Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
® Заправка и ремонт картриджей oki.

ТУВА. Кто есть кто

Лопсан Чамзы Ондар (1857-1930). Первый и последний камбы-лама Верх-нечаданского хурээ, старший брат Хайдыпа. Родился в местности Устуу-Ишкин Дзун-Хемчикского кожууна. Получил духовное образование в Урге и Тибете. Имел звание кешпи. Обладал глубокими познаниями в области философии и обрядовой практике буддизма, владел тибетским и монгольским языками. Способствовал вхождению Тувы в состав России. В июле 1919 г. совершил поездку к адмиралу А.В. Колчаку, в то время верховному правителю Российского государства. Ему был вручен орден Св. Анны III степени, подарены автомобиль и моторная лодка. Однако дорога на родину уже была отрезана антиколчаков-скими силами. Один год он провел в Хурен-дацане, затем еще год - в Монголии, в одном из дархатских монастырей. За связь с Колчаком, а также за принадлежность к высшему духовному сословию на VIII съезде ТНРП осенью 1929 г. было принято решение о физическом уничтожении Лопсан Чамзы. В 1930 г. он был расстрелян в местности Адар-Тош.

Лопсан Чимит Монгуш (1888-1940). Лама, создатель одного из вариантов увинской национальной письменности, автор первого тувинского букваря. Ро-цился в местности Ак Барун-Хемчикского кожууна. Учился в монгольском Ган-цан-хурээ, затем продолжил образование в Лхасе (Тибет), где достиг высшего звания - кешпи. Владел монгольским, китайским, латинским, немецким, анг-пийским языками. В 1928 г. по поручению правительства ТНР составил первый тувинский алфавит. Пока его проект проходил экспертизу в Москве, в Туве алфавитом уже начали пользоваться. Однако вскоре на VIII съезде ТНРП, в ноябре 1929 г., официально прозвучало: "...составление письменности ламой считать совершенно недопустимым, как с моральной точки зрения, так и с политической". 28 июня 1930 г. декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность на основе латинизированного алфавита, авторами которого были советские ученые во главе с А. Пальмбахом.

Монгуш Буян-Бадыргы (1892-1932). Гун-нойон Даа-кожууна, председатель Всетувинского учредительного хурала. Родился в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в семье бедного арата Монгуша Номчуга. Его усыновил нойон Хемчикского кожууна Хайдып Угер-Даа. Отличался образованностью, интеллигентностью, свободно владел санскритом, монгольским, китайским и русским языками. В возрасте пятнадцати лет, в 1908 г., после смерти приемного отца, стал Даа-нойоном.

В октябре 1913 г. взял на себя ответственность за судьбу своего народа и обратился к Николаю II, чтобы тот принял тувинцев в состав России. Но события 1917 г. в России заставили его переориентироваться на Китай и Монголию. Однако в ходе национально-освободительного движения и Гражданской войны на территории Тувы он вернулся к ориентации на Россию. Был организатором переговоров хемчикских кожуунов с представителем Сибревкома И.Г. Сафьяновым и в августе 1921 г. руководил Всетувинским учредительным народным хуралом, который образовал Республику Танну-Тува-Улус и принял ее первую Конституцию. После отказа Соднама Балчыра, который, сославшись на болезнь, отказался от высокой должности, стал председателем правительства Республики Танну-Тува. С его участием были разработаны и приняты Конституции 1921, 1923, 1924, 1926 гг. В 1925 г. был избран Генеральным секретарем ЦК ТНРП. В октябре 1929 г. был исключен из партии, снят с должности и арестован. 22 марта 1932 г. заслуги председателя Всетувинского съезда независимости оценили в духе того времени - его расстреляли.

Мунзук Максим Монгужукович (1910-1999). Народный артист России и Республики Тува. Родился в селе Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Сыграл более 100 ролей на сцене и в 22 кинофильмах, прославив Туву своим талантом. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куроса-вы. В 1975 г. фильм был удостоен высшей кинематографической награды - "Оскара". Сам М.М. Мунзук получил Золотой приз за лучшее исполнение мужской роли во Франции. Еще при жизни стал любимцем и гордостью всего народа.

Оскал-Оол Владимир Базыр-Оолович (1920-1999). Основатель тувинского цирка, народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой цирковой династии. Труппа В.Б. Оскал-оола - один из лучших национальных коллективов отечественного цирка. Он создал прекрасную сказку о республике, расположенной в самом центре Азии, с элементами национальных игр, обрядов, обычаев, и подарил ее всему миру. Благодаря его искусству мир узнал о маленькой Туве, и для своей родины он стал легендой.

Сафьянов Иннокентий Георгиевич (1875-1953). Общественный и политический деятель. Во многом благодаря его усилиям в 1921 г. Тува сделала выбор в пользу России. Родился в Минусинске, в семье купца и золотопромышленника Г.П. Сафьянова. В 1890 г. был исключен из школы за распространение запрещенной литературы и издание школьной газеты. Отец отправил его, "от греха подальше", в Туву, на свою торговую факторию Салдам. Во время голода бесплатно раздавал тувинцам муку и уничтожил долговые расписки, за что в 1916 г. был выслан из Тувы. По прибытии в Туву с минусинской экспедицией в апреле 1918 г. Сафьянов был введен в состав краевого Совета Тувы, а позже избран заместителем председателя исполкома Совета. Сафьянов сыграл важную роль в создании независимого Тувинского государства и в принятии первой тувинской Конституции в 1921 г., будучи на Всетувинском учредительном хурале в Суг-Ба-жи руководителем русской делегации. Именно Сафьянов внес предложение заменить оскорбительное наименование "урянхи", что с монгольского переводилось как "оборванцы". При советской власти оказался неугодным. В 1924 г. вместе с семьей покинул Туву и, несмотря на многократные попытки, не смог вернуться. Имя Сафьянова многие десятилетия замалчивалось, и только в 2001 г. официально было возвращено в историю Тувы.

Тока Салчак Калбак-Хорекович (1901-1973). Государственный и партийный деятель. Классик тувинской литературы. Родился в местечке Мерген Ка-Хемского района. 1925-1929 гг. учился в КУТВе. В 1929 г. был избран секретарем ЦК ТНРП, одновременно занимал должность министра культуры ТНР, а в 1933 г. был избран Генеральным секретарем ЦК ТНРП. С 1944 г. до конца жизни С.К. Тока был первым секретарем обкома КПСС, бессменным депутатом Верховного Совета СССР (второго - восьмого созывов). На протяжении сорока лет руководил республикой.

Тумат Геннадий Хайдыпович (1964-1995). Музыкант, исполнитель горлового пения. Родился в селе Хандагайты Овюрского района. С 1982 г. работал в Тувинском государственном ансамбле песни и танца "Саяны". В совершенстве владел всеми основными стилями горлового пения и различными подстилями. Разработал свой собственный стиль - "сыгыттын борбаннадыры", который известен как стиль "Геннадия Тумата". В 1988 г. под его руководством организован фольклорный ансамбль "Тыва", который в начале 1990-х гг. успешно гастролировал в Европе, Америке. В 1993 г. получил почетное звание "Народный хо-омейжи Республики Тува". В сентябре 1993 г. удостоен высокой чести исполнять горловое пение для его святейшества далай ламы во время его визита в Туву. В 1994 г. совместно с тремя исполнителями горлового пения участвовал в постановке оперы "Ной" в Голландской национальной опере в Амстердаме. Хайдып Угер-Даа Монгуш (1859-1909). Влиятельный правитель независимого Хемчикского (Даа) кожууна. Родился в Хемчикском кожууне в княжеской семье. В 1885 г. при активной поддержке местной верхушки сместил девятого нойона Хемчика Андай-Монгуш Сарайя. В 1890 г. был назначен угердой Хемчикского кожууна. Активный сторонник распространения буддизма в Туве. Установил тесные контакты с монгольскими и тибетскими ламами, предоставил им возможность заниматься наставнической деятельностью в Туве. Основатель и инициатор строительства Верхнечаданского хурээ. Считался человеком, враждебно настроенным к русским. Опасался за свой малочисленный род, который мог оказаться оттесненным и подавленным русскими переселенцами. Хайдып был тем представителем правящей элиты Тувы, власть которого перешагнула за рамки его собственного владения и породила притязания на более высокий статус - титул "бугуде хаан", которого он так и не достиг.

Чакар Соян Сотлаевич (1928-1987). Видный партийный и государственный деятель, первый в республике генерал внутренней службы в системе МВД. Родился в местечке Бомбей Эрзинского кожууна. Окончил областную партийную школу и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал в Эрзин-ском райкоме ВЛКСМ, возглавлял Чаа-Хольский, Улуг-Хемский райкомы партии. Будучи министром внутренних дел Тувинской АССР (1965-1980), много сделал для совершенствования работы аппарата МВД, его городских и районного отделов, комплектования их профессиональными кадрами. Депутат Верховного Совета Тувинской АССР первого - пятого созывов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, знаком "Заслуженный работник МВД СССР".

Черзи Монгуш Хола-Салович (1899-1969). Родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет впервые сделал из тополиной коры игрушку, и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. В 50-х гг. им была создана большая серия изображений животных из дерева (береза) и черного камня (серпентинит). Деревянные фигурки решены в традиционной манере резьбы по дереву (близкой к натурализму) и часто раскрашены. Наибольшую известность автору принесли работы из серпентинита: "Арат едет на верблюде", "Укрощение коня", композиции "Прибор для карандашей с драконом, давящим змею, и барельефом марала", "Всадник-богатырь Самбажик" и др. Монгуш Черзи делал тувинские музыкальные инструменты: игил, бызаанчы, дошпулуур. Он создал много вариантов тувинских шахмат. За свою творческую деятельность Черзи создал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня. Его работы выставлялись на нескольких зональных, всероссийских, всесоюзных выставках и на международной выставке "Экспо-67" в Монреале.

Сегодня

Вайнштейн Севьян Израильевич. Этнограф, академик, доктор исторических наук. Родился в 1926 г. в Москве. Посвятил 50 лет исследованию Тувы. Работал в Тувинском республиканском краеведческом музее. Собрал уникальные материалы, рассказывающие о хозяйстве, культуре и быте тувинцев, об их искусстве, о шаманизме. С.И. Вайнштейну удалось исследовать и описать традиционные, во многом уже исчезающие тогда, образцы кочевого хозяйства, народного искусства, верований, а также разработать сложные вопросы происхождения тувинского народа и его национальной культуры. Им были обследованы все этнические группы тувинцев, сотни археологических памятников. Именно он на раскопках городищ вблизи Шагонара выделил культуру древних уйгуров и раскопал дворец уйгурского хана Моюн-Чу-ра в городище на озере Тере-Холь. Им опубликована первая периодизация археологических культур Тувы, 7 фундаментальных монографий, включая их переводы на западноевропейские языки.

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович. Ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов "Дунгур". Родился в 1925 г. в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы, выдающийся исследователь духовной культуры и традиций тувинского народа. С его именем связаны основные вехи тувинской литературы и культуры. Он первым из тувинцев окончил Ленинградский государственный университет. Ему были присвоены звания "Заслуженный работник культуры РСФСР" и "Заслуженный работник культуры Тувинской АССР". Создал сотни произведений, составляющих богатство тувинского народа, являющихся гордостью нации. Автор книг: "Древняя природа тувинского шаманства", "Шаманы Тувы", "Обряды и практика тувинских шаманов", "Магия тувинских шаманов", "Буян-Бадыргы", "Алгыши тувинских шаманов". В 1994 г. американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание "Живое сокровище шаманизма".

Куулар Надежда Агбан-Шыыраповна. Популярная исполнительница тувинских народных песен. Родилась в 1947 г. в селе Хондергей. В 1971 - 2000 гг. - солистка Тувинского государственного ансамбля песни и танца "Саяны". 1974 г. - дипломантка V Всероссийского конкурса артистов эстрады. 1978 г. - удостоена звания "заслуженная артистка Тувинской АССР", 1984 г. - "заслуженная артистка РСФСР", 1994 г. - "народная артистка России". В настоящее время работает художественным руководителем фольклорного ансамбля "Эне-Сай".

Монгуш Аяс Семис-Оолович. Борец. Родился в 1973 г. в селе Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении 10 лет непрерывно становится победителем крупнейших тувинских соревнований на праздниках "Наадым". Его выступления неизменно собирают полные стадионы. Кумир всех мальчишек.

Ондар Кондар-Оол Борисович. Народный хоомейжи Тувы, заслуженный артист России. Родился в 1962 г. в селе Ийме Дзун-Хемчикского кожууна. Один из самых популярных исполнителей горлового пения в стиле хоомей. Его 10 компакт-дисков разошлись по свету с необычайной быстротой. Ведет класс в республиканской школе искусств.

Ооржак Шериг-Оол Дизижикович. Председатель правительства Республики Тува. Родился 24 июля 1942 г. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и Новосибирскую высшую партийную школу. С 1990 г. - Председатель Совета Министров Тувинской АССР. В 1992 г. избран президентом Республики Тува. В 1997 г. вновь всенародно избран на этот пост. В марте 2002 г. избран председателем правительства РТ. С 1992 г. - член Совета Федерации, с 1995 г. - представитель РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы, председатель координационного совета по внешнеэкономическим связям межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Академик Российской академии инвестиций и экономики строительства.

Ховалыг Кайгал-Оол ким-Оопович. Музыкант, исполнитель горлового пения. Родился в 1960 г. в селе Бажын-Алаак. С 1979 г. - солист эстрадного ансамбля "Аян", 1988 г. - участник фольклорного ансамбля "Тыва". В 1992 г. организовал ансамбль "Хун-хурту", который завоевывает все большую популярность за рубежом. В 1993 г. удостоен звания "народный хоомейжи Республики Тува", в 1994 г. - звания "заслуженный артист России".

Шойгу Сергей Кужугенович. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Родился в 1955 г. в Чадане. Одна из самых неординарных фигур в правительстве России. Окончил Красноярский политехнический институт. В 35 лет - заместитель председателя Госстроя СССР, позже - руководитель МЧС. Был признан лучшим министром России в 1996 г. Член Совета Безопасности. Лидер партии "Единство". Генерал-полковник. Герой России (1999 г.). Кандидат экономических наук, президент Международной ассоциации спасателей.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу