24.7.2011
Дальний поход на двух колесах
«Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть...» - слова этой песенки можно по праву отнести и к Артуру Оганяну. Необычный путешественник, не первый год меряющий дороги оборотами педалей своего велосипеда, добрался недавно до Мурманска. Из южной солнечной Армении!
- Велосипед - единственный транспорт, которым я управляю, - рассказал Артур. - Водительских прав у меня нет, да и ни к чему они. Сейчас понимаю, что на двухколесном друге смогу добраться куда угодно.
Первый свой дальний поход на велосипеде (точнее, «лисапеде», как называет своего двухколесного друга сам путешественник) Оганян предпринял в 2009 году - стартовал из Республики Саха и поехал на родину - в Армению. Говорит, даты начала и конца этого пути помнит до сих пор и вряд ли забудет: 10 сентября 2009 года выехал, 4 апреля 2010 вернулся в родной дом. 12 000 километров!
- После того как осилил такой дальний путь, захотелось посетить все отдаленные приграничные точки России и оставить там свой след. Было жутко интересно, смогу или нет, - продолжает Артур. - Отдохнул, починил технику и начал собираться в дорогу. Выехал 27 августа 2010 года - на этот раз в Мурманск. Здесь, под Никелем, на камне нарисовал краской флаги Армении, России и написал свой маршрут «Якутия, Армения, Россия». Эта же надпись есть на тележке моего «лисапеда».
С собой - только самое необходимое: инструменты для ремонта велосипеда, немного еды, теплые вещи, ноутбук и, пожалуй, самое главное - фотоаппарат, чтобы ни один интересный момент не остался без внимания, не стал лишь мимолетным воспоминанием.
- Любимым дорожным знаком в пути у меня было обозначение кафе - места, где можно нормально посидеть, попить чаю, перекусить, - поясняет велостранник. - Особенно это актуально, когда зимой едешь. Фотографии каждой придорожной забегаловки есть. Хоть отдельный фотоальбом составляй.
Про зимние поездки Артур может рассказывать долго - все-таки настолько экстремальная езда под силу не каждому. Много теплой одежды на себя не наденешь - будет стеснять движения, поэтому на теле были только термобелье с длинными рукавами и в меру теплая и не слишком громоздкая куртка.
- Полностью молнию никогда не застегивал, а то дышать тяжело, - вспоминает путешественник. - Поэтому на груди из-за этого всегда был треугольник из снега и льда. Когда едешь - особо не замечаешь, все-таки постоянно двигаешься, а вот долгожданное кафе обычной радости уже не приносит - там все начинает таять, а времени полностью высохнуть нет. Нужно двигаться дальше.
От пота одежда промокала насквозь и покрывалась коркой льда. Дыхание создавало ровный снежный покров на лице. Колеса скользили, тонули в снегу, заставляя с еще большим усилием жать на педали, дабы удержать равновесие и не свалиться в сугроб. Особенно тяжко приходилось на трассе - никуда не спрятаться от ветра и снега, а до ближайшего горячего чая и крыши над головой пара сотен километров.
- Когда ехал в Мурманск, проезжая Воронеж зимой, меня остановил сотрудник ГАИ. Показал на тележку, загруженную вещами и спросил, зачем я над собой так издеваюсь и еду в такой дальний путь. Я пожал плечами и ответил, что, во-первых, мне нравится то, что делаю. А во-вторых, в пути встречаю столько интересных и хороших людей, что для себя уже назвал этот маршрут яркой демонстрацией дружбы народов. Колеся по России, встречаю представителей разных национальностей, и никогда мне не отказывали в помощи. В каждом городе, куда приезжал, находилось где переночевать. Этот велосипед мне вообще вручную сделали. Рама настолько мощная, что он выдержит еще ни одну тысячу километров. И пожалуй, самое главное - когда приезжаю домой, испытываю огромную гордость за то, что смог осилить такой путь. А это, поверьте, дороже, чем награды и почести.Алексей ОСЕТРОВ. // OutdoorsNews