Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
® Перчатки медицинские нестерильные www.deznet.ru.

САЯНЫ. Кызыл — Ак-Довурак — Абаза — Абакан

Кызыл—столица Советской Тувы—стоит на левом берегу Верхнего Енисея (Улуг-Хем — Великая река) при слиянии Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев. Кызыл — молодой современный город с населением около 50 тысяч человек. Есть педагогический институт, театр с двумя труппами—тувинской и русской, несколько техникумов, Тувинский институт языка, литературы и истории, краеведческий музей.

В Кызыле на левом берегу Улуг-Хема возвышается символический обелиск—“Центр Азии”. От него открывается живописная картина центра Азиатского материка—бурный Улуг-Хем, над ним сглаженная гора Тегетаг (Tore), а еще дальше и выше громадные лиловые гольцы. Над северным горизонтом синеет Уюкский хребет. Недалеко от обелиска сливаются Бий-Хем и Ка-Хем. Над стрелкой рек высится гора Виланы.

Кызыл связан авиалиниями со всеми районами Тувы. Есть также прямые авиарейсы на Красноярск, Абакан, Новосибирск. Вверх по Ка-Хему ходит пассажирский теплоход “Заря”, а вверх по Бий-Хему—грузовые суда-буксиры. От Кызыльского автовокзала ежедневно отправляются автобусы во многие населенные пункты республики.

Новая дорога на Абакан идет из Кызыла вдоль левого берега Енисея на запад, пересекая сухие степи Тувинской котловины.

В 32 км от Кызыла дорога спускается в узенькую долину реки Элегест, левого притока Енисея. На поселок Усть-Элегест надвинулся слева крутой обрыв, вырезанный Енисеем в незапамятные времена. Горы двух бортов реки сошлись, стиснув плоскую террасу. Дорога то взбегает на седловины холмов, то вновь спускается в енисейскую долину. По сухой красной щебнистой почве— сухие желтые травы. Над степью, над дорогой парит сокол-балобан, высматривая добычу.

Холмы сильно выветрены, многие увенчаны островерхими каменными останцами. По камням—накипные лишайники то красного, то салатового цвета. Кусты караганника разбросало по степи, будто зеленые овцы пасутся.

На 100-м километре от Кызыла встал над левым берегом Улуг-Хема седой трехглавый Хайыракан (Хаеркан): две крайние вершины—белые, а третья, средняя,—темно-зеленая от застарелой сухой травы. Сюда к известнякам Хайыракана, затопив Шагонарскую степь, подойдут после завершения строительства Саяно-Шушенской ГЭС воды нового Саянского моря. Город Шагонар и Ак-Довуракское шоссе вынуждены будут перебраться повыше, на холмы левого берега. А пока шоссе обогнуло Хайыракан, перескочило через низкий перевал и вылетело на дно будущего моря—Шагонарскую равнину. Город Шагонар лежит на 124-м километре от Кызыла. По ту сторону Уюкский хребет вплотную подошел к реке, поднялся над ней высокой стеной, разрезанной сверху древними разрушенными карами. Из-за гребня гор выглядывает тайга северных склонов Уюка.

На 146-м километре дорога пересекает село Чаа-Холь, еще через 3 км вправо сворачивает проселок на село Урбюн. От Урбюна Енисей течет к северу и покидает дорогу. За рекой Чаа-Холь—половина пути до Ак-Довурака. Дорога медленно поднимается вверх по древней высохшей долине. Только на 185-м километре—у поселка Ак-Хем появляются первые чахлые, иссушенные горячими ветрами деревья: сначала одинокие лиственницы, потом рощицы.

Дорога круто поползла вверх к перевалу в долину реки Чадан. Вершина перевала находится на 194-м километре на высоте 1458 м. За перевалом лес кончается. То там, то тут видны пастушьи юрты, ходит скот.

Город Чадан лежит в широкой плоской долине Чадана. На севере видна долина реки Хемчик, а за ней высокий Хемчикский хребет с гольцовыми вершинами. В Чадане есть АЗС, столовая. За Чаданом дорога то взбирается на невысокие перевалы между долинами правых притоков Хемчика, то спускается в долины. На 238-м километре—вершина первого перевала, на 251-м—река Шеми, через 4 км—новый перевал, а на 263-м — река Чиргакы. Река Аянгаты (289-й километр) — последняя перед поселком Кызыл-Мажалык. Отсюда до Ак-Довурака всего 5 км. Между этими селениями течет Хемчик.

Долина Хемчика достигает ширины 6—10 км. Кое-где поднимаются над ее ровным дном каменные останцы. Три таких горки окружают Кызыл-Мажалык. Южный горизонт—три цепи гор, одна выше другой. Недалеко за Хемчиком встает первая гряда холмов, за ней—более высокая цепь предгорий; над второй грядой высятся синие далекие вершины хребтов—Шапшала, Цаган-Шибэту и Западного Танну-Ола. Почти все они сверкают белыми мазками снежников. На западе-северо-западе виден голец Бай-Тайга (3129 м) с большими массивами снега. Всю северную часть горизонта занимают горы левого борта долины Хемчика. Степь, голые горы. Только вдоль реки тянутся неширокие тополевые рощи. Над небольшим поселком Ак-Довурак дымят трубы комбината “Тува-асбест”.

В Кызыл-Мажалыке и Ак-Довураке есть гостиницы, АЗС, магазины, столовые, кафе.

От Ак-Довурака до Абазы, лежащей уже по северную сторону Западного Саяна, 245 км. Путь на север начинается между Ак-Довураком и Кызыл-Мажалыком. Сразу же от поворота—пологий подъем, а через 10 км спуск в широкую степную долину небольшой речки Эдегей. Шоссе, прямое как стрела, пересекает плоскую долину, окруженную невысокими, сильноизрезанными горами. На 18-м километре дорога снова плавно полезла вверх и на 25-м, перевалив горы, спустилась к реке Алаш. Долина реки крутобортна, очень красива. По узкой террасе разбросаны одинокие лавролистные тополя, кустики караганника и астрагала. В русле—большие окатанные валуны, через которые переливается река.

За Алашем шоссе несколько километров бежит по левому берегу реки, потом круто взбирается на короткий, но тяжелый Акский перевал. Вершина его лежит на 35-м километре. С подъема хорошо смотрится ущелье Алаша, убегающее на запад. По нему уходит путь к синим вершинам северного Шапшала, к озеру Кара-Холь.

С Акского перевала виден овеществленный героизм строителей трудной трассы. Кажется невероятным, что по временной дороге, виднеющейся то справа, то слева от шоссе, могли ходить машины: настолько она крута и опасна. Еще и сейчас Акский перевал лавиноопасен.

На 37-м километре шоссе спускается к Ак-Сугу. Узкая пойма и терраса поросли тополями вперемежку с лиственницами. Лес разрежен веселыми полянами. На многих полянах стоят круглые тувинские юрты, горят костры, пасутся овцы, козы, яки-сарлыки. Над долиной высятся крутые горы. Они сначала голые, потом на них взбираются лиственницы. Лес становится гуще, постепенно превращается в светлую тайгу с багульником, кипреем, курильским кустарниковым чаем, жимолостью, голубикой. Дорога круто поднимается, и так же круто падает навстречу белая вода Ак-Суга. Впадают в реку целых три реки Ак-Ой: просто Ак-Ой, Алды-Ак-Ой, Устю-Ак-Ой. Шоссе бежит по правому берегу, потом на 62-м километре по мосту переходит на левый, еще раз прыгает с берега на берег и на 76-м приходит в поселок строителей дороги — Передовая (Ак-Суг). Здесь АЗС, столовая, магазин. Отсюда можно по долине правого притока Ак-Суга выйти к подножию гольца Кызыл-Тайга.

Западно-Саянский перевал находится на 100-м километре и лежит на высоте более 2200 м, в зоне горных тундр. Справа и слева над ним поднимаются гольцы с пятнами снега. При подъеме на перевал со стороны Тувы в одном из распадков виден на высоте голец Мунгаш-Куль (2826 м), в восточных карах которого лежат истоки Кантегира. Далеко на западе—гольцы Каратоша. На севере внизу вьется заболоченная долина верховьев реки Большой Он.

С перевала дорога быстро спускается к Большому Ону и через несколько километров входит в кедровую тайгу. Отсюда идет на запад в седловину тропа на Курукульский перевал и далее на реки Она, Каратош или на озеро Кара-Холь.

Шоссе пересекает Большой Он в самых верховьях и по его левому берегу приходит в поселок Большой Он (АЗС, столовая, магазин). Поселок лежит на слиянии Оны и Большого Она; несколько выше справа в Большой Он впадает Малый Он, по которому уходит лучшая тропа на Кантегир.

Село Кубайка, лежащее в устье реки Анзас, не видно с дороги, которая несколько раз пересекла реку Она. У Кубайки на 188-м километре шоссе покидает Ону и поднимается на Ангольский перевал в долину реки Карасибо. От вершины перевала до города Абаза остается 40 км. Через 15 км спуска вновь начинается трудный 10-километровый подъем на последний перевал дороги— Канжульский, или Ханджульский,—по крутым петлям серпантина. Дорога делает 6—7 витков, из них 4 крутых. С вершины перевала открывается панорама Западного Саяна, гольцы Джебашского хребта, далеко на востоке угадывается долина Енисея.

От вершины перевала до Абазы 15 км спуска. Абаза лежит на террасах и пойме Абакана среди гор, покрытых густой, пышной чернотаежной растительностью. Тайга вокруг Абазы удивительная: кедрово-сосновый бор с мягкой травой между деревьями, на отвесных скалах Заречной Абазы растет багульник с белыми цветами.

Абаза—конечный путь многих туристских маршрутов. Она связана с Абаканом автобусом, железной дорогой, авиалинией. От Абазы до Абакана около 200 км по шоссе и один небольшой перевал на село Таштып. На шоссе много поселков, движение интенсивное.

Все “Саянское кольцо” имеет длину свыше 1200 км. Совершая путешествие, следует посетить озера центральной Тувы Чагытай, Дус-Холь, Хадын.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу