Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Республика Коми. Стефан Пермский

Личность Стефана Пермского до сих пор вызывает немало споров. Часть ученых считает, что его приход - яркий пример колонизаторской политики окрепшего Московского княжества и внедрения православия "огнем и мечом". Другие предполагают, что появление Стефана, введение им пракоми в христианский мир позволило сохранить коми народ от ассимиляции другими народами, в том числе и славянами. Территория речных долин в низовьях Выми и центре Вычегды, где в XIV в. проживала основная часть финноугорских племен, ставших в дальнейшем народом коми, привлекала вогулов, вятичей и новгородцев. Принятие христианства и подчинение Москве позволили населению обрести защиту от внешних врагов. Кроме того, Стефан создал государственную социальную структуру, то есть первые школы, первые приюты для сирых и голодных при монашеских обителях. Стефан Пермский остановил и разорительные набеги новгородских ушкуйников. И все же главным подвигом этого монаха по праву считается создание коми письменности и перевод книг на коми язык. Для создания коми азбуки Стефан Пермский использовал не только буквы кириллицы, но и родовые знаки - пасы - пракоми народов. Он был первым на территории Русского государства, повторившим духовный подвиг салунских братьев - Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Апофеозом его деятельности считается поединок с Памом - языческим жрецом и духовным вождем пермян. Пам, чувствуя, как уходит власть над соплеменниками, вызвал пришлого священника на испытание стихиями огня и воды. Стефан не испугался огромного разожженного костра и шагнул в "пламень огненный", Пам отказался это сделать и ушел с верными ему людьми за Урал к вогулам. Житие Стефана Пермского, созданное его младшим современником Епифанием Премудрым и сохранившееся в нескольких списках до наших дней, повествует и о том, что был Стефан Пермский духовным братом Сергию Радонежскому, благословившему Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Отметился Стефан Пермский и иконописью. Единственное сохранившееся произведение - Зырянская Троица - сегодня находится в краеведческом музее Вологды, но ее копия есть в Национальной художественной галерее Республики Коми в Сыктывкаре. Интересный факт: ряд исследователей считает, что сюжетные линии Зырянской Троицы повлияли на создание иконы Святой Троицы Андреем Рублевым.

В конце XIV - XV вв. Усть-Вымь была одним из важнейших опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. Но с 1564 г., после того, как центр епархии был перенесен в Вологду, значение Усть-Выми падает. Селение осталось центром епископских владений в Коми крае. Спустя столетие здесь было 5 дворов и келий церковнослужителей, 30 крестьянских дворов и 5 деревянных церквей (Благовещения; Стефана Великопермского; во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца). В 1712 г. здесь построили первый (во всем Коми крае) двухэтажный каменный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1764 г. были упразднены Усть-Вымская вотчина епископов и монастырь. В начале XX в. в Усть-Выми, помимо школ и церквей, располагались 6 лавок, парикмахерская, почтовая станция. Местные жители занимались земледелием, животноводством, охотой, извозом и сплавом леса. С 1929 по 1943 г. Усть-Вымь - центр района.

Усть-Вымский лагерь НКВД был организован в 1938 г. Основное направление производства - лесозаготовка и лесопиление. Включал в себя три лаготделения - Локчимское, Княжпогостское, Вожаельское. В Устьвымлаге в разное время содержалось от 14000 до 25000 заключенных. Особенностью этого лагеря было преобладание осужденных по политическим статьям - до 55%. С 1940 г. лагпункты пополняются поляками, немцами, курдами, турками. Только чуть более 9% отбывавших наказание были уголовными преступниками. Полного списка всех прошедших по этапам Устьвымлага еще нет. Созданием его занимаются участники движения "Мемориал". Они же поставили несколько обетных крестов на кладбищах с безымянными могилами, чтобы приезжающим было где помянуть своих близких. Члены этой общественной организации оказывают посильную помощь приезжающим.

Из светских построек XIX - начала XX вв. сохранились: дом купца Камбалова, комплекс зданий земской больницы (сегодня в нем располагается Усть-вымский краеведческий музей). В Усть-Выми установлены памятники погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, памятный знак в честь 600-летия села - гигантский флюгер "Птица счастья".




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Республика Коми" 2004г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу