04.6.2006

В Антарктиде обнаружен гигантский кратер

Кратер шириной 480 км обнаружен под ледниковым щитом Антарктики. Предполагается, что его возраст составляет около 250 млн. лет. Время столкновения метеорита с Землей совпадает с периодом катастрофического исчезновения видов в Пермско-Триассовую эпоху. Кроме того, размер и местоположение кратера (Земля Уилкса) позволяют предположить, что именно столкновение с гигантским метеоритом раскололо древний суперконтинент Гондвану.

Считается, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад в результате катастрофических изменений условий на планете, вызванных столкновением Земли с метеоритом, сформировавшим Чиксулубский кратер в Мексике (Юкатан). Расчеты показывают, что этот метеорит имел диаметр порядка 9,6 км. Размеры же небесного тела, упавшего на Землю Уилкса, в пять раз больше — порядка 48 км. По мнению ученых, столкновение с таким гигантским небесным телом неизбежно должно было привести к глобальным изменениям климата на планете, которые оказались непереносимыми для подавляющего большинства видов живых организмов.

Кратер был обнаружен со спутников GRACE (NASA) при проведении гравитационных измерений, сообщает ScienceDaily. Эти измерения выявили гигантский массив (маскон) геологического материала мантии Земли на поверхности коры планеты. Масконы похожи на гигантские «шишки». При ударе о поверхность Земли какого-либо массивного космического тела более плотный материал мантии выбрасывается на поверхность земной коры, которая удерживает «валик» образовавшегося кратера.

При наложении визуализированных гравитационных полей с изображениями, полученными со спутниковых радаров, ученые обнаружили, что маскон точно совпадает с центром кругового кряжа диаметром 480 км. Этот кряж ограничивает гигантский кратер, в котором может поместиться весь штат Огайо.