом, проводы перед стартом у моста через Суру. Не думали тогда наши друзья, что их фотографии увидит Париж!

Людмила подаёт знак о том, что недостаточно громко звучит музыка. Чуть прибавляю громкость.

Поехали! Париж видит спокойные и бескрайные российские просторы, берёзовые рощи и поля, Волгу, Урал. Кадры о встрече с французским путешественником Жаком Бессолем вызвали возгласы, а изображение подаренной им открытки с видами на Эйфелеву башню и другие символы Парижа, одобрительный смех. А ведь были же дома споры: "Для чего французам показывать Эйфелеву башню?"

Проплывают на экране реки Иртыш, Обь и Енисей, города Омск, Новосибирск и Красноярск, Красноярские Столбы, встречи с русскими велотуристами, фото Людмилы с тандемом у ковша шагающего экскаватора, наводнение перед Иркутском.

Снова заполнила экран карта России, на которой показано, что пройдена всего половина маршрута.

На экране Байкал и великолепные, окружающие его пейзажи. Ловлю себя на мысли о том, что я уже не показываю слайдфильм, а смотрю его сам! Чувствую, что Забайкалье - река Селенга, Улан-Удэ, Бурятские степи смотрятся внимательно и с интересом.

Полторы тысячи километров бездорожья и щебенки после Читы, переход вброд рек, через которые не было мостов, вызвали реакцию, свидетельствующую о том, что в зале сидят люди, хорошо понимающие, что к чему. Мы не стремимся показать трудности, мы показываем всё, как есть. Мы показываем, что прекрасный мир, проплывающий перед нашими глазами, вдохновляет нас, придаёт силы и вселяет уверенность в осуществлении наших идей!

Заканчивается наш длинный путь. На финише наши загорелые, обветренные и счастливые лица, в сопровождении текста: "Мы посвятили путешествие 30-летию нашей совместной жизни". Вижу, как человек, стоящий рядом с оператором, следящим за проектором, одобрительно показывает мне вытянутый вверх большой палец руки. После слайда под бессмертную "Nostalgie", с информацией о том, что о путешествии написана книга - земной шар и выплывающая, постепенно заполнившая экран надпись "Merci".

В зале аплодисменты. Загорается свет. Жо Мишель приглашает нас спуститься вниз к сцене. Аплодисменты не стихают. Вижу, как выходящую со своего места Людмилу поздравляют зрители, жмут её руку, улыбаются ей и говорят на своем языке приятные слова. Я, Эльвира и Людмила становимся рядом с Президентом Фестиваля. Жо Мишель, увидев вставшего и поднявшего вверх большой палец правой руки Жака Бессоля, приглашает и его пройти к сцене. Аплодисменты усиливаются.

У сцены после окончания демонстрации фильма

Президент Фестиваля поздравляет нашу команду, улыбается. Поднимает вверх руки, с просьбой установить тишину и просит задавать вопросы. Эльвира переводит вопросы, мы отвечаем на русском, и Эльвира озвучивает ответы по-французски. Вопросов было много. Кроме традиционного: "Было ли трудно?" запомнились: "Почему у вас такие маленькие велорюкзаки?", "Почему вы не поехали там, где есть дорога?", "На каком максимальном расстоянии отстояли друг от друга населенные пункты, где вы могли купить продукты?", "Как вы защищались от комаров?", "Где вы обычно ночевали?", "Мы смотрели Африку, Америку, Южную Азию. Там часто меняются яркие краски - красная, оранжевая, желтая. Почему вся Россия сине-зеленая?" Пока мне переводили вопрос, один человек из зала встал и ответил: "Россия очень большая! Там, чтобы сменился основной цвета пейзажа надо крутить и крутить!" Был задан вопрос и Жаку Бессолю: "Что Вы скажете о русских путешественниках?". Он ответил: "Они были очень целеустремлённы и поэтому доехали".

Общение с залом могло бы продолжиться, но видим, как оператор у проектора настойчиво показывает Жо Мишелю на часы, напоминая о регламенте

Покидаем сцену, проходим через весь зал к выходу. Зал аплодирует, люди благодарят нас и везде, с кем бы мы не встретились взглядом, поднятый вверх большой палец руки! Только и успеваем: "Мерси, мерси…"

У самого выхода к нам обращается специалист, на ноутбук которого был записан фильм: "Можно, чтобы фильм остался в моем компьютере и я буду показывать его своим друзьям?" И просит Эльвиру: "Пришли мне файлы с записью твоего голоса, озвучивающего слайды". "Конечно, не только можно, но и нужно" - переводит Эльвира и обещает выполнить его просьбу.

С участниками фестиваля путешественниками Betty и Jean-Pierre Jacquin. Nicolas Mercat - отец семьи, совершившей с тремя детьми кругосветное путешествие.

Во время перерыва в фойе и у демонстрационных столиков нас окружают люди. Среди них те, чьи фильмы мы уже посмотрели и те, кто сегодня будет их демонстрировать. Фотографируемся со многими из них на память о совместном участии в фестивале. Эльвира не успевает переводить задаваемые нам вопросы и ответы на них. С кем получается, пытаюсь говорить по-английски. Многие спрашивают о книге, будет ли она издана на французском языке? Несколько человек просило продать книгу на русском, но у нас остался последний экземпляр. Обмениваемся адресами, визитками, обещаем...

Швейцарский путешественник Claude Marthaler. Поль и Артур, путешественники, авторы и издатели книг о своих путешествиях

Всё. Главное сделано. Теперь, до конца дня можно погрузиться в эйфорию просмотра фильмов о путешествиях уже не думая о своём!

Вновь на экране Африка, пустыня, камни и жара...

Влажные джунгли, змея, обвившая колесо велосипеда…

Белые люди в велоформе среди полуголых негритят... Эльвира объясняет, что часть от спонсорской помощи путешественники передают школам, больницам и семьям, в которых они останавливаются.

Негритянский врач делает укол заболевшему путешественнику…

Яркие танцы чернокожих женщин в забытой богом деревне…

Южная Америка, грациозные ламы, загадочные знаки инков, Бразильский карнавал…

Рассуждаем о том, что планета наша очень велика и для того, чтобы заглянуть во все её интересные уголки, жизни, пожалуй, не хватит. И что любое путешествие, это лишь нить, протянувшаяся в длину. И чтобы сплести из них одёжку для земного шара, как много понадобится таких нитей! А если разбогатеть, купить самолет, вертолет, вездеход и с их помощью побывать во всех точках земли? Нет. Бренное тело оторвавшееся от кресла не получит удовольствия, а душа, не познавшая чувства преодоления не получит большой радости от увиденного. Пусть нить, но это нами сплетённая нить!

Окончен просмотр, завершается фестиваль. Президент Фестиваля поздравляет участников, благодарит их и зрителей, желает всем новых, замечательных путешествий и приглашает желающих на отборочный конкурс к следующему фестивалю.

Участники спускаются в буфет на прощальный фуршет, который длится недолго.

Интервью с Гием Баделом

Гий Бадел, главный редактор "Duo Cipede" - журнала Клуба тандемистов Франции, благодарит нас за продвижение идеи тандема. Он очень интересуется тем, как развивается движение тандемистов в России. Гий тут же, с моих слов, набрасывает заметку в журнал.

Президент Клуба тандемистов Франции Шарлот Реми, приехавший сегодня на фестиваль на велосипеде, уже пригласил нашу команду в свой дом в Суассоне, городке, расположенном недалеко от Парижа. Полтора года назад нам посчастливилось в течение двух дней погоняться в прекрасной компании из шестидесяти тандемов по окрестностям Суассона. Там, множество старинных замков, и о каждом из них Реми рассказывал в течение 10-15 минут. Говорит, что к тому пробегу он готовился два года.

В машине, пересекающей опустевший ночной Париж, разговор идёт о фестивале. Говорю, что почти уверен в том, что наше выступление прошло неплохо, но по причине слабого знания французского языка не могу в полной мере утверждать это. Эльвира ставит жирную точку: "Ваша демонстрация имела исключительный успех".

В гостях у Изабель и Реми

В доме тандемистов Изабель и Реми, куда ни глянь, всюду велосипедная тема. Картины, журналы и буклеты, статуэтки - всё о велосипеде. Пока готовились к ужину, узнали подробности прохождении ими в прошлом году супермарафона Париж-Брест-Париж на тандеме. Они с удовольствием рассказывают о марафоне и говорят, что получили настолько сильные впечатления, что ни одного дня не обходится без обсуждения этой темы.

Изабель приглашает гостей за стол. Появляется традиционная, покрытая пылью, бутылка лёгкого французского вина. Расставлены фужеры.

Возможно, именно из этого фужера пил вино Наполеон!

Реми показывает на мой фужер, несколько отличающийся от других и говорит: "Этот фужер достался мне в наследство от моего дяди. Когда-то, в доме его родственников останавливался Наполеон. Во время ужина на столе стоял сервиз на 12 персон, в составе которого был и этот фужер. Когда Наполеон уехал, сервиз был разобран на сувениры и поделён между родственниками. Никто не знает, из какого именно фужера пил Наполеон. Так что, с вероятностью один из двенадцати, ты будешь пить вино из фужера, из которого пил Наполеон". И, произносит тост за успех русских путешественников-тандемистов.

Благодарим его, и он продолжает: "Я не люблю Наполеона, потому что он был тиран. И это хорошо, что русские его разбили. Но, Наполеон - наша история и поэтому Франция ценит Наполеона.

Довольно быстро на столе появились географические карты и атласы, которых в доме было великое множество. Сменялись страницы, возникали и обсуждались идеи, строились планы…. До поздней ночи. Что может быть для нас интересней?

Россия - белое пятно для большинства европейцев
Владимир и Людмила Басалаевы




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу