Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

29.11.2007

Вокруг света за 270 дней

Самый быстроходный парусник мира фрегат «Паллада», учебное судно Дальневосточного государственного рыбохозяйственного технического университета, ушло в кругосветное плавание. Плавание посвящено 190-летию похода вокруг света российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, открывших Антарктиду, и 50-летию начала российских исследований Антарктиды. Несмотря на способность «Паллады» развивать скорость более 18 узлов в час, путешествие продлится 270 дней, в течение которых на судне в три смены пройдут практику более 400 курсантов морских вузов России.

Фрегат «Паллада» построен в 1989 году в оплоте польской «Солидарности» – на судоверфях Гданьска. Острые обводы металлического корпуса и соотношение его длины и ширины роднят этот парусник с легендарными клиперами. Пожалуй, этим и высокой скоростью под парусами сходство и ограничивается. На «Палладе» имеются вполне современные вспомогательные дизельные двигатели, отремонтированные в процессе подготовки к «кругосветке» на владивостокском «Дальзаводе». Кроме того, очищена от обрастаний и ржавчины, обработана и покрашена подводная часть корпуса, отремонтированы кондиционер и опреснитель. Также заменен ходовой мостик, установлены новое радионавигационное цифровое оборудование, эхолот и лаг – корабельный спидометр. Получен комплект новых парусов из дакрона, состоящий из 14 прямых, 11 косых и 1 трисельного паруса общей площадью свыше 2900 квадратных метров. Но этим «хайтек» не ограничивается: все три мачты корабля стальные, стоячий такелаж сделан из стальных оцинкованных тросов, а бегучий – из крепчайших синтетических. Но есть пределы и совершенству: на корабле лебедкой выбирается лишь якорь, а подъем и постановка парусов осуществляются по старинке – вручную.

Накануне похода, пока на судне, стоявшем у причальной стенки «Дальзавода» рядом с флагманом Тихоокеанского флота ракетным крейсером «Варяг», велись последние приготовления к ходовым испытаниям, мне удалось побеседовать с капитаном фрегата Николаем Зорченко. Ничего от стандартного облика матерого морского волка в нем нет, усатым профилем и мягким юмором он больше похож на Николая Васильевича Гоголя времен «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В его каюте – большой стол, суровое черное кресло, угнездившийся на переборке золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите, икона Николая Чудотворца и с десяток яростно гремящих на все лады телефонов и радиостанций. Николай Кузьмич сообщил, что «Палладу» называют фрегатом потому, что она относится к этому классу кораблей по типу парусного вооружения. Например, самый большой парусник мира (в три раза больше «Паллады»), четырехмачтовый «Седов», – барк. Барком является и занимающий второе место по размерам «Крузенштерн». А уж за ними следуют трехмачтовая «Паллада» и еще несколько аналогичных российских парусников.

– Судно совершило уже 105 рейсов. Постоянный экипаж – 56 человек, 70 процентов из них на судне с момента постройки, курсантов 125 человек, преподавателей шестеро плюс четыре представителя СМИ. Готовиться к походу начали в конце 2005 года, это затратная экспедиция, которую наше государство сегодня может себе позволить. Ведь непросто послать на 10 месяцев пароход, 190 человек и сделать три смены курсантов. А поменять одного курсанта в Гаване стоит 108 тысяч рублей – это чтобы отослать его туда и привезти назад смененного.

С пресной водой проблем не будет

Раскланявшись с капитаном, я отправился на камбуз. Главный в этой части корабля человек – Татьяна Гриценко. Она на «Палладе» 16 лет. Едва придя на корабль, почти сразу ушла в кругосветное плавание, хотя раньше в море ходить не приходилось. А приходилось работать в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Океан» начальником отдела питания. Во время «пионерского» круиза в Японию на «Палладе» была послана с детьми ответственной за питание. Капитан посмотрел, как она работает, и сказал: «Николаевна, нам нужен такой человек». И сам поехал в «Океан» договариваться, чтобы ее перевели сюда.

– Сложно ли было? Да, потом освоилась. В «Океане» было 1500 детей, здесь – 120. При таких масштабах все здесь должно было быть «конфеткой», и я все поставила, как положено. У меня здесь место бойкое – две смены курсантов питается, еще есть два буфета, там по 20 офицеров кушают. Все едят четыре раза в день. Ночная вахта – с ноля до четырех, питается здесь самостоятельно. Вахта – 10–12 человек. Наряд по камбузу – 4 человека на сутки. Курсанты, пройдя практику на «Палладе», сходят на берег мужественными людьми, которые могут все: и горы посуды мыть, и картофель чистить, и камбуз мыть, и места общего пользования за собой убирать. И практику по специальности они получили. На судне два раза в день малая уборка, раз в 10 дней – большая: весь корабль моется, потом ходят, ваткой везде чистоту проверяют. Время здесь пролетает очень быстро. Но мне нравится. Здесь же и мой муж работает – он «Палладу» спускал на воду, поднимал на ней флаг России. Он начальник радиостанции, помощник капитана по радиоэлектронике. Семейный подряд получается.

Питание общее: что у капитана в кают-компании, что у курсантов, что у офицеров – все едино. Нет никаких пресервов-консервов, на завтрак, правда, ветчина, хлеб с маслом, а так первое постоянно и на обед, и на ужин. На завтрак еще каши молочные, а чтобы всухомятку – такого не бывает. Только когда сильная качка, даем лапшу «Доширак», потому что сварить что-то невозможно. Провизии типа сахара, муки, сухих продуктов хватает полностью. В портах захода стараемся пополнить лишь запас овощей и фруктов. Но сейчас рейс большой, и месяцев через пять нам придется докупать и муку, и сахар, и крупы. А все остальное у нас есть. И с пресной водой проблем нет – есть опреснитель, вода своя, хорошая. Что еще? Животных на борту нет, не сложилось. Зато сложилось с капитанами. Самый первый, строивший и принимавший «Палладу», был Юрий Анатольевич Арсентьев. Он проработал до 95-го года, и его сменил Николай Кузьмич, который был тогда в должности старшего штурмана, старшего помощника. Николай Кузьмич очень добрый, а вот Арсентьев был суровый: он такой тон задал, что мы до сих пор так и держимся...

Чрезвычайные послы

Посетила «Палладу» и делегация Госкомрыболовства России во главе с его руководителем Андреем Крайним. Как и положено руководителю, он принял доклад капитана, обошел с ним корабль, проверил на мостике работу новых навигационных приборов и провел короткую пресс-конференцию. Глава Госкомрыболовства заявил, что «мы хотим, чтобы кругосветка «Паллады» стала возрождением славы флота России и рыбохозяйственного комплекса в частности. Еще «Палладе» было наказано напомнить о морской славе России и возвращении нашего флота в Мировой океан во многих местах земного шара, в том числе и в майских Каннах будущего года, во время кинофестиваля. Напомнив о том, что все на «Палладе» – чрезвычайные послы России, на которых будет смотреть весь мир, товарищ Крайний перешел к ответам на вопросы. Он посетовал на то, что, несмотря на имеющуюся для него на фрегате каюту, занять ее не сможет вследствие высокой загруженности решением проблем рыболовной отрасли. И сделал почти официальное заявление о новейших способах борьбы с засильем «старослужащих» на рыболовных судах: «Проблема рыбной отрасли в том, что стареют не только сам флот, но и экипажи. Мы решили выйти к правительству с инициативой, чтобы работу на судах рыбопромыслового флота приравнять к альтернативной воинской службе. Чтобы наши выпускники после окончания вуза или среднего специального учебного заведения не попадали в армию на год или полтора, а два года работали бы на судах рыбопромыслового флота. И это засчитывалось бы им как воинская служба. А работа на судах нашего флота ничуть не проще и не менее почетна, чем служба в армии».

В ответном слове капитан «Паллады» рассказал о предстоящем маршруте корабля.

– Мы не просто так повторяем или копируем маршруты, связанные с историей русского мореплавания. Мы посетим те порты и страны, что оставили в нашей морской истории свой след. Первый порт – Манила, куда заходили во время кругосветок многие корабли, в том числе и «Паллада». Последний массовый заход нашего флота был в январе 1923 года, когда эскадра вице-адмирала Старка покинула Владивосток после известных событий и бросила там якоря. Следующий заход – порт Морсби, где действовал великий Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Дальше – к австралийским портам, регулярно посещаемым нами с 1807 года. Далее острова Фиджи и Пасхи, Таити, атолл Суворова между Таити и Самоа. Потом через южную часть Тихого океана, далее через Панамский канал, дипломатический заход в колумбийский порт Картахену. В Гаване первая смена состава экипажа. После Гаваны – Азорские острова, Гибралтар и Средиземное море. В Средиземном море заход в Алжир, Неаполь и Пирей, потом – в Новороссийск, вторая смена экипажа. И домой, во Владивосток. По пути мы посетим Порт-Саид, Коломбо (Шри-Ланка), Пенанг в Малайзии, Сингапур и Нагасаки.

Рассказывая о связи с миром во время путешествия, капитан сказал, что на судне есть самые последние образцы радиооборудования, которые позволяют поддерживать связь и через спутники, и через интернет круглосуточно, всегда и везде. А установленная на корабле система мониторинга «Атлас» позволяет в любой момент определить местонахождение корабля в любой точке Мирового океана в режиме реального времени. // Родная газета



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу