10.3.2006
На Пепси "За Петром"
В июле нынешнего года стартует путешествие на "бутылочном катамаране" по историческому маршруту Петра I, проделанному им в 1702 году по Белому морю, Онежскому и Ладожским озерам и по суше. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный продюсер экспедиции Евгений Малышев. Презентация самого судна на Москве-реке пройдет в июне. И, прежде чем начать путешествие, плот пройдет испытание в устье Северной Двины.
"Бутылочный катамаран" - условное название самодельного судна, главным материалом для постройки которого стали. пластиковые бутылки емкостью 1,5 и 2 литра. "Бутылки привлекли нас по нескольким причинам. Во-первых, нам очень хотелось придумать что-то современное. А во-вторых, мы хотели привлечь внимание к проблеме утилизации пластиковых отходов. Это такая экологическая составляющая нашего проекта", - сказал Евгений Малышев.
Экспедиция, получившая название "За Петром", начнется в субботу 1 июля с освящения судна в Архангельске и проследует по пути: Соловки - Нюхча (поморский берег Белого моря) - Повенец (Онежское озеро) - Лодейное поле (река Свирь) - Петербург (Петродворец). Команда катамарана будет состоять из четырех человек - двое москвичей (один из них сам Малышев) и двое архангелогордцев.
В течение первой недели водного пути по Белому морю катамаран будет сопровождать страхующая яхта. О сюрпризах, которые может преподнести смельчакам Белое море, журналистам рассказал еще один участник экспедиции известный океанолог и доктор наук, специалист по северным морям Леонид Лукин из Архангельска: "Белое море не Черное - оно очень своебразное, беспокойное, но красивое. В июле-августе оно даже превосходит по красоте все южные моря. Беспокойное же оно потому, что там много ветров и они часто меняют свое направление. И хотя в июле вероятность шторма составляет 40%, сильные шквалы ветра, которые могут, пусть и не на долго, поднять большую волну, доставят определенные неприятности. Эту часть Петровского пути можно пройти двумя способами: либо в открытом море, что будет короче, но опаснее, либо вдоль берега, что будет длиннее, но безопаснее и интереснее. Интереснее потому, что можно встретить разнообразных морских животных: белух с потомством, нерп, греющихся на солнышке и так далее".
Самым сложным участком пути станет преодоление по суше 200-километрового отрезка Нюхча - Повенец, так называемой "Осударевой дороги", где более трех веков назад Петр I волоком протащил корабли до Онежского озера. Сквозь тайгу катамаран понесут в разобранном виде, потому что в отличие от Петра, у участников экспедиции нет 4 тысяч гвардейцев, которых помогали царю тащить корабли. Этот участок пути будет преодолен за 10-14 дней.
Переход по суше завершится в городе Повенце, расположенном на Онежском озере. Отсюда экспедиция отправится дальше по Онежскому озеру, судоходной реке Свирь и далее по Ладожскому озеру в Петербург.
В Петербурге, куда планируется прибыть в конце июля - начале августа, будет проведено публичное мероприятие по утилизации катамарана: он будет разобран, пластиковые бутылки сданы на завод по переработке неорганических отходов, а стальной каркас - на металлолом. Затем в Москве пройдет post-party, на которой участники экспедиции подведут итоги путешествия.
В июле-августе 1702 года путь Петра Первого от Архангельска до Соловецких островов, а затем по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. Именно он привел Россию к исторической победе над шведами, выходу к Балтийскому морю и основанию Петербурга.
Летом 1702 года Петр I прибыл на Соловки на тринадцати военных судах. Отсюда несколько дней спустя эскадра направилась к поморскому селу Нюхча - исходной точке знаменитой «государевой дороги».
Согласно историческим документам, 16 августа 1702 г. Петр Первый прибыл с Соловков в Нюхчу. Большинство из пришедших с ним кораблей он отправил обратно в Архангельск, а два малых фрегата «Св. Дух» и «Курьер» приказал разгрузить, вытащить на берег, поставить на полозья и волочить на Онежское озеро - к Повенцу. 17 августа он с 4 тысячами гвардейцев, в сопровождении 5 тысяч местных крестьян, выступает в поход по дороге, названной впоследствии «осударевой». По ней через леса и болота они тащат два фрегата, построенных на Вавчугской верфи. Известно, что трасса длиной более 260 км была преодолена всего за восемь ходовых дней.
Благодаря неожиданному для шведов появлению этих кораблей в результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую крупную впечатляющую победу над шведами в Северной войне (1700-1721 гг.), «на аккорд» взяв Нотебург на Ладоге, тем самым обеспечив России выход к балтийскому побережью. Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как европейское государство, а чуть позже - как морская держава.