Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ПЁСТРЫЙ МИР

ВОКРУГ СВЕТА № 6-83


ГОРОД МОЛЬЕРА

"Городок времен Людовика XIV",- гласит транспарант при въезде во французский город Пезнас (департамент Эро). Пезнас превращен в музей под открытым небом, где действительно царит атмосфера XVII века. Старинные каменные особняки, лавки, где продаются изделия цеховых кузнецов, литейщиков, стеклодувов (все - в традициях прошлых веков), мастерские ткачей (еще Плиний Старший писал: "Шерстяные ткани Пезнаса соперничают с лучшими материями Римской империи"), погребки, постоялые дворы... Но не только музейный облик города принес ему славу. Пезнас - это город Мольера. И дело не в том, что здесь можно купить мебель "Мольер", что можно зайти в ресторан "Мольер", а потом, постояв у памятника Мольеру, отправиться в погребок "мольерских вин". Хотя Жан-Батист Поклен родился скорее всего в Париже, Мольером он стал именно в Пезнасе, говорят жители города. Здесь он нашел покровительство принца Конти, здесь написал пьесы "Тартюф", "Мнимый больной", "Господин де Пурсоньяк"...

Город свято хранит память о великом комедиографе. И выше других театральных жанров чтит комедию. Когда сценическое действо выплескивается на улицы и превращается в веселое шествие, здесь нет ничего необычного. Ведь Пезнас - город Мольера.



ДОСКА - ПАРУС - ПРИБОЙ

Все началось с серфинга - катания на дОсках на волнах прибоя. Этот вид спорта давно уже пользуется большой популярностью на побережьях Австралии, Новой Зеландии, Гавайских островов. Затем кто-то придумал поставить на доску парус. Родился виндсерфинг - водный спорт, которому сильный прибой уже не нужен: был бы ветер. Но вот в последнее время гавайские энтузиасты виндсерфинга решили не останавливаться на достигнутом и вернулись к большой волне. Оказалось, что сочетание доска - парус - прибой позволяет совершать головокружительные прыжки в воздухе. Уже появились умельцы, овладевшие сложными фигурами - например, сальто-мортале. Пока новое развлечение именуют "морской аэробатикой". Но, видимо, поиски точного термина еще будут продолжаться. Ведь из названия выпало слово "серф" - "прибой". А какие же сальто-мортале на досках без прибоя?



ГИГАНТЫ В ОПАСНОСТИ

Триста лет назад район обитания выдры бразильской простирался в Южной Америке всюду, где были тропические болота с обильными рыбой протоками - от Колумбии до Аргентины, от Бразилии до Перу. Местным промысловикам и меховщикам Европы и Северной Америки животное было известно прекрасным дорогим мехом. Увы, мех и стал причиной быстрого и почти полного уничтожения вида, " Менее тридцати лет назад власти Суринама наложили запрет на безоглядное истребление выдры бразильской. Но лишь три года назад ученые начали всерьез исследовать ее образ жизни.

Французский зоолог Николь Дюпле провела долгие месяцы в труднодоступных болотистых джунглях Суринама. Буш-негры и индейцы араваки провезли ее на лодках по местам обитания "бига-вотра-доги", как называют суринамцы выдру-гиганта на "таки-таки", местном жаргоне.

Естественный враг у выдры один - ягуар, но и он покушается на жизнь лишь слабых и молодых животных. В воде выдре раздолье - лапы с перепонками, мощный хвост, обтекаемая голова, сильное, покрытое плотным мехом мускулистое тело длиной более полутора метров. Николь Дюпле наблюдала более сотни выдр на десятках рек и протоков, записала крики опасностей, писк детенышей, фырканье самцов; научилась отличать животных по разнообразным рисункам пятен на груди...

К концу ее работы в нижнем течении реки Корантейн развернулась прокладка дороги к бокситовым разработкам и лесозаготовкам. На глазах исследовательницы семьи гигантских выдр распадались, уходили в глубь болот, сгоняли друг друга с обжитых стоянок и рыболовных угодий - словом, исчезали, как исчезают под натиском цивилизации места их обитания. И все же Николь Дюпле надеется, что удастся сохранить этих-уже уникальных-животных.



ДЫМНАЯ ИСТОРИЯ

ДЫМНАЯ ИСТОРИЯ

Проблема загрязнения воздуха отнюдь не нова. Еще в средневековой Европе налагались запреты на использование угля в качестве топлива. Например, в Лондоне в 1273 году был обнародован указ, который объявлял сожжение угля занятием, "пагубным для здоровья". Первая пеня за "промышленное загрязнение" Лондона датируется... 1365 годом. Правда, сумма обложения была ничтожной и делу охраны среды не очень-то способствовала: возжигание масел, дававших дым "с дурным запахом", каралось штрафом в четыре пенса.

В середине XIX века английские химические заводы выбрасывали в воздух огромные количества газов, содержавших соляную кислоту. Гибла растительность, на белье, развешанном в рабочих поселках, появлялись дыры. Наконец кто-то додумался пропускать дымы через воду: соляная кислота абсорбировалась. Это изобретение было увековечено в первом в истории законе о промышленном загрязнении: он был издан в 1863 году и получил название Щелочного Закона.

Конечно, масштабы нынешнего загрязнения воздуха не идут ни в какое сравнение с уровнем XIX века. Ежегодно трубы заводов в одной только Западной Европе выбрасывают в атмосферу двадцать пять миллионов (!) тонн двуокиси серы. Взаимодействуя с атмосферной влагой, эти дымы образуют слабый кислотный раствор, который выпадает на землю в виде "кислотных дождей".

Ветры, гуляющие по планете, не знают границ. Поэтому проблему загрязнения воздушной среды силами только одной страны не решить: тут нужны коллективные меры многих государств.



КОСМЕТИКА В ДОЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

КОСМЕТИКА В ДОЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Какая женщина не хочет быть красивой! Этот тезис относится и к современным женщинам, и к дамам всех прошедших эпох. Новое подтверждение тому нашли перуанские археологи. При раскопках они обнаружили мумифицированное тело девушки доинкской культуры, жившей две тысячи лет назад. Рядом с телом была погребена... косметическая сумочка, точнее, мешочек, выполнявший ее роль. В "косметичке" - набор средств для ухода за внешностью, которые были в ходу двадцать веков назад. В сущности, он мало чем отличается от современного: пудреница с пуховкой, тушь для ресниц и бровей, блеск для губ, расческа, пилочка для ногтей, особая палочка для смягчения кожи, щипчики. Словом, доинкская красавица была, что называется, во всеоружии. Вот только с зеркалами дело обстояло туго. Секрета амальгамы тогда не знали, поэтому кокеткам приходилось довольствоваться искусно отполированными пластинками из меди.



ОХРАНЯТЬ НАДО С... ПОЛЬЗОЙ

ОХРАНЯТЬ НАДО С... ПОЛЬЗОЙ

На северном побережье Австралийского материка водятся крупные крокодилы. Лет десять назад охотники за крокодиловой кожей почти полностью истребили их, пришлось взять этих пресмыкающихся под защиту. Теперь крокодилы снова так размножились, что жители города Дарвина, например, не решаются посещать городские пляжи. Конечно, встреча на пляже или в море с зубастым чудовищем не сулит ничего хорошего. Но требование жителей Дарвина снова разрешить охоту на крокодилов не встретило поддержки. Принято компромиссное решение: крокодилов будут переселять в специальные заповедники или передавать в зоопарки. За последние два года переселили уже 180 экземпляров.



СПОКОЙНЕЙ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

СПОКОЙНЕЙ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Австрийская дорожная инспекция решила... снять с автомагистрали между Грацем и Веной большинство дорожных знаков, оставив только самые необходимые - "крутой поворот", "перекресток", "уклон"... Причина? Огромное количество катастроф на этом шоссе. Казалось бы, уместны прямо противоположные меры: увеличение числа знаков. Однако австрийские дорожники, изучив мнение водителей, пришли к выводу: обилие знаков отвлекает внимание автомобилистов, снижает порог бдительности. Даже знаки, ограничивающие скорость, действуют на нервы, приумножают стресс. "Безрассудное" решение дало обнадеживающий результат: число несчастных случаев на одной из самых оживленных в Австрии автострад сократилось почти на четверть.



СПАСТИ ТАДЖ-МАХАЛ!

Мавзолей Тадж-Махал - знаменитый памятник индийской архитектуры - в опасности. Промышленность города Агры, близ которого расположен мавзолей, бурно развивается, и воздух в окрестностях сильно загрязнен. Стены Тадж-Махала возведены из белого мрамора и украшены мозаикой из цветных камней. А ведь у мрамора нет более страшного врага, чем промышленные дымы и кислотные дожди, порождаемые индустриальным смогом.

Индийское правительство принимает все меры, чтобы сохранить Тадж-Махал. В Агре прекратили эксплуатацию двух теплоэлектростанций, железнодорожное депо перевели в другое место и обозначили зону, в черте которой категорически запрещено возводить промышленные объекты. В скором времени мавзолей будет огражден мощным зеленым поясом: вокруг него высажены тысячи деревьев и кустарников.



ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА

Первый монгольфьер поднялся в воздух ровно двести лет назад - весной 1783 года. Братья Жозеф и Этьенн Монгольфье построили из бумаги и шелка воздушный шар, наполнили его горячим дымом и выпустили в небо. Шар поднялся на высоту триста метров.

Ныне монгольфьеры (напомним: эти воздушные шары отличаются от аэростатов тем, что наполнены не легким газом - водородом, гелием,-- а горячим воздухом, температуру которого поддерживает специальная горелка) переживают в странах Западной Европы настоящий бум. В Великобритании более полутора тысяч человек отправляются по выходным дням в воздушные плавания. Современные монгольфьеры (их делают из прочных синтетических материалов, а в гондоле устанавливают надежную, взрывобезопасную и практичную газовую горелку) - дорогое удовольствие. Его цена сравнима со стоимостью хорошего автомобиля. Поэтому для надземных путешествий люди объединяются в группы: часто пять-шесть семей пользуются одним воздушным шаром.

Итак, второе рождение монгольфьеров? Рождение, но... не второе, а очередное. Недавно монгольфьерист (как еще назвать?) Майк Сноу финишировал на холме близ города Силсден. Гондола опустилась рядом с замшелым валуном, на котором была выбита надпись, повествующая об удачном приземлении прогулочного воздушного шара в 1899 году.







Из архива журнала "Вокруг света"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ


"Вокруг света", 1933 год



ВЕСТНИК ДАЛЕКИХ МИРОВ

В конце прошлого столетия американские ученые заинтересовались огромной впадиной на степной равнине штата Аризона, на юге САСШ. Поперечник впадины 1500 метров, глубина до 150 метров. Впадина окружена валом в 40 метров высоты. Геологическое исследование выяснило, что вулканического извержения тут быть не могло. Оставалось предположить, что впадину выбил метеорит, углубившийся в землю. Тогда начали бурение. Бур проник в глубину впадины на 70 метров, но принес полное разочарование: ничего нет, кроме неповрежденного песчаного слоя. Дело заглохло лет на 30.

В 1919 году проф. Беренджер усомнился в правильности заброшенных раскопок. Что, если метеорит ударился в землю не под прямым углом? Тогда напрасно копаться в дне впадины. Нужно искать в другом направлении, на границе впадины, быть может, вне ее. Ученые исследовали края вала и подтвердили блестящую догадку проф. Беренджера. Метеорит летел по касательной к земному шару.

Летом 1920 года на границе впадины был пущен в ход новый бур. На глубине 420 метров бур наткнулся на слой метеоритного железа. Ученые точно установили, что тут лежит чудовищная глыба железа.

Сейчас американские ученые имеют возможность изучать метеорит, найденный талантливой догадкой по неясным признакам, оставленным при падении.

Когда упал аризонский метеорит? Не меньше, чем 7000 лет назад, судя по кольцам в древесине кедра, выросшего на валу. Геологи же вычисляют по выветрившимся песчаникам выбоины весьма почтенный возраст для метеорита: ему может быть от 40 000 до 70 000 лет.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу