Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

22.9.2005

Селигер - экологический парк будущего

Селигер - жемчужина Тверской области. Это аксиома, которую регулярно повторяют все путеводители. Но жемчужина эта пока лишена своей оправы. Народу здесь живет мало, и живет этот народ не особо хорошо. О программе комплексного поднятия этого благодатного края - сегодняшний разговор главного редактора еженедельника "Караван+Я" Геннадия Климова с главой МО "Осташков" Иваном Павловым, заместителем генерального директора компании "КСК" по связям с общественностью Александром Булычевым, директором международного проекта "Селигер" Владимиром Федулиным и членом правления ассоциации "КСК", директором по инвестициям Сергеем Скрынником.

Александр Булычев: - На позапрошлой неделе в Москве, на выставке "Рациональное природопользование-2005", состоялась презентация информационно-аналитической системы для создания программы устойчивого развития и обустройства территории в районе озера Селигер и верхневолжских озер. До этого международный проект "Селигер" выносился на обсуждение экспертов в Санкт-Петербурге и в Женеве, на сессии ООН, посвященной реализации соглашений Киотского протокола. Суть проекта в том, чтобы превратить Селигер в курортную зону международного значения, в высокостатусное место проживания.

Владимир Федулин: - "КСК" разработала проект федеральной программы комплексного развития селигерской территории, включающий сельское хозяйство, строительство, социальные вопросы, экологию и т.д. и т.п. Нами сделан комплексный анализ территории начиная с 1990 года. Проанализировано все: население, его численность, возраст, занятия, состояние коммунального хозяйства, дорог, экология, животный мир, растительность, полезные ископаемые. Теперь нам известно об этой территории все, и можно прогнозировать ее развитие.

Мы вышли с этим проектом в Министерство экономического развития. Но, конечно, три района одной области (проект "Селигер" охватывает территорию Осташковского, Пеновского, Селижаровского районов) в масштабах всей страны маловато. Нам предложили выходить на уже существующие программы: экологическую, энергоэффективной экономики, культуры России.

В Минэкономразвития нам подсказали партнера, институт РИАЦ ИНТЭК, который занимается разработкой систем управления. Они, например, разработали систему управления адмиралтейства, систему экономической безопасности Лентрансгаза, сейчас работают над разработкой комплексной системы управления на Байкале. Этот НИИ занимается так называемыми байес-технологиями, разработкой комплексных систем управления территориями на основе анализа множества вводных. (Математик Байес разработал систему, позволяющую проанализировать множество разнообразных сведений, сделать прогноз на будущее. - Прим. авт.)

Мы уже начали работать в соответствии с Киотским соглашением. В данный момент закончен энергоаудит всех котельных Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов, сейчас работающих на мазуте, печном топливе и дровах. Создана методика, позволяющая анализировать перспективы теплоснабжения. Посчитаны выбросы парниковых газов, и теперь просчитываются способы сокращения этих выбросов. Возможно, в будущем году у Осташкова есть шанс попасть в программу газификации области.

Сергей Скрынник: - Сегодня наш проект идет по тому пути, который и планировался. Поскольку таких проектов больше нет, «КСК» должна быть первопроходцем, продвигаясь на ощупь, как в темной комнате. Сейчас мы приступили к разработке деталей проекта. Он разрастается, подобно дереву, появляются все новые ответвления деятельности.

Сейчас в районе Селигера под нашим управлением 200 тысяч гектаров, еще 20 тысяч гектаров оформляется в собственность. Помимо этих земель есть прилегающая к ним территория, есть проекты, в которых заинтересованы местные власти. Например, если мы предлагаем построить горнолыжный курорт, какой глава района откажется от этого предложения?

Первоначальным направлением было сельское хозяйство. "КСК" взяла в управление предприятия, обеспечила их техникой и средствами, погасила кредиты, создала востребованные сейчас направления - например, реанимировала близкую к банкротству птицефабрику. Большие средства вложены в обучение. Мы привлекли команду молодых управленцев. Налажена межхозяйственная интеграция. Каждое хозяйство занимается тем, что у него традиционно получалось лучше. У нас работает единая техническая служба, а ГСМ и удобрения для хозяйств закупаются по оптовым ценам. Получается существенная экономия.

Сейчас сельхозпредприятия выведены из убыточного состояния и отданы в управление менеджменту, в том числе и местному. Но ясно, что поднимать сельское хозяйство в России - задача, справиться с которой даже у Рокфеллера денег не хватит. Три селигерских района - территория по размеру больше Бельгии. Одна ассоциация КСК не справится, поэтому мы очень заинтересованы в привлечении партнерских капиталов, в серьезных инвесторах.

В Европе сельское хозяйство дотируется государством, поэтому с ним невозможно конкурировать. Поэтому надо искать новые направления. Например, сейчас в Западной Европе очень востребовано биодизельное топливо, которое производится из рапса. Иностранные инвесторы готовы поставить у нас завод по производству такого топлива.

Александр Булычев: - С тех пор, как компания "КСК" появилась в Тверской области, у нашего сообщества сложилось мнение, что она пришла поднимать сельское хозяйство. Должен сказать, что наша задача гораздо шире: компания пришла развивать территорию в целом, в том числе и сельское хозяйство.

Иван Павлов: - Этот подход уже дает свои результаты. Благодаря КСК и внедренной этой компанией итальянской технологии заготовки сенажа, когда свежая трава запаковывается в герметичную упаковку и так хранится целую зиму, наш район первый по заготовке кормов. В других районах - 13-14 центнеров на корову, у нас - 26 центнеров. Осташковский район в состоянии обеспечить все базы своими продуктами питания, но для этого надо создать условия для работы сельхозпроизводителей, наладить местную переработку.

Сергей Скрынник: - Сейчас завершается первый этап проекта "Селигер": собраны данные, сделан анализ. Мы можем ответить на любой вопрос потенциального инвестора. Уже сегодня российские и зарубежные компании готовы инвестировать в эту территорию средства. Иностранцы ориентированы на решение экологических проблем, они готовы ставить заводы по производству экологически чистого топлива, оборудовать экологически чистые и экономичные котельные.

Российский бизнес ждет более конкретной отдачи от сделанных вложений. Горнолыжный курорт понятнее для наших бизнесменов, поэтому подготовлен и такой проект.

Александр Булычев: - На прошедшей выставке были скептики, которые не понимали, какая связь между экологией и духовностью, которые являются частью этого проекта. Но без нее невозможно говорить о стратегическом развитии.

Геннадий Климов: - Тут тоже можно подойти с прагматичных позиций. Духовность - это особый брэнд территории Селигера. В народном сознании это святое озеро, навсегда связанное с именем преподобного Нила Столобенского и Германа Столобенского. Нилова пустынь, а также священные для многих людей истоки Волги, Западной Двины и Днепра придают селигерскому краю особый сакральный смысл. Недаром многие приехавшие сюда бизнесмены из Москвы, Сибири и других мест навсегда остаются здесь, вкладывают свои деньги в строительство баз отдыха и очень часто - в строительство и реставрацию храмов. В это воскресенье я проехал по "малой селигерской кругосветке" и был поражен, как меняется облик края. Хорошеет Нилова пустынь, восстанавливается храм в лесу рядом с деревней Красуха, где начинал Нил Столобенский. А новые Преображенский храм в Березовском Рядке и храм преподобного Германа Столобенского в деревне Сосницы, построенные уже после 2000 года, на мой взгляд, - просто шедевры деревянного зодчества. Хотелось бы, чтобы процессы изменения к лучшему шли еще быстрее.

Владимир Федулин: - Мы готовы идти быстро, но готова ли власть? Прежде всего любой инвестор сразу спрашивает о гарантиях. Нужен генеральный план развития территории, перечень объектов, которые должны быть на том или ином месте. Разработку этого плана уже ведут под эгидой областной администрации, но, естественно, он общий. На месте трех селигерских районов в этом плане пока что белое пятно.

Геннадий Климов: - У вас есть какие-то разногласия с местной властью?

Иван Павлов: - Разногласий нет, есть полное взаимопонимание. Что касается генерального плана, изначально это позиция не КСК, а моя. По заказу осташковского муниципалитета уже создана экологическая карта территории: приезжающий на Селигер человек должен быть уверен в чистоте и воздуха, и воды, и того, что он здесь ест.

Александр Булычев: - Вот пример совпадения наших позиций. Вы создали экологическую карту, а одно из первых поручений, которое я получил, придя на работу в "КСК", это проверить возможности разработки такой карты. Когда я начал выходить на людей, способных выполнить эту работу, я узнал, что такой проект уже заказан.

Иван Павлов: - Генплан дает уверенность, что никто не оспорит появление того или иного объекта. И заказчиком плана развития местности должен быть, безусловно, муниципалитет. Интерес к Селигеру сейчас огромный, на выставке "Рациональное природопользование-2005", которая прошла в Москве на позапрошлой неделе, я буквально не мог выйти из здания - меня останавливали и предлагали инвестиционные проекты один другого интереснее. Однако мы можем пригласить инвестора, а потом окажется, что у областной власти по поводу этой территории были совсем другие мысли. Точечно нельзя решать ничего. Развитие селигерского края должно четко коррелироваться с планом развития Тверской области в целом.

Геннадий Климов: - Когда появится реальный проектировщик, способный четко закрепить за разными территориями их будущее предназначение? И есть ли в природе проектировщики такого уровня?

Иван Павлов: - Сейчас разрабатывается генеральный план развития Тверской области. Я знаю, что 26 сентября о предварительных результатах будет делаться доклад губернатору. Что касается нашей территории, проектировщик, думаю, появится до Нового года.

Геннадий Климов: - Может быть, имеет смысл говорить не о туризме, а о массовом переселении сюда людей, которые хотят жить на природе, есть экологически чистую пищу, пить хорошую воду, словом, тех, кто пресытился жизнью в мегаполисе. На Селигере и так уже все деревни заселены московскими и питерскими дачниками. Надо просто создать для этих людей цивилизованные условия жизни - магазины, медицинское обслуживание, школы, стабильную сотовую связь, Интернет. И качество жизни на Селигере сразу кардинально изменится.

Иван Павлов: - Есть понятие "экологическая нагрузка на территорию". Единовременно Селигер может принять 15 тысяч человек, не больше. Если все будет застроено, Селигер потеряет свою прелесть и ту же самую экологическую чистоту. Я ездил в Бразилию в составе делегации Газпрома и изучал тамошний опыт организации отдыха на озерах. В Бразилии все поселки и отели находятся на расстоянии двух-трех километров от берега. На берегу расположена развлекательная инфраструктура - пляжи, рестораны, лодочные станции и т.д.

Геннадий Климов: - Я и не говорю о том, чтобы застраивать берега. В двух-трех километрах от побережья жить гораздо комфортнее. И именно эта территория, по-моему, имеет огромный ресурс развития. О каких 15 тысячах человек идет речь! Чтобы курорт зажил настоящей курортной жизнью, количество баз и отелей должно достигнуть определенной критической массы. А сколько сейчас баз на Селигере? Штук пять, оставшихся с советских времен, и штук пять новых, элитных, на несколько десятков мест каждая. Конечно, летом здесь много отдыхающих "дикарями", тех, кто снимает комнаты у местного населения или живет в палатках. Но это не дает большого стимула развития территории.

Сергей Скрынник: - Селигер называют экологическим парком. Мы подходим к процессу купли-продажи земли на Селигере с точки зрения стратегии развития края, прежде всего учитывая вопросы экологической безопасности. Сейчас на рынке недвижимости действует много мелких спекулянтов, с которыми бесполезно разговаривать, им все равно, что и кому они продают. Для компании "КСК" комплексное поднятие селигерского края - это творчество. Нам просто интересно этим заниматься. Конечно, выгода тоже важна - мы не спекулянты, но и не альтруисты. Но и с позиции выгоды перспективнее работать на общую капитализацию земли.

Геннадий Климов: - Конечно, чем лучше общий уровень жизни в селигерских районах, тем дороже здесь земля и выгоднее инвестиционные проекты.

Иван Павлов: - Нам всем нужна системность в работе, тем более в начале такого большого проекта. Сейчас создается некоммерческое партнерство, куда войдут компания "КСК", компания "СИБОСС", активно действующая на территории Пеновского района, компания "Русское подворье". Я собрал представителей этих компаний у губернатора, мы рассказали ему о своих планах, в октябре должна состояться следующая встреча.

По моему мнению, надо организовать в Твери постоянно действующий рабочий центр, где любой потенциальный инвестор сможет прийти, сесть за компьютер и ознакомиться со всей информацией по интересующей его территории.

Геннадий Климов: - Я предлагаю создать такой центр на базе газеты "Караван". Аккумулировать и анализировать информацию - это наша профессия. //Записала Мария Орлова Тверская область

 



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу