Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ПЁСТРЫЙ МИР

ВОКРУГ СВЕТА № 5-83


НЕЗАМЕНИМЫЕ ДЛИННОУХИЕ

Греческие острова Тира (Санторин), на которых три с половиной тысячи лет назад с колоссальной силой взорвался вулкан, принесший гибель цветущей кикладской культуре, ныне привлекают множество туристов. Они заплывают на лодках и катерах в кальдеру вулкана, высаживаются на берег, а потом на осликах добираются до города Тира, расположенного на скальных террасах. Ослики - едва ли не самое распространенное транспортное средство на гористых островах. На них развозят товары, почту, даже поднимают на террасы технику. Техника, конечно, малогабаритная - мини-тракторы, сенокосилки, но без нее здесь не обойтись. На почве, обильно сдобренной вулканическим пеплом, родятся хорошие урожаи винограда и ячменя.



ПРОЗРАЧНАЯ СИМВОЛИКА

В городе Аликанте, как и во многих других городах Испании, каждый год отмечается праздник, носящий название Костры св. Хоана (Хоан - это каталанский эквивалент имени Иоанн). Празднику сопутствует карнавал, а главная особенность его - сжигание на кострах гигантских фигур, символизирующих различные горести, беды, заботы горожан. Предварительно эти фигуры провозят по улицам. На прошлогоднем карнавале всеобщее внимание привлекла повозка с гигантской пластмассовой моделью ветряной мельницы, которую придавила огромная саранча. У основания мельницы были расставлены небольшие фигурки замерших в растерянности мышей. Мельница символизировала сельскохозяйственный уклад Балеарских островов, знаменитых памятниками старины, мыши воплощали бездеятельных сотрудников министерства туризма, а саранча... что же, здесь намек очень прозрачный: саранча представляла орды туристов.

Каждый год страну наводняют до сорока миллионов гостей со всего мира (что, между прочим, почти равно численности населения самой Испании). Конечно, индустрия туризма приносит немалые доходы, но и урон, наносимый хозяйству, природе, очень велик. Не случайно бесчисленные курорты на средиземноморском побережье Испании, строительство которых привело к серьезному нарушению экологического баланса приморской зоны, получили в народе название "Великой Испанской стены". А что касается Аликанте... Этот город как раз и знаменит как один из крупнейших курортов, и влияние "саранчи" здесь особенно ощутимо.



РАЗРЕШИТЕ ВАС ПОБЕДИТЬ!

В оазисах, разбросанных по Нубийской пустыне (северные провинции Судана), самое большое торжество года - это праздник урожая. С утра и до вечера, с вечера и до утра в селениях не прекращаются песни, танцы, шутливые состязания воинов в боевой раскраске и вполне серьезные схватки борцов. Правила просты: бороться до полной победы. А победу присуждают лишь тогда, когда противник запросит пощады. Но прежде чем он запросит ее, прежде чем соперники пустят в ход приемы, которым их обучали с детства, борцы должны... испросить друг у друга разрешения вступить в бой. Именно этот смысл имеет коленопреклоненная поза, с которой, в сущности, и начинается каждый поединок.



РЫБИЙ ЖИР ДЛЯ... АВТОМОБИЛЕЙ

РЫБИЙ ЖИР ДЛЯ... АВТОМОБИЛЕЙ

Не на дизельном топливе, а на рыбьем жире начали ездить грузовики в Исландии. Моторы "приняли" новый вид горючего без особых возражений, скорости ничуть не уменьшились, а загрязнение воздуха снизилось. К тому же - и это, пожалуй, главное - в Исландии рыбий жир стоит на 40 процентов дешевле дизельного топлива.



БАМБУКОВАЯ ПРАВДА

БАМБУКОВАЯ ПРАВДА

Этот праздник известен во многих индийских деревнях. Правда, в разных районах страны он приходится на разные дни и даже на разные месяцы. К тому же для кого это праздник, а для кого...

Мужчинам - семейным мужчинам, почтенным отцам семейств - в этот день особенно веселиться ие приходится. Дело в том, что в индийской семье главной добродетелью женщины считается послушание. И круглый год жена слушается мужа во всем, на деревенскую женщину возложена самая тяжелая работа на поле и дома.

В этот день мужчины с утра уходят за околицу и лишь по удару деревенского барабана возвращаются в селение. Гуськом идут они по главной улице в пышных желтых тюрбанах. Руками поддерживают над головами плетеные щиты, украшенные цветами.

По обе стороны улицы стоят жены в праздничных сари. Лица закрыты масками, в руках - двухметровые бамбуковые шесты.

Первый мужчина появился на улице - и первые удары обрушились на его спину и голову. Пока идут мужи к центральной площади, на них сыплются удары. В первые минуты каждая женщина ищет своего собственного муженька, чтобы угостить бамбуком именно его, но скоро все перемешиваются в суматохе, сутолоке.

В этот день мужчины не только безропотно переносят побои, но вечером еще и благодарят за них усталых, но довольных жен.

Ведь только в этот день и выясняется, какие истинные чувства питает к мужу жена, такая почтительная и безответная весь год...



РОГ НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

РОГ НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

Могучими легкими надо обладать (помимо способностей и умения), чтобы играть на этом роге, похожем на перекрученный корень дерева. От мундштука до раструба, оформленного в виде звериной головы, в нем ровно четыре метра. Рог, сделанный из пластмассы, целлюлозы и древесной крошки, выполнил мастер Ганс Ройпольд из баварского городка Кирхензур (ФРГ), потратив на его изготовление более двухсот рабочих часов.



ПЕСЧАНКИ-ТАМОЖЕННИКИ

ПЕСЧАНКИ-ТАМОЖЕННИКИ

Контрабанда наркотиками в западных странах приняла в последние годы поистине колоссальный размах. Существуют особые полицейские бригады, вылавливающие контрабандистов, на таможнях многих стран используются специально обученные собаки, способные по малейшим следам запаха обнаружить тщательно спрятанные наркотики. Новых успехов на трудном поприще борьбы с контрабандистами добились канадские таможенники. При досмотре они применяют... песчанок. Эти небольшие грызуны обладают поразительным чутьем - их обонянию, как выяснилось, могут позавидовать и собаки-профессионалы. Человеку, подозреваемому в провозе наркотиков, нужно пройти вдоль ряда клеток с песчанками. И какое бы вещество он ни укрывал от таможни - героин, опиум, кокаин, ЛСД,- чуткий нос зверька моментально среагирует на запах. Каждая песчанка - после соответствующей дрессировки - может быть "настроена" на определенный вид наркотика.



ВОРОБЬИНАЯ ПРОБЛЕМА

Санитарные власти в Великобритании озабочены. Здоровью людей к запасам продовольствия в магазинах и на складах угрожает многочисленный враг - неистребимый и более опасный, по словам биологов, чем мыши и крысы. Это... воробьи. В последнее время их расплодилось невероятное; множество. Они проникают в пекарни, на фабрики, в зернохранилища, в пакгаузы...- и никакой управы на юрких пернатых пока нет.

Начнем с того, что отстрел воробьев в Великобритании запрещен законом. Вспышки света и ультразвуковые сигналы на них не действуют. В некоторых местах делались попытки покрывать балки и перекрытия строений особым отпугивающим составом. Никакого эффекта. Кое-кто из промышленников попробовал прибегнуть к услугам воробьиной пустельги - хищной птицы из семейства соколиных, грозы воробьев. Тоже впустую. Воробьи оказались хитрее, умнее и в конечном счете сильнее. Эти птахи научились даже преодолевать воздушные барьеры - завесы из вертикальных струй горячего воздуха, испытанное средство в обороне от других пернатых.

Остаются на крайний случай отравленные приманки. Однако биологи пока опасаются к ним прибегать. Есть все основания считать, что яды только усугубят санитарную (точнее, антисанитарную) ситуацию.



НЕ ХУЖЕ САМОЛЕТА

НЕ ХУЖЕ САМОЛЕТА

Карло Раппалино набрал в легкие воздух и закричал!

Стоявшие поблизости люди зажали уши и отшатнулись. Беспристрастные фонометры и прочие электронные измерительные устройства зафиксировали звуковой импульс * продолжительностью 3 секунды и громкостью 124 децибела. Судьи дружно зааплодировали: крик Раппалино мало чем отличался по интенсивности от звука мощного реактивного лайнера, идущего на посадку.

Дело было на пятом ежегодном фестивале крикунов, который проводился в итальянском городке Монфорте-д"Альба (область Пьемонт).

Многочисленные родственники отговаривали Карло Раппалино:

- Куда тебе! Там будут две тысячи зрителей, полсотни крикунов со всего Пьемонта - здоровенные молодые ребята. Ты же посмешищем станешь, да - не дай бог! ---надорвешься.

Тем не менее Раппалино отправился на состязание. Взобрался не без помощи ассистентов на помост, встал перед большим фанерным рупором, покосился на микрофон, соединенный с измерительной аппаратурой. И крикнул.

Как заявил один из членов жюри, "это был звук, по качеству и интенсивности превосходящий все, что мы слышали ранее".

Сам Карло о своем рекордном достижении отозвался так:

- Кричать я, конечно, здоров, но силы уже не те, что раньше. Мне годков пятьдесят сбросить, я бы так заорал - все попадали бы...

Карло Раппалино пенсионер, всю жизнь был фермером. Незадолго до состязания ему исполнилось девяносто лет...







Из архива журнала "Вокруг света"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ


"Вокруг света", 1933 год



СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Рабочие строят мосты, копают каналы, прокладывают рельсы, мостят шоссе. А работой руководят инженеры. Но не всегда. Иногда инженеру не справиться, нужен дипломат.

Имя Фердинанда Лессепса знают все: он строитель Суэцкого канала. Для мировой торговли, для мирового судоходства, для связи между материками значение канала необычайно велико. Из-за канала морская дорога из Лондона в Калькутту стала вдвое короче. Раньше приходилось тратить время на плавание вокруг Африки. Как огромный камень, лежала она на морской дороге из Европы в Азию.

Но люди с давних времен знали о другой дороге - не вокруг Африки, а мимо нее - из Средиземного моря в Красное. Моря были разделены Суэцким перешейком, и у людей родилась мысль прорыть через перешеек канал. Еще в 1798году, вовремя похода Бонапарта в Египет, французский инженер Лепэр вел на перешейке изыскания. Но Бонапарту пришлось бежать из Египта, и изыскания были прекращены.

Через тридцать лет за них взялись социалисты-утописты, ученики Сен-Симона. Они наивно полагали, что постройка канала поможет объединить все человечество в одну семью. Несколько инженеров, техников и архитекторов отправились в Египет, начертили точные карты, составили проекты и сметы. Но объединить человечество им не удалось. Англичане боялись, что, прорыв канал, французы отобьют всю торговлю с Индией. Чтобы помешать французам, англичане вооружили против канала Турцию, а без ее согласия нельзя было начать работу: Суэцкий перешеек находился в турецких владениях.

И опять проект был бы отложен, если бы в постройке Суэцкого канала не были близко заинтересованы капиталисты Франции. Наполеон III договорился с Турцией о постройке канала. Французская буржуазия и турецкий паша вложили в постройку канала свои капиталы.

Руководил постройкой Фердинанд Лессепс, родственник Наполеона III и друг турецкого паши. Он не был инженером, но был дипломатом и стоял близко к финансовым кругам Франции.

Дипломатические ухищрения, подкрепленные капиталом, сделали больше, чем знания инженеров: 19 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства,- через 70 лет после изысканий Лепэра.

"Вокруг света", 1933 год

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу