Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Чарыш

.В. Юрин. Маршруты для каякеров: Забытый угол Алтая.

Для большинства туристов-водников Алтай - это, прежде всего, Катунь с ее притоками. Любители особо сложных рек, несомненно, упомянут истоки Бии - Чулышман и Башкаус. Знатоки назовут отдельно Южный Алтай - исключительно красивый, своеобразный и технически интересный район, относящийся к бассейну Иртыша. И лишь немногие знают четвертую крупную речную систему Алтая: Чарыш.

Эта река стекает с северо-западного склона Алтая и, описав широкую петлю по предгорьям, впадает в Обь далеко на равнине. Она быстро набирает силу, и уже в середине горного участка представляет собой весьма крупную реку, сравнимую по величине, например, с весенней Мстой. Препятствия на самом Чарыше несложные - отдельные шиверы 2 к.с. Основной же интерес для сплава представляют его левые притоки: Кумир, Коргон и Иня. Это несложные малорасходные реки, пригодные для каякеров с небольшим опытом; самая крупная из них - Кумир - имеет расход в устье 35 м3/с и уклон около 10 м/км.

Один из вариантов сплава по ним практически от истоков был описан в статье В.Говора "Левые притоки Чарыша" ("Ветер Странствий" No.21). Правда, в статье была опущена одна существенная деталь: этот маршрут был пройден по весеннему паводку. За ее рамками остались и такие подробности, как прокладывание тропы через перевал по грудь в снегу - мазохизм, высоко ценимый на Чемпионате СССР по Рассказам о Водном Туризме.

Более общепринятый вариант пеших подходов - снизу, из долины Чарыша. Вдоль Кумира и Коргона идут хорошо набитые тропы от одноименных поселков в их устьях. В поселках целесообразно оставлять запас продуктов на последующую часть похода. Достоинство такого построения маршрута - относительно небольшой вес рюкзаков, недостаток - большая пешая часть, равная по протяженности сплаву по этим рекам. Хорошее описание этого маршрута можно найти в отчете А. Боброва (библ.МГЦТК, No.5360). Для полноты картины отметим, что в верховья всех этих притоков можно попасть и с юга, из долины Убы.

Ключевой пункт для подъездов к началу маршрута - районный центр Усть-Кан. До него можно доехать по Чуйскому и Урсульскому трактам, либо с другой стороны - от Усть-Коксы, имеющей авиасообщение с Барнаулом. Проблемы заброски по этим дорогам хорошо известны туристам, равно как и участившиеся в последние годы случаи "гостеприимства" алтайцев. Есть и другая дорога: Бийск - Солонешное - Топольное (автобусом на Степное) - Черный Ануй - Усть-Кан. Основная его сложность в том, что от Топольного до Черного Ануя нет регулярного автобусного сообщения, а попутные машины редки. Если же ехать на специально заказанной машине, то второй вариант, вероятно, предпочтительнее. От Усть-Кана идет дорога вниз по долине Чарыша, по которой раз в день ходит автобус до Усть-Коргона.

Население долины Чарыша исключительно русское, хотя верхняя ее часть административно относится к Республике Горный Алтай (б.Горно-Алтайская АО). Кроме крупных поселков, в долинах притоков много пасек, охотничьих избушек, весь район покрыт сетью хороших троп. Отношение к туристам исключительно радушное и доброжелательное; это один из немногих районов б.СССР, где можно путешествовать, абсолютно не опасаясь неспровоцированных конфликтов.

Начало маршрута - мост через Кумир. От него вверх по правому (орографически) берегу идет лесная дорога. Через 14 км она подходит к так называемому Ипатовскому мосту. Очевидно, когда-то она продолжалась и по левому берегу; сейчас она превратилась на этом берегу в тропу. Всего до места начала сплава около 30 км. Здесь Кумир принимает несколько крупных притоков, поэтому сплав выше этого участка нецелесообразен.

Ниже устья р.Кетьма расположены несколько шивер 3 к.с. Завершается этот участок двумя порогами, которые можно отнести к 4 к.с.: "Тормоз" и "Красноярка"; за последним впадает одноименный приток. Оба порога однотипны: несколько каменных гряд, затем основной слив под скальным выходом левого берега, сложная бочка. Высота слива в "Тормозе" - около 1 м, в "Красноярке" - 1,5 м, общее падение 1,5 и 2,2 м соответственно. Пороги хорошо видны с тропы по пути наверх.

Далее следуют шиверы 2-3 к.с, постепенно усложняющиеся. От устья р.Осиновка начинается мощная и насыщенная камнями шивера длиной около 3 км, после нее - еще несколько шивер покороче. Этот участок заканчивается в устье р.Миндой, где стоит характерный ориентир - большой останец в виде тумбы высотой 4 м посередине реки. За правым поворотом после него начинаются основные пороги нижнего участка реки. По террасе правого берега идет дорога, здесь же имеются хорошие места для стоянки.

Первый порог - "Миндойский" - отмечен большим галечным островом в русле. Основная протока - правая, в конце ее слив (менее 1м) и несильный прижим к скале правого берега. После правого поворота за порогом следует зачалиться для обработки каньона "Девичий".

Перед каньоном расположена короткая входная шивера. Основных сливов три: на входе в каньон и далее через 70-80 м друг от друга. Высота сливов до 1-1,2 м в зависимости от уровня воды. Основной слив - второй. На фотографии он показан в высокую воду; при нормальном уровне воды в нем обнажаются камни, на которых, по словам местного пасечника, туристы порвали уже не один катамаран. Основные проходы во всех трех сливах - у правого берега. За сливами "бочки" до 1 м, между ними - валы, бочки менее 1 м. После 3 слива интенсивное турбулентное течение, нередко разворачивающее каяк кормой вперед. Через 50 м река успокаивается в большом омуте.

Следующий серьезный порог - "Большой". Летом он непроходим. Перед ним на крутом левом повороте расположена мощная шивера-горка; под стенкой левого берега начинается осыпь, а по правому берегу видны крупные камни. Первый слив порога - через 70 м после поворота, высота его менее 1 м. Через 25 м вся река сваливается в лоток шириной 1 м под левым берегом и падает на 3,5 м на длине 8-10 м. В лотке несколько крупных камней-затычек. Обнос по скальным плитам правого берега.

Последний серьезный порог - "Малый" - расположен за устьем р.Кириллов и представляет собой скальный коридор длиной около 30 м. На входе слив 1 м, на выходе - слив менее 1 м и крутой левый поворот. Далее следуют несколько простых шивер, Кумир входит в долину Чарыша и успокаивается.

От устья Кумира до устья Коргона - 4 часа несложного сплава по Чарышу. Коргон меньше Кумира (в устье около 25 м3/с), но имеет больший уклон - 16 м/км. Он впадает в Чарыш относительно небольшой, но сильной струей, и зона "веселой воды" при их слиянии тянется до середины реки. Для перехода на Коргон следует зачалиться непосредственно за его устьем, выше одноименного поселка.

Первые 2 км пути проходят по дороге Коргон - Усть-Кан, огибающей дельту Коргона. Справа по ходу тянется высокий сетчатый забор. За 150 м до моста через Коргон в заборе имеются ворота. Отсюда полевая дорога ведет в долину Коргона, немного срезая его излучину. Ориентиром может служить небольшой округлый холмик в глубине долины, видимый издалека. Пешеходный брод расположен немного левее него. Местные жители называют этот брод "косяным": река переходится сильно наискось по гребню переката. Брод достаточно сложный и глубокий, дно галечное. До этого брода легко доехать на грузовике или тракторе.

На правом берегу значительно худшая лесная дорога продолжается, повидимому, до т.н. "Чертова моста". Мы же, следуя описанию, свернули с нее на тропу примерно через 1 час хода, в районе порога "Абзац". Тропа поднимается высоко на склон и затем спускается к мосту (12 км от пос.Коргон); дорога же проходит понизу. Это примерно середина нижнего ущелья Коргона. За мостом тропа снова круто поднимается на склон и спускается к реке только выше ущелья. Всего до верхних порогов - "Спартак" и "Вираж" - 25 км, а до истока реки - слияния Прямого и Горелого Коргонов - еще 5 км.

В районе упомянутых порогов на левом берегу хорошие стоянки. Целесообразно начать сплав отсюда, либо оставить здесь базовый лагерь и за один день подняться до истока Коргона и сплавиться оттуда налегке. Тропа выходит к пасеке на Горелом Коргоне в 200 м выше стрелки. Весь верхний участок Коргона - сплошная крутопадающая шивера с расходом не более 10 м3/с, однако сплав по ней возможен.

Ориентиры порога "Вираж" - остров (правая протока непроходима) и несколько крупных камней у левого берега. В пороге несколько сливов менее 1 м наискось от правого берега к левому и наоборот. После него 50 м быстротока, одиночный слив 0,5 м и еще 30 м быстротока до водопада "Спартак".

Высота водопада 2,5-2,7 м. Слив пологий, около 45 градусов, ниже него глубокий омут, поэтому "бочка" мощная и мягкая. В 7-8 м ниже слива с левого берега далеко в русло выступает плоская скальная плита, с которой слив виден строго анфас. Очевидно, она положена здесь специально для того, чтобы поставить на нее штатив с фотоаппаратом. От плиты идет мощный отбойный вал, поэтому даже при неудачном прохождении водопада лодку проносит мимо нее. В целом это простой и безопасный учебный порог; опасен он только по большой воде, когда ниже слива образуется единая мощная турбулентная структура, заполняющая всю чашу под водопадом.

Следующий именной порог - "Аврора" - отличается от окружающих шивер только выходным сливом (двухступенчатый, с общим перепадом 1 м) и характерным утесом ниже него. Далее до устья Антонова Коргона - 5 км - сплошной каскад крутопадающих шивер, разделенных короткими плесами. В сочетании с большой скоростью течения и крутыми поворотами это образует, вероятно, самый приятный для каякера отрезок маршрута. Местные жители называют его "Кривун".

Следующий серьезный участок начинается в 3-3,5 км ниже Антонова Коргона. Его ориентир - длинный лесистый остров, левая протока маловодная. За островом порог с двумя сливами по 1 м и несколько длинных и мощных шивер, как правило, со сливом (менее 1 м) в конце. Долина постепенно сужается и переходит в нижнее ущелье Коргона. И по строению, и по характеру препятствий это ущелье похоже на верхнюю часть хорошо известной реки Оны. Ущелье начинается двумя простыми порогами. Первый из них похож на предыдущие шиверы, но длиннее и круче. С наплыва видно заметное падение. Второй - через 100 м, русло сужается, несколько крупных надводных камней образуют лабиринт, выход с наплыва не виден. Правый берег - галечная отмель, а ниже порога - стенка. Рекомендуется просмотреть эти пороги хотя бы бегло: в них могут быть застрявшие бревна.

Далее на прямом участке - шивера. За ней, перед следующим левым поворотом, расположен порог "Ступенька" - одиночный слив высотой 1,2 м через все русло. Слив крутой, и "бочка" за ним глубокая и жесткая. От поворота начинается, если верить описаниям, порог "Разиня" - но на самом деле это просто шивера. Ключевое место этого препятствия - в конце его, где река огибает осыпь правого берега. Несколько крупных камней с нее докатились до середины реки и лежат там, заставляя обходить их.

До устья Малого Коргона, или Коргончика - шивера с плохо читаемой линией движения. Ниже этого притока - "Чертов мост". На следующем повороте расположен остров, левая протока маловодная, в правой - шивера, заканчивающаяся чистым сливом ниже острова. Река успокаивается, разливаясь по широкому плесу. Впереди по правому берегу - бом, а на левом в 20 м выше него - крупный обломок скалы. Только поравнявшись с ним, обнаруживаешь перед собой крутой слив высотой 1 м через все русло. Если вы не просмотрели это место заранее по левому берегу, вы, возможно, успеете вспомнить, что это - порог "Сюрприз" и что в сливе есть относительно чистый проход ближе к левому берегу...

Имя последнему порогу Коргона - "Абзац" - было дано туристами-первопроходцами, у которых из трех катамаранов перевернулись два. Большее издевательство над этой громоздкой посудиной трудно придумать. Сначала крупный камень отсекает справа примерно треть и без того неширокого русла; следующий отсекает треть оставшегося, затем - еще один такой же камень, а последний стоит точно посередине, оставляя с обоих сторон проходы по 1,5 м. Для каяков порог особой сложности не представляет. За порогом на правом берегу хорошая стоянка. Далее до устья Коргона - простые шиверы и перекаты.

Если содержательная часть маршрута ограничивается этими двумя речками, можно продолжить сплав по Чарышу до пос.Чарышское (7,5 ходовых часов). Оттуда можно, с некоторыми трудностями, уехать автобусом или попуткой в Барнаул, Алейск или на другие станции Туркестано-Сибирской ж.д. Можно вернуться из Усть-Коргона обратно в Усть-Кан и оттуда добираться до Барнаула. Несколько неожиданный, но вполне логичный вариант - из Усть-Кана поехать в Усть-Коксу и сплавиться по средней и нижней Катуни; ее мощные и примитивные пороги послужат приятным контрастом после миниатюрных, но требующих точной работы препятствий Коргона.

Наконец, еще одна река, которую можно добавить к маршруту - это Иня. Описание подходов и сплава по ней можно найти в другом отчете А.Боброва (библ.МГЦТК, No.5294), а также в упомянутой выше статье В.Говора. Переход на Иню начинается от устья реки Сентелек. На ней в 2 км выше расположен одноименный поселок, а в 12 км выше него - пос.Покровка. Эти поселки относятся уже к Чарышскому району и связаны дорогой с населенными пунктами ниже по течению Чарыша. Сквозной дороги от Усть-Коргона до Сентелека практически нет, по крайней мере, "Урал" по ней не проходит. С воды пос.Сентелек не виден. Ориентирами служат мост через Чарыш в 2,5 км выше устья р.Сентелек и ферма на левом берегу.

Начинать сплав по Ине можно от устья р.Шумишихи, ниже которого расположены два локальных порога с падением 2-2,5 м на каждом. Остальные препятствия, насколько можно судить по имеющимся описаниям, несложные и идутся с ходу. Заканчиваются они в районе лесхоза Ионыш (35-40 км от Шумишихи). От него 1 день сплава по спокойной воде до пос.Чинета, связанного с райцентром Краснощеково дорогой с автобусным сообщением.

Валентин ЮринКаякеры не тонут!

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу