Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ВОКРУГ СВЕТА № 9-1961

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРИЗОНТ ЧУКОТКИ

Фотоочерк Ю. Транквиллицкого

Фото. В эту семилетку индустрия Чукотки шатнула от побережья вглубь полуострова. Ее первенец — Иультинский горнообогатительный комбинат.

Надо полагать, что звезд в чукотском небе не больше,чем во всяком другом. Но когда в заполярную полночь где-нибудь близ Иультина вам случится вылезти из кабины машины на утрамбованный снег шоссе и оглядеться, то взгляду откроется невиданная звездность. Человеку, новому на Чукотке, может показаться, что Земля покинула свою вековую трассу и устремилась в самую гущу Млечного Пути. Но старожил уверенно отделит меховой рукавицей Землю от неба и покажет, какие из чукотских звезд принадлежат небу, а какие — самой Земле. Он скажет, что самые яркие — электрические— звезды принадлежат рудникам, забравшимся высоко в горы. Светятся огни буровых вышек, шагнувших далеко в тундру. Светятся огни больших кораблей, пришедших в чукотские порты.

А бывает, не увидишь здесь ни звезд, ни солнца, ничего, кроме восставшего снега. Пурга. Насквозь продувают Чукотку пронзительные ветры.

Суровость Чукотки под стать ее богатству. Как в русских сказках—чем краше красавица, тем выше терем. Славится Чукотка золотом, цветными металлами, углем, пушниной, морским зверем. И слава ее множится год от году. Все новые звезды рождаются в чукотской ночи.

Особенно повысилась урожайность звезд с 1959 года, первого года семилетки. Именно тогда был создан первый на Чукотке золотой прииск, была пущена мощная паротурбинная электростанция. В центре полуострова начал работать Иультинский горнообогатительный комбинат имени В. И. Ленина. По велению партии советские люди начали новый, еще более значительный этап промышленного освоения этого отдаленного края.

Центр Чукотки, если мерить по климату, немногим отличается от центра Антарктиды. Холодно. Снежно. От Иультинского комбината до поселка, где живут горняки, километр. И бывает, что из-за пурги люди не в силах пройти этот километр. Но пурга не может нарушать план. В прошлом году государственный план был перевыполнен комбинатом почти на 20 процентов.

Горняцкое дело, пожалуй, самое новое из всех занятий жителей Чукотки. А если взглянуть в глубь веков, то нетрудно определить, что первым возникшим здесь ремеслом была обработка кости. Резьба по кости, по клыку — древнейшее занятие чукчей. И в этом им нет равных. Современные косторезы многое взяли у своих учителей. Тридцать лет назад была организована знаменитая Уэленская мастерская, объединившая лучших косторезов края. В ней работают старейшие мастера: Вуквутагин и Туккай, их более молодые товарищи: Килилой, Куват, Каляч. Каждый вторник в мастерской не пробиться от детворы — ее обучает Туккай. Многие из них. так же как Маргарита Тыненыпкирнеут, найдут потом в резьбе по кости свое творческое призвание.

В мастерской существует художественный совет, строго оценивающий созданные произведения. И уж если совет одобрил — значит узорному костяному изделию обеспечен успех на любой международной выставке.

Фото. Эта чукотская девушка, Маргарита Тыненыпкирнеут, учится в Уэленской косторезной мастерской.

Фото. Строитель — одна из самых распространенных на полуострове профессий. Не один десяток домов выстроен руками молодого бригадира строителей Анатолия Тымневаката.

Всю свою жизнь—тридцать лет — прожил Анатолий Тымневакат на берегу величайшего из океанов, а плавать научился лишь в прошлом году, когда ездил в отпуск в Сочи. Чукчи, даже те, кто занимается промыслом моржа и уходит далеко в море, плавать не умеют — слишком холодна вода.

Тымневакат с восторгом рассказывает о Сочи, но, пожалуй, с не меньшим восторгом — и о своем родном колхозе, где он работает бригадиром строителей.

— Скоро и к нам будут на курорт приезжать, — говорит он. — У нас ведь загорать можно круг­лый день. А день здесь — почти полгода.

Строитель — сейчас одна из самых распространенных на Чукотке профессий. Строят здесь много, крепко, красиво. Строят в Певеке, Билибино, Комсомольском, Иультине, Озерном, бухте Провидения. Строят новые кварталы в столице Чукотки— Анадыре. Здесь вступает в строй завод крупноблочных изделий.

В поселках городского типа сейчас проживает больше половины жителей Чукотки. А остальные? По-прежнему в чумах и ярангах? Нет, на смену этим древним жилищам пришли стандартные бревенчатые дома. Такие же дома вы можете встретить где-нибудь в средней полосе России. Только здесь не увидите возле них палисадника...

Все поселки Чукотки электрифицированы и кинофицированы. Придет время, и они будут еще «климатизированы». Ленинградские архитекторы уже разработали для Чукотки проект поселка с искусственным климатом.

Искусственный климат—это прежде всего изобилие топлива. Сейчас его приходится завозить. Но геологи позаботились о том, чтобы Чукотка получила свою собственную топливную базу. Уголь уже найден. Возможно, будут найдены нефть и газ. Сколько буровых вышек стало ориентирами будущего на чукотской земле! Полярной ночью над каждой из таких вышек загораются звезды.

В небе от звезды до звезды сотни световых лет, на чукотской земле — километры трудных дорог. Может быть, самая трудная из этих дорог та, что устремилась от побережья внутрь материка, от поселка Эгвекинот до Иультина. Зимой по ней не ездят. По ней пробиваются. Пробиваются через занесенные пургой перевалы, через коварные реки.

Фото. Нарты остаются одним из самых удобных видов транспорта на Чукотке.

К Новому году в Иультин пробилась автоколонна со свежими фруктами. Впереди шли три стосильных бульдозера и несколько мощных вездеходов «ЗИЛ-150». На Чукотке их называют «крабами». И такой колонне потребовалось пять суток, чтобы преодолеть 200 километров.

А бывает так...

Где-то на полпути трасса пересекает взбалмошную реку Амгуэму. Она то и дело прорывает лед и растекается широким потоком, постепенно покрываясь новой ледяной коркой. Сверху лед кажется прочным, но под тяжестью машин проламывается. Однажды ночью в такую наледь попал лесовоз. Шофер выпрыгнуп из машины в холодную воду. Товарищи спасли шофера и машину, и через несколько часов колонна двинулась дальше. Факты героизма на этой суровой земле встречаются настолько часто, что они кажутся здесь заурядными.

Сейчас, накануне XXII съезда партии, на Чукотке всерьез думают о строительстве двух важнейших автомагистралей — Заполярной, которая пересечет полуостров с юга на север, и Северо-Чукотской — широтной.

Фото. Вышка в полярной ночи — точно маяк, освещающий дорогу в будущее Чукотки.

Эта дорога в 500 километров свяжет низовья Колымы с тихоокеанским бассейном, с многочисленными чукотскими причалами, у которых швартуются суда из Архангельска, Мурманска, Игарки, Охотска, Владивостока.

Расширение транспортных связей Чукотки окончательно зачеркнет полюбившееся литераторам выражение — край света. Правда, великая многозначимость русского языка позволяет вложить новое содержание в старое слово «край». Полярной ночью Чукотка — край россыпного звездного света, полярным днем — край немеркнущего солнца. Светлый край!

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу