Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА


Область Санкт-Петербург
Тип памятник архитектуры
карта района


АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА. Санкт - Петербург - один из красивейших городов мира. Величественный облик архитектрных ансамблей, строгие прямые улицы, просторные площади, парки, реки и многочисл. каналы, архитектурно оформленные набережные и мосты, узорчатые ограды, выдающиеся памятники архитектуры и монументальной скульптуры придают городу уникальный характер. Под гос. охраной здесь находятся Свыше 3000 Архитектурный памятников.

Санкт - Петербург застраивался по регулярному плану. Организующим началом города стал водный простор Невы и ансамбль Петропавловской крепости. Центраотная часть сложилась к юго-востоку от Невы вдоль основан дорог, образовавших трёхлучевую систему улиц, расходящихся от здания Адмиралтейства, заложенного в 1704 как корабельная верфь Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения (в 1732 - 38 перестраивалось И. К. Коробовым, в 1806 - 23 сооружено по проекту А. Д. Захарова). Административно - общественый центр намечался на Васильевском острове, где были построены здания Двенадцати коллегий (ныне университет; 1722 - 42, с участием арх. Дж. Трезини), Кунсткамера (1718 - 34, арх. Г. И. Маттарнови и др.; перестроен в 1754 - 58, арх. С. И. Чевакинский), дворец Меншикова (1710 - 27, арх. Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель). Строились дворцы и особняки знати в стиле петровского барокко - дворец Петра I (с 1925 историко - бытовой музей; 1710 - 14, арх. Трезини и др.) в Летнем саду (1704 - 30, арх. Ж. Б. Леблон, И. М. Матвеев, М. Г. Земцов), затем в стиле барокко - дворцы С. Г. Строганова (1752 - 54, арх. В. В. Растрелли), П. Б. Шереметева на Фонтанке (1750 - 55, арх. Чевакинский), Никольский морской собор (1753 - 62, арх. Чевакинский). В 1769 был утверждён новый план города (составлен под руководством арх. Ал. В. Квасова), в котором были закреплены и развиты идеи регулярной планировки, лёгшие в основу дальнейшей застройки Петербурга. Во 2 - й пол. 18 - нач. 19 вв. вокруг обширной водной площади при разделении Невы на рукава сложились грандиозные архититектурные ансамбли. Роль Невы в восприятии городских пейзажей раскрывается особенно ярко в застройке Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (ныне Военно-морской музей, 1805 - 10, арх. Ж. Тома де Томон) и двумя ростральными колоннами. Единую пространств, композицию на берегу Невы образуют три центральные площади, сформировавшиеся в результате деятельности нескольких поколений зодчих. Это Дворцовая площадь со зданиями Зимнего дворца (ныне Эрмитаж; 1754 - 62, арх. Растрелли, барокко), Главного штаба (1819 - 29, арх. К. И. Росси, ампир), штаба Гвардейского корпуса (1837 - 43, арх. А. П. Брюллов) и Александровской колонной в центре (1830 - 34, арх. А. А. Монферран); Сенатская (ныне Декабристов) площадь со зданиями Сената и Синода (ныне Центральный истрический архив; 1829 - 34, арх. Росси) и памятник Петру I ("Медный всадник", 1768 - 78, открыт в 1782, скульп. Э. М. Фальконе); Исаакиевская площадь с собором (ныне музей; 1818 - 58, арх. Монферран, скульп. И. П. Витали, П. К. Клодт, С. С. Пименов и др., худ. К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др., поздний классицизм). Один из крупнейших ансамблей города - Марсово поле, включает сооружения трёх веков, в т. ч. Мраморный дворец (ныне филиал Центр, музея В. И. Ленина, 1768 - 85, арх. А. Ринальди, ранний классицизм), казармы Павловского полка (ныне Ленэнерго; 1817 - 20, ампир), памятник А. В. Суворову (1799 - 1801, скульп. М. И. Козловский), памяник Борцам Революции (1917 - 19, арх. Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский); в 1920 - 23 на всей территории разбит партерный сад (арх. И. А. Фомин); в 1957 зажжён Вечный огонь. К Марсову полю примыкают Летний сад и Инженерный замок (до 1823 - Михайловский, 1797 - 1800, арх. В. Ф. Бренна, классицизм) с конной статуей Петра I перед ним (1743 - 47, установлен в 1800, скульп. Б. К. Растрелли). В нач. 19 в. сложились парадные ансамбли Невского просп., большой участок которого занимает Казанский собор (ныне Музей истории религии; 1801 - 11, арх. А. Н. Воронихин, скульп. И. П. Мартос, И. П. Прокофьев и др., росписи В. Л. Боровиковского и др., классицизм), памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (скульп. Б. И. Орловский), установленные перед ним в 1837; ансамбль Площадь Искусств (быв. Михайловская) с торжеств, зданием быв. Михайловского дворца (ныне Русский музей). Торжественный парадный ансамбль, организующий большой район города, образуют открытая в сторону Невского проспекта площадь Островского (быв. Александрийская) вместе с ул. Зодчего Росси и Площадь Ломоносова (быв. Чернышёва), созданные в 1816 - 34 по проекту арх. Росси. В глубине площади - здание Театра драмы им. А. С. Пушкина (быв. Александрийский; 1828 - 32, арх. Росси, ампир), с зап. стороны Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова - Щедрина (1796 - 1801, арх. Е. Т. Соколов, 1828 - 32, арх. Росси), в центре - памятник Екатерине II (1862 - 73, скульп. А. М.Опекушин и М. А. Чижов, по проекту М. О. Микешина).

Были созданы и загородные ансамбли (ныне в черте города) - Александро - Невская лавра (на части территории - Музей городской скульптуры с некрополями 18 в. и мастеров искусств) с Благовещенской ц. (1717 - 22, арх. Трезини) и Троицким собором в стиле классицизма (1776 - 90, арх. И. Е. Старов); ансамбль Смольного, включающий бывший монастырь (1748 - 64, арх. Растрелли, барокко) и бывший Институт благородных девиц в стиле классицизма (1806 - 08, арх. Дж. Кваренги); Архитектурный - парковый ансамбль Елагина о - ва с Елагиным дворцом (ныне дворец - музей; 1818 - 22, арх. К. И. Росси) и пейзажным парком. Среди построек 2 - й пол. 18 в., сохраняющих барочное пластич. богатство форм, но отличающихся ясностью построения, стремлением выявить архитектонику здания, выделяются Академия художеств (1764 - 88, арх. А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Вал - лен - Деламот), Малый Эрмитаж (1764 - 67, арх. Валлен - Деламот), склады "Новая Голландия" (1765 - 80, арх. Чевакинский, Валлен - Деламот), Гостиный двор (1757 - 85, арх. Растрелли, Валлен - Деламот). В кон. 1770 - 80 - х гг. архитектура обществ, зданий приобретает всё большую строгость, свойственную классицизму, - АН (1783 - 89), Ассигнационный банк (1783 - 90) (оба - арх. Дж. Кваренги), почтамт (1782 - 89, арх. Н. А. Львов), дворцы - Таврический (1783 - 89, арх. Старов), Разумовского (1762 - 66, арх. Кокоринов, Валлен - Деламот), Бобринских (1792 - 96, арх. Л. Руска), Юсуповых (1760 - е гг., арх. Валлен - Деламот), Князь - Владимирский собор (1741 - 72, арх. М. Г. Земцов, П. Трезини, Ринальди; в 1783 - 89 достроен Старовым, классицизм). В 1 - й четв. 19 в., когда классицизм вступил в свою новую фазу - ампир, были созданы Горный институт (1806 - 11, арх. Воронихин), по проектам арх. В. П. Стасова - Троицкий (Измайловский; 1828 - 35) и Спасо - Преображенский (1827-29) соборы, чугунные Московские (1834 - 38, скульп. Б. И. Орловский) и Нарвские (1827 - 34, скульп. П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут - Малиновский) триумфальные ворота. Рядовая застройка жилыми домами велась по "образцовым" проектам арх. Захарова, Стасова, Ф. И. Волкова, Руски. В сер. 2 - й пол. 19 в. появились эклектич. сооружения, в т. ч. дворцы: Мариинский (ныне Ленгорисполком; 1839 - 44), Белосельских - Белозерских (впоследствии Куйбышевский райком КПСС; 1846 - 48), Николаевский (ныне Дворец Труда; 1853 - 61), Новомихайловский (ныне Институт материальной культуры Рос. АН; 1857 - 61) (все - арх. А. И. Штакеншнейдер); церкви: Петра и Павла (1833 - 38, арх. А. П. Брюллов), "Спаса на крови" (1883 - 1907, арх. А. А. Парланд); Мариинский театр (ныне Театр оперы и балета; 1859 - 60, арх. А. К. Кавос, перестроен в 1883 - 96, арх. В. А. Шрётер).

С 1 - й пол, 19 в. строились многочисл. мосты: через Неву - Троицкий (ныне Кировский; 1897 - 1903, арх. Л. Н. Бенуа и др.), через канал Грибоедова - цепные Банковский и Львиный (1825 - 26), через Фонтанку - Аничков (1839 - 41, бронзовые группы укротителей коней, 1849 - 50, скульп. Клодт), через Мойку - Зелёный, Красный, Поцелуев (все - нач. 19 в., арх.В. И. Гесте); в 19 - нач. 20 вв. были сооружены гранитные набережные Невы.

2 - я пол. 19 - нач. 20 вв. характеризуются переходом от общих градостроит. задач к урегулированию планов отд. частей города (Васильевского о - ва, Петроградской стороны), к созданию новых типов сооружений - крытых рынков, вокзалов, банков, гостиниц, доходных домов, торг, зданий, контор. Постепенно формируются принципы стиля "модерн": Азовско-Донской коммерч. банк (1907 - 13) и гостиница "Астория" (1911 - 12) (оба - арх. Ф. И. Лидваль); Дом книги (1904 - 06, арх. П. Ю. Сюзор); пассаж на Литейном просп. (1912 - 13, арх. Н. В. Васильев). В 1910 - х гг. в архитектуре господствуют тенденции неоклассицизма: дача Половцова (1911 - 16), особняк Абамелек - Лазарева (1913 - 15) (оба - арх. И. А. Фомин). Строились также многоэтажные доходные дома, отличавшиеся усовершенствованной планировкой и более скромными формами (арх. Л. Н. и Ю. Ю. Бенуа, Г. Г. Гримм, Н. Е. Лансере, А. А. Оль, А. А. Ильин, В. А. Щуко и др.). После Окт. революции началась планомерная застройка Ленинграда, исходящая из новых социальных принципов. Были реконструированы окраины за Нарвской, Невской и др. заставами и созданы первые жилые комплексы для рабочих - на Тракторной ул. и Серафимов - ском участке (ныне Турбинная ул.) проспекта Стачек (арх. А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов) и др., отличавшиеся цельностью объёмно - пространств. композиции, простотой и удобством планировки; одновременно с жильём сооружались учреждения культурно - бытового обслуживания. В те же годы начинается стр - во крупных обществ, зданий нового типа - дворцов культуры (им. А. М. Горького, 1925 - 27, арх. А. И. Гегелло и др.), лечебных учреждений (профилакторий текстильщиков, 1927 - 30, арх. Л. В. Руднев, И. И. Фомин), школ (на просп. Стачек, 1925 - 27, в Лесном, 1930 - 32, обе - арх. Никольский), фабрик - кухонь, детских учреждений. Для 1930 - х гг. характерно стр - во крупными кварталами и целыми жилыми массивами (Малая Охта, Щемиловка, Автово, Московский просп.) и стр - во крупных обществ, зданий, ставших центрами новых районов, - Кировский (1930 - 35, арх. Н. А. Троцкий), Московский (1930 - 35, арх. И. И. Фомин и др.). Невский (1937 - 40, арх. Е. А. Левинсон) райсоветы, кинотеатры - "Гигант" (1934 - 35, арх. Гегелло, Кричевский), "Москва" (1937 - 39, арх. Л. М. Хидекель), адм. здание, т. н. Дом Советов, на Московском просп. (1936 - 41, арх. Троцкий). В годы Великой Отечественной войны, несмотря на принятые меры по защите памятников города, было разрушено и повреждено более 10 тыс. зданий. По ген. плану 1946 - 48 (руководители - арх. Н. В. Баранов, А. И. Наумов) комплексно решались задачи восстановления, реконструкции и нового стр-ва; были созданы площадь у Финляндского вокзала, Приморский и Московский парки Победы, проложена Кленовая ул. у Инженерного замка, построены Театр юных зрителей (1962, арх. А. В. Жук, С. И. Евдокимов), концертный зал "Октябрьский" (1967, арх. В. А. Каменский и др.), дворец спорта "Юбилейный" (1967, арх. Г. П. Морозов и др.), комплекс телецентра (1962, арх. С. Б. Сперанский и др.). В 1955 вступили в строй первые станции метрополитена. В 1960 - х гг. завершилось создание мемориальный ансамблей на Писк арёвском и Серафимовском кладбищах. Среди наиболее значит, сооружений последних лет: Монумент героич. защитникам Ленинграда в Великой Отечественной войне (1975, арх. Сперанский, Каменский, скульп. М. В. Анику - шин), спорт. - концертный комплекс (1980, арх. И. М. Чайко и др.), аэровокзал "Пулково" (1973, арх. А. В. Жук и др.), речной и мор. вокзалы, "Дворец молодёжи" (1969 - 80, арх. П. С. Прохоров и др.), мост Александра Невского. основан памятники: Ленину - перед Финляндским вокзалом (1926, скульп. С. А. Евсеев, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), перед Смольным (1927, скульп. В. В. Козлов), на Московском просп. (1970, скульп. Аникушин), С. М. Кирову (1938, скульп. Н. В. Томский), "Невский мемориал" (1980 - е гг., арх. Д. С. Гольдгор и др., скульп. Л. Г. Могилевский), "Обелиск городу - герою" (1985, арх. А. И. Алымов). См. также Санкт - Петербург, Музеи Санкт - Петербурга.

Лит.: Ленинград. Архитектурные ансамбли и памятники, 3 изд., Л., 1980; Пунин А. Л., Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX в., Л., 1981; Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной, Л., 1985; Булах А. Г., Абакумова Н. Б., Каменное убранство центра Ленинграда, Л., 1987.



Интернет - сайты - всего 0 [ внести новую запись ]

Фотографии - всего 18[ добавить фотографию ]
краткое название краткое название краткое название без названия
краткое названиекраткое названиекраткое названиебез названия
[ показать все фотографии ] [ добавить фото ]




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу