Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

ВСЯ ХИТРОСТЬ - В РАКУРСЕ

Как видно из этой фотографии секрет загадочной картинки , помещенной в прошлом выпуске "Пестрого мира" , весьма прост. Нет перепутанного ящика, нет человека внутри него, а сеть лишь несложная конструкция из досок и канатов и определенный ракурс, под которым камера запечатлела, казалось бы невозможное. Эту оптическую иллюзию придумал и осуществил американский фокусник Джерри Андрус: он очень любит выворачивать очевидное наизнанку и всем искусством призывает публику верить собственным глазам с известной поправкой.



ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧУЧЕЛО

Гай Фокс - это почти Герострат. Но если Герострат для того, чтобы войти в историю, все-таки сжег храм Артемиды Эфесской, то Гаю Фоксу не удалось совершить задуманное и спалить Лондон,- отсюда словечко "почти". Тем не менее Фокс тоже вошел в историю - как глава "Порохового заговора" 1605 года, направленного против короля Якова I и членов парламента. День, когда заговор был раскрыт - 5 ноября,- считается в Англии праздником. Вот уже почти четыреста лет в этот день люди веселятся, устраивают карнавалы, чернят лица сажей и торжественно сжигают на костре чучело Гая Фокса. Между прочим, имя "Гай" в Великобритании стало нарицательным - в английском языке это слово с некоторых пор означает именно "пугало", "чучело", а еще "смешно одетый человек", "парень", "малый" - последние значения имеют пренебрежительную окраску.

Пятого ноября лондонцы сжигают несколько чучел (хотя "официальное" - всегда одно). То, что запечатлено на нашем снимке, сделано лондонскими школьниками. Помимо всего прочего, это и возможность немного подзаработать: чучело как бы предлагает прохожим пожертвовать несколько монет в память о великом заговорщике. Вот и получается: память "почти Герострата" - но все-таки память.



КАРАВАН

Двадцатый век - век техники (впрочем, так же современники именовали и девятнадцатый и восемнадцатый век...). Всевозможные транспортные средства летают по воздуху, преодолевают гигантские расстояния по суше и морю. Казалось бы, современной транспортной технике подвластны любые расстояния, она не боится никаких климатических условий и погодных неожиданностей.

А вот с точки зрения кочевых народов галла или сомали, обитающих в Эфиопии, Кении и Сомали, лучший транспорт в пустыне - караван верблюдов. Медленно ползет вереница навьюченных животных по кенийской пустыне Чалби. Ни палящий зной, ни насыщенный песком ветер не в силах остановить это движение. Наступит вечер - люди разгрузят верблюдов и соберут легкие палатки, в которых можно будет провести ночь. Утром - снова в путь, в город Норт-Хорр или, например, Майкову, где на базаре можно обменять привезенные из дальних мест товары.



БОЙ ВНУТРИ "ЧЕРНОЙ МАРИИ"

Первый спортивный кинорепортаж был снят в 1894 году в лаборатории Эдисона. Великий изобретатель решил запечатлеть для современной ему публики и будущих поколений чемпионат мира по боксу. Только гений Эдисона мог решить эту задачу - гений, воплотивший свой замысел в особую конструкцию, которая получила название "Черная Мария". Конструкция представляла собой... движущийся дом, включавший ринг (4,5X4,5 м) с мягким ограждением, черную комнату и две камеры. Почему движущийся? По той причине, что лампы накаливания (изобретенные, кстати, тоже Эдисоном в 1879 году) были еще не очень сильны, и для съемки требовался прямой солнечный свет: "Черная Мария", перемещаясь во время пауз между раундами, "следила" за солнцем, и ринг, таким образом, постоянно освещался сквозь большое окно в наклонной крыше. Перерывы между раундами были весьма продолжительными: на перезарядку камер уходило немало времени. Несмотря на все трудности, работа была успешно завершена, и пленка увековечила бой из шести раундов, в ходе которого Дж. Корбетт победил Р. Коуртни.

Знаток истории киноискусства может усомниться: как же Эдисону удалось снять свой кинорепортаж в 1894 году, если общеизвестно, что братья Люмьер лишь в 1895 году создали свой аппарат для съемки и проецирования "движущихся фотографий"? Все дело в том, что Люмьеры создали не вообще первую кинокамеру на свете, а первый практически пригодный киноаппарат. Что касается "Черной Марии" Эдисона, то из приведенного выше описания вряд ли можно сделать вывод о ее практичности. Хотя, разумеется, Эдисону надо отдать должное...



ИНДИКАТОРЫ-СМЕРТНИКИ

Мхи - незаменимые экологические помощники человека. Куртинки и подушки мхов сохраняют влажность, а раз так,' то по химическому составу веществ, растворенных в этой влаге, можно определить загрязненность атмосферы - в частности, наличие в ней сернистого ангидрида. Словом, мхи - это чувствительные индикаторы загрязнения атмосферы. К несчастью, от индикаторов, изобретенных человеком, природные "сенсоры" отличаются тем, что сами подвержены пагубному воздействию агрессивных агентов среды. Именно поэтому мхов в Европе все меньше и меньше, а многие виды исчезли совсем.



МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ

Одеяла с электроподогревом, костюмы с нагревательными элементами для нас давно не новинка. Если мы попытаемся дойти до истоков этого изобретения, то нам придется отправиться на воображаемой машине времени в годы первой мировой войны. Именно тогда пилоты аэропланов, испытывавшие муки холода на большой высоте, стали облачаться в костюмы, прошитые металлической проволокой с большим сопротивлением, по которой пропускался слабый электрический ток. Увы, то была эпоха, когда не только авиация, но и электротехника делала свои первые шаги. Нагревательные элементы питались от небольшого ветро-генератора, укрепленного на крыле биоплана или моноплана. Во время пикирования - предположим, если требовалось уйти от врага,- пропеллер динамо-машины раскручивался до очень больших скоростей, сила тока резко возрастала, и пилот получал серьезнейшие, порой смертельные ожоги.



РЕКОРДСМЕНЫ ПРОЖОРЛИВОСТИ

Кто самый быстрый едок на свете? Среди рыб это, конечно, пиранья. Среди млекопитающих кандидатов будет, очевидно, немало, но в числе первых надо обязательно назвать гиен. Эти хищники - настоящие рекордсмены прожорливости. Стая из пятнадцати гиен может за четыре часа сожрать крупное животное весом до двухсот килограммов, причем сделать это так, что от жертвы останутся только рога и зубы. А кости? - спросит недоверчивый читатель. Дело в том, что после пиршества гиен костей не остается. Хищники перемалывают их своими крепкими зубами и, проглотив, полностью усваивают содержащийся в костях коллаген



ТРУЖЕНИКИ СУШИ

Когда и где на Земле производились самые трудоемкие земляные работы? При строительстве пирамид? При возведении Великой Китайской стены? При сооружении Баальбекской террасы? Нет, нет и нет. Настоящим памятником труду землекопов могут служить голландские польдеры - земля, отвоеванная у моря. Строительство дамб и плотин потребовало перемещения примерно двухсот миллионов кубометров земли, устройство дренажных каналов и рвов добавило к этой цифре еще 600 миллионов кубов. Общий объем земли, вынутой при рытье каналов, составил тоже 200 миллионов кубов. В сумме получается миллиард кубометров, который очень просто представить: достаточно нарисовать в воображении куб со стороной в один километр. На всю работу пошло 135 миллионов человеко-дней. Были и индивидуальные рекорды. Так, один землекоп прославился тем, что перекапывал по восемь кубометров в день. Любой, кто хоть раз в жизни занимался земляными работами, поймет, что это поистине титаническое достижение.



БЕССМЕРТНЫЕ ШУТИХИ

Если вы думаете, что порох изобретали в военных целях и он сразу нашел применение на поле боя, вы глубоко заблуждаетесь. Это совсем другая история.

"Положи две унции растертой серы и две унции растертой селитры на сковороду... зажги три стручка гледичии и брось их так, чтобы вся смесь вспыхнула пламенем. Когда огонь угаснет... добавь дерево и древесный уголь". При всей схожести данного текста с инструкцией по производству пороха, на самом деле это - рецепт пилюль бессмертия, изобретенный знаменитым китайским фармацевтом Сунь Симяо более тысячи лет назад. Пять императоров династии Тан (618-907) умерли в мучениях от "пилюль бессмертия", прежде чем в умы придворных аптекарей закралась крамольная мысль о несоответствии состава снадобья его высокому назначению. Только в девятом веке указанный состав начали применять как зажигательную смесь: им обмазывали наконечники стрел. А потом пришла очередь шутих "на твердом топливе" - их изобрели примерно в 1150 году - и ракет (около 1200 года нашей эры).

И по сей день Китай славится своими пиротехниками. Особо замечательные фейерверки - самые яркие, самые громкие, самые цветистые, самые изящные -удаются в провинции Гуандун. Шутихи, петарды, огненные колеса, бенгальские огни, "огненные цветы" (фейерверки, которые образуют в воздухе узор, похожий на хризантему) и прочие пламенные изделия гуандунских мастеров под фирменными названиями "Тигровая голова", "Конь", "Фень Чень" расходятся по всему свету.



ШАРИК С СЕКРЕТОМ

Шариковая ручка (которой пишутся и эти строки) настолько прочно вошла в наш быт, а устройство ее настолько просто, что кажется, будто это орудие письма существует с незапамятных времен. На самом деле шариковая ручка очень и очень молода. Ей всего-навсего полвека. Этот инструмент был изобретен в конце тридцатых годов в Венгрии. Авторство принадлежит братьям Биро, один из которых был скульптором, художником и журналистом, а второй-химиком. Когда разразилась вторая мировая война, братья эмигрировали в Аргентину и в 1942 году начали там промышленное производство шариковых ручек. Поначалу дела у Биро шли неважно: подводили несовершенные чернила. И только когда американец Фран Сич предложил пасту, которая в ручке долго сохраняла вязкость, а на бумаге мгновенно высыхала, шариковая ручка начала свое победоносное шествие по свету.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу