Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

02.5.2006

"Британию" построили в России.

Ровно десять лет назад в апреле 1996 года на Соломбальской судоверфи был заложен киль яхты "Британия". На берегах Северной Двины началось строительство точной копии парусника, который когда-то принадлежал английской королевской семье. От знатоков яхтенного спорта услышал такой рассказ. "Британия" (длина 38 метров, высота мачты 53 метра, площадь парусности 800 квадратных метров, водоизмещение 150 тонн, экипаж 20 человек) была построена в 1893 году. Королева Виктория подарила ее сыну Эдварду, принцу Уэльскому.

Нельзя сказать, что наследник престола был страстным яхтсменом, но "Британия", оставляя хозяина на берегу, принимала участие в парусных гонках постоянно. За первые два сезона яхта одержала победу в 60 из 90 видов соревнований на Кубок Америки. Через много лет Эдвард Седьмой, став королем, вдруг обнаружил, что его парусник - надежное убежище от государственных забот. "Британия" надолго перешла в разряд королевской круизной яхты.

В 1910 году Эдвард умер, корону (а вместе с ней и яхту) принял новый король Георг Пятый. Он вернул яхту на международные гонки. Модернизированная "Британия" впоследствии сыграла важную роль в возрождении английского яхтинга. Так, в регате 1923 года она одержала 23 победы в 26 состязаниях. В начале тридцатых яхта входила в десятку самых больших и самых быстроходных одномачтовых парусных судов мира. Но в 1936 году умер король Георг. Англичанам была объявлена его последняя воля - яхта "Британия" должна быть уничтожена. Июльской ночью эсминцы "Амазон" и "Винчестер" отбуксировали ее к острову Уайт. Команда яхты, открыв кингстоны, перешла на один из кораблей. Согласно вахтенному журналу, "Британия" затонула в координатах 50 градусов 34 минуты северной широты, 1 градус 11 минут западной долготы. Однако неоднократные поиски яхты в этой точке результатов не дали: фактическое место последнего пристанища королевского парусника остается тайной.

Вот на такую реликвию Объединенного Королевства, гордость Англии замахнулись соломбальские корабелы. Ради справедливости надо признать, что идея построить новую "Британию" принадлежит норвежскому бизнесмену Сигурду Коатесу. Об этой мечте он объявил на всю Норвегию, на весь яхтенный мир. Несколько лет назад он был одним из акционеров предприятия. Вероятно, поэтому престижный заказ был размещен у нас. Но, думаю, что нигде, кроме Соломбальской судоверфи, "Британию" делать не взялись: современные судостроители работают с металлом и пластиком. Как строить деревянные корабли, помнят только на Русском Севере. Когда об этой затее узнали в Англии, ахнули. В Соломбалу нагрянули журналисты из CNN, ВВС, "Таймс", "Гардиан". Они мучались проблемой: "Кризис в России. Рабочие месяцами не получают зарплату. Кто устроил авантюру со строительством королевской яхты в Архангельске?".

Даже сегодня, когда "Британию" можно потрогать руками, в ее существование они верят с трудом. В день десятилетия за-кладки яхты я встретился с одним из тех, кто с первого дня участвовал в ее создании. О мастере стапельного участка Владимире Кононове приходилось слышать и раньше. И, признаюсь, познакомиться с ним очень хотелось. Хотелось услышать ответ на вопрос: "Как пятидесятилетний механик Северного морского пароходства стал главным корабелом верфи? Ведь по сути он и еще 5 - 6 таких же энтузиастов сделали то, что не смогли англичане, корабелы владычицы морей". Не подтверждение ли это того, что русский моряк может все. Мы ходим по палубе "Британии" и Владимир Ефимович рассказывает:

- Парус я люблю с детства. В юности в яхт-клубе "Водник" проводил все свободное время, ходил на яхтах по Северной Двине, по морю. После окончания мореходного училища стал механиком на грузовых теплоходах. Но при любой возможности возвращался в яхт-клуб снова. Тот, кто хотя бы раз побывал в море на парусном судне, болеет романтикой всю жизнь. Объявление о том, что Соломбальской судоверфи требуется специалист по строительству крупнотоннажных деревянных судов, увидел случайно. Конечно, крупным специалистом я себя не считал, но из любопытства пришел, расспросил. Когда узнал о планах, увидел чертежи, старые фотографии - потерял покой. Расстался с пароходством, принес сюда заявление о приеме на работу. Надо сказать, желающих занять нынешнюю мою должность при той нагрузке и при той зарплате было не много.

Но я знаю - в выборе не ошибся. Работа выполнена уникальная. Было трудно, но интересно. Поначалу пришлось перечитать всю литературу по деревянному судостроению, которую только мог отыскать в Архангельске. На многие вопросы ответа в книжках так и не нашел. Верному решению помогали ветераны судоверфи, такие, к примеру, как такелажник Леонид Хромцов. Сегодня "Британия" практически готова к плаванию, хотя и находится на стапель-палубе цеха. Мы довольно часто показываем ее гостям. Чаще всего спрашивают о том, почему строительство так затянулось. Ответ простой - работа в основном ручная, никакими нормами по времени не предусмотренная. И, конечно, надо помнить, что занимаемся мы этим впервые. А кроме того, будущий хозяин яхты в каждое свое посещение вносил какие-то изменения во внутренней отделке.

Владимир Ефимович не стал говорить о других трудностях. Но я знаю, что ценные бумаги акционерного общества "Соломбальская судоверфь" несколько раз переходили из рук в руки. Стабильности, уверенности коллективу такие изменения не добавляли. "Британию" можно было спустить на воду еще прошлым летом. Более того, на 20 августа 2005 года назначили торжества по случаю ее прихода в родной порт. Приглашение было выслано самой королеве Англии. Причина, почему этого не случилось, смешная: оказывается, в Архангельске не нашлось плавкрана нужной грузоподъемности. Как мы, русские, выглядели с таким объяснением глупо - можно только догадываться. О том, что упал престиж судоверфи, Архангельской области, нашей морской державы, можно не сомневаться.

Так совпало, пока мастер цеха Кононов знакомил меня с парусником, директор верфи Михаил Михайлович Лебедев решал вопрос предоставления подъемного крана. Он, разумеется, есть в нашем порту, его владелец дал на предложение судоверфи положительный ответ.

- Спуск "Британии" мы намечаем на июнь. За оставшееся время завершим подготовительные работы. А там! Отправим яхту за моря-океаны. Пусть несет по волнам добрую славу о городе Архангельске, о его деревянных дел мастерах- умельцах. Опыт у нас уже есть, качество исполнения мы гарантируем. Неспроста же к нам обратились с предложением сделать копию российской императорской яхты "Славянка". И хотя о начале постройки говорить пока рано, но договор о намерениях уже составлен. Рассчитываем, что спуск на воду "Британии", будущие ее успешные рейсы привлекут на судоверфь новые такие же сложные, такие же уникальные заказы. //Рыбак Севера, 27.04.2006, Владимир СОКОЛОВ.

 



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу