06.4.2009
Пройти три океана \"на руках\".
Львовянин Павел Резвой из тех, кто живет не напоказ. Руководствуется исключительно движениями души, а она у него неуёмная. Однажды, к примеру, потребовала, чтобы ее хозяин перешел на лодке-одиночке через Атлантический океан, в другой раз -- через Индийский. В обоих переходах не было ни стремления прославиться, ни кому-то что-то доказать, потому прошли они без помпы, и никогда бы не попали в Книгу рекордов Гиннеса, если бы не случай. О своем рекорде в редакцию Книги заявил 23-летний англичанин Сэм Найт: Я самый молодой гребец, пересекший Атлантический океан . У него спросили: А кто в таком случае самый старший? и услышали: Как же, Павел Резвой из Украины . Международный клуб океанской гребли, находящийся в Лондоне, факт подтвердил.
На момент своего первого беспрецедентного поступка, в 2004 году, Павел Дмитриевич отметил 65 лет. До него звание самого старшего гребца, одолевшего на веслах Атлантический океан, носил 57-летний американец Ричард Джонс. Когда Резвой через год перешел Индийский, его имя увековечили в Книге уже как самого старшего и самого быстрого гребца-одиночку, переплывшего Индийский: шведу Андерсу Сведланду в 1971 году понадобилось для этого 64 дня, Павлу Резвому (от Кокосовых островов до Сейшельских) 57.
\"Подшустрить\" своих ровесников.
В прошлом году львовянину исполнилось 70 лет, а душе по-прежнему нет покоя. Не может она смириться, что есть на Земле еще один океан, который можно было бы пересечь. Благо, Павлу позволяет думать об этом хорошая физическая форма. Манит его океан своей красивой большой водой, дразнит своими размерами: один переход через Тихий все равно что три через Атлантику. Не пугают Резвого ни полгода одиночества, ни коварные штормы, ни непредсказуемые течения.
-Что такое жизнь пенсионера? рассуждает вслух Павел Дмитриевич. Необходимость смириться с неторопливым ритмом жизни, посадить на даче морковку, заплатить за квартиру, пожаловаться на пенсию. А ведь нам не так много времени осталось, нужно торопиться сделать что-то более дельное. Да и своих ровесников, которые напрочь раскисли, хочется своим походом немного \"подшустрить\" -- в таком возрасте не все только в прошлом.
Давно бы уже отправился львовянин в путь, одно препятствие нет на то средств. Пенсия у бывшего геолога Резвого среднестатистическая, на тысячу с небольшим гривен больно не разгуляешься. Спасибо, иногда шурин, тоже геолог, подбрасывает работу. Пробурив почву в нескольких местах, родственники оценивают грунты под строительство, дают заключение, какой необходим фундамент. Для подобной работы Павел выезжает и в Карпаты, где стало модным строить хатынки . Там его задача исключить возможность оползней. Самый надежный приработок ремонт гребных лодок в Англии. Когда Резвого рекомендуют, то впереди мастера идет его слава: Это тот самый старый, который перешел два океана и сам готовил себе лодки . Действует безотказно!
Отпустив лодку в плавание, Павел возвращается во Львов, но тут же сбегает в Росохи село, расположенное в трех километрах от украино-польской границы, где у них с женой Саидой домик.
-Обожаю Росохи, -- объясняется путешественник в любви маленькому живописному селу, протянувшемуся вдоль узенькой речушки, зажатой между двух, поросших лесом холмов. -- Там мне ничего не нужно из себя изображать: ни крутого мастера, ни опытного гребца, ни знающего геолога. Запросто общаюсь с селянами, нравится, когда забегают соседские ребятишки Егорчик и Аленка. Мои-то внуки далеко (живут в Одессе и за рубежом. -- Авт.). Но что бы я ни делал строил на своем дворе кузницу, что-то сажал, колол дрова сидит во мне мечта, которая по мере моего взросления , к сожалению, становится все более шаткой: хорошо бы перейти Тихий, наконец-то получить этот длинный славный отпуск с бесконечным наблюдением за морем, с самой разнообразной рыбалкой.
Без единой украинской нитки .
Океаны для Павла начались совершенно неожиданно. Он, на все руки мастер, поехал в Лондон, чтобы подготовить к отплытию гребную лодку своего среднего сына Федора, который планировал пересечь на ней Атлантический океан. Несмотря на то, что путь дался сыну очень непросто, 65-летний Павел загорелся: Надо бы и мне . Поделился своей мыслью с французом Джефом Аланом. Тот воспринял ее положительно: Серьезно? Это здорово поддержало бы пожилых людей . Но лодка затея затратная. Где ее взять? Джеф обзвонил всех знакомых, и плавсредство нашлось. Оно, изрядно обгаженное чайками и полное тухлой дождевой водой, стояло на Темзе уже четыре года. Хозяева лодки построили ее как двойку для собственного перехода, но когда вышли в океан, то поняли всю авантюрность своей затеи и отказались от нее. Возвращать нужно? -- спросил Павел. Хозяева без всякой надежды пожали плечами: Ну, если сможешь Фирма по пошиву спортивной одежды предоставила украинцу для ремонта лодки часть своего двора. Бывший английский военный, когда-то мечтавший об океане, принес опреснитель воды, весла, жилеты, веревки: Я уже не пойду, пусть тебе послужат .
-Французы, англичане оказали мне такую поддержку! говорит Павел. -- Я их спрашивал: Ребята, почему вы это делаете? -- Нам интересно, возможно ли такое в 65 лет . Джефал и сегодня в моих друзьях, мы встречаемся, пьем много пива. В общем, получилось тогда с миру по нитке. К сожалению, не с нашего украинского мира. Мои патриотические заходы во Львове совершенно не оправдались. Пришел на фабрику Світоч : Я пронесу на борту своей лодки название украинской марки через океан Секретарь слушала-слушала: Дядьку, чого ви хочете? Плисти хочете? Так пливіть! Чого ви лізете до нас? Это было так оскорбительно.
Чтобы иметь деньги для проживания и питания, Павел нелегально устаивался сантехником в мелкие лондонские гостиницы. А когда одноместное гребное судно, которому Резвой дал имя Марион-Львов было готово к отплытию, объявили регату: от Гомера (Канарские острова) до Барбадоса (Антильская гряда). Павел стал одним из 12 ее участников. Он прошел путь в 5 тысяч километров за 61 день, и прибыл к финишу вторым после Сэма Найта. Лидировать ему не позволил вышедший из строя GPS, ремонт которого затянулся на два дня. Потом украинец прошелся по Карибскому морю и, погрузив на Ямайке Марион-Львов на сухогруз, перевозящий бананы, к удивлению ее лондонских хозяев и радости темзенских чаек, возвратил лодку на прежнее место.
Чужое небо.
Переходом через Индийский Павел тоже обязан среднему сыну. Федор стартовал в 2005 году из Австралии, но очень скоро прекратил переход. Не пропадать же уже снаряженной лодке с патриотичным названием Украина ? Павел докупил продуктов и отправился в полюбившуюся ему стихию сам.
Индийский дался сложнее.
-Там не так уютно, как в Атлантике, где я чувствовал себя практически в центре цивилизации, -- рассказывает наш путешественник. -- Смотреть в незнакомое небо южного полушария немного тревожно: Большая Медведица не на месте, Полярная звезда, по которой привык ориентироваться в геологических экспедициях, тоже. Южный Крест какой-то неправильной формы и вообще не впечатляет. В Индийском океане и волна посерьезнее, течения заставляют идти зигзагами, а в месте, где они сталкиваются, так бросает лодку, что шишек избежать не удавалось. Дважды лодку переворачивало вверх дном. Спасал принцип ваньки-встаньки , по которому она сделана: кабинки на носу и корме водонепроницаемые и служат поплавком перекувыркнулась и вернулась в исходное положение. Но если кабинки не закрыты пиши пропало.
После Индийского перехода Павел стал третьим в мире (после двух французов), кто одолел два океана в одиночку, и третьим из гребцов мира (до него были швед и англичанин), кому Индийский оказался по зубам. За оба перехода, кроме записи в Книгу рекордов Украины, львовянину законно полагалось звание мастер спорта и, как следствие, прибавка к пенсии. Но не получить ни то, ни другое помогло одно популярное печатное издание. Заголовком к статье послужили перефразированные и с долей иронии выведенные строчки походного дневника: \"КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВСЯ ВОДКА, А БАНКИ С ПИВОМ ВЗОРВАЛИСЬ ОТ ЖАРЫ, Я ПОНЯЛ, ЧТО ПОРА... ФИНИШИРОВАТЬ\", В спорткомитете посчитали, что наличие на лодке спиртного и звание мастера вещи несовместимые.
-Я действительно брал с собой пиво и кока-колу, -- говорит Павел. Еще у меня были по бутылке джина и виски, их мне дали австралийские ребята, попросив поместить внутрь освободившейся емкости их послание и бросить в океан. Когда я проходил у острова Диего Гарсиа, то допил остатки виски, вложил в бутылку записку, запечатал ее по типу шампанского и отправил за борт. Самое удивительное, что через месяц после моего финиша одному из ребят позвонил нашедший бутылку житель Южной Африки. Они и сейчас поддерживают связь.
Старик и море.
Если бы я никогда не общалась с Павлом Дмитриевичем, если бы не видела его умных молодых глаз, то подумала бы, что пожилой мужчина сошел с ума. Остаться один на один с Тихим океаном! В 70 лет! Для многих гребцов маршрут оказывался невыполнимым исключительно потому, что крыша ехала от одиночества уже после двух недель. Павел готов провести в Тихом полгода 180 дней.
-Я часто прислушивался к себе. Нет, страха не было. утверждает он. -- Наверное, сказалась вся моя предыдущая жизнь геолога, когда приходилось по горам Памира ходить в одиночку за тысячу километров. Помогала и привычка работать с картой. Я расчертил ее на квадратики и шел по ним, ориентируясь по показателям GPS. Это давало возможность не воспринимать океан как безбрежный, а в любой момент чувствовать себя привязанным к определенной координате. Конечно, я скучал по родным, хотелось лишний раз по телефону услышать их голос, но связь очень дорогая -- экономил.
В жизни я сангвиник, в океане же полезнее становиться флегматиком, идти без спешки и суеты. Чем занимался? Греб, ловил рыбу и интересно, и разнообразит меню, слушал аудиокниги, много думал о былом, в условленное время выходил на ежедневную трехминутную связь с Клубом Океанской Гребли, опять греб, отдыхал. Когда жара становилась невыносимой, прятался в кабинке или прыгал за борт, проверив карабин на тросе, которым привязан постоянно. И вот тут появлялось ощущение, бороться с которым у меня не получалось: смотришь в воду, прозрачную, глубже синюю, еще глубже темно-синюю. Вспоминаешь, что по карте подо мной 5 с половиной километров и становится не по себе -- торопишься в лодку.
Без неприятностей не обошлось ни в одном из переходов. На 9-й день пути по Атлантике у Павла Резвого вышел из строя спутниковый телефон. Путешественник лишился общения и бесценной информации о сводках погоды. Перестраховавшись, он пошел по более длинному, но стабильному в отношении ветров пути взял южнее. И был наказан : мощная волна ударила в руль и сломала его. Из фанерных крышек Павел выпилил две пластины, склеил их суперклеем и нарастил пострадавший руль. Когда до Барбадоса оставалось менее двух недель пути: вышел из строя GPS. Как только Павел понял, что причина поломки в антенне приспособил к GPS антенну от неработающего спутникового телефона. Но ближе к островам выяснилось, что этот навигационный прибор грешит на 50 метров лодку чуть не разбило о скалистый берег.
Среди Атлантического океана, а потом и Индийского, Резвой чуть не оказался в плену дрейфующего острова из мусора. Огромное количество пляжной обуви, куски мебели, пенопласта, пластиковых бутылок сбились в кучу и не позволяли опустить в воду весла. В Индийском ход замедляла, пристроившись ко дну лодки, местная фауна -- крабики, водоросли, морские уточки, рыбы-прилипалы. Экстремальной была даже рыбалка. Одна из рыб-прилипал, будучи пойманной, присосалась к груди Павла насилу отодрал, помогая себе ножом. Клюнувшая на летучую рыбку корифена (дорада) весом 22 кг, не желая смириться со своей участью, чуть не разнесла с щепы лодку. Павел навалился на неё всем телом и поцарапался снастью, на которую была поймана рыбина.
И все-таки никакие коллизии не могли испортить Резвому ощущения общего впечатления, которое он характеризует так: Океан это полный кайф, начиная с самого утра: проснулся, еще прохладно, делаешь горячий кофе и, прихлебывая, встречаешь восход солнца
Павел и Тихий.
Для третьего похода есть силы, желание и просчитанный маршрут от Лимы до каждого рифа у северных берегов Австралии. Но нет главного современной стеклопластиковой лодки, оснащенной опреснителем воды, солнечными батареями и приборами навигации. А поскольку отказываться от идеи никак не хочется, то сочувствующий Павлу канадец одесского происхождения Леонид Страутман взялся за сбор средств для построения народной лодки. Для этого Леонид завел специальный сайт Павел и Тихий (www.threeoceans.com.ua), где предлагает русско-украино и англоязычным гражданам мира за несколько сотен долларов прославить на борту будущей лодки свое имя. В общем, опять вся надежда на принцип с миру по нитке .
Павел и Леонид очень верят в осуществление проекта и уже запланировали старт на декабрь 2009 года. Сейчас не до ваших глупостей , -- успокаивает себя переживающая за мужа Саида. Но ни она, ни четверо детей Резвого сыновья Пётр, Федор, Дмитрий, и дочь Ольга упрямого отца не отговаривают. Знают, что бесполезно.
Этот переход станет еще одним украинским и гиннесовским рекордом по возрасту и скорости перехода. Англичанин Питер Берд совершил переход через Тихий за 294 дня и то формально не смог окончить его, потерпев крушение на рифах. Итальянец Алекс Беллини в конце 2008 года, по странному совпадению, закончил свой переход через Тихий тоже за 294 дня! Павел верит в свою счастливую звезду, хоть и на чужом для европейца южном небосклоне. Елена СУХОРУКОВА
// vvv.ru