Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Пока боги спят (На реке великих богов)

Наш плавучий четырехъярусный отель "Нептун" плавно скользил по самой великой реке Мира. Встречный ветер приятно теребил тело, смягчая сорокаградусное пекло. По обоим берегам бесконечной вереницей тянулись пальмовые заросли вперемежку с незатейливыми кирпичными постройками. На этих субтильных зеленых полосках, колеблющихся от 20 до 200 метров, сосредотачивалась основная жизнедеятельность могучей реки - поселки, предприятия, хозяйства, плантации египтян, животный и растительный мир. С верхней палубы корабля хорошо просматривалась пустыня, беззастенчиво выедавшая с внешней стороны остатки береговой флоры великой реки жизни. То тут, то там над "взмыленной" от изнурительной борьбы за существование зеленью, наседали желто-оранжевые холмы. Иногда на месте однообразного полупустынного пейзажа возникал величественный архитектурный ансамбль или целый город с современными домами, отелями, мусульманскими мечетями, минаретами и учреждениями. Таковыми были Асуан, Эсна, Эдфу, Луксор. Многочисленные торговые ряды и лавочки, заполненные всевозможным товаром - сувенирами, кальянами, пряностями, маслами, кардамоном, сухофруктами, посудой, одеждой и т. д. Часто в зону внимания попадались арабы и нубийцы в длинных национальных халатах, с замотанными вокруг головы чалмами. Наряду с машинами, по набережным и улочкам разъезжали кареты с лошадьми - своеобразные прогулочные такси. Все это привносило в африканский антураж азиатский колорит большого красочного шатра.

Во время кратковременных стоянок большая часть публики нашего судна выкатывалась на берег окунуться в атмосферу царящей экзотики. Кто-то спешил к ювелирным лавкам, кого-то больше притягивали рисунки на папирусе, кого-то одежда, разного рода диковины. А некоторые попросту разгуливали по набережной взад-вперед в неспешном дефиле, созерцая порхающие над широкой водой паруса фелюг, которые несколько успокаивали общую панораму суетливого города.

Потом все снова сходились на корабль, город исчезал, точно по волшебству, и снова на многие километры по обеим сторонам Нила вытягивались махрящиеся зеленью две незатейливые каймы.

Потрясающе! Но именно здесь, в солнечном горниле человек отважился сделать решительный вызов разбушевавшейся стихии - создать творения, которые, минуя тысячелетия, дойдут до нас и восхитят своим могуществом и великолепием, строгостью пропорций, мастерством исполнителей и инженерной мыслью. Впрочем, мотивом столь дерзкого вызова вряд ли явилось высокомерное желание встать над природой. Скорее дело в фатальной мечте, которая дается человеку с его рождением, в желании преобразить жизнь и сделать ее несколько полноценнее. Возводя дворцы и культовые сооружения, египтяне никогда не забывали о первопричинных сущностях, коими являются различные энергии природы - солнце, вода, воздух, земля, деревья и разного рода животные. Древним египтянам даже в голову не приходило отделять дух от природы, или противопоставлять одно другому. Они обожествляли природу, единовременно наделяя ее духом, сознанием, характером и самой жизнью. Поэтому их божества напрямую связывались с силами природы и отображали зримыми образами ее различные формы и явления. Так, Амон-Ра персонифицировал "душу Солнца", Тефнут олицетворяла влагу и имела земное воплощение львицы. Нефертум изображался в виде цветка лотоса, Гор - в виде ястреба, Анубис отождествлял тип собаки, Бастет - тип кошки, воплощавшей радость и веселье.

Столь мудрая мировоззренческая концепция помогала не только лучше понимать и чувствовать окружающую среду, но и создавать на фоне этого величайшие творения архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Находясь на палубе, я провожал взглядом очередной архитектурный памятник в Ком-Омбо. Когда-то египтяне назвали его "домом Себека", по имени бога-крокодила, отвечавшего за плодородие и к тому же считавшимся творцом Вселенной. Сейчас, на густо-сиреневом сумеречном небе, дворец рвался к небу золотыми снопами колонн и казался действительно неким фантастическим жилищем божества. Я вдруг поймал себя на мысли, что искусство Древнего Египта невозможно прочувствовать и должным образом воспринимать в отрыве от самих произведений. Даже самые красочные каталоги и горы написанных книг не смогут заполнить того грандиозного впечатления, которое оставляют эти храмы после их непосредственного посещения.

Величественный Нил некогда служил пристанищем могучих повелителей Египта. Сейчас, пока боги спят, сюда со всех концов Земли стекаются толпы туристов, спешащих увидеть хотя бы на мгновение древнейшую из цивилизаций, заглянуть в чертоги богов и фараонов. Почему они это делают? Возможно, что многим из них доносятся голоса откровения, связывающие всех нас с далеким прошлым.

Василий Вятич, 2003 г.




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу