|
ЩЕГОЛЬ МАКА
Среди буйной и пестрой тропической растительности Южной Америки попугаю мака очень легко спрятаться: он настолько ярко окрашен, что стоит птице сесть на вершину дерева, и ее не отличишь от цветка. Только, очень большого цветка: от кончика клюва до конца хвоста мака - целый метр. Эти птицы принадлежат к великанам попугайного царства, а также и к первейшим шеголям. Голова у мака алая, крылья - синие, а тело - желто-зеленое.
Когда пролетает стая попугаев - словно радуга вспыхивает в вечном полумраке амазонской сельвы. Врагов у них не так уж много: животные малых и средних размеров боятся их мощных клювов и острых когтей. Увы, красота мака обратилась против него: амазонские индейцы считают разноцветные перья попугаев лучшим украшением. Его размеры и вызывающая окраска делают беднягу мака легкодоступной добычей. А против духовых трубок и луков клюв - плохая защита.
Охотники давно перебили бы огромных попугаев, если бы не обычай, который разрешает добывать мака лишь в определенное время: дня четыре в году. Потому-то перья мака столь ценны. И потому же не переводятся попугаи мака в амазонской сельве.
|
ПО ПУТИ ЛЕГИОНОВ
В 55-54 годах до нашей эры легионы Цезаря вторглись в Альбион, а в I веке нашей эры Рим окончательно завоевал далекую Британию. Как двигались римляне по острову, где устраивали свои поселения? Решению этих проблем все свободное время посвящает житель Уэльса Тед Уодлав, по профессии лесничий, а по призванию археолог-любитель. За свою жизнь он исходил все римские дороги и тропы и не раз поражался, как точно пришельцы избирали наикратчайшие и наиболее доступные пути через абсолютно неизведанную территорию. До сих пор многие шоссейные магистрали Великобритании совпадают - в некоторых своих частях - с бывшими римскими маршрутами.
Тед Уодлав решил создать полную карту передвижений римлян. В последнее время он исследовал уже, казалось бы, известную дорогу: от местечка Кэр Гэй, близ южной оконечности озера Бала на севере Уэльса, до города Честер. Много дней потратил на это лесничий-археолог, предпринимая собственные раскопки - в одиночку, без помощников работал заступом и киркой. И выяснил, что дорога-то шла иначе: сначала забирала на север, к римской крепости Ва-рэ, где ныне городок Сент-Асаф, а уж потом сворачивала на восток к Честеру.
Известный английский археолог Барри Джоунс, профессор Манчестерского университета, дал высокую оценку изысканиям Уодлава. "Это ценный труд,- заявил он.- Теперь мы сможем раскопать многие поселения, которые создавались на вновь открытом маршруте, и узнать детали быта римлян, продвигавшихся по "туманному Альбиону".
|
ПОЮЩАЯ ГЛЫБА
Пустыня Мохаве в американском штате Калифорния - плоская и каменистая. На каждом шагу торчат там глыбы, иссеченные летящим по ветру песком. Но есть среди бесчисленных камней один, напоминающий пирамиду, поставленную основанием вверх. Это священный камень индейского племени апачей. У него есть свое имя: Учеакуочуке - Поющий камень.
В полнолуние старейшины племени приходят к глыбе. В молчании рассаживаются они у подножия и разводят костер из веток ароматических растений. Когда дым окутывает камень, тот начинает петь. Издаваемые им звуки, конечно, непохожи на пение, скорее это свист и шорохи, но для апачей они исполнены глубокого смысла: индейцы считают, что таким образом души предков, живущие в камне, дают советы потомкам в их нынешней - столь непохожей на прежнюю - жизни.
К этому камню редко попадают туристы: стоит установить в пустыне Мохаве указатель "Поющая глыба", как неведомые силы поворачивают его в ложном направлении. Злые языки, правда, поговаривают, что поворачивают указатель не духи, а сами апачи. И понять индейцев можно: для посторонних камень петь не будет. А для апачей он не туристский аттракцион, но то немногое, что осталось племени от предков.
|
ПРАВИЛО "ТИХОГО ДНЯ"
Есть в США, в штате Нью-Джерси, городок Ошен-Гров. Живут здесь всего семь тысяч человек. В городке принят закон, по которому последний день недели объявлен "тихим днем": в воскресенье полностью запрещено движение транспорта по улицам, а сами улицы даже перегораживаются тяжелыми чугунными цепями и запираются на замок. Единственное движение, которое было разрешено - и то после длительного спора,- это доставка газет на велосипедах. В общем-то, похожие правила есть и в других местах, например, в центральных старинных районах многих исторических городов Европы (разве что до цепей еще не везде додумались). Но все же Ошен-Грову есть чем похвастаться: правило "тихого дня" действует там вот уже... сто лет!
|
ПЕРВЫЙ ЭТАЖ-САМЫЙ ВЕРХНИЙ
Именно так обстоит дело в отеле "Тринидад Хилтон". Уникальная гостиница, недавно построенная в столице Тринадада Порт-оф-Спейне, стоит - точнее будет сказать, висит - "вверх ногами". Приезжие входят в отель с крыши, а потом спускаются на свой этаж. Дело в том, что необычное здание, подобно пчелиному рою, прилепилось над обрывом на отвесной скале. Такое место для отеля выбрано не случайно - отсюда открывается великолепный вид на городской парк, где ежегодно проводится красочный карнавал.
|
ПРАЗДНИК СНЕГА- ПРАЗДНИК ВЕСНЫ
В конце зимы, когда становится теплее и снег на склонах Альп проседает под собственной тяжестью, принимаются за работу участники ставшего очень популярным в Швейцарии конкурса на лучшую скульптурную композицию из снега. Сначала они сгребают строительный материал в большие кучи, утрамбовывают их, пропитывают водой. Потом из этих схваченных морозом глыб высекают, вырезают и выпиливают веселые и забавные, страшные и свирепые, но обязательно громадные - до 5-6 метров в высоту - фигуры. Тут и персонажи сказок и легенд, порой целые зверинцы. Пригреет весенлее солнце, и растают снежные гиганты. Недолог век этих скульптур, но их строительство выливается в настоящий праздник - праздник прихода весны.
|
СВЕТЯЩИЕСЯ РОГА
Финским зоологам удалось резко увеличить поголовье оленей на просторных равнинах Лапландии. Однако при этом возникли проблемы, связанные с миграциями животных. Олени часто пересекали дорожные магистрали и становились жертвой и причиной катастроф. Чтобы предотвратить столкновения, рога оленей начали окрашивать краской, хорошо отражающей свет автомобильных фар. Светящиеся рога ясно видны в темноте (причем, как утверждают зоологи, новшество ничем не досаждает животным), и число дорожных происшествий уменьшилось.
|
МЫШКИ В АНАБИОЗЕ
Мыши - одна из самых многочисленных групп грызунов. Трудно перечислить всех представителей семейства мышеобразных. Есть в этом царстве и гиганты и карлики. К последним относится так называемая этрусская мышь - крохотное существо, весящее не более почтовой открытки. Она водится в различных странах Европы, но была обнаружена, точнее, выделена в самостоятельный вид, относительно недавно.
Малышом живо заинтересовались биологи. Дело в том, что этрусская мышь - самое темпераментное и одновременно... самое апатичное существо из всех теплокровных. Эволюция научила ее регулировать частоту сердечных пульсаций.
В теплую погоду и при достатке пищи мышь чрезвычайно жизнедеятельна: сердце ее бьется с частотой 1300 ударов в минуту (!). Но если пищи мало и к тому же наступают холода, крошка-грызун впадает в своеобразный анабиоз: пульс его практически не "прощупывается". В этом состоянии квазисмерти мышка может пребывать длительное время - до благоприятной поры, когда можно снова проснуться к жизни. Ученым еще предстоит выяснить, каким именно образом этрусской мыши удается столь эффективно "управлять" своим сердцем.
|
РОТМИСТР БАРОН МЮНХГАУЗЕН
Скульптура - Мюнхгаузен на коне, который никак' не может напиться,- вероятно, известна читателям по многочисленным фотографиям, опубликованным в прессе. Однако не все знают, что прототип легендарного барона был вполне реальным лицом, он родился 260 лет назад в городе Боденвердере (ФРГ), где в сквере перед его домом и "установлена в этом здании городская ратуша и музей Мюнхгаузена. Среди многочисленных экспонатов, рассказывающих о славной жизни, неправдоподобных приключениях и необыкновенной правдивости барона, есть один любопытный документ - фотокопия указа русской императрицы Елизаветы I о присвоении барону Мюнхгаузену воинского звания ротмистра.
|
ПАРОВОЗ БУДУЩЕГО
Когда англичанин Кен Круз сделал этот двухфутовый паровозик, а потом проложил в своей усадьбе 600-футовую железную дорогу, жители деревни Литтлвик Грин сочли это просто чудачеством. Но сам Круз придерживается иного мнения: "Мой локомотив вовсе не детская игрушка. Он развивает скорость до 20 миль в час и тянет состав с 16 взрослыми людьми. А поскольку из-за энергетического кризиса цены на бензин быстро растут, такие микропаровозы вполне могут найти себе применение на сверхкоротких железных дорогах между соседними деревнями: ведь, помимо простоты управления, они еще очень экономичны".
|
|
ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ |
|
"Вокруг света", 50 лет назад |
|
ПОЛТОРА РАЗА КРУГОМ ЗЕМЛИ
Знаменитый полет братьев Хэнтер - один из самых любопытных полетов в истории воздухоплавания.
11 июня 1930 года братья Хэнтер поднялись на аэроплане "Город Чикаго" над аэропортом Скай-Хэрбор близ Чикаго. Аппарат их отнюдь не представляет собой последнего слова техники. Это старый "Стинсон" с одним мотором Райта, модель 1928 года, купленный братьями Хэнтер после того, как он честно проделал в почтовой службе 50 тысяч миль. И мотор-то был уже не новый: 300 летных часов числилось за ним; братья Джон и Кеннет Хэнтер решили побить мировой рекорд продолжительности полета.
Итак, 11 июня они вылетели и не спускаясь летали до 4 июля. Как оказалось это возможным? Дело в том, что два других брата Хэнтер - Вальтер и Альберт - время от времени поднимались на другом аэроплане и во время полета снабжали горючим "Город Чикаго". Двести двадцать три раза передавали они таким образом пищу не только для мотора, но и для самих летчиков. 7630 галлонов газолина и 400 галлонов бензина было израсходовано на этот полет. Братья Хэнтер спали по очереди по три-четыре часа в сутки, и, когда спустились после 553 часов 41 минуты полета, они чувствовали себя прекрасно, несмотря на то, что без остановки облетели полтора раза кругом Земли
|
|
|