Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

О путешествии и приключениях в Королевстве Бельгия

Часть I. Дорога

Иногда название не совсем точно отражает содержание, а иногда оно носит слишком общий характер. В данном случае наблюдается полное соответствие заголовка и содержания, так как вся моя поездка на научную конференцию в Бельгию состояла из одних приключений, которые начались еще в Румынии. Дело в том, что бельгийцы выделили грант для участия в конференции, и надо было им распорядится оптимальным образом. Самый дешевый билет из Кишинева оказался через Бухарест, но стыковка с самолетом на Брюссель оставляла желать лучшего. Утренний поезд приходит в Бухарест в 730, а в это время уже начинается регистрация, и рисковать не хотелось. Приезжать за сутки и ждать в аэропорту, как это сделала месяцем раньше моя жена Таня, мне тоже не хотелось. Ночным автобусом ехать было рискованно, т.к. заранее неизвестно, сколько времени он простоит на таможне. Короче говоря, все сводилось к тому, что лучше всего сесть на маршрутку и вечером быть в бухарестском аэропорту. Так я и поступил.

Доехали нормально и даже приехали чуть раньше, чем предполагалось, но проблема заключалась в том, что маршрутка останавливалась на автовокзале у черта на куличках, и оттуда до аэропорта можно было добраться только на такси. А цена на такси до аэропорта у румынских жуликов, как я узнал заранее, была такой же, как от Кишинева до Бухареста. Более того, Татьяна за несколько дней до моего отъезда, возвращаясь из Франции через Бухарест, уже испытала это на себе, когда договариваешься с ними об одной цене, а потом они на половине дороги требуют увеличить плату вдвое или могут просто высадить в чистом поле. Так как переплачивать деньги или выбрасывать их на ветер явно не хотелось, пришлось поднапрячься и воспользоваться знанием румынского языка.

У первого же полицейского уточнил по какой ближайшей улице проходит рейсовый автобус в сторону аэропорта и меня подвезли прямо к остановке. Оказалось, что билет на автобус стоит 80 центов в обе стороны (вместо 20 Евро), но купить его можно только за румынские леи, которых у меня с собой не оказалось. Казалось бы, что может быть проще, чем обменять доллары на леи, но обменники в большинстве своем уже были закрыты. Опять же знание румынского помогло очень. Мне рассказали и показали, где в ближайшей гостинице можно обменять доллары, но не тут-то было. Обменять, конечно, можно, но меньше 10$ румыны менять не хотят. При курсе 33000 румынских лей за 1$ зачем мне столько румынской макулатуры? Так как времени у меня было предостаточно и маршрут до аэропорта определен, то я немного погулял по городу и нашел то, что искал. Поменял 3$, купил билет, посидел в баре, попил пива и на последнем автобусе уехал в аэропорт.

Народу в зале ожидания было не больше 5 человек, так как ночных рейсов нет, и приехали только те, кому, как и мне, рано улетать. Поудобнее устроился недалеко от буфета и вспомнил Танины рекомендации. Ей очень понравились молодые румынки в форме службы безопасности с туго обтянутыми попками и кобурами на них. Мне это тоже понравилось, тем более, что в их обязанность входило меня охранять. Вторая ценная мысль заключалась в том, что в буфете, чтобы не переплачивать за безумно дорогой кофе или чай, можно было взять бесплатно кипяток и воспользоваться своими пакетиками.

Таким образом, подремав пару часиков и потом перекусив, повторил эту процедуру несколько раз, пока не объявили регистрацию. Такого контроля как в Бухаресте, я не видел нигде. Заставили снять куртку, пропустили через магнит, а потом еще дополнительно обыскивали снизу доверху женщин отдельно и мужчин отдельно. В результате румынские ищейки учуяли в моем чемодане охотничий нож, который я вожу всегда с собой уже скорее как талисман, нежели предмет для нарезания колбасы или открывания консервов. С ним у меня была раньше история в Сеуле, но она разрешилась очень просто: нож мой тогда переложили в отдельный пакет, завязали ленточкой с бантиком и торжественно вручили мне на подносе в японском аэропорту. Румыны же наклеили на мой чемодан ярлык, что я перевожу особо опасный груз, и из-за этого у меня возникли потом неприятности. Однако обо всем по порядку, хотя скорее всего больше с собой я его возить не буду.

Итак, события развивались следующим образом. Самолет подали по расписанию, место у меня оказалось в 4 ряду, а всего поднялось на борт около 10 человек при вместимости Боинга больше 100. Не придав этому особого значения и удобно устроившись в кресле у окошка, пристегнул по инструкции привязные ремни и стал наблюдать за взлетом. Неожиданно быстро, как только самолет набрал высоту, принесли вино и пиво с утра пораньше. Никто отказываться не стал и сразу наступило блаженство. Однако длилось оно недолго. Вскоре я увидел из окна иллюминатора Черное море. Другого моря быть не могло и я стал быстро трезветь. Более того, между Бухарестом и Брюсселем вообще никакого моря, как известно, нет. Первая мысль, которая промелькнула, что самолет угоняют в Турцию. Но, во-первых, я не видел, чтобы в кабину самолета заходили террористы, а во-вторых, не видно минаретов и вообще на Стамбул побережье непохоже. Остается вторая более вероятная гипотеза, что я сел не в тот самолет.

Пока я терялся в догадках, самолет уже совершил посадку и выруливал к зданию аэропорта, на котором большими буквами было написано, что это Констанца. Также всем известно, что она находится в противоположном от Брюсселя направлении. На трех языках сразу (для большей убедительности) я стал требовать у проводников объяснения и доказывать, что мне надо в Брюссель, а не в Констанцу. Они меня успокоили и сказали, что в Румынии так иногда бывает. Чтобы было экономически выгодно, сейчас захватим на борт отдыхавших здесь бельгийцев и тогда уже точно полетим в Брюссель. Действительно, самолет заполнили до отказа и с некоторыми извинениями за предоставленные неудобства полетели в Брюссель. В качестве моральной компенсации принесли еще вина и пива и накормили хорошим обедом. Я подумал, что на этом неприятности закончатся, но они только начинались.

Когда самолет был еще над Германией, летчики уже выпустили шасси, чтобы не промазать и не пролететь мимо маленькой Бельгии. Бельгия относится к числу самых маленьких стран Европы, меньше ее лишь Люксембург и микрогосударства, обозначенные точками на карте. В Брюсселе разгрузили багаж, но моего чемодана с особо опасным грузом почему-то не оказалось. А в чемодане был доклад и весь иллюстративный материал. Пришлось идти к начальнику службы перевозок. Здесь меня здорово выручил французский, т.к. в этой части Бельгии это основной язык.

Если немножко отвлечься, то в Бельгии 4 языка: французский в южной части, примыкающей к Франции, немецкий на Востоке у границ с Германией, голландский (или фламандский) на севере и английский на западе, где до Англии рукой подать. Первые три из них официально признаны государственными, а английский и так все знают. Так вот, вернемся к нашим баранам или к моему чемодану. Связались с Бухарестом, они подтвердили, что весь багаж отправили и ничего на этот раз не забыли, хотя и такое иногда бывает. Тогда осталось искать его в самолете. То ли потому что это был опасный груз и его засунули куда подальше, то ли просто забыли выгрузить, но в конце концов через полчаса чемодан нашли. Стало уже легче, перевел часы на бельгийское время и спустился вниз с 4 этажа на первый, где под зданием аэровокзала размещался ж/д вокзал, точнее конечная станция поездов, следующих в Брюссель и даже прямо в Гент, где у нас должна быть конференция.

Еще в самолете я познакомился с румынкой, которая уже 3 года работает в Генте и она мне сообщила много ценной информации: сколько стоят проездные билеты, где их покупают, какие льготы в выходные дни и много других полезных мелочей. Без особых проблем купил прямой билет до Гента, поезда идут довольно часто, и уже через час я был на месте. Билет на трамвай стоит 1 еврик, что по нашим понятиям дороговато. Условия езды тоже непривычны. Оказывается по такому билету можно ездить на любом виде транспорта в течение часа и делать любые пересадки. Но поскольку пересадок мне делать было не надо, то этот вариант оказался для меня не очень выгодным, а других просто не было, т.к. с чемоданом идти не хотелось. Кстати, на обратном пути такой же вариант уже не показался дорогим, поскольку за неделю немножко привыкли к европейским ценам.

От остановки трамвая до гостиницы добирался точно, как по учебнику французского языка: первая улица налево, потом вторая направо, потом немного прямо и отель перед вами. Следующая часть приключений началась в самой гостинице. Я показал бронь одноместного номера и подтверждение по факсу, но мне стали доказывать, что одноместных номеров у них вообще нет, а single надо понимать как одна комната на всех. То ли это бельгийский юмор, то ли у нас менталитет разный. Тогда я выразил робкую надежду, что меня хотя бы поселят с представителями России, Украины или Белоруссии. "Нет", сказали в регистратуре, вы будете жить с пакистанцем, индусом, китайцем и арабом! Тут уже я сказал "нет" и пригрозил подать ноту протеста в оргкомитет, мотивировав тем, что не хочу жить с террористами. Они мне посоветовали все-таки взять ключ и хотя бы оставить чемодан, чтобы легче было добраться до оргкомитета. Предложение показалось мне разумным, и я так и поступил. В комнате оказалось 5 кроватей, 2Х2 в форме нар и одна отдельно, которую я и занял, благо никто еще не приехал.

Слегка перекусив, пошел в университет искать представителей оргкомитета. Однако, кроме сторожа в субботний вечер никого там больше не было. Со сторожем мы нашли общий язык и даже подружились, и он принял близко к сердцу мои проблемы. В результате я ему передал ноту протеста в виде моей визитной карточки, которую он пообещал отдать в оргкомитет на следующее утро, как только там кто-нибудь появится. А я принял решение, что будет лучше воспользоваться свободным днем и съездить утром в Брюссель на экскурсию, а вечером узнать результаты переговоров. Сегодняшний же вечер решил посвятить знакомству с Гентом и просто погулять по вечернему городу. К моему большому удивлению солнце долго не садилось и вообще стояли белые ночи. В конце сентября в Бельгии это может показаться странным, но факт оставался фактом и я решил, что лучше лечь пораньше спать, а утро вечера мудренее.

Следующие приключения начались именно утром. По статусу нам был положен утренний завтрак и расписано время приема пищи. Я побеспокоил служительницу столовой, которая очень удивилась, что месье так рано хочет кушать, но тем не менее меня покормила, правда, попросила, чтобы в дальнейшем я ее так рано больше не будил. И тут, сопоставив вчерашние и сегодняшние события с помощью метода математической дедукции, я понял, что в расстроенных чувствах я вчера перевел часы не в ту сторону. Теперь все встало на свои места: и белые ночи и слишком ранний завтрак. Чтобы как-то с честью выйти из создавшегося положения, посоветовался со своим внутренним голосом. Он мне предложил немножко отдохнуть и позавтракать еще раз по бельгийскому времени, при этом считать это обедом. Такое предложение мне понравилось, и оно было единогласно принято, после чего довольный и в хорошем расположении духа я отправился на прогулку в Брюссель.

Часть II. Брюссель.

Несмотря на то, что в воскресенье проезд на общественном транспорте бесплатный, получилось как в анекдоте, купил билет и пошел пешком. На самом деле хотелось посмотреть по пути Гент и расстояние в 2 км до вокзала -это не проблема. Город поражает обилием старинных зданий 13-14 веков, которые удачно гармонируют с современными постройками. Трудно даже представить, что в самом центре Европы такая старинная архитектура, представляющая все направления и стили, включая барокко, романский, фламандский ренессанс, ампир, раннюю и позднюю готику могла так хорошо сохраниться. А если еще добавить, что повсюду цветы: и на окнах зданий, и на клумбах, и на столбах в специальных вазах, то можно вообразить как здесь красиво! За 25 минут я дошел до вокзала, купил льготный билет за полцены по случаю выходного дня и на шикарном скором поезде за 20 минут доехал до центра Брюсселя.

В Брюсселе 3 вокзала: южный, центральный и северный. Я решил начать осмотр города с сердца Брюсселя со средневековых времен - с центральной площади Grande Place, о которой был много наслышан и читал, что ее относят к одной из красивейших в Европе. Однако увиденное превзошло все ожидания. Такое богатство архитектуры, сконцентрированное на одной площади, поражает воображение. Центральными зданиями этого ансамбля являются городская ратуша и "дом короля" - бывшая королевская префектура. Городская ратуша построена в 15 веке, увенчана ажурной башней высотой почти до ста метров, на самом верху ее стоит позолоченная пятиметровая статуя Св. Михаила - покровителя города.

Рядом с ратушей очень живописные дома гильдий, с причудливыми лепными украшениями. Особенно красива эта площадь 15 августа. В этот день по установившейся традиции вся площадь застилается ковром из живых цветов, и этот праздник длится несколько дней. Мы увидели это на открытках и услышали от экскурсовода, но и в обычный день она настолько нарядна и празднична, что создается впечатление, что тебя пригласили на праздник жизни. Играют духовые оркестры, выступают танцевальные коллективы, люди улыбаются, поют, пьют пиво и передают эту атмосферу праздника многочисленным туристам, которых здесь великое множество. К одной из таких групп туристов я примкнул и проследовал вместе с ними к "манекен-Пис". Это тоже своеобразный символ Брюсселя (начало 17 века), изображенный на многочисленных открытках и знакомый всем.

Однако, мало кто знает, что в Брюсселе он настолько популярен, что даже существует партия "Любителей писающего мальчика". Представители этой партии устраивают целые спектакли и шоу, вывешивается расписанная по часам программа, мальчика в течение дня переодевают по многу раз в различные одежды, около него всегда играет музыка, люди танцуют прямо на площади и конечно фотографируются вместе с колоритными фигурами представителей партии. Они одеты в специальные мантии, украшены жетонами и медалями с изображением их любимца и всегда рады многочисленным туристам. Наибольший ажиотаж возникает тогда, когда мальчик начинает писать разными сортами бельгийского пива. А таких сортов 350!!! Да не оскудеет струя, из которой бесплатно угощают всех желающих! После того, как я выпил то, что мне написал мальчик, не удержался и купил на память статуэтку с его изображением.

Побродив еще немножко по центру и полюбовавшись старинными кварталами Брюсселя, я решил дополнить картину осмотром современной части города.

Для этого я перебрался на электричке до вокзала Брюссель-норд и передо мной возник совсем другой город: высотные дома из стекла и бетона, шикарные гостиницы типа "Рэдисон", "Хилтон", "Шератон" и такой же "down town" как в любом крупном городе Америки или Defence в Париже. Кстати здесь же я встретил гостиницу с названием "Сталинград". Удовлетворив свое любопытство, захотелось обратно в центр. У первого встречного поинтересовался, в каком направлении и как долго добираться пешком до центра и оказалось, что это совсем просто. Поскольку он тоже шел в том же направлении, разговорились по пути и познакомились. Луи, так звали моего нового знакомого, работал в Брюсселе 30 лет тому назад и, узнав, что я из России /про Молдавию здесь почти никто не знает и поэтому я не стал уточнял детали/ и что я впервые в Бельгии, он с радостью предложил показать мне свои любимые места. Начали мы с самого известного в Брюсселе паба "A la mort subite", что означает выпить пива и умереть! После самого вкусного Gevze почему-то умирать совсем не хотелось, а хотелось жить и радоваться жизни.

Узнав, что меня зовут по-французски Мишель, он сразу предложил показать мне собор St-Michel, куда мы с ним и направились. Снаружи собор очень похож на "Notre Dam de Paris", может размерами только чуть меньше. Внутри такие же богатые витражи и старинные картины и иконы. Впечатление на меня собор произвел сильное, и Луи остался очень доволен. Так незаметно мы подошли к центру, где на одной из площадей выступал ансамбль из какого-то дикого африканского племени в одних только шкурах с копьями и изображал в танцах охоту на львов или львиц. Все это делалось на потеху публике и импресарио собирал мзду. За умеренную плату можно было с ними сфотографироваться, чем и пользовались в основном девушки, скорее приезжие туристки или местные львицы.

Еще мы встретили по дороге толпу туристов, окруживших робот, который подмигивал, кланялся и приветствовал всех кивком головы или легким движением руки. Не сразу можно было догадаться, что это был загримированный под робота артист театра. По реакции зрителей дети, да и наверно половина взрослых, все это восприняли за чистую монету. Когда мы гуляли по улицам Брюсселя, я обратил внимание на отсутствие автомобилей. Оказывается, в воскресные дни все улицы отданы пешеходам и велосипедистам, а движение частного транспорта запрещено. Этот эксперимент уже проводится несколько месяцев и успешно.

На одной из центральных улиц проходил парад ветеранов. В этот день Бельгия отмечала годовщину организации движения сопротивления. Зашли по дороге в несколько богатых магазинов, но покупать ничего не стали, так как цены высоки даже по европейским меркам, не говоря уже о наших зарплатах. С Луи мы расстались лучшими друзьями, а я еще погулял по вечернему Брюсселю и благополучно вернулся в Гент, полный впечатлений и довольный тем, что, наконец-то, первый день прошел без приключений!

По дороге в гостиницу забежал в университет, зарегистрировался и узнал, что переговоры дворника с представителями оргкомитета прошли успешно и чтобы никого не обидеть, было принято соломоново решение: ко мне поселили американца. Такой вариант меня вполне устраивал и я пошел домой тренироваться в английском языке.

Часть III. Гент

Каждое утро в Генте начиналось с завтрака. Разнообразия не было, но по прошествии недели меню еще помню: стакан сока, хлопья двух видов, которые заливались молоком и получалась каша. Потом стакан сметаны, яйцо вкрутую, джем по желанию, хлеб белый и черный, на который можно было накладывать ветчину, колбасу, сыр или все вместе. Больше на поднос не помещалось. Дополнительно наливалась чашка кофе, можно было с лимоном или с молоком и чашка какао с сахаром. Масленка с вкусным бельгийским маслом стояла на столе. Если уже речь зашла о питании и чтобы к этому вопросу больше не возвращаться, то продолжение было на конференции. Во время первого перерыва пили кофе со всякими сладостями и вкусностями, а во время второго перерыва предлагались гамбургеры, бутерброды с копченой рыбой или мясом, а также с разными овощами. Красное и белое вино, а также пиво было без ограничений и каждый день. А после этого вечером были приемы либо в мэрии, либо галла-обед в ресторане, либо дегустация пива во время постеров и т.д. В общем, чувства голода не было. О самой конференции много писать не буду, т.к. это интересно только узкому кругу специалистов. В целом она прошла на высоком уровне и полезно.

На осмотр Гента оставалось не очень много времени, но хорошо было то, что университет находился в самом центре и жили мы от него в 5 минутах ходьбы, поэтому после вечерних заседаний или утром можно было побродить по самой интересной старой части города. Гент - один из древнейших городов Бельгии, основанный в IV-V веках. Самые величественные готические монументы - это, конечно, соборы. Поражает их возраст. Многие датируются 14, 15, 16 столетиями. Вечерами в них устраивают концерты, а днем они открыты для свободного посещения. Более подробно описывать не буду, т.к. я купил книгу по Генту, где все это подробно изложено и приведено много красивейших иллюстраций, некоторые из них я отсканирую и добавлю к своим фотографиям.

Хочется остановиться на Графском замке (Графенкастейл), рядом с которым мы жили. Над воротами значится дата - 1180 год. Над главным входом есть отверстие в форме креста, напоминающее о крестовом походе 1177-1178 годов. Имеющиеся в замке в большом количестве комнаты и подвалы использовались под тюремные камеры. Века не изменили этот почтенный феодальный замок. В графских жилых помещениях устроен музей орудий пыток. С крыши тюремной башни можно любоваться панорамой города и его историческим центром.

Если добавить, что замок, как впрочем и весь Гент окружен многочисленными каналами и реками, то создается иллюзия Венеции. Университет тоже одной частью ниспадает в канал, поэтому попасть в него можно только с одной стороны.

Рядом с ним расположена церковь Св. Михаила и мост Св. Михаила (мне в Бельгии везло на такое соседство). Строительство церкви началось в 1440 году, а закончилось в 1648 г. и она представляет из себя замечательный памятник позднеготической архитектуры. С моей точки зрения вид с моста Св. Михаила на центральную часть города и каналы - это самое красивое место в Генте! Прилагаемые фотографии подтвердят мои слова.

Если отойти чуть дальше от центра, то можно увидеть красивые парки, многочисленные цветники и невысокие дома более поздней застройки, несущие колорит фламандского стиля. Ну и как любой западноевропейский город Гент не может обойтись без улиц красных фонарей. В последний вечер мы совершили туда экскурсию, но, конечно это далеко не Амстердам и даже не Париж, но пообщаться с местными красавицами все равно было приятно!

Часть IV. Брюгге

С нетерпением ждали второго дня конференции. По программе в этот день должна была состояться автобусная экскурсия в Брюгге. Погода в Бельгии меняется по 10 раз в день, но на этот раз нам повезло, как по заказу весь день был солнечным и теплым. Подали 5 больших автобусов (всего было около 200 участников конференции) и мы за час доехали до места назначения. В маленькой Бельгии все рядом, впрочем и само Бельгийское Королевство находится на одном из перекрестков Европы. Для справки, от Брюсселя до Парижа 80 минут, до Лондона 160, до Антверпена, Амстердама, Кельна и того меньше. Итак, мы в Брюгге. Брюгге - это город, который больше чем какой-либо другой город Нидерландов и нидерландскоязычной части Бельгии сохранил свой исторический облик.

Такое впечатление, что мы попали из современности в средневековье. До сих пор его украшают дома XIV- XV веков - периода небывалого расцвета в средние века. В свое время Брюгге вместе с Лондоном и Парижем входил в тройку наиболее развитых городов Европы. С древних времен Брюгге был связан каналами и реками с морем и считался морским портом. Здесь процветала суконная промышленность и благодаря удачному географическому положению Брюгге быстро стал важнейшим торговым центром и обменным пунктом Северной Европы. В настоящее время - это место паломничества многочисленных туристов со всего мира, интересно ведь посмотреть на историю своими глазами. Наша пешеходная экскурсия началась из прекрасного парка, напоминающего ботанический сад. Пройдя через несколько мостов, мы вышли к Озеру Любви. Это место с романтическим названием, действительно, очень красиво. В тихих его водах плавают грациозные лебеди, которые по преданию должны хранить город от всяческих напастей, поэтому к ним в Брюгге особое отношение. По берегам расположены старинные замки, Пороховая башня 15 века, где хранились боеприпасы. Шлюзовый домик 16 века соединяет ниже лежащие каналы старого города с Озером Любви. Кстати, отсюда начинается канал, ведущий в Гент.

По мосту Бегинок мы попадаем в Королевский двор, возникший здесь в 13 веке и служивший многие века женским монастырем Бегинок, а ныне здесь обосновался орден монахинь-бенедиктинок. По узеньким старинным улочкам, пересекая многочисленные каналы, идем в сторону центра. По пути осматриваем старинные соборы и церкви. Церковь Богоматери (13 век) знаменита тем, что в ней хранится одна из ранних работ Микельанджело - мраморная скульптура Мадонны, которая была подарена церкви в 1514 году.

Рядом с церковью находится дворец Грюютхюзе, где сейчас располагается историко-бытовой музей прикладного искусства. Осматриваем здание музея, знакомимся с многочисленными экспонатами и любуемся панорамой города через самое маленькое готическое окно во всем Брюгге. Пройдя по улице Слепого Осла, вероятно, названной так названию трактира, выходим к знаменитым каналам Брюгге - рейи, которые пересекают весь город. Чем не Венеция!

А вот и центральная рыночная площадь, где заканчивается наша экскурсия. На ней находится самая высокая 83 метровая Дозорная башня (13 век).

Внутри башни в старинных сундуках за железными решетками хранятся старинные грамоты об основных свободах города. Суконные ряды составляют единое целое с Дозорной башней, хотя и построены они в разное время. Передняя часть относится к 1248 году, а боковые переходы были достроены через 100 лет. Ну и, конечно, в самом центре находится здание готической Ратуши, построенной в 1376-1400 годах. На стенах Ратуши росписи, рассказывающие о богатой истории Брюгге.

После экскурсии у нас час свободного времени и каждый может распорядится им по собственному желанию. Можно просто бесцельно побродить по старинным улочкам, попить пива в каком-нибудь старинном баре или погулять по парку. Когда после какой-нибудь поездки друзья спрашивают, что больше всего понравилось или, наоборот, не понравилось, можно ответить одной фразой: не хотелось уезжать обратно!

Михаил Назаров




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу