Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ПЁСТРЫЙ МИР

ВОКРУГ СВЕТА № 10-83


ВЫЗОВ ЦУНАМИ

В долине Ваипио, расположенной на северо-восточном берегу острова Гавайи, сейчас живет очень немного людей. В 1946 году на побережье обрушилась гигантская волна - цунами - и смыла большинство домов, слизала поля таро - главного сельскохозяйственного продукта жителей долины. С тех пор островитяне избегают селиться в Ваипио. Но все же нашелся один человек, который бросил вызов стихии. Он устроил дом на самом берегу. Именно устроил, а не построил, ибо дом его разместился в развилке ветвей высокого дерева. Надежное ли это убежище от цунами? Трудно сказать. Море пока не приняло вызов человека и ведет себя спокойно.



ШЕДЕВРЫ ДЛЯ СКВОРЦОВ

ШЕДЕВРЫ ДЛЯ СКВОРЦОВ

Земля Форарльберг лежит на самом западе Австрии. Здесь, в долинах Грос-Валь-зерталь и Клайне-Вальзерталь, живут вальзеры. Так называют выходцев из швейцарского кантона Валлис, переселившихся из родных Пеннинских Альп в далекие (по масштабам Центральной Европы) горы Ретикон еще в XV веке. Вальзеры издавна слывут отличными столярами и плотниками. К столярному делу они относятся не как к ремеслу, а как к высокому . искусству. Каждое изделие, вышедшее из рук вальзера, должно нести на себе печать мастерства. Даже скворечник. Пусть в нем живут птицы, но все же это дом, а настоящим домом, считают местные искусники, может называться лишь тот, который украшен затейливой резьбой. Ничего, что скворечник не выставлен в музее, а укреплен на шесте, открытый ветрам, дождю и снегу. Главное - издалека видно: это творение вальзера.



КОМПЬЮТЕР И РЕСТАВРАЦИЯ

Долгие века храм Боробудур-великолепный памятник индонезийской буддийской архитектуры VIII века - пребывал в забвении. Его сотрясали землетрясения, каменная кладка разваливалась, величественные скульптуры и барельефы разрушались. Только в начале XIX века его руины были заново открыты в джунглях острова Ява.

Не раз начинали реконструкцию Боро-будура, но к серьезным работам приступили лишь в 1975 году. Сразу же возникла проблема: как разобраться в грудах камней? Каким образом вернуть памятнику первоначальный облик?

На помощь призвали компьютер. Реставраторы пронумеровали более восьмисот тысяч камней, затем характеристики всех обломков - размеры, вес, степень разрушения, предполагаемое местоположение в структуре храма - были заложены в ЭВМ. Машина прекрасно разобралась в тонкостях реконструкции и точно установила, в каком порядке следует собрать камни.

Затем за работу взялись строители - инженеры, техники, рабочие.

В наши дни Боробудур предстает перед глазами зрителей во всем своем прежнем величии.



КЕНГУРУ... КАК КРОЛИКИ

Какое животное доставляет жителям Австралии больше всего хлопот? Кролики? Собаки динго? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше не торопиться, а ознакомиться с цифрами. В настоящее время на пятом континенте зарегистрировано 1500 профессиональных охотников на... кенгуру. Один кенгуру съедает травы втрое больше, чем одна овца. За последние двести лет количество австралийских кенгуру удвоилось и достигло ныне 45 миллионов голов, что в три раза превышает человеческое население Австралии.

"Интервенция кенгуру" {такое определение дал один австралийский журналист) наносит огромный ущерб хозяйству страны, прежде всего мелким фермерам, еще не оправившимся от пережитого не так давно нашествия кроликов, а чуть позже - кротов. Многие фермеры, не дожидаясь помощи охотников-профессионалов, охраняют свои владения самостоятельно. С каждым годом истребление кенгуру принимает все более массовые масштабы. Члены австралийских обществ защиты животных протестуют против варварских избиений сумчатых, но вопрос так и не решен. Вот уже двадцать лет по всей стране идут горячие дебаты: следует ли уничтожать кенгуру, как вредителей, или охранять их, как неповторимых представителей австралийской фауны?



ЗОЛОТОЕ ДНО ЛОХ-НЕССА

ЗОЛОТОЕ ДНО ЛОХ-НЕССА

Трудно сказать, какие виды имеют на неуловимую Несси зоологи и палеонтологи (одни ученые уже отчаялись отыскать в глубинах озера нечто сенсационное, другие по-прежнему полны надежд), но вот кто живет на берегах Лох-Несса полнокровной и весьма прибыльной жизнью - так это туристские фирмы. Они нашли здесь поистине золотое дно. Летом прошлого года на Лох-Нессе была спущена на воду специальная крейсерская яхта "Атлантис", предназначенная исключительно для поимки чудовища. На борт может попасть любой желающий, готовый выложить кругленькую сумму денег. Судно оснащено новейшей техникой, на нем установлены радары и сонары с полуторакилометровым поисковым радиусом действия. За поимку Несси обещана награда - десять тысяч фунтов стерлингов: ее удостоится лишь тот, кто не только обнаружит в озере Нечто, но и убедит экспертов Британского музея в существовании неизвестного ранее вида живого существа.

От желающих попасть на "Атлантис" нет отбоя. Очередь выстроилась на несколько лет вперед: ведь яхта в каждый рейс берет только пятерых. Владельцы судна рассчитывают на длительную и безбедную эксплуатацию "золотого дна".



САМЫЕ ГОВОРЛИВЫЕ

Пожалуй, не найдется юмориста, который хоть раз не посмеялся бы над говорливостью женщин. Но, как выясняется, на женщин уже много веков возводят напраслину. Чехословацкие социологи не поленились подсчитать, кто сколько слов произносит. Оказалось, чемпионы-говоруны - дети в возрасте от пяти до десяти лет. При отсутствии собеседника они не огорчаются - разговаривают сами с собой и произносят в среднем по четырнадцать тысяч слов в день. Второе место занимают... моряки. Очевидно, намолчавшись в далеких плаваниях, они с лихвой выговариваются на берегу. Третье место, со значительным отставанием, занимают подростки: "всего лишь" по девять тысяч слов в день. Таким образом, женщины остаются вообще без призового места.



ГИЛЬОТИНА НАД ВОЛНАМИ

Носовые украшения кораблей имеют давнюю историю. На древнейших рисунках изображены лодки с головами жертвенных животных. Тогда, в четвергом-третьем тысячелетиях до нашей эры, такие украшения, считалось, помогали задобрить богов и благополучно вернуться к родному берегу. Ирландцы с той же целью водружали на носовые брусья своих лодок бычьи головы - эта традиция держалась до прошлого века.

Первые европейские деревянные носовые украшения появились в IX веке в Скандинавии. В захоронениях тех времен находят изображения змей и драконов, которые красовались на форштевнях кораблей. Огромные разинутые пасти драконов при необходимости служили складами для различной корабельной оснастки.

А с носов судов английской колониальной империи, бороздивших все моря и океаны, смотрели вдаль, злобно оскалившись, гривастые львы с выпученными глазами. Они были частично скопированы с китайских деревянных скульптур. В XVIII веке львиные морды сменились человеческими головами - как правило, это были изображения тех, чьи имена носили корабли.

Наиболее разудалые носовые украшения были, пожалуй, на боевых лодках маори. Они изображали воина с высунутым языком. Этим мореходы выражали свою удаль и презрение к врагу и стремились посильнее уязвить его.

А самым зловещим носовым украшением обладало французское судно "Карманьоль>. Во французских королевских доках были специальные художники-декораторы. Во время Великой французской революции их уволили, все корабли переименовали, а на носу "Карманьоля" установили... гильотину. Голов она не рубила, но страху нагоняла много.



НАГЛЯДНАЯ ЗООЛОГИЯ

НАГЛЯДНАЯ ЗООЛОГИЯ

Как бы красочно ни были иллюстрированы учебники, они никогда не заменят детям непосредственного общения с представителями животного мира. Поэтому некоторые школы Кёльна проводят уроки зоологии в местном зоопарке - ежемесячно их посещает 1200 школьников. Учителя заранее сообщают администрации зоопарка тему урока, и та готовит соответствующие "наглядные пособия", начиная от слона и кончая крохотными колибри. Если же слон необязателен для урока и можно обойтись менее крупным и более покладистым "пособием", то его порой доставляют прямо в класс.



ВОСКРЕСЕНЬЕ ПО-ВАВИЛОНСКИ

Главной фигурой на праздновании Нового года в Древнем Вавилоне был бог Мар-дук. Изображение его плыло над пышной процессией, следовавшей по улицам празднично украшенного города. Мардуку сопутствовала еще одна фигура - огромный дракон - символ верховной божественной власти. Ликующие толпы вавилонян встречали замечательное шествие...

Недавно жители столицы ГДР получили приглашение в государственный "Перга-мон-музей" на "семейное воскресенье по-вавилонски". За неделю до назначенного дня в музее началось настоящее вавилонское столпотворение: около пятисот детей, проводивших каникулы в городе, участвовали в подготовке к празднику. Вместе с сотрудниками берлинского музея они мастерили фигуры богов и царей, одевали их в замысловатые одежды, изобретали и спорили, создавая дракона. В воскресное утро шествие двинулось к "Пергамону". Сотрудники музея и гости - и большие и маленькие,- одетые исключительно по "вавилонской моде", образовали яркую и веселую процессию.







Из архива журнала "Вокруг света"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ


"Вокруг света", 1933 год



МОСТЫ

Первые мосты появились, когда у человека возникла необходимость в постоянной переправе через труднопроходимую реку или пропасть; свисающая с дерева лиана, переброшенная на другой берег, могла явиться прототипом цепного моста, и в настоящее время в Индии местные жители пользуются так называемыми "тарабита"- канатами, сделанными из кожаных ремней или растительных волокон, переброшенных через горный поток и прикрепленных к растущим на берегу деревьям или врытым столбам; к канату подвешивается корзина, в свою очередь, перетаскиваемая с одного берега на другой при помощи веревки.

Сваленное дерево или бревно, брошенное с одного берега на другой, явилось прообразом балочного моста. Возникновение торговых сношений, а в связи с этим необходимость перевозки товаров уже в древние времена, на самой заре развития транспорта, побудили человека строить постоянные и капитальные мосты; так, в Ист-Дарте, в Англии, сохранились развалины древнего балочного моста, представляющие собою ряд каменных быков, по которым положены гигантские каменные же плиты.

Сводчатые мосты были известны уже очень давно. В Китае пять тысяч лет тому назад строились каменные мосты с полуциркульными сводами, форма которых сохранилась до сих пор в китайских парковых мостиках.

Во время военных походов уже в древние времена, когда многочисленным войскам приходилось пересекать на своем пути реки, возникала надобность во временных мостах. Так, Кир во время своего похода против скифов две с половиной тысячи лет назад пользовался для переправы войск плавучим мостом, устроенным из набитых шерстью кожаных мешков.

Мосты, строившиеся в средние века, в большинстве случаев имели очень толстые опоры при малых пролетах и украшались высокими сторожевыми башнями и караульнями, в которых часто взималась плата за проезд по мосту.

В эпоху Возрождения мостостроение начинает опять развиваться, целый ряд архитекторов работает над мостами. Толстые опоры моста, стесняя движение воды, были причиной скорого разрушения, казалось бы, прочнейших сооружений, и это побуждало техническую мысль задумываться над решением большего пролета. В 1755 году был построен к Англии через Тафф мост с пологой эллиптической каменной аркой, с пролетом в сорок три метра. Французский инженер Перронэ строил мосты с очень пологими арками, достигая длины пролета почти в пятьдесят метров. Необходимость решения большего пролета, по-видимому, уже настолько назрела, что в начале восьмидесятых годов позапрошлого столетия Лондонская академия наук уже обещает большую денежную премию за решение моста наибольшего пролета, и ряд инженеров работает над решением этой проблемы, в результате чего и были построены в различных местах деревянные мосты очень больших пролетов; наибольший был осуществлен через реку Лимат близ Виттингена в 1778 году с пролетом в сто четыре метра! В России уже в 1776 году механик-самоучка Кулибин построил в Петербурге модель деревянного моста, длина пролета которого в натуре равнялась бы тремстам метрам. Модель была сделана в десятую долю натуральной величины, то есть длиною в тридцать метров, она блестяще выдержала испытание под нагрузкой в шестьдесят пять тонн. За этот проект Кулибин получил от Лондонской академии наук золотую медаль.

"Вокруг света", 1933 год

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу