Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

02.7.2007

Викинги отчалили домой

Корабль викингов, точная копия древнего снейда, построенного примерно в 1042 году, отправился из Дании в Ирландию, откуда приплыли викинги. Главная цель экспедиции – испытание на прочность судна, получившего название «Морской конь из Глендалу».

Воссозданный по старинной технологии корабль викингов отправился из Роскильде (Дания) в Дублин (Ирландия). Стартовало путешествие 1 июля 2007 года, почти через тысячу лет после того, как из Дублина прибыл древний прообраз судна.

30-метровый Havhingsten fra Glendalough («Морской конь из Глендалу») – практически точная копия корабля викингов Skuldelev-2, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в Роскильдском фьорде в конце XI века. Это самое большое из пяти судов, вскрытых морскими археологами в 1962 году неподалеку от датского поселка Скульделев (в честь которого и названы все пять находок).

«Готовьтесь! Викинги возвращаются!» – прокричал капитан Карстен Хвид перед тем, как запрыгнуть на борт «Морского коня из Глендалу».

Команда из 65 добровольцев из разных стран, мужчин и женщин, собирается преодолеть 1900 километров под прямоугольным парусом викингов. Никаких современных двигателей на судне нет, только весла, по 30 вдоль каждого борта. Есть, правда, система спутниковой навигации GPS и радар. Максимальная скорость, которую может развить корабль в открытом море, – 15–20 узлов. Судно сопровождения с медиками и спасателями будет следовать за кораблем викингов в течение всего пути, который планируется завершить 14 августа в порту Дублина.

Главная цель экспедиции – испытать надежность конструкции. Команде предстоит пересечь Северное море, обогнуть северную оконечность Шотландии, пройти через Северный пролив в Ирландское море и пришвартоваться в Дублине без промежуточных заходов в порт.

Как говорят члены экипажа, самым тяжелым испытанием для них станет погода, так как на открытой палубе нет никакой защиты от волн, ветра и дождя.

«Даже если в течение 10 часов нас будет трепать шторм и поливать дождь, мы должны быть в состоянии смеяться, чтобы выжить, – говорит 46-летний датчанин Клаус Оресков. – В конце концов, все мы, участники экспедиции, немного сумасшедшие».

Оригинальный корабль Skuldelev-2 считается вершиной корабельного мастерства викингов.

Как установили с помощью дендрологического анализа, он – единственный из пяти судов, затопленных в фарватере фьорда для защиты города Роскильде (резиденции датских королей в X-XV вв.) от норвежских викингов, был построен в Ирландии. Для строительства остальных использовали древесину из Норвегии (Skuldelev-1 и Skuldelev-6) и Дании (Skuldelev-3 и Skuldelev-5). Останки, описанные сначала как Skuldelev-4, оказались частью ирландского корабля под номером 2. Останки всех пяти судов можно увидеть в «Музее кораблей викингов» в Роскильде.

В течение 25 лет Skuldelev-2 бороздил воды Ирландского моря, возможно, принимая участие в стычках между норманнами и англосаксами в 1050–1060 гг., в период обитания в Ирландии датских викингов (для его ремонта в 1060 году использовали британскую древесину).

Причина, из-за которой корабль отправился к берегам Дании, скорее всего, связана с событиями, последовавшими за вторжением Вильгельма Завоевателя в Англию в 1066 году. Был убит король Англии Харольд Годвинсон, двум его сыновьям и дочери пришлось бежать в Дублин, откуда в 1068 году они атаковали юго-восточную часть Англии. Согласно датским хроникам, они побывали в гостях у своего дяди, датского конунга Свена Эстридссона. После чего он отправил в Англию большой флот в 1069 году, когда дети Харольда вторично попытались восстановить в Англии англосаксонское или датское правление. Так что вполне вероятно, что Skuldelev-2 был как раз одним из кораблей, на котором в Данию прибыли наследники последнего англосаксонского правителя.

Корабли подобного типа часто называют драккарами (drakkar – корабль-дракон, он же serpent – змей). В действительности голова дракона на форштевне корабля викингов обозначала лишь высокий статус владельца, как правило, конунга или предводителя. Только к некоторым из больших судов, имевших такие украшения, можно применять подобный термин. Сами корабли могут быть бюссами (busse), снейдами (sneide), снекками (snekke) или зюдами (sud). По мнению датских экспертов, Skuldelev-2 относится к снейдам, и он единственный представитель этого типа судов, найденный на сегодняшний день.

Хотя Skuldelev-2 сохранился хуже остальных четырех судов (осталась лишь четверть всех шпангоутов), это не помешало музейным экспертам установить его первоначальные размеры и форму. Высоту мачты рассчитывали исходя из данных других раскопок. Отсутствовали также руль, парус и такелаж: перед тем как затопить корабли, викинги сняли с них все, что могло пригодиться.

Создание современной копии началось в 1998 году с сооружения макета в масштабе 1:10 и заняло два года. В 2000 году приступили к строительству судна в натуральную величину, которое завершили в 2004 году. При реконструкции использовали лишь те орудия, которые были в ходу у древних скандинавов.

Потрясающие успехи викингов в кораблестроении в значительной степени объяснялись их умением использовать природные качества строительного материала.

Для шпангоутов и крепления мачты использовали древесину с необходимыми углами естественного изгиба, для обшивки – специальные доски из мощных дубовых стволов. Ствол раскалывали на 4 части с помощью топора и деревянных клиньев, удаляли сердцевину, затем расщепляли части еще раз и стесывали каждый клин вдоль волокон до толщины в несколько сантиметров. Это обеспечивало особую гибкость досок и устойчивость к воздействию влаги, которых нельзя добиться при современном способе обработки, когда бревна распиливают на параллельные пластины (пил у викингов как раз и не было). При обшивке корпуса доски сшивались внахлест с помощью железных гвоздей и заклепок. Дерево пропитывали сосновой смолой, сваренной в Финляндии по старинному рецепту: порезанные и тщательно уложенные корни деревьев жгли в течение нескольких дней.

При реконструкции «Морского коня из Глендалу» использовали около 300 дубовых стволов, 7 тысяч железных гвоздей и заклепок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

Судно впервые спустили на воду в 2004 году. А за нынешней экспедицией можно проследить на страницах http://www.havhingsten.dk/ // gazeta.ru



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу