Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Катунь

Отчет предоставил Олег Никифоров
oleg@railway.bashkiria.su Ў mailto:oleg@railway.bashkiria.su
Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям
Уфимский авиационный институт

О Т Ч Е Т
О водном туристическом путешествии четвертой категории сложности по реке Катунь /Алтай/ совершенном с 4 по 27 августа 1989 года.

Маршрутная книжка N 63 - 89 .
Руководитель группы Верхотуров М.А. Адрес руководителя:г.Уфа Пр.Октября

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает , что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет категорию сложности. Отчет использовать в /Штамп МКК/ Уфа 1989

Содержание.

Справочные сведения о путешествии 3
Сведения о районе путешествия 7
Организация путешествия 10
3.1 Цель путешествия 10
3.2 Планирование и подготовка 11
3.3 Выполнение плана 12
График движения и техническое описание маршрута 14
4.1 График движения 14
4.2 Пеший переход к началу сплава 18
4.3 Лоция реки Катунь 22
4.3.1 Верхняя Катунь 22
4.3.2 Уймонская степь 25
4.3.3 Средняя Катунь 26
4.3.4 Нижняя Катунь 27
4.4 Обеспечение безопасности 31
Материальное обеспечение группы 33
5.1 Список личного снаряжения 33
5.2 Список группового снаряжения 34
5.3 Список продуктов питания 36
5.4 Содержание медицинской аптечки 38
5.5 Содержание ремонтного набора 39
Итоги путешествия,выводы,рекомендации 40
Приложения 46
7.1 Смета расходов на путешествие 46
7.2 Расписание движения транспорта 47
7.3 Литература 48
7.4 Фото и картографический материал 49

1.Справочные сведения о путешествии..

Вид туризма - водный.
Категория сложности - 4
Протяженность маршрута -
пешая часть- 60 км.
водная часть- 460 км.
итого- 520 км.
Район путешествия - Горный Алтай.
Нитка маршрута :
п.Рахмановские Ключи - р.Черная Берель - р.Белая Берель- радиальный выход на р.Большой Кокколь - перевал Верхнее седло- р.Катунь - устье р.Капчал- сплав по р.Катунь-п.Чемал.
Время проведения путешествия : с 4 по 27 августа 1989 года.
Средство передвижения - катамараны.
Продолжительность путешествия - 18 дней
из них: 4 пешком
1 постройка судов
13 сплав
Выход на маршрут разрешен группе ОМКК г.Уфы 20 июня 1989 года.
Шифр 106-00-5455412Б
Номер маршрутной книжки - N63-89.
Количество человек - 8.
Внимание! Для прохождения маршрута необходимо оформить в РОВД пропуск ограничную зону Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской части КаССР.

Состав группы.

--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
N | Ф.И.О. | Год | Домашний | Туристический |Обязанности|
 | |рождения| адрес | опыт | в группе |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
1.|Верхотуров | |Г.Уфа |1К.С.-р.Юрюзань-80-У | |
 |Михаил | 1961 |Пр.Октября |1К.С.-р.Белая -81-Р | |
 |Александрович| | |2К.С.-р.Зилим -81-У | |
 | | | |2К.С.-р.Инзер -82-Р | |
 | | | |2К.С.-р.Сакмара-87-Р | Руково- |
 | | | |3К.С.-р.Б.Инзер-р. | дитель |
 | | | |М.Инзер-р.Инзер-р. | |
 | | | |Лемеза-р.Сим -83-У | |
 | | | |3К.С.-р.Бухтарма-84-У| |
 | | | |3К.С.-р.Б.Черемош-р. | |
 | | | |Черемош-р.Прут -88-Р | |
 | | | |4К.С.-р.Ципа-р.Витим-| |
 | | | | -88-У | |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
2.|Никифоров | |Ул.Айская |1К.С.-р.Белая -81-У| |
 |Олег | 1961 | |2К.С.-р.Б.Инзер -82-У| Штурман |
 |Владимирович | | |3К.С.-р.Б.Инзер- | |
 | | | |р.М.Инзер-р.Инзер- | |
 | | | |р.Лемеза -83-У| |
 | | | |3К.С.-р.Бухтарма-84-У| |
 | | | |2К.С.-р.Сакмара -87-У| |
 | | | |3К.С.-р.Б.Черемош- | |
 | | | |р.Черемош-р.Прут-88-У| |
 | | | |4К.С.-р.Ципа-р.Витим-| |
 | | | |88-У | |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
 Продолжение состава группы
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
N | Ф.И.О. | Год |Домашний | Туристический |Обязанности|
 | |рождения| адрес | опыт | в группе |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
3.|Перескоков | |Ул.Р.Зорге |1К.С.-р.Юрюзань-80-У | Капитан |
 |Юрий | 1961 | |1К.С.-р.Нугуш -87-Р | судна |
 |Александрович| | |2К.С.-р.Зилим -81-У | |
 | | | |2К.С.-р.Инзер -82-У | |
 | | | |2К.С.-р.Сакмара-87-У | |
 | | | |2К.С.-р.Усьва -88-Р | |
 | | | |3К.С.-р.Б.Черемош- | |
 | | | |р.Черемош-р.Прут-88-У| |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
4.|Яхин | |Ул.генерала |1К.С.-р.Белая -81-У | Ремонтник |
 |Рамиль | 1960 |Горбатова |2К.С.-р.Инзер -82-У | |
 |Рашитович | | |3К.С.-р.Б.Инзер- | |
 | | | |р.М.Инзер-р.Инзер- | |
 | | | |р.Лемеза-83-У | |
 | | | |2К.С.-р.Сакмара-87-У | |
 | | | |3К.С.-р.Б.Черемош- | |
 | | | |р.Черемош-р.Прут-88-У| |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
5.|Денисов | 1967 |г.Уфа ул.Ме-| 2К.С.-р.Усьва -88-У | Врач |
 |Виталий | |нделеева | | |
 |Викторович | | | | |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
6.|Хайрутдинов | |Ул.Ахметова |1К.С.-р.Ай -85-У | Фотограф |
 |Наиль | 1961 | |2К.С.-р.Сакмара-86-У | |
 |Салихович | | |3К.С-р.Б.Черемош- | |
 | | | |р.Черемош-р.Прут-88-У| |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
 Продолжение состава группы
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
N | Ф.И.О. | Год |Домашний | Туристический |Обязанности|
 | |рождения| адрес | опыт | в группе |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
7.|Султанмура- | |Пр.Октября |1К.С.-р.Юрюзань-80-У | Завхоз |
 |това Лилия | 1961 | |2К.С.-р.Зилим -81-У | |
 |Хурматовна | | |2К.С.-р.Сакмара-87-У | |
 | | | |3К.С.-р.Б.Черемош- | |
 | | | |р.Черемош-р.Прут-88-У| |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+
8.|Байбурина | 1961 |Пр.Октября |1К.С.-р.Инзер -81-У | Фотограф |
 |Лилия | | |2К.С.-р.Лемеза-88-У | |
 |Халиловна | | | | |
--+-------------+--------+------------+---------------------+-----------+

2.Сведения о районе путешествия..

Алтайский край расположен на юге Западной сибири, в бассейне верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни.Поверхность края делится на две части - равнинную и горную.Большую часть территории Алтайского края занимает юго-восточная окраина Западно-Си- бирской равнины.Это Приобское плато на левобережье Оби,предгорья и склоны Салаирского кряжа - на правобережье.Юго-восточную часть территории занимает Гор- ный Алтай с его самой высокой точкой - горой Белуха (4506 м).Высокие горные хребты Алтая:Катунский,Северо-Чуйский,Южно-Чуйский и д.р. отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и скальными гребнями с многочисленными труднодоступными пиками. Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 кв.км. насчитывается в высоких хребтах Алтая.Наиболее значительными являются долинные ледники Катунского и Чуйских хребтов.На севере и западе Алтая рас- полагаются среднегорные хребты и массивы со слаборасчлененными гребнями.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19С, июля +18,9С, годовое количество осадков составляет 250-300мм.В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12С до -31,8С, июля от +9С до +18С. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

На территории Алтайского края берет начало от слияния реки Бии и Катуни Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река Советского Союза. Реки Обского бассейна отличаются быстрым течением и обладают значительными запасами гидроэнергии. Реки Приобского плато :Бурла, Кулунда и д.р.- мелководны, с медленным течением, впадают в бессточные озера. Крупнейшие озера на равнине - Кулундинское и Кучукское, в горах - Телецкое.

Для равнинной части зональными являются черноземные почвы, в западной части широко развиты засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.

Почти 1/3 территории Алтайского края покрыта лесами.Особенно большие лесные массивы располагаются в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса представлены сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная расти- тельности, нивальная зона. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с крупными массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами.

Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны; в степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек; в поймах степных рек - водоплавающая птица.

Велико промышленное значение Алтайского края. Здесь имеются предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, химической,легкой и пищевой про- мышленности. Алтайский край является крупным районом производства зерновых и технических культур, а также мясного и молочного животноводства, тонкорунного и мясо-шерстного овцеводства, пантового оленеводства. В Алтайском крае имеются широко известные курорты: Белокуриха, Чемал, Лебяжье.

В состав Алтайского края входит Горно-Алтайская автономная область. Образована в июне 1922г., как Ойротская автономная область, в январе 1948г. переименована в Горно-Алтайскую автономную область. В хо- зяйственном отношении выделяется как район пантового оленеводства(пятнистые олени и маралы). Развит охотничий промысел белки, горностая, лисицы, колонка, соболя и норки. В некоторых районах развито пчело- водство.

Основная транспортная магистраль - Чуйский тракт (621км.), идущий от Бийска до границы с Монголией. Чуйский тракт очень живописен. Он проходит через перевалы Семинский и Чикетаман.

Коренное население Горно-Алтайской области - алтайцы.

3.Организация путешествия.

3.1 Цель путешествия.

Целью путешествия являлось повышение спортивного, технического и тактического мастерства участников похода,а также ознакомление с одним из горных районов нашей страны - Алтаем.

Маршрут по реке Катунь является "классикой" водного туризма и известен не только в нашей стране, но и за рубежом. В связи с возможностью затопления нижнего участка реки при постройке Катунской ГЭС нам хотелось посмотреть на нее в первозданном виде. Вторым важным моментом в выборе маршрута был пеший подход с обзором таких красивейших мест Алтая как : п.Рахмановские ключи с радоновыми источниками и озером, реки Черная Берель с ее каньоном, реки Белая Берель с водопадом на ее притоке Бол. Кок-Коль, истоков Катуни с ледниками и водопадами на притоках и конечно -высочайшей вершины Сибири - г.Белуха.

Кроме всего этого нас привлекла спортивная сложность маршрута. Для нашей группы, которая делала первую "четверку" сплав по Катуни был серьезной проверкой.

Все это и явилось результатом выхода группы на р.Катунь, а не на реки Темник или Ока,заявленные как запасные варианты.

3.2 Планирование и подготовка.

Планирование похода началось после летнего путешествия предыдущего года . Т.к. на реках Катунь,Тем- ник и Ока Саянская летний максимум подъема воды приходится на конец июля - начало августа и в связи с запланированными отпусками - поход решили провести с начала августа.

Подготовка к походу заключалась в следующем:

1.Теоретическая подготовка(Разработка маршрута). С этой целью прорабатывались отчеты находящиеся в библиотеке ОМКК по рекам Катуни и Оке, из Ленинграда (познакомились в 88 году на Черемоше ) нам прислали материалы по р.Темник . Также были беседы с непосредственными участниками походов на эти реки. 2.Материальная подготовка.

Состояла в следующем: Во-первых: был изготовлен катамаран на круглых баллонах, во-вторых: в связи с планированием пешего подхода производилось возможное облегчение, как группового, так и личного снаряжения.

3.Тактическая и техническая подготовка.

Группа принимала активное участие в ралли вокруг г.Уфы - "Открытие сезона-89" , проводились круглогодичные походы выходного дня, весной был совершен очень непростой по метеорологическим условиям поход на р.Уба (Алтай) ,и так же весной в соревнованиях по технике водного туризма "Памяти Дымлера" экипаж 4-х местного катамарана занял 2-е место.

4.Бюрократическая подготовка.

В июне - июле месяцах были оформлены пропуска в пограничную зону, в штампах РОВД произведена надпись "по маршруту", т.к. начало сплава на всех трех реках находится в пограничном районе.

5.Оформление заявочных и маршрутных документов,а так же постановка на учет в Уфимской КСС и отправка сообщений в Усть-Каменногорскую и Горно - Алтайскую КСС.

3.3 Выполнение плана

.

Любой поход можно разбить на три части: подход, активная часть, "отход". Каждая последующая, естественно, зависит от выполнения предыдущей, а т.к. у группы были выкуплены билеты на самолет обратно из Новосибирска на раннее утро 27 августа, то график получался довольно жесткий.

Основная трудность в данном походе - это подход, т.к. он очень не прост по количеству пересадок и по отсутствию в его конце регулярного транспорта. Если представить подход к началу маршрута в виде цепочки видов транспорта, то получится следующая картина: самолет - электричка - электричка - поезд - "метеор" - автобус - автобус - попутный транспорт( а точнее поиск и переговоры по поводу поездки до санатория Рахмановские Ключи из п. Катон-Карагай). В этой части маршрута маршрута нам везло и мы добрались до Рахмановских Ключей строго по плану, т.е. за три дня.

Непосредственно активную часть похода также можно разбить на три части: пешая, постройка судов, водная. У нас было запланировано в соотношении: 3 : 0.5 : 14.5(из-них 2 дневки),а получилось: 4.5 : 1.5 : 12(0.5 дневки). Посмотрим, почему так вышло и повли- яло ли это на безопасность прохождения маршрута. Первый день мы потеряли из-за того, что ходили на озеро Арасан (Мертвое озеро), ждали хлеб в пекарне и вышли только после обеда. Перевал на Белую Берель к тому же оказался не из легких и на Черную Берель мы вышли к вечеру, т.е. вместо Белой Берели по плану - мы дошли только до Черной Берели.

После выхода на р.Белая Берель и подхода под перевал Верхнее Седло в связи с довольно сложной, а соответственно и долгой переправой через Белую Берель мы потеряли полдня, т.е. вместо трех получилось четыре с половиной дня. Также день мы потеряли на постройке катамаранов, т.к. вышли почти к истокам Катуни, то пришлось спускаться до ближайшего "леса"(приходилось лазить высоко вверх до отдельных групп деревьев) в устье реки Капчал.

Таким образом мы потеряли два с половиной дня, т.е. наши дневки плюс еще пол дня. На безопасность это практически не повлияло. Т.к. на сплав осталось на пол дня меньше, но за счет планирования ненапря- женного графика и в связи с тем,что Верхняя Катунь несложна для сплава - мы их быстро наверстали. Без дневок могла сказаться усталость, но за счет простоты сплава по Уймонской степи мы нагнали полдня и пе- ред Аккемским прорывом сделали полудневку. Остальная часть маршрута проводилась согласно плану. "Отход" прошел также успешно.

Таким образом за счет разумного изменения плана в связи с непредвиденными обстоятельствами поход прошел ритмично, без перенапряжений, а также без ущерба для безопасности прохождения маршрута.

4. График движения и техническое описание маршрута

4.1 График движения.

---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
 | | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
 | | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 | 5.08 |г.Уфа - г.Новоси- | | | | |самолет|
2 | 6.08 |бирск - г.Барнаул | | | | |элек- |
 | |- г.Усть-Камено- | | | | |тричка |
 | |горск - с.Больше- | | | | |поезд |
 | |нарымское | | | | |метеор |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 | 7.08 |с.Больненарымское | | | | |автобус|
 | |- п.Катон-Карагай | | | | |попутн.|
 | |- п.Рахмановские | | | | |транс- |
 | | Ключи | | | | |порт |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
4 | 8.08 |п.Рахмановские | | |Подъем | | |
 | |Ключи - р.Черная | | | на | ясно |пешком |
 | |Берель | 8 | 4.20 |перевал| | |
 | | | | |30-35% | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
5 | 9.08 |Радиальный выход | | |каньон | | |
 | |в каньон на Черной| 3 | 2ч |подъем | ясно |--"-- |
 | |Берели | | |на пе- | | |
 | |р.Ч.Берель - р.Б. | | |ревал | | |
 | |Берель -р.Ительген| 7+3 |3.30+1ч|трава | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
 | | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
 | | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
6 |10.08 |р.Ительген - р.Бе-| | |кустар-|пасмурно | |
 | |лая Берель под пе-| 5 | 2.10 |ник | дождь |--"-- |
 | |ревалом Верх.Седло| | |брод | | |
 | | | | |тропа | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
7 |11.08 |Радиальный выход | | |тропа | | |
 | |на водопад на р. | 25 | 5ч |подъем |пасмурно |--"-- |
 | |Б.Кок-Коль | | |на пе- | | |
 | |перевал Верхнее | 5 | 3ч |ревал | | |
 | |Седло - р.Катунь | | |30-35% | | |
 | | | | |спуск | | |
 | | | | |40-45% | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
8 |12.08 |р.Катунь под пере-| | |заболо-| | |
 | |валом В.Седло - | 5 | 1.50 |ченные |пасмурно |--"-- |
 | |р.Капчал | | |участки| дождь | |
 | |сборка судов | | |тропы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
9 |13.08 |сборка судов | | | |пасмурно | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
0 |14.08 |р.Капчал - р.Верх-| | |шиверы | ясно | сплав |
 | |няя Кураган | 28 | 4.11 |разбои | | |
 | | | | |меандры| | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 |15.08 |р.В.Кураган - | 24 | 2.42 |шиверы | ясно |--"-- |
 | |"Первые Щеки" | | |порог | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
2 |16.08 |"Первые Шеки" - | 45 | 5.52 |пороги | ясно |--"-- |
 | |р.Козлушка | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
 | | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
 | | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 |17.08 |р.Козлушка - | 34 | 5.33 |шиверы | ясно |--"-- |
 | |р.Кабануха | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
4 |18.08 |р.Кабануха - | 35 | 5.42 |шиверы | ясно |--"-- |
 | |п.Усть-Кокса | | |разбои | | |
 | |закупка продуктов | | | | | |
 | |в п.Мараловодка | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
5 |19.08 |п.Усть-Кокса - | 85 | 11.57 |разбои | облачно |--"-- |
 | |перед р.Аккем | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
6 |20.08 |полудневка | | | | | |
 | |перед р.Аккем - | 22 | 2.18 |пороги | ясно |--"-- |
 | | р.Аргут | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
7 |21.08 |р.Аргут - | 59 | 6.51 |шиверы | облачно |--"-- |
 | | пор.Ильгуменский| | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
8 |22.08 |пор.Ильгуменский -| 20 | 2.23 |пороги | облачно |--"-- |
 | |пор. Шабаш | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
9 |23.08 |пор. Шабаш - | 29 | 3.45 |шиверы | облачно |--"-- |
 | |р.Койтытгем | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
0 |24.08 |р.Койтытгем - | 35 | 4.46 |шиверы | ясно |--"-- |
 | |пор.Тельдекпень | | |порог | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 |25.08 |пор.Тельдекпень - | 44 | 6.58 |порог | ясно |--"-- |
 | |пос. Чемал | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
 | | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
 | | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
2 |26.08 |пос. Чемал - | | | | |автобус|
 | |г.Новосибирск | | | | |поезд |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 |27.08 |г.Новосибирск - | | | | |самолет|
 | |г.Уфа | | | | | |
Итого: пешком - 60 22.50 на катамаранах - 460 62.58

4.2 Пеший переход к началу сплава.

Переход в долину реки Катунь начинается от Рахмановских Ключей и условно делится на 5 участков.

Первый участок.

Он включает в себя 8-ми километровый переход через перевал разделяющий долины рек Арасанки и Черной Берели. Это самый трудный из всех участков, путь начинается от места стоянки туристических групп воз- ле аэропорта /фото 1/,сначала вдоль ручья, а затем по тропе на север. Со стоянки перевал хорошо просматривается. Подъем идет по склону 30-40 градусов траверсами, переходит границу леса и выходит на высокогорные луга, отсюда открывается красивый вид на Рахмановские Ключи /фото 2/. Тропа хорошая, но перед перевалом теряется, а точнее, даже как-будто идет влево на крупно каменистую осыпь довольно круто вверх. Движение надо продолжать строго на север, на осыпь и скалы не выходить /фото 3/.

Вершина перевала хорошо выражена - есть небольшой тур из камней /фото 4/. С самого перевала очень хорошо просматривается дальнейший путь:долина реки Черная Берель,перевал между долинами рек Черная и Белая Берель , долина Белой Берели, перевальный хребет между Белой Берелью и Катунью, он же разделяет бассейны рек Обь и Иртыш и он же является границей между РСФСР и Казахской ССР /фото 6/. Хорошо видно высшую точку Сибири - гору Белуху.

Спуск в долину Черной Берели довольно пологий. После перевала тропа уклоняется вправо, проходит по камням между кустарниками /фото 5/, далее переходит в лесную зону. Здесь надо строго придерживаться правой руки, т.к. есть ответвления влево. После спуска в долину тропа пересекает небольшой приток Черной Берели и выходит к стоянке возле брода через реку.

Каньон начинается почти сразу вверх от стоянки, вниз - четко выраженная долина. Первый водопадный слив в каньоне /фото 7/ находится недалеко от стоянки, выше есть еще одно красивое место, где Черная Берель сжата скалами и образует водопад. Переходить через Черную Берель лучше всего напротив стоянки, т.к. выше перейти почти невозможно, а ниже - нет смысла, тем более что тропа на перевал начинается прямо напротив брода.

Второй участок./Черная Берель - Белая Берель/

Это - более простой перевал протяженностью около 7-ми км. Тропа чуть поднявшись идет вправо по распадку вверх с уклоном 30-40 градусов /фото 8/. Через минут 30 тропа начинает постепенно поварачивать налево и выполаживаться, выходит к заболоченному ручью и идет вдоль него до его условного истока. Тропа хо- рошо заметна, перевальная точка очень слабо выражена - тропа довольно долго идет по верху примерно на одном уровне с незначительными подъемами и спусками.Со стороны Черной Берели с подъема открывается вид на первый перевал, а со стороны Белой Берели на Белуху/фото 9/. Тропа плавно уходит вниз к лесу в долину реки Белой Берели. В лесу уклон увеличивается, много открытых корней деревьев.

Долина Белой Берели гораздо больше долины Черной Берели и река на самом деле белая из-за извести растворенной в воде, да и сама река мощнее чем предыду- щая /фото 10/. Долина реки довольно безлесая -сплошные луга. На берегу стоянка с условным бродом через реку. Река примерно везде одинаковая для переправы, и если на Черной Берели воды было по коле- но, то глубина на Белой Берели - 0.7-0.8 метра и течение от 10 до 12 км/ч .

Третий участок./Вверх вдоль Белой Берели до перевала Верхнее Седло/

От стоянки мы пошли по левому берегу по террасе, тропы почти нет - высокая трава, кустарник /фото 11/. Дошли до реки Ительген, переправа через нее трудности не представила, дошли до начала разбоев, здесь же склон слева подходит прямо к реке, выбрали относительно спокойное место, организовали переправу /фото 12,13/ и переправились.

Правый берег на протяжении многих километров является пастбищем для лошадей, есть хорошая тропа. Дошли до места под перевалом Верхнее Седло, перевал хорошо просматривается с реки, хорошая стоянка находится на берегу ручья и довольно высоко по отношению к уровню Белой Берели, основная тропа идет ниже стоянки.

Радиальный выход на водопад на левом притоке Белой Берели - реке Большой Кок-Коль начинается от стоянки, дальше по тропе, вверх по течению Белой Берели, проходит через мост на Белой Берели /фото 14/, идет дальше вверх с отходом от реки и минут через 15 пересекает Большой Кок-Коль.

Водопад многоступенчатый находится выше места пересечения тропы с речкой /фото 15/. Мостик представ- ляет собой несколько лежащих рядом бревен. К водопаду можно подниматься с обеих сторон ручья, но лучше, наверное, все-таки справа по течению.

Четвертый участок./Перевал Верхнее Седло между Белой Берелью и Катунью/

Начало тропы на перевал идет от стоянки вверх, есть отдельно стоящие деревья, через минут 10 подъема тропа поворачивает направо и тут надо сходить с тропы, т.к. она начинает идти примерно на одном уровне. Если подниматься вверх, то такие тропинки начинают попадаться чуть ли не через каждые 10 метров, поэтому советуем взять курс строго наверх вне зависимости от пересекаемых троп /фото 16/. Уклон составляет 35-40 градусов /фото 17/, протяженность перевала где-то около 5 километров.

Высшая точка - очень характерна и ярко выражена, есть тур с табличкой/фото 18/.Погода была пасмурная и Белуху /фото 19/не было видно, но хорошо просматривалась долина Катуни и хребет на противоположном берегу .

Спуск крутой - 35-45 градусов, тропа идет прямо вниз, на ней попадаются камни, поэтому идти надо очень осторожно. На другом берегу хорошо виден водопад на ручье/фото 20/. Катунь в этом месте представ- ляет собой сплошные разбои, долина небольшая, леса нет совсем. В том месте, где тропа выходит к реке, стоянки хорошей нет, надо пройти чуть выше вдоль Катуни - там стоянка и самое главное - непонятно отку- да взявшееся сухое дерево, других дров нет. Вверх по течению открывается красивый вид на истоки Катуни/фото 21/.

Пятый участок./Вниз до ближайшего леса/

Этот участок представляет собой тропу с заболоченными местами и бродами через протоки Катуни /фото 23/. Длина участка около 5 километров. В некоторых местах тропа проходит рядом с лежащим снегом/фото 22/. Перед правым притоком - рекой Капчал - порог не проходимый в нашу воду /фото 24/. Где-то в середине порога тропа уходит вверх через небольшой хребтик, спускается и выходит на поляну с отдельно стоящими деревьями уже после впадения реки Капчал. Здесь мы и встали для сбора судов/фото 25/.

На этом первая часть путешествия закончилась и началась более привычная и естественная для нас туристов-водников работа по сборке судов и непосредственно сплаву по реке Катунь /фото 26,27/.

4.3 Лоция реки Катунь..

Катунь условно можно разделить на четыре участка: 1. Верхняя Катунь. Участок длится от начала сплава(от реки Капчал) до Уймонской степи(пос. Кайтанак).

2. Уймонская степь(до реки Мульты).

3. Средняя Катунь.От устья реки Мульты до устья реки Чуя

4. Нижняя Катунь. От устья р. Чуя до пос.Чемал.

4.3.1. Верхняя Катунь.

Река Капчал - пос. Кайтанак.

Протяженность - 165 км. Средний уклон - 4.8 м/км. Участок реки до р. Элен-Чаныр представляет собой: первые 5 минут - довольно сложная шивера, требующая большого внимания в связи с небольшой шириной реки, быстрым течением, камнями; последующие 1 час 20 минут шивера упрощается, но зато появляются разбои с прижимами на береговой кустарник /фото 28/.

Через некоторое время после реки Элен-Чаныр Катунь выходит в долину на которой она очень сильно меандрирует /фото 29/, в некоторых местах река течет от одного борта долины к другому и через небольшие участки суши (шириной около 1 метра) видна река текущая в другую сторону, а по воде это составляет несколько сотен метров, а иногда и больше. Время сплава до р. Узун-Карасу 2 часа 46 минут. Перед р.Узун-Карасу шивера, которая не представляет сложности для прхождения.

От Узун-Карасу до р. Верхний Кураган многочисленные протоки /фото 30/ чередующиеся с шиверами. Перед р. В. Кураган цепь шивер требующих внимания при прохождении в нашу воду. Сразу же за р. В.Кураган, а лучше в ее устье, пристать к правому берегу. Есть неплохая стоянка.

Далее произвели разведку шивер "Три камня" и "Желоб", хотя в принципе их легко пройти и без развед- ки, т.к. Катунь в верхнем течении можно сравнить с категорированной Башкирской рекой в межень.

"Три камня" представляют собой крутой левый поворот с прижимом к правому берегу где и расположены три надводных камня. Проходили с левого берега/фото 31,32/. "Желоб" более прост, он представляет сужение русла с каменистыми осыпями по берегам /фото 33/.

Далее идет шивера, затем серия островов, в протоках коряги, поваленные деревья. До порога "Пять щек" идет ряд шивер не представляющих трудности для прохождения, но требуюших внимания.

Для разведки "Первых щек" нужно пристать на повороте реки на Ю-З. Ориентиром служит сужение реки и появление каньонообразного участка. Не рекомендуем разведывать все щеки за один раз , а советуем их разведывать и проходить по отдельности. "Вторые щеки" рекомендуем вообще не разведывать,т.к. прохождение никакой технической и тактической сложности не представляет. Наиболее серьезны 1,3,и 4 щеки.

Весь участок представляет собой каньон. Пороги расположены в скальных сужениях , с нагромождением огромных скал в русле. По сравнению с другими порогами Щеки это очень своеобразные препятствия.

Порог "Первые щеки".

Участок протяженностью около 150 метров, представляет скальное сужение. На входе справа в русле ряд скальных обломков, за ними река поворачивает направо, а струя бьет в камни около левого берега /фото 34/, напор воды и ее скорость с большим трудом дают уйти вправо в основную струю /фото 35/. Метров через 50 следует второе препятствие "Первых щек" - обливной камень - зуб .

Когда мы шли на разведку по течению - мы его не заметили, т.к. шли по верху ,а когда шли обратно - берегом реки то были очень удивлены - река итак сжатая до 5-6 метров разделена острым камнем на две почти равные протоки. Левая чуть больше правой. С берега, казалось, что мы не впишемся по габаритам, но при прохождении/фото 36/ катамараны протиснулись в левый проход.

Дальше в "Первых щеках" ничего сложного нет, как и во "Вторых". Для нас они превратились в один сплошной каньон /фото 37/ с быстрым течением, но не более.В конце "Вторых щек" есть хорошая стоянка с баней.

Порог "Третьи щеки".

Одноступенчатый.На входе в каньон расположен валун в середине русла и полуприкрытая водой гладкая плита слева. Справа от валуна узкая протока с крутым поворотом, в которой невозможно сманеврировать /фото 38/. Прошли слева от валуна/фото 39/.

Порог "Четвертые щеки".

Две ступени. Первая ступень - прямой довольно узкий слив требующий точного захода. Вторая ступень - участок каньона, с множеством скальных обломков в русле, в центре скала, справа от нее слив с обливного камня и узкая протока с небольшим навалом на скалы правого берега. Слева протоки между камнями и скальными обломками непроходимы /фото 40/. Сложность - ровно зайти в протоку, т.к. струи в каньоне довольно не простые/фото 41/.

Порог "Пятые щеки".

Двухступенчатый. Очень своеобразный порог, а точнее шивера. Его сложность во второй ступени, хотя акцент при разведке делается на первую ступень. Первая ступень - это прижим к правому берегу, т.к. река делает крутой поворот налево и несколько небольших валов, с левого берега галечная отмель, дальше небольшой улов. После этого идет почти прямой участок с небольшим поворотом направо и вот тут судно резко начинает тащить на скальный выступ правого берега. Видимых причин почему так происходит - нет, и поэтому эта вторая ступень, так называемое "Дурное улово", очень своеобразна. Первый прижим прошли слева от основной струи /фото 42/, когда начали "падать" на второй прижим - отгребли влево.

До реки Озерной течение быстрое,частые прижимы, в русле - камни. Участок до реки Бирюкса несложен, есть небольшие шиверы, прижимы, плесы.

Шиверы "Тюрьма", "Вешняки", "Часы", "Копенная" проходятся без разведки, но требуют внимания.

Далее река становится шире, в русле появляются острова, долина расширяется, горы отступают.

4.3.2. Уймонская степь..

Пос. Кайтанак - устье р. Мульты.

Протяженность - 80 км. Уклон 1.3 м/км.

После поселка Кайтанак река распадается на отдельные протоки, которые все время дробятся и соединяются. Поселок Усть-Кокса расположен на левом берегу /фото 43/. Причаливать, при необходиммости, надо до высокого яра, перед впадением реки Коксы.

За пос. Усть-Кокса - глубокие и широкие протоки, большая скорость воды, много местного населения. В районе впадения р. Мульты река снова собирается в одно русло.Ориентиром служит мост через р. Катунь ниже пос. Нижний Уймон/фото 44/.

4.3.3. Средняя Катунь..

Устье р. Мульты - устье р. Чуя.

Протяженность - 47 км. Уклон 2.3 м/км.

Изюминка этого участка - Аккемский прорыв. По количеству воды этот участок можно сравнить с половодьем на Башкирских реках.

До реки Берткем (правый приток) есть несколько шивер с валами, прижимами, но проходы чистые.

Для разведки Аккемской трубы нужно пристать на правый берег в двух километрах ниже д. Антары на повороте реки на С-В, в месте впадения р. Берткем.

Разведка вдоль воды по крупнокаменистой осыпи, левый берег - отвесные скалы. Река прорывает плоское дно долины, образуя ущелье с высотой склонов 20-100 метров, ширина реки не превышает 50 метров.

Прорыв начинается за р. Берткем довольно бурной шиверой за которой нужно пристать для непосредственной разведки первого слива.

Говорят и пишут, что всего сливов 8, мы бы отметили первые три и особенно третий.

Первый слив. Справа от центра русла огромный валун, слева от валуна - слив в виде треугольника, прямые валы /фото 45/. Через 200 метров второй слив. Второй слив образован падением реки, два косых вала от противоположных берегов. соединяясь в центре дают прямой вал. Проходили по центру /фото 46/. Через 150 метров - третий слив.

Третий слив. Обливной камень и мощная бочка за ним в центре реки. Проход справа "утыкается" в надводный камень. Проход слева не широк, но чист. Проходили слева/фото 47/.

Оставшиеся сливы не сложные, хорошо просматриваются с воды, проходы чистые /фото 48,49/.

До устья реки Аргут, где хорошая стоянка и один из самых известных музеев водного туризма /фото 50/, несколько хороших, но не сложных шивер.

От устья р. Аргут до устья реки Чуи , Катунь становится полноводнее, шиверы мощные, но не сложные. В районе впадения р. Чуи леса по берегам нет - один мелкий кустарник.

4.3.4 Нижняя Катунь..

Устье реки Чуя - поселок Чемал.

Протяженность - 175 км. Уклон - 1.8 м/км.

Этот участок характерен мощью воды и самыми сложными порогами Катуни- "Ильгуменский" "Шабаш" , "Ост- ров", "Тельдекпени" С Башкирскими реками это уже несравнимо.

От устья Чуи до поселка Иня есть несколько шивер, течение быстрое, долина реки небольшая.

Поселок Иня с воды не виден. Его ориентирами являются два автомобильных моста через Катунь/фото 51/. От поселка Иня до реки Ильгумень река имеет несколько шивер: в устье реки Яломан, в месте отхода Чуйского тракта от реки, и несколько других которые не требуют разведки, но требуют внимания.

Ильгуменский порог.

Ориентиром служит песчанный берег справа (наверху неплохая стоянка) и скалистый берег прямо по курсу, а не левый приток река Ильгумень, т.к. она течет среди камней и становится видна у самого входа в порог, Катунь поворачивает налево.Разведка по правому берегу. Большой перепад рождает быстрое течение и мощные валы. Справа на входе камни и "бочка".

В порог мы заходили возле левого берега,пробивали входной вал ,а затем пересекали струю слева направо чтобы не попасть в прижим и уйти от основных валов /фото 52/.Чалились у правого берега.

После Ильгуменского порога мы довольно напряженно ждали Кадринскую трубу ,но к нашему разочарованию Кадринская труба оказалась просто длинным участком с большим количеством мощных но не опасных для прохож- дения шивер, требующих в то же время внимания.

Порог "Шабаш". Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Порог двухступенчатый. Ориентиром служит галечный берег слева и отдельно стоящий утес справого берега, но он находится в середине первой ступени, т.е. прямо по курсу. Очень нежелательно переворачиваться на первом каскаде (а сделать это при желании нетрудно) можно влететь во второй каскад. Правда каскады разделены двухсотметровым участком спокойной воды с быстрым течением.

Первая ступень представляет собой несколько надводных валунов справа, бочка ближе к левому берегу , а затем слив с бочкой почти по всей ширине реки. Проходили между бочкой и камнями , перемещались вправо и проходили по краю слива/фото 53/.

Вторая ступень. На входе справа мощная пенная яма с просматривающимися в ней камнями, чуть левее центра мощные валы, на стыке ямы и валов-"винт" в кото- рый попадать мы очень не рекомендуем ,впрочем как и в пенную яму. Проходили вдоль левого берега /фото 54/,заходили в струю /фото 55/,т.к. у левого берега тоже камни и тут же выходили из струи с заходом в улов левого берега чтобы не попасть в выходные валы (первый экипаж).

Второй экипаж прошел также , но с заходом в серию высоких выходных валов,чтобы получить моральную компенсацию за то, что им не разрешили пройти по центру реки/фото 56/.

До Тельдекпеней (Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2) довольно интересный участок с мощными шиверами , характерными наличием скальных обломков в русле, мощ- ными прямыми и косыми валами,скальными сужениями и т.д. Этот участок не требует разведки, но расслабляться здесь не следует. Перед порогом Тельдекпень 1 мощная шивера на правом повороте реки с пульсирующими валами. За шиверой большой улов у песчанного правого берега , в котором удобно зачалиться для разведки порога. С правого берега - дорога.

Порог "Тельдекпень 1" представляет собой длинный скальный коридор. Берега отвесные скалы. Огромная масса воды сжатая скалами образует хаотические струи и водовороты. В пороге условно две ступени, одна на входе- небольшой слив. Вторая через метров 300 - тоже слив, но чуть мощнее. В этом месте Катунь пересе- кает навесной мост, с него очень хорошо просматривается весь порог/фото 57/.За сливами мощные водовороты,которые требуют мощной и резкой работы то левого, то правого бортов судна. Заканчивается порог расширением русла.

"Тельдекпень 2". Расположен на несколько километров ниже первого и аналогичен ему - такой же скальный коридор .

Основные отрицательные черты: скальная гряда и более мощный слив на входе,большой водоворот за сливом и локальный прижим к правому берегу на выходе из порога.

Проходили на скорости по центру реки , по основному течению /фото 58/, потом уходили влево от прижима/фото 59/. Далее скальный коридор заканчивающий- ся резким расширением русла.

Последнее сложное препятствие на Катуни это порог "Остров" или "Эландинские ворота". Здесь , кстати, и собираются строить Катунскую ГЭС. Русло с левого берега сжимается большой скалой характерной формы, которая и является ориентиром порога. У левого берега - большой скальный остров. Река разделена скальным островом на две протоки- большую левую и узкую правую. В левой протоке скальная гряда с выступающими камнями справа и пологий слив с мощным валом слева. За основным валом с пульсирующим гребнем следует участок с валами и еще один слив с бочкой почти во всю реку. Правая протока упирается в валун. Проходили слева по центру вала, затем еще левее от бочки /фото 60/.

До поселка Чемал в русле встречаются скальные обломки /фото 61/. Чемальская шивера и Чемальские ворота в нашу воду сложности не представляли. Встать рекомендуем в устье реки Чемал (чуть ниже), здесь на верху хорошая стоянка и до поселка недалеко.

4.4 Обеспечение безопасности.

Как известно, на безопасное прохождение маршрута влияют следующие факторы: физическая, тактическая, техническая подготовка каждого участника группы, ее сплоченность, дисциплина и сработанность, хорошая проработка маршрута, качествкнное групповое и личное снаряжение, тщательность разведки препятствий. Все эти качества приобретаются с годами, но есть такие, которые зависят от конкретной реки, от конкретных препятствий. Это вид страховки, насыщенность и вид препятствий и зависящий от этого способ прохождения. Особенностью данной реки является: одноступенча- тость, в основном, всех препятствий, большая ширина и мощь воды в нижнкм течении реки. Поэтому основным способом страховки на ключевых учасках реки была са- мостраховка проходящего судна, т.к. из-за ширины ре- ки страховка с берега не эффективна(за исключением "Щек", где и производился этот вид страховки) и т.к. экипажей было два и когда один проходил препятствие, то второй был занят фото и киносъемкой.

За основной способ прохождения был выбран способ "прострела". При разведке намечался путь прохождения судном препятствия.

О специальном снаряжении:

а) первый катамаран на плоских гондолах, 8-ми секционный с брезентовой тканью снизу оболочки. Длина - 4.4 метра. Ширина - 2.3 метра;

б) второй катамаран на круглых баллонах, 4-ех секционный с прорезиненным капроном снизу оболочки. Длина - 4.8 метра. Ширина - 2.3 метра;

в) на каждом судне было по одному запасному веслу, по два чальных конца: основной - 20 метров и кормовой - 10 метров;

г) водоизмещение спасательных жилетов составляло не менее 1/3 от веса его обладателя;

д) для эффективной и качественной гребли применялась коленная посадка;

е) пеший подход не требовал специального снаряжения.

.5. Материальное обеспечение группы.

.5.1 Список личного снаряжения.

+----+-------------------------+-------------------+-----------------+ | | | | | | N | НАИМЕНОВАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО ШТУК | ОБЩИЙ ВЕС | | | | | (КГ) | +----+-------------------------+-------------------+-----------------+
| 1 | Спасательный жилет | 1 | 1.00 |
| 2 | Каска | 1 | 0.25 |
| 3 | Вкладыш | 1 | 0.80 |
| 4 | Гидрокостюм | 1 | 3.00 |
| 5 | Рюкзак | 1 | 1.20 |
| 6 | Шерстяной спортивный | | |
| | костюм | 1 | 1.25 |
| 7 | Футболка | 1 | 0.20 |
| 8 | Туристические ботинки | 1 | 1.50 |
| 9 | Кеды | 1 | 0.80 |
|10 | Носки шерстяные | 1 | 0.20 |
|11 | Носки х/б | 2 | 0.10 |
|12 | Столовый набор | 1 | 0.10 |
|13 | Бахилы | 1 | 0.50 |
|14 | Нож | 1 | 0.20 |
|15 | Умывальные принадлеж-ти | 1 | 0.20 |
|16 | Пакет НЗ | 3 | 1.00 |
|17 | Шерстяная шапочка | 1 | 0.10 |
|18 | Штормовой костюм | 1 | 1.40 |
+----+-------------------------+-------------------+-----------------+
Итого: 13.80 кг.

5.2 Список группового снаряжения

+----+------------------------+-------------------+-----------------+ | | | | | | N | Наименование | Количество | Общий вес | | | | | (кг.) | +----+------------------------+-------------------+-----------------+ | 1 | Катамаран 4-х местный | | |
| | а) плоский | 1 | 22.2 |
| | б) круглый | 1 | 20.6 |
| 2 | Вспомогательные веревки| 40 метров | 4.5 |
| 3 | Весла | 10 | 8.5 |
| 4 | Чальные концы | 4 | 2.5 |
| 5 | Насос | 2 | 0.5 |
| 6 | Спасательные концы | 3 | 1.5 |
| 7 | Палатки | 2 | 9.0 |
| 8 | Ремнабор | 2 | 4.0 |
| 9 | Коленные ремни | 8 шт | 1.0 |
|10 | Котлы | 3 | 2.0 |
|11 | Топоры | 2 | 3.0 |
|12 | Фотоаппаратура | 5 | 6.0 |
|13 | Спальные мешки(спарки) | 3 | 12.6 |
|14 | Медицинская аптечка | 1 | 1.0 |
|15 | Подколенники | 8 | 3.5 |
|16 | Пила | 1 | 1.5 |
|17 | Костровые принадлеж-ти | 1 | 0.7 |
|18 | Полиэтилен | 10 м | 2.2 |
|19 | Фонари | 2 | 0.5 |
|20 | Киноаппаратура | 1 | 1.5 |
|21 | Противень | 1 | 0.5 |
|22 | Пенополиэтиленовыековры | | | | | | 6 | 1.2 |
|23 | Свечи | 3 | 0.2 |
|24 | Рыболовные принадлеж-ти| 1 компл | 1.0 |
+----+------------------------+-------------------+-----------------+
+----+------------------------+-------------------+-----------------+
| | | | | | N | Наименование | Количество | Общий вес | | | | | (кг.) |
+----+------------------------+-------------------+-----------------+
|25 | Фото и кинопленки | 20 шт | 7.5 |
|26 | Компас | 2 | 0.1 |
|27 | Карты | 2 компл | 0.15 |
|28 | Мешки под продукты | 40 | 0.5 |
|29 | Сухое горючее | 1 | 0.1 |
|30 | Спички | 16 | 0.05 |
|31 | Безмен | 1 | 0.05 |
|32 | Стол полиэтиленовый | 1 | 0.05 |
|33 | Карабины | 3 | 0.4 |
+----+------------------------+-------------------+-----------------+
Итого: 120.6 кг на группу из 8 человек.
Около 15 кг на одного человека Таким образом вес на выходе на маршрут одного рюкзака в среднем составлял 38 кг.( 15.0 кг - групповое снаряжение 13.8 кг - личное снаряжение 9.2 кг - продукты питания).

5.3 Список продуктов питания.

+-----+------------------------+------------------+-----------------+ | | | | | | N | Наименование | Количество | Вес(в кг.) | | | | | |
+-----+------------------------+------------------+-----------------+
| 1 | Тушенка | 42 банки | 14.7+0 |
| 2 | Сгущеное молоко | 6 банок | 2.0+0 |
| 3 | Сало,шпиг | 4 кг | 4.0+0 |
| 4 | Пшено | 3 кг | 2.0+1.0 |
| 5 | Соус томатный | 2.5 | 1.5+1.0 |
| 6 | Супы | 60 пачек | 7.0+1.0 |
| 7 | Картофель сушеный | 3 кг | 3.0+0 |
| 8 | Рожки | 6 кг | 0+6.0 |
| 9 | Вермишель | 4 кг | 0+4.0 |
| 10 | Сахар | 6 кг | 6.0+0 |
| 11 | Конфеты | 2 кг | 2.0+0 |
| 12 | Мясной бульон(сухой) | 1 кг | 1.0+0 |
| 13 | Какао | 2 пачки | 0.6+0 |
| 14 | Чай | 13 пачек | 1.3+0 |
| 15 | Сухари | 11 кг | 11.0+0 |
| 16 | Пряники | 10 кг | 0+10.0 |
| 17 | Печенье | 7 кг | 0+7.0 |
| 18 | Вафли | 1 кг | 0+1.0 |
| 19 | Шоколад | 3 плитки | 0.3+0 |
| 20 | Специи | 0.12 кг | 0.12+0 |
| 21 | Изюм | 4 кг | 4.0+0 |
| 22 | Яблоки сушеные | 1.5 кг | 1.5+0 |
| 23 | Груши сушеные | 3 кг | 0+3.0 |
| 24 | Лук репчатый | 1 кг | 1.0+0 |
| 25 | Сыр | 3 кг | 2.5+0.5 |
+-----+------------------------+------------------+-----------------+
| | | | | | N | Наименование | Количество | Вес(в кг.) | | | | | |
+-----+------------------------+------------------+-----------------+ | 26 | Чеснок | 0.5 кг | 0+0.5 |
| 27 | Хлеб | 25 буханок | 0+25.0 |
| 28 | Джем | 2 банки | 0+0.8 |
| 29 | Мука блинная | 2 кг | 2.0+0
| | 30 | Подсолнечное масло | 1 кг | 1.0+0 |
| 31 | Рис | 2 кг | 0+2.0 |
| 32 | Масло топленое | 2 кг | 2.0+0 |
| 33 | Соль | 0.6 кг | 0.6+0 |
| 34 | Сухое молоко | 3 пачки | 3.0+0 |
| 35 | Солянка | 3 банки | 0+1.5 |
| 36 | Огурцы маринованные | 1 банка | 0+2.0 |
| 37 | Сушки | 2 кг | 0+2.0 |
+-----+------------------------+------------------+-----------------+ Итого: 73.5+72.5 Всего: 146.0 кг Стоимость: 192 рубля Примечание. В разделе вес - первое и второе число означают, сколько группа брала с собой и сколько подкупала в пути соответственно.

5.4 Содержание медицинской аптечки

+----+-----------------------+------------------+ | | | | | N | Наименование | Количество | | | | | +----+-----------------------+------------------+ | 1 | Ацетилсалициловая | | | | кислота | 40 таблеток |
| 2 | Сульфадимизин | 40 |
| 3 | Тетрациклин | 40 |
| 4 | Амидопирин | 20 |
| 5 | Анальгин | 10 |
| 6 | Цитрамон | 10 |
| 7 | Активированный уголь | 40 |
| 8 | Мазь для рук | 2 тюбика |
| 9 | Бактерицидный пластырь| 4 упаковки |
|10 | Вата | 100 грамм |
|11 | Бинт | 4 упаковки |
|12 | Жгут | 1 шт |
|13 | Йод | 1 пузырек |
|14 | Зеленка | 1 пузырек |
|15 | Ундевит | 40 |
|16 | Глюкоза | 6 пачек |
|17 | Валидол | 20 |
|18 | Алохол | 20 |
|19 | Бисептол | 20 |
|20 | Эластичный бинт | 8 шт |
+----+-----------------------+------------------+ Итого: 1.0 кг.

5.5 Содержание ремонтного набора.

+-----+------------------------+------------------+ | | | | | N | Наименование | Количество на | | | | одно судно |
+-----+------------------------+------------------+
| 1 | Ножницы | 1 |
| 2 | Шило | 1 |
| 3 | Капроновые нитки | 50 метров |
| 4 | Пассатижи | 1 |
| 5 | Отвертка | 1 |
| 6 | Иглы | 2 |
| 7 | Клей резиновый | 0.4 литра |
| 8 | Лента проклеечная | 5 метров |
| 9 | Бензин | 0.5 литра |
| 10 | Наждачная бумага | 0.01 м2 |
| 11 | Напильник | 1 |
| 12 | Резина | 0.4 м2 |
| 13 | Оргстекло | 0.1 кг |
| 14 | Ветошь | 0.02 м2 |
| 15 | Изолента | 1 моток |
| 16 | Проволока D=2 мм | 2.5 м |
| 17 | Киперная лента | 5 м |
| 18 | Прорезиненная ткань | 0.5 м2 |
+-----+------------------------+------------------+ Итого: 2 кг.

6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации..

а) Сплав.

Река Катунь не зря долгое время являлась одной из первых горно-таежных рек Советского Союза по своей спортивной сложности и популярности. На ней есть: - во-первых, полный набор классических препятствий для категорированных рек (за исключением разве что водопадов) и - во-вторых, отдельные участки Катуни соответствуют всему разнообразию водных маршрутов по расходу воды.

А с характером некоторых препятствий мы после рек Башкирии, Карпат, Забайкалья, да и того же Алтая столкнулись впервые. Таковыми являются "Щеки" с их скальными обломками в и так сжатом до предела русле реки и "Тельдекпени" с их каньонами, мощью воды и самое главное - водоворотами. Но в тоже время есть одна особенность большинства препятствий, что значительно упрощает их прохождение - это их локальность, практически все они одноступенчатые, а между отдельными каскадами многоступенчатых препятствий при желании можно зачалиться.

Эта особенность и определила способ прохождения всех препятствий Катуни, который впрочем рекомендуется для прохождения любых рек - это способ "прострела". Он заключается в следующем: при подходе к препятствию производится просмотр с воды спокойного участка после препятствия, если таковое имеется, то производится "прострел" в спокойную воду и все повторяется заново. Если же нет, то производится зачаливание и разведка препятствия.

Хотя мы зачаливались, разведывали и производили страховку на всех основных порогах, но т.к. кроме них на реке есть и много других не очень сложных, то этот способ является очень рациональным и безопас- ным.

На эту часть маршрута советуем запланировать 13-14 дней с учетом 2 дневок, одну из которых рекомендуем сделать после "Щек", а вторую - в устье Аргута с радиальным выходом на порог "Атланты" на Аргуте.

.Классификационная таблица порогов реки Катунь. ---+---------+----------+----------+-----------+--------+-------------+ | | Бал (по | Риск при | Длина |Характер| Ориентиры |
N | Порог |10 бальной|перевороте+-----+-----+ | |
| | шкале | |Преп.|Между| | |
---+---------+----------+----------+-----------+--------+-------------+
1 | "Щеки" | 5 | - |5км | |Каньон |Сужение русла|
| 1| 5 | - |150м | |Прижим | |
| 2| 0 | - | - | | - | |
| 3| 6 | - |един.| |Ворота | |
| 4| 5 | - |200м | |Ворота | |
| 5| 3 | - |250м | |Прижимы | |
---+---------+----------+----------+-----+-----+--------+-------------+
2 | "Аккем" | 7 | + | 6км | | |Ручей справа |
| 1| 5 | + | 30м | |Бочка | |
| 2| 5 | + | 30м | |Слив | |
| 3| 7 | - | 60м | |Пен. яма| |
| 4| 3 | - | - | | | |
| 5| 4 | - | - | |Бочка |Высокая скала|
| 6| 3 | - | - | | |слева |
| 7| 3 | - | - | | | |
| 8| 3 | - | - | | | |
---+---------+----------+----------+-----+-----+--------+-------------+
3 |"Ильгу- | 9 | + | 250м| |Валы |Песч. берег |
| менский"| | | | |Камни |справа |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | |200м | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
---+---------+----------+----------+-----+-----+--------+-------------+
7 |"Тельдек | 8 | + | 300м| - |Водово- |Скальн. гряда|
| пень 2" | | | | | роты |справа |
---+---------+----------+----------+-----+-----+--------+-------------+
8 |"Остров" | 9 | + | 200м| - |Валы |Скала слева |
---+---------+----------+----------+-----+-----+--------+-------------+
б) Пеший подход.


Мы рекомендуем начинать маршрут из Рахмановских Ключей, т.к. на нас эта часть маршрута с красивейши- ми местами Рахмановских Ключей, Черной и Белой Берели, верховьев Катуни во главе с Белухой произвела очень большое впечатление. Только ради этого можно было пройти этот маршрут. Советуем сходить к самым истокам Катуни - к Катунскому леднику, тем более что от Верхнего Седла до него не далеко. У нас, к сожа- лению, не было времени.

Серьезно надо отнестись к переправе через Белую Берель, т.к. если бы воды на ней было чуть побольше - переходить ее было бы гораздо труднее. Может имеет смысл переходить ее где нибудь в разбоях, хотя там тоже будут свои минусы.

Предлагаем планировать на пешую часть 5-6 дней с учетом радиальных выходов к: озеру Арасанка и закупки продуктов в Рахмановских Ключах, каньону на Чер- ной Берели, водопаду на реке Большой Кок-Коль и Ка- тунскому леднику.

в) Средства сплава.</p> У нас было два четырехместных катамарана: один на плоских, другой на круглых баллонах, оба длиной око- ло 4.5 метров и шириной 2.3 метра. Для Средней и Нижней Катуни эти размеры являются нормальными, а для Верхней, в нашу воду, они большеваты, особенно ширина, что чувствовалось при прохождении 1, 3 и 4 щек.

Весла мы взяли с собой и не чуть не пожалели об этом, т.к. во-первых они нам очень помогли при спуске с Верхнего Седла(из-за крутизны склона), и во-вторых там где мы собирались - было затруднительно найти подходящий материал для них. При сплаве от Язевки вполне возможно, что имеет смысл взять с собой и каркас. При планировании советуем заложить два дня для постройки судов.

г) Групповое и личное снаряжение.

Тут принцип один - "Чем легче, тем лучше", но, естественно, в разумных пределах.

д) Продукты питания.

В Рахмановских Ключах довольно неплохой магазин в котором можно купить основные необходимые продукты. Продукты на пешую часть и участок сплава до поселка Мараловодка(перед Кайтанаком) надо брать легкие и калорийные и те которые заранее известно, что купить будет затруднительно. В Мараловодке, Усть-Коксе, Ку- юсе можно подкупать общедоступные виды продуктов. На непосредственно пешие переходы рекомендуем брать сухофрукты и раздавать их участникам перед выходом.

е) Подъезд, отъезд, аварийный выход.

Здесь довольно трудно советывать что-то определенное. Мы добирались следующим образом:

- г.Уфа - г.Новосибирск -- самолет (возможен по- езд, если с пересадкой в, например, Кургане, то сра- зу до Усть-Каменогорска);

- г.Новосибирск - г.Барнаул -- электрички (взможен автобус);

- г.Барнаул - г.Усть-Каменогорск -- поезд;

- г.Усть-Каменогорск - с.Больше-Нарымское -- метеор,автобус (возможен автобус или самолет);

- с.Больше-Нарымское - с.Катон-Карагай -- автобус (самолет);

- с.Катон-Карагай - п.Рахмановские Ключи -- автобус (попутный транспорт).

Отъезд более прост:

- п.Чемал - г.Бийск -- автобус;

- г.Бийск - г.Новосибирск -- поезд;

- г.Новосибирск - г.Уфа -- самолет(поезд).

Аварийный выход возможен из: п.Усть-Кокса (самолет), п.Иня (автобус).

з) Ремонт и медицина.

В этом разделе трудно выделить что-то особенное, присущее только этой реке. Единственное о чем хочется сказать, так это - очень бережное отношение к ногам на пешей части маршрута, для этого рекомендуем взять удобную, крепкую и много раз проверенную в "боевых" условиях обувь, лейкопластырь и эластичный бинт для коленок.

7. Приложения.

.7.1 Смета расходов на путешествие.

+---+--------------+----------------+-----------------+
| N |Вид расходов | На одного че- | На группу из 8 |
| | |ловека(в руб.) |человек(в руб.) |
+---+--------------+----------------+-----------------+
| 1 | Транспорт: | | |
| |а)самолет | 37.5+38.5 | 608.00 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |б)поезд, |1.45+1.45+5.00+ | |
| | электричка |5.00 = 11.90 | 95.20 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |в)автобус |0.40+1.40+3.00+ | |
| | |+4.10=8.90 | 71.20 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |г)метеор | 4.80 | 38.40 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |д)накладные |4.00+1.00+0.60+ | |
| | расходы |1.00=6.60 | 52.80 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |е)итого | 108.20 | 865.60 |
+---+--------------+----------------+-----------------+
| 2 | Питание: | | |
| |а) на маршруте| 24.00 | 192.00 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |б) в пути | 20.00 | 160.00 |
| +--------------+----------------+-----------------+
| |в) итого | 44.00 | 352.00 |
+---+--------------+----------------+-----------------+
| 3 | Резерв | 20.00 | 160.00 |
+---+--------------+----------------+-----------------+
| | Всего: | 172.20 | 1377.6 |
+---+--------------+----------------+-----------------+
.7.2 Расписание движения транспорта. / время местное / -------------- +---+---------------------+----------+-----------+---------+
| N | От ... до ... | Вид | Время |Стоимость| | | |транспорта|отправления| |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 1 |г.Уфа - г.Новосибирск| самолет | 24.40 | 37.50 |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 2 |г.Новосибирск - с.Че-|электричка| 14.52 | 1.45 |
| | репаново - г.Барнаул|электричка| 17.55 | 1.45 |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 3 |г.Барнаул - г.Усть- | поезд | 22.30 | 5.00 |
| | Каменогорск | | | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 4 |г.Усть-Каменогорск - | метеор | 16.30 | 4.80 |
| | пр.Хайрузовка | | | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 5 |пр.Хайрузовка - | автобус | по приезду| 0.40 |
| | с.Большенарымское | | метеора | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 6 |с.Большенарымское - | автобус | 9.30 | 1.40 |
| | с.Катон-Карагай | | | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 7 |с.Катон-Карагай - |нанимали | - | 3.00 |
| | п.Рахмановские Ключи| автобус | | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 8 | п.Чемал - г.Бийск | автобус | 8.10 | 4.10 |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
| 9 | г.Бийск - г.Новоси- | поезд | 13.02 | 5.00 |
| | бирск | | | |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+
|10 |г.Новосибирск - г.Уфа| самолет | 5.40 | 38.50 |
+---+---------------------+----------+-----------+---------+

7.3 Литература.

1. Отчет по реке Катунь. Руководитель группы Игнатьев Н.М.

2. Отчет по рекам Чуя - Катунь. Руководитель Вахов А.И.

3. Отчет по реке Темник. Руководитель Смирнов В.А.(г. Ленинград )

4. Условное изображение реки. "Турист" N3. 1987

5. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. 1976

6. Маршрутами Рудного Алтая. Туристская карта-схема. 1988

7. Папуш С. Слаломная техника при сплаве по горным рекам.

"Ветер странствий". Альманах, вып 20. 1985

8. Туристские районы СССР. Алтайский край. 1987

.7.4 Фото и картографический материал.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу