16.6.2006
"Седов" уходит в плавание
Барк "Седов" отправится в четверг из Петербурга в юбилейное полугодичное арктическо- антлантическое плавание, посвященное 130-летию со дня рождения полярного исследователя Георгия Седова и 100-летию подводного флота России.
Как сообщили "Интерфаксу" в Мурманском морском техническом университете, которому принадлежит судно, "Седов" пройдет путь легендарного мореплавателя.
Барк "Седов" находился на Канонерском судоремонтном заводе в Петербурге на ремонте, в ходе которого были заменены вспомогательные двигатели и электропроводка, обновлено оснащение мачт и деревянный настил палубы, установлены новые средства связи.
В плавании примут участие около 110 курсантов морских колледжей и институтов Мурманска, Петербурга и Архангельска. Молодые люди в течение рейса будут проходить обучение морскому делу, а также начнут изучать английский язык.
По утвержденному плану "Седов" отправится из Петербурга в немецкий порт Киль, где члены экипажа примут участие в юбилейном чествовании барка. Именно в этом порту 85 лет назад "Седов" впервые был спущен на воду. Затем судно посетит еще два немецких порта, а также исландский Рейкъявик и норвежский Тромсе, а на архипелаге Шпицберген судно зайдет в Баренцбург.
Во время маршрута барк подойдет к местам гибели подводной лодки "К- 19" и "Комсомолец". После этого "Седов" направится к Hовой Земле и Архангельску, а 18 сентября прибудет в Мурманск, где произойдет смена состава экипажа и пополнение запасов, добавили в университете.
Маршрут второго этапа плавания пройдет по Средиземному, Черному и Азовскому морям с заходами в порты Европы. В декабре судно прибудет в Петербург и на всю зиму останется на Канонерском заводе.
В университет добавили, на путешествие и ремонт было выделено 110 млн. рублей из федерального бюджета и внебюджетных средств.
Русский путешественник и полярный исследователь Георгий Седов в 1912 году предложил проект экспедиции к Северному полюсу, которая была организована на частные средства. В августе 1912 года экспедиция во главе со старшим лейтенантом Г.Седовым на судне "Св. Фока" вышла из Архангельска, взяв курс к Земле Франца-Иосифа. Во время зимовки у берегов Hовой Земли Г.Седов обследовал и описал северо-западное побережье архипелага, а в 1913 году экспедиция достигла Земли Франца- Иосифа, где корабль был затерт льдами.
Во время второй зимовки исследователь и большая часть команды заболели цингой. Hесмотря на это, 15 февраля 1914 года Г.Седов с двумя спутниками на собаках двинулся к Северному полюсу. В пути, недалеко от острова Рудольфа, Г.Седов скончался. Спутники похоронили его на этом острове, поставив в изголовье крест, сделанный из лыж, а в могилу отважному путешественнику положили Русский флаг, который Г.Седов мечтал водрузить на Северном полюсе.
Парусник "Седов" был построен на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Во время второй мировой войны (1939-1945) барк под именем "Коммондор Йонсон" ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны СССР получил судно по репарации вместе с двумя другими немецкими парусниками - "Падуя" ("Крузенштерн") и "Горх Фок" ("Товарищ").
Водоизмещение "Седова" - 6 тыс. 148 тонн, длина - 117,5 метра, ширина - 14,6 метра, площадь парусов - 4 тыс. 192 квадратных метра. Всего на барке установлен 31 парус.
Барк "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся парусных судов. Ему принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 12,6 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году.