08.2.2007
Педальная лодка готовится к штурму океана одной человеческой силой
Более тысячи человек покорили Эверест. 12 — побывали на Луне. Но никто ещё не пересекал Атлантический океан на педальной лодке в одиночку и без сопровождения. Создатель нового "водного велосипеда" намерен поставить рекорд пересечения океана на время, а до этого – побить достижение в дистанции, пройденной на лодке с мускульной тягой за 24 часа.
Без каких-либо моторов. Без паруса. Без вёсел. Среди волн. Смельчак должен вращать велосипедные педали, которые будут приводить в движение винт. Для побития двух рекордов претенденту потребуется развивать на воде скорость около 9 километров в час, а это значит — выдавать в течение суток 100-110 ватт мощности, время от времени – и до 150. И так – десятки дней. Для человека — экстремально высокая нагрузка. Однако спортсмен и изобретатель, бросивший вызов Атлантике, уверен, что сумеет обеспечить такую работоспособность.
Ещё бы, ведь это канадец Грег Колодейчик (Greg Kolodziejzyk), который уже известен читателям "Мембраны".
Прошлым летом он поставил мировой рекорд в дистанции, пройденной за сутки на велосипеде. 1047,7 километра непрерывного движения в замкнутом коконе — тяжкое испытание для организма. А ведь и велосипед, созданный Грегом, был поистине экстраординарный.
Не менее интересной должна оказаться педальная лодка, которую сейчас строит канадский велосипедист в рамках своего проекта "Трансатлантическая экспедиция на мускульной тяге" (Human powered trans atlantic expedition).
Называется новое чудо техники Within. Вместе с Грегом лодку проектировали, а сейчас – строят, Рик Виллоуби (Rick Willoughby), Стив Смит (Stevie Smith) и Левен Браун (Leven Brown). Все они имеют богатый опыт в создании педальных и вёсельных лодок, а также — в океанских вояжах на таких аппаратах.
Длина лодки составляет чуть больше 7 метров. Она будет оснащена подъёмным фонарём. Внутри, помимо кресла для Грега, будет спальное место (позади сиденья) и, конечно, запасы еды, питьевой воды, плюс электроника: спутниковые навигация, радио и телефон, аварийный маяк, плеер iPod и прочие радости жизни, которые получат питание от аккумуляторов, заряжаемых солнечными батареями.
Небольшой киль с балластом на конце и двухлопастным винтом в данном проекте располагается непосредственно под ногами человека.
Общий вес лодки, включая балласт, оборудование и все возможные запасы, составит примерно 450-680 килограммов.
Колодейчик высчитал, что при мощности 150 ватт и эффективности лодки в 80% он сможет разгоняться до 5 узлов (9 километров в час с небольшим). В этом случае за сутки он сможет пройти 216 километров. Текущий рекорд суточного пробега на лодке с мускульной тягой — 168 километров.
Собственно, Грег намерен поставить два рекорда по очереди. Сначала — совершить суточный заплыв на пределе сил.
Дата старта не определена, но весной-летом лодка должна уже выйти на испытания.
А несколько позже канадец собирается выйти на Within в Атлантику для установления рекорда по её пересечению: от Испании до Барбадоса, около 3 тысяч морских миль.
Сейчас этот рекорд составляет 42 дня, 14 часов и 32 минуты, держится он с 2004 года, а принадлежит французу Эммануэлю Коундрэ (Emmanuel Coindre), гребцу лодки Ladybird.
Кстати, другие атлантические рекорды "на вёслах" вы можете увидеть в таблице Международного общества пересечения океанов на гребных лодках (Ocean Rowing Society).
Грег, конечно, не сможет выдавать по 200 километров в сутки больше месяца. На это не хватит сил ни у кого. Но если ему удастся удержать темп в районе 134-143 километров в день (даже с учётом короткого на сна), то свою дистанцию (а это приблизительно в 5,3-5,7 тысячи километров, в зависимости от расположения точки старта и выбранной трассы) он сможет пройти за 40 дней, что будет на два с лишним дня лучше прежнего достижения.
Издание Gizmag сообщает, что до сих пор люди предприняли 275 попыток покорения Атлантики исключительно за счёт мускульной силы человека. Из них 273 — на вёслах.
Успешных попыток было 176. Почти все — на вёслах, и лишь один пример такого благополучного плавания был на педальной лодке, но только не в одиночку (как задумал отчаянный канадец), а вдвоём. Один из членов экипажа той лодки под названием Moksha, кстати, был Смит, входящий теперь в группу подготовки вояжа Колодейчика. В одиночку же такой подвиг пока покорился 35 гребцам. Смертельных случаев в таких экспедициях было шесть. В остальных попытках рейс был прерван.
Канадец добавляет, что пересечение океана на гребной лодке (или, как в данном случае — педальной) занимает третье место по частоте смертельных случаев среди всех видов экстремального спорта, после прыжков с парашютом и полётов.
Тем не менее, зимой 2008-го Грег намерен отправиться в океан совершенно один. И пусть ему позавидуют те, кто побывал на вершине Эвереста. //membrana.ru