Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

БАЙКАЛ. Древнейшая история

Виды Байкала

Самые древние известные ученым поселения возникли в этом регионе 24-25 тысяч летназад в эпоху палеолита. Археологи обнаружили их у деревень Мальта и Нижняя Буреть на Ангаре приблизительно в 100 км от Иркутска. Расположены эти поселения в 7-8 км друг от друга. Здесь обитали охотники за мамонтами. Главным строительным материалом для жилищ служили кости и бивни этих гигантов. А каркас для кровли делали из искусно переплетенных раскидистых рогов северного оленя. Археологи нашли на месте этих поселений множество разнообразных каменных орудий, в том числе предназначенных для тонкой резьбы по кости.

Но самое поразительное, что ставит культуру Мальты и Бурети вровень с выдающимися памятниками человечества, и не только верхнего палеолита, но и всех времен, - это изобразительное искусство: наскальные рисунки, мелкая скульптура, резьба по кости. Во многих регионах мира сохранились памятники этой эпохи. Но даже на этом фоне искусство Мальты и Бурети - явление из ряда вон выходящее. Например, так называемые "палеолитические Венеры" - скульптурки из камня, кости, рога, изображающие обнаженных женщин, обнаруживаются в верхнем палеолите от Атлантики до Байкала, причем почти всегда это фигуры зрелых, много рожавших женщин, с подчеркнутыми признаками материнства: широкими бедрами, большой грудью и животом. Скорее всего это обрядовые принадлежности культа Великой богини-матери, продолжательницы и хранительницы жизни. Таких скульптурок во всем мире известно около 40. Но 20 из них найдены в районе Мальты и Бурети. Причем в отличие от "мировых стандартов" у "ангарских Венер" различимы и лица. Но самое интересное, что среди них есть несколько изображений одетых женщин. Это самые древние известные в мире изображения одежды. Она представляет собой глухой, плотно прилегающий к телу меховой комбинезон (мехом наружу) с капюшоном. В общем это одежда аборигенов Арктики -эскимосов, чукчей, алеутов и других. Видимо, условия жизни ангарцев тех времен были не менее суровы. Среди сокровищ Мальты и Бурети есть также необыкновенно реалистические фигурки птиц - уток. и гагар. Уникально изображение гуся, спящего стоя на одной ноге. Удивительны многочисленные овальные каменные амулеты со стилизованными изображениями змей; костяные браслеты и обручи-диадемы для пышных женских причесок. Именно в Бурети найдено самое древнее изделие из нефрита - просверленный диск. Еще одна поразительная находка мирового значения - кусок бивня, на котором вырезан мамонт. Это самое выразительное и, наверно, точное "прижизненное" изображение лохматого гиганта приледниковых равнин.

После довольно длительного периода упадка и застоя, уже в неолите, в так называемый серовский этап, жители Байкальского региона вновь строят большие постоянные поселки в десятки очагов; у них разнообразный, сложный, совершенный хозяйственный инвентарь, оружие, принадлежности для рыбной ловли, богато орнаментированная керамическая посуда. Похоже, здесь впервые в мире был создан так называемый сложный лук. Его деревянная основа усилена роговыми пластинами-накладками, что значительно увеличивает дальнобойность. В одном из "серовских" захоронений останки мужчины были как бы "обложены" с одной ст&рбньг почти во весь его рост длинными дугообразными роговыми пластинами. Это и были "силовые" накладки на давно истлевшей деревянной основе лука. В обиходе "серовиев" были многочисленные украшения-амулеты с прекрасными резными изображениями животных. Главный "персонаж" серовского искусства - лось. Многочисленные высеченные и наведенные охрой изображения сохатого украшают скалы, отдельные приметные камни в долине Ангары, Верхней Лены, по берегам самого Байкала и его мелких притоков.

Влияние байкальской культуры заметно в неолитических памятниках Енисея, Алтая, Забайкалья до Амура, Центральной Якутии. Некоторые элементы байкальской материальной культуры, например, наконечники стрел "уолбинского" типа, неотличимы от тех, что находят в неолитических раскопках Скандинавии, сопредельных стран Северной Европы, на островах Онежского озера. Случайно ли; уго совпадение?

Но после "серовского" времени жители Байкала вновь утрачивают "лидирующие позиции" в развитии сибирской и центрально-азиатской культуры. Здесь в течение почти тысячи лет, с середины III до середины II тысячелетия до н.э., развивается "глазковская" археологическая культура. Именно в ее недрах постепенно сложился так называемый тунгусский комплекс. Это ^"джентльменский набор" предметов и приспособлений, который делает возможным благополучное существование бродячих пеших охотников в условиях горной тайги и сибирской зимы. В этот "комплекс" входят: шитая берестяная лодка; берестяная и деревянная посуда; такие же переносные колыбели; приспособление для переноски тяжестей на спине - вроде старинной строительной "козы"; сложный лук; короткое прочное копье с массивным длинным острием; трехсоставная распашная одежда, позволяющая просушиться у костра, не раздеваясь догола, и некоторые другие предметы обихода.

Именно так снаряженными и вооруженными застали тунгусов-эвенков русские первопроходцы, добравшиеся до Прибайкалья и Средней Сибири к середине XVII века. То есть этот комплекс просуществовал не менее 3 тысяч лет! Поразительный консерватизм! Но можно сказать иначе - устойчивость и совершенство. Ведь снаряженные таким образом тунгусские племена, предки современных эвенков и эвенов, прошли и освоили безлюдные горно-таежные земли от Байкала на север до гор Путорана и Анабара, на восток - до Колымского массива и Охотского побережья.

Данный раздел составлен на основе кн. "Исторический путеводитель Байкал, Якутия, Камчатка
изд. ВЕЧЕ 2002г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу