Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

24.4.2007

На дирижабле к Северному полюсу

Российско-французская экспедиция измерит толщину арктических льдов

Известный французский путешественник Жан-Луи Этьен совместно с российским коллегой Артуром Чилингаровым весной следующего года планирует осуществить экспедицию через Северный полюс на российском дирижабле AU-30. Несмотря на серию катастроф, постигших воздухоплавателей по дороге к полюсу в 20—30-е годы прошлого века, современные путешественники рассчитывают на успех мероприятия. В рамках программы исследований будут проведены замеры льда на всех арктических широтах, что позволит в дальнейшем составить точную картину влияния глобального потепления на экосистемы Арктики. В апреле этого года к полюсу на дрейфующие станции уже отправились первые экспедиции, которые помимо остальных задач должны испытать оборудование и отработать взаимодействие между собой во время предстоящего полета.

«Жан-Луи Этьен был уже давно увлечен подвигами исследователей Севера начала XX века, — заявили РБК daily в пресс-службе проекта в парижском офисе известного путешественника. — В этом ключе знаменит перелет Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» от архипелага Шпицберген через Северный полюс до Аляски, который он совершил в 1926 году. Частично мы хотели повторить этот перелет, одновременно проведя в Арктике массу научных исследований».

Инициатива французов пришлась как нельзя кстати, потому что на 2007—2008 годы назначено проведение крупномасштабных исследований в рамках Международного полярного года (МПГ), проводимого под эгидой ООН. Идея была поддержана инициаторами МПГ и нашла единомышленников как среди спонсоров, так и у крупнейших ученых мира. Предложение принять участие в экспедиции получил и известный российский путешественник и зампред Госдумы Артур Чилингаров. Заинтересованность проектом выразили специалисты из Российской академии наук, а также из германского Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера, подготовившие научную программу экспедиции. Финансировать акцию взялась французская неф­тегазовая компания Total, имеющая свои планы на Арктических просторах, поэтому сам проект получил наименование Total PoleAirship.

«Интерес промышленников к Арктике понятен. В последнее время были опубликованы доклады нескольких научных групп из разных стран мира, утверждающие, что через несколько десятилетий Северный ледовитый океан может избавиться ото льдов и большая его часть станет судоходной, — рассказывает РБК daily помощник директора по связям с общественностью НИИ Арктики и Антарктики Росгидромета РФ Сергей Балясников. — В этих условиях открываются широкие пер­спективы для освоения ресурсов северных морей, кроме всего прочего богатых нефтью и газом».

Неудивительно, что одной из главных целей перелета станут масштабные замеры льда в Арктике. Специально для этого проекта немецким Институтом полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера был подготовлен комплекс аппаратуры EM-Bird, представляющий собой комбинацию лазерного дальномера и радиолокационной станции, при помощи него можно фиксировать толщину льда без бурения прямо с воздуха. В это время дирижаблю даже не требуется зависать над местом измерений, и он может двигаться со скоростью 40—60 км/ч на высоте 25—30 м. Дело в том, что низкочастотные электромагнитные волны, излучаемые радиолокационной станцией, легко проникают сквозь толщу льда, но преломляются о воду, что дает возможность высчитать расстояние до нее. Технология работ предполагает первоначальное измерение при помощи лазерного дальномера высоты аппарата над поверхностью льдов. Затем определяется расстояние до незамерзшей воды под ним и вычитается одно из другого. Компьютер в режиме реального времени фиксирует эти показатели и составляет ледовую картину местности.

Жан-Луи Этьен и Артур Чилингаров стартуют весной 2008 года с острова Шпицберген, проследуют до российской ледовой станции «Борнео», затем направятся к Северному полюсу, пересекут его и полетят к точке магнитного полюса планеты. Они достигнут моря Бофорта и окончат свое путешествие, как и Амундсен, на земле Аляски. При этом по пути их следования будут организованы базовые лагеря с запасами провианта, запчастей и ремонтными базами. На них путешественники смогут отдохнуть в более-менее комфортных условиях. Здесь же разместятся сменные экипажи дирижабля. Как утверждают организаторы, управлять воздухоплавательным кораблем будут только российские пилоты. Всего же дирижабль должен преодолеть около 10 тыс. км. «Для проведения эксперимента был выбран дирижабль российской конструкции, — заявили в пресс-службе проекта в парижском офисе Жан-Луи Этьена. — Мы провели анализ рынка подобных аппаратов и выяснили, что больше всего отвечает заявленным требованиям российский воздухоплавательный аппарат».

С конца 30-х годов дирижабли не показывались в небе над Северным полюсом. Причиной тому были непреодолимые сложности в пилотировании из-за непредсказуемых метеоусловий Арктики. До сих пор специалисты приводят в пример неудачную экспедицию Умберто Нобиле, осуществленную на дирижабле «Италия». На обратном пути с полюса 25 мая 1928 года из-за обледенения внешней оболочки дирижабль потерпел крушение. Из 16 членов экипажа в живых осталось только девять аэронавтов. Вместе с раненым Нобиле люди с остатками провианта и оборудования разместились в знаменитой «красной палатке». Все они были спасены советским ледоколом «Красин».

Между тем, как отмечают специалисты, им удалось победить многие недостатки дирижаблей. Этот вид транспорта приобрел более совершенные системы навигации и борьбы с обледенением, что позволило сделать воздушные суда более безопасными. «Сейчас строительство дирижабля уже подходит к концу, — рассказал РБК daily вице-президент по внешнеэкономической деятельности НПО «РосАэроСистемы» Михаил Талесников. — Специально для экспедиции была модернизирована система управления аппаратом, увеличена мощность двигателей, усилены системы отопления подвесной гондолы, в которой будут работать люди. По плану в июле должна быть закончена сборка. Далее аппарат в собранном состоянии отправится в Марсель, где в августе начнется серия испытательных полетов».

«Подготовка к предстоящей экспедиции уже идет полным ходом, — рассказали РБК daily в пресс-службе заместителя председателя Государственной думы Артура Чилингарова. — На этот год запланирована серия экспедиций на полярных станциях, информация с которых будет использоваться для подготовки и осуществления полета. Сначала мы обкатаем возможность быстрого развертывания дрейфующих лагерей на льдинах, скоординируем их работу между собой. Потом с вертолетов испытаем оборудование по дистанционному измерению толщины льда. Сам перелет на дирижабле через Северный полюс запланирован на весну 2008 года».ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ // РосБизнесКонсалтинг



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу